Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители
17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении Основные представители философии просвещения по странам · Франция– Бейль, Вольтер, Монтескье, Руссо, Гельвеций, Гольбах, Дидро. · Англия - Локк, Беркли, Юм, Пристли, Мандевиль. · Германия – Вольф, Лессинг, Гердер, Гете. Французскую философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Такое название французская философия XVIII в. получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в своих философских исследованиях, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и, в конечном итоге, идеологически подготовили Великую французскую революцию 1789 — 1794 гг. В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: 1 • деистическое; 2 • атеистическо-материалистическое; 3 • утопическо-социалистическое (коммунистическое). 1. Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. Вольтер Франсуа (1694 —- 1778) — философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: " Раздавите гадину! " ); считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория ипрактика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем ( " просвещенный абсолютизм" ), а также вел переписку с рядом " просвещенных" монархов (Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства. Жан Жак Руссо (1712 — 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. Видел в Боге мировую волю и мировой разум; считал, что материя «несотворима» и объективно существует всегда; считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; был убежден, что человек не в силах до конца познать мир, выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии — " гражданскую религию", " культ великого существа (Бога)", " культ мировой воли" и т. д.; был сторонником эмпирического (опытного) познания; считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; обосновал право народа на восстание 2. Атеизм — направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах. Жан Мелье (1664 — 1729) — священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии, философ-материалист: не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции — материи; материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению; материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи; познание — отражение материи самой материей; источником большинства знаний являются чувства; причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла " по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
3. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление получило широкое распространение в философии Франции во второй половине XVIII — начале XIX вв. Представители данного направления жестко критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, выдвигали проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, где торжествует идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Соц.-утоп. идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг. Видными социалистами-утопистами Франции были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье. Клод Сен-Симон (1760 - 1825) продолжил традицию утопического социализма во Франции. Он: диалектик; выдвинул теорию социальной физиологии, в которой рассматривал общество как целостный организм; в качестве базовой сферы жизни общества видел экономику экономический детерминизм; выдвинул идею о том, что в зависимости от развития экономики и производственных отношений общество в своем развитии переходит от низших форм к высшим, от одной ступени — к другой (что было зачатком будущей теории общественно-экономических формаций К. Маркса); лучшее общество, по Сен-Симону, то, которое предоставляет его членам максимум возможностей для удовлетворения потребностей; в качестве лучшего Сен-Симон видел так называемое " промышленное общество" с " иерархией способностей" ), запрет на право наследования, всеобщая обязанность трудиться, а экономика будет развиваться по плану (нет перепроизводства или дефицита и удовлетворены потребности всех членов общества); руководить данным обществом будут лучшие представители индустриального " класса" (то есть буржуазия), но не в качестве собственников, а в качестве управляющих различными звеньями народнохозяйственного организма. Англия Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени. мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт, сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (сознание как о " чистая доска", на которой записывается опыт — tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.
Этическая философия Эпикура Эпикур (341 — 270 гг. до н. э.) — древнегреческий философ-материалист. 3 раздела: учение о природе и космосе (" физика" ); учение о познании (" каноника" ); учение о человеке и его поведении (" эстетика" ). Основными положениями учения Эпикура о природе и космосе являются следующие: ничего не происходит из несуществующего и ничего не становится несуществующим, ибо нет ничего помимо Вселенной, что могло бы войти в нее и произвести изменения (закон сохранения материи); вселенная вечна и бесконечна; все вещества (вся материя) состоят из атомов и пустоты; атомы и пустота вечны; атомы находятся в постоянном движении; " мира чистых идей" не существует; существует множество материальных миров во Вселенной. " Каноника" опирается на следующие основные идеи: окружающий мир познаваем; основным видом познания является чувственное познание; невозможно " созерцание разумом" каких-либо " идей" либо явлений, если этому не предшествовали чувственное познание и ощущение; ощущения возникают благодаря восприятию познающим субъектом (человеком) истечений (образов) предметов окружающей жизни. " Эстетику" Эпикура можно свести к таким основным положениям: своим появлением на свет человек обязан самому себе (родителям); человек есть результат биологической эволюции; боги, возможно, существуют (как нравственный идеал), но они никак не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела; душа является особым видом материи; душа человека смертна, как и тело; счастье человека состоит в удовольствии - отсутствие страданий, здоровье, занятие любимым делом (а не чувственные удовольствия); • нормой жизни должны стать разумное ограничение (желаний, потребностей), невозмутимость и безмятежность (атараксия), мудрость. В этике он обосновывает разумное наслаждение, в основе которого лежит индивидуалистический идеал уклонения от страданий и достижения спокойного и радостного состояния духа – наиболее разумным для человека является не деятельность, а покой (атараксия).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы