Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения



Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему.

Основные положения: человек — высшая ценность; развитие индивидуализма; оживление светских настроений, гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности; в формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе; важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени; другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу; характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи бытия; философия Возрождения основное внимание обращает на гармонию души и тела, на равнозначность духовного и телесного бытия. Способности, задатки человека рассматриваются не только как Богом данные, но и как результат собственных усилий. Главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность (главные стороны бытия личности).

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

Николай Кузанский: совпадение противоположностей в едином предмете; мир бесконечен и конечен; система способностей: чувство, рассудок, разум

Николай Коперник - Творчество Бога – Творчество природы, приверженец материалист. понимания мира

Френсис Бекон:

Задача философии Бекона: познать единство природы + создать научный метод познания

Создал теорию «Двойственной системы» = Бог познаваем только верой + Природа изучается только разумом»

Философия – это часть культуры, но быть ей частью культуры мешают идолы: идол рода – одухотворение природы, идол пещеры – субъективное восприятие мира, идол театра – вера в авторитет, идол рынка – слова в разных значениях

+ Бекон выработал свой метод познания: имперический – индукцию (от частного к общему)

Рене Декарт

Задача: выработка подменных истин

Признаки знания:

- достоверность - соответствие знания предмету познания

- общеобязательность – доказанное, обоснованное знание

- сомнение – «Мыслю, значит существую»

Мысль по Декарту выражает знания в форме идей, которые бывают порождаемые и врожденные (бога, чисел, фигур)Мир у Декарта состоит их 2-х субстанций: материальной(обладает такими характеристиками как протяженность и мышление) и духовной, Бог в данном случае свзязующее звено между субстанциями.

25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания;

Знания – результат познавательной деятельности человека, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, теориях и т.д.) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Наука – это форма познавательной деятельности человека (наряду с искусством, религией и т.д.), специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности – научное знание. Не всякое знание является научным (например, мифическое, религиозное, художественное, бытовое и др.). Только объективно-истинное и обоснованное знание называют научным.

Специфика научных знаний: Системность, логическое выведение одних положений из других; Объектами научного познания являются не сами предметы и явления, а их аналоги, т.е. идеальные объекты; Контроль над методами получения знаний; Образование специфического языка; Независимость знаний от познающего субъекта, т.е. их объективность.

Основой научного знания является обыденное знание или здравый смысл. Наука стремится вникнуть в каждую из вновь открываемых истин, пытается обосновать ее, подставить под сомнение все, а здравый смысл наоборот настороженно относится ко всему новому, непривычному, выходящему за рамки обыденности. Научное знание обладает: истинностью, обоснованностью, системностью, направленностью на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережает практику. Знание законов, которым подчиняется жизнь объекта, позволяет рассматривать его возможные будущие состояния, прогнозировать.

Задачи, связанные с открытием истинных положений и их обоснованием, породили потребность в специфическом языке науки. Научный язык создается на базе разговорного. В нем вырабатывается научная терминология – совокупность слов с точным, единственным значением в рамках одной научной дисциплины. Таким образом, научное знание возникло на базе жизненно важных представлений, сложившихся в результате длительных наблюдений и практического опыта многих поколений людей, или на базе здравого смысла. Предпосылкой и гарантом успешных действий в окружающем мире являются истинность и обоснованность такого рода представлений. Стремление людей сделать свои представления как можно более истинными и обоснованными, в конечном счете, привело к возникновению научного знания и науки вообще. В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и уровень философских оснований. На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Теоретическое познание: теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий. Эмпирический и теоретический уровни научного знания органически связаны между собой. Теоретический уровень существует не сам по себе, а опирается на данные эмпирического уровня. Но существенно то, что и эмпирическое знание неотрывно от теоретических представлений; оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст. Кроме эмпирического и теоретического в структуре научного знания можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.

28. Природа мышления. Язык и мышление;

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элементарных формах оно имеется и у животных) также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредственно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обобщенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в этих познавательных процессах определяет их уровень развития.

Мышление – это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие – обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, преобразовательного и познавательного характера

Прежде всего надо заметить: языки у человечества разные — мышление в принципе одно. Это и позволяет общаться людям разных национальностей. Не все в мышлении относится к языку, но и в языке не все можно причислить к мышлению.

Во-первых, мышление бывает без языка (имеется в виду — без речи). Даже обезьяна способна догадаться, как с помощью палки можно достать банан — это так называемое практическое мышление. Оно есть и у человека, человек «практический» умеет принимать правильные решения, действует «по-умному», но объяснить словами, он скорее всего, затруднится.

Наглядно-образное мышление: Оно часто преобладает у людей искусства: художников, режиссеров… Человек с таким типом мышления предпочитает думать не словами, а картинами, образами, представлениями…

Наконец, есть вербальное мышление, то есть словесное. Иногда его называют словесно-логическим или просто логическим.

Такое мышление: предполагает поиск истины, не связано с чувствами и оценками, не имеет дела с вопросом и побуждением.

Все, что выходит за эти рамки, не является проявлением логического мышления. Вот, например, когда вы выражаете свои чувства («А! О! Эх! », «Классно! ») или когда задаете «утилитарные» вопросы («Который час? »), вы используете язык «без участия» логического мышления. Еще: «Кого я вижу! Привет! » — окликнете вы знакомого. Здесь тоже пока нет мышления — с помощью языка вы просто устанавливаете контакт. «Принесите, пожалуйста, чаю», «Закрой дверь», «Прекрати сейчас же! » — это просьбы или приказы, то есть ваше волеизъявление. Таким образом, язык «обслуживает» не только мышление, но и другие сферы нашего сознания.

30. Свобода научного поиска и социальная ответственность учёного;

В общем виде наука - это деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний. Разумеется, человек занимается научной деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпывающие знания, выработка которых и есть цель всякой научной деятельности. Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы, осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научнотеоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организаци­ями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

В настоящее время наука предстает, прежде всего, как социокультурный феномен. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной сте­пени определяет общественную жизнь.

Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ «культуры». И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «под­линного» фундамента культуры в целом в ее первичном— деятельностном и технологическом — понимании.

Сегодняшний «информационный взрыв» не похож на те, что были, ни по характеру, ни по последствиям. Промышленная революция повлекла за собой радикальные изменения, она изменила мировоззрение, породила иную культуру, иной тип мышления, новую цивилизацию.

В сложившейся ситуации, когда мир задыхается от переизбытка информации, учёный несёт огромную нравственную ответственность за свои открытия, потому как они являются общедоступными.


 

 

29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество;

На данный вопрос разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям, представители материализма концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. До сих пор этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, он и останется таковым: каждая личность должна решить и будет решать его по-своему.

Выделяют подходы: Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход), Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход), Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход), Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока.

В античности считалось, что человек – существо природное. Этим и объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение – продолжить цикличность жизни.

Без страданий, бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов, что может приводить к очень серьезным последствиям.

Эпикур, говоря об удовольствиях и наслаждении как цели жизни человека, предлагает средство их достижения – добродетель. Так как добродетель – это средство в отношении к удовольствию, то необходима организация этих средств и искусное подчинение их желаний цели. А это и есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривает в знании конкретное и осязаемое благо – удовольствие. Добродетель, знание, мудрость – все они одинаково потеряли бы всякий смысл, если бы перестали доставлять удовольствие.

В эпоху Средневековья получает развитие парадигма «Смысл жизни – вне жизни человека».

Социальным основанием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, когда четко проявилась дисгармония между личным и общественным, препятствующая упованиям человека на общество как надежную опору в жизни.

Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить. И в том, и другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств для оправдания его бытия.

В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость парадигмы Позже начинает развиваться подход «Человек живет, чтобы действовать». Сторонниками этой концепции выступают М.Монтень, Ж.-Ж.Руссо, П.А.Гольбах, Фейербах, Спенсер.

«Смысл жизни в служении высшему существу» видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование – вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия – путь к обретению человеком высшего блага – путь к самосовершенствованию человека. Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации.

И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в религиозном аспекте.

«Смысл жизни – в служении идее». Эту точку зрения разделяли Т.Мор, А. Сен-Симон, Ф.Бэкон, Дж.Локк, К.Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества.

В ХХ веке получает развитие парадигма «Смысл жизни – в самореализации». Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и «сделать себя».

В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А.Бердяев, В..Соловьев, С.Н.Трубецкой, Л.А.Шестов, а также И.Кант, Фихте.

 

31. Социальные воззрения Ф. Бэкона и Т. Гоббса;

17в включил в себя 2 ре­волюционных потока: социальную революцию в обществе, свя­занную с переходом от феодализма к капитализму и научную революцию, проявившую себя в пристрастии к экспери­менту, рациональному познанию и объясне­нию мира. Если в средние века философия развивалась в союзе с богословием, в эпоху Возрождения - с искусством и гумани­тарным знанием, то в 17 в. союзник философии естественные и точные науки. Плеяда мыслителей мирового масштаба, в т.ч. Ф. Бекон и Т. Гоббс.

Бэкон- первооткрыватель философии Нового времени. Его основная работа «Новый Органон»- главное сочинение Бэкона по методологии научного познания. Основная задача философии поБэкону - конструирование нового метода познания, а цель науки - принесение пользы человечеству. Известный афоризм: «Знание - сила». Он отвергает традиционные формы знания: магию, аристотелевскую логику

В ка­честве основного метода Бэкон предлагает индукцию, которая опирается на опыт и эксперимент, а также ме­тодику анализа и обобщения чувственных данных. ( от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов). Индукция, как правило, является неполной, поэтому ин­дуктивный вывод является не достоверным, а лишь вероятно­стным (предположительным).=> нужно больше фактов, не только подтвер­ждающих, но и опровергающих индуктивный вывод.

2 истины 1.Бог(непознаваем) и 2..природа(должны изучать).Он исследует основные возможные ошибки на пути опытного познания. Успешному познанию природы мешают заблуждения в нашем сознании (идолы). Он выделяет 4 рода «идолов»: 1) «идолы рода» – общие заблуждения, порожденные самой человеческой природой (ограниченные возможности органов чувств); 2) «идолы пещеры» – искаженные представления о действительности, характерные для отдельных людей; (особенности воспитания и психологии человека, специфика со­циальной среды обитания, направленность интересов личности) 3) «идолы площади», или «рынка» - связанные с общением людей и неправильным использованием языка; 4) «идолы театра» - ложные представления о мире, некритически позаимствованные людьми из различных философских систем (слепое суеверие, неумеренное религиозное рвение.) Бэкон настоятельно рекомендует устранить препятствия (идолов), лежащие на пути познания, и тем самым сделать душу более восприимчивой к истине. Основное средство преодо­ления «призраков» - обращение к опыту и обработка опытных дан­ных научным методом; какой метод познания научный? По его мне­нию, существуют три основных пути познания - «паука, мура­вья и пчелы». Он предостерегает как от крайностей эмпиризма («путь муравья»), так и догматизма («путь паука»), отдавая предпочтение сбалансированному «пути пчелы», которая собирает из цветов сладкие соки, но не оставляет их в том виде, в каком высасывает, а перерабатывает их в мед собственной деятельностью. Т.о. при опоре на науку человек способен подчинить себе материальный мир, достичь могущества без Бога

Учение Ф. Бэкона о природе и познании было продол­жено Томасом Гоббсом. Его волнуют те же проблемы, что и Ф. Бэкона: как получить истинное зна­ние - через ощущение или разум, интуицию или логику? Ка­кие методы использовать в познавательном процессе? Большое значение Гоббс уделяет такому разде­лу философии, теория познания - гносеология. Главная цель познания - выясне­ние причин того или иного процесса. Начальный этап по­знания - процесс осознания того, что в нашем мышле­нии отсутствуют знания об интересуемом нас предмете. При этом язык, яв­ляется не только средство познания, но и источник лжи и ошибок. Познание начинается с чувственности - первый принцип теории познания. Продукты чувственного по­знания - «фантомы» (призраками)». Люди, получив восприятия - фантомы (образы), обозначают их знаками. Роль знаков в жизни людей очень велика. В определен­ном смысле знаки создали самого человека, поэтому его можно определить как существо, оперирующее знаками.

Отправной пункт рассуждения фи­лософа об обществе и государстве яв­ляется тезис о «естественном состоянии», при котором четко обнаруживается склонность людей вредить себе в силу необузданных страстей, тщеславного самолюбия и права всех на все. Естественным состоянием людей, раньше, чем они вступи­ли в общество, была война всех против всех. В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, поскольку каждому угрожают все. Выход из нее Гоббс видит в образовании общества.

Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формировани­ем общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется реальной силой и пол­номочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть сами­ми собой и отдали их представительному органу. Так родился великий Левиафан (именем «Левиафана», мифического библейского чудовища, Гоббс назвал государство, намекая тем самым на его могущество - своего рода Бога, на Земле). Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом. Граж­данские права естественные пра­ва, перенесенные в государство. А так как права человека в естественном состоянии были ничем не ограничены, а затем делегированы государству, то и права государства в силу этого факта становятся неограниченными, обязательными для вы­полнения и приобретают статус гражданских законов.

Гоббс различает три вида государственной власти: демокра­тию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государ­ства, по мнению философа, является монархия, (она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе). Требование крепкой и силь­ной государственной власти, опирающейся на разум, объек­тивно способствовало интересам формирующейся буржуазии. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали. Добродетели и пороки людей обусловлены разумным пониманием того, что способствует, а что препятствует достижению блага. В силу этого интересы государства являются высшим критерием морали. Взгляды Гоббса на государство и общество были весьма прогрессивными и повлияли на боль­шинство мыслителей XVII и XVIII вв. От его теории договора по созданию государства и общества дорога привела к «общественному договору» Руссо. Концепция общества у Гоб­бса содержит в себе немало демократических элементов ( признание суверенитета гражданина, естествен­ного равенства всех людей, забота о благе народа, сохранение гражданского мира.)

32. Апории Зенона, их философский смысл;

Зенон - относился к элейской школе, был учеником Парменида (бытиё есть, а небытия – нет). Работы: " Споры", " Толкование Эмпедокла", " Против философов", " О природе". Главное у него попытка обосновать систему взглядов Парменида методом «от противного - условно принимает тезисы противника, приняв их условно, доказывает, что признание их ведет к противоречиям.». В теории познания содержалось резкое противопоставление разум­ного знания знанию чувственному, основывалось оно на недоверии к той картине окружающего мира, которая доставлялась чувствами, и на основе убеждения в пре­восходстве ума над ощущениями. Только ум, считали элеаты, ведет к достоверной и незыблемой истине. Но тем не менее, по мысли 3енона, даже недостоверные " мнения", добытые на основе чувств и ощущений, необ­ходимо знать. Апории -с греч. безвыходное положение, трудно разрешимая проблема. Она возникает, поскольку в самом предмете/понятии о нём заложено противоречие. Наиболее известны дошедшие до наших времен апории 3. — " Ахилл и черепаха", " Стрела", " Стадий" или иначе " Ди­хотомия", " Движущиеся тела". Даже сегодня аргументы, приводимые Зеноном, оцениваются до парадоксального различно: как софизмы и как глубокие и убедительные доказательства, раскрывающие тезис Парменида: истина достигается и доказывается лишь логическим путем. Эта истина несовместима с тем, что воспринимается чувственно.
Древние приписывают Зенону 40 доказательств в защиту учения о единстве сущего, которое не может быть поделено, и 5 доказательств против движения в защиту тезиса о видимости его.
Один из аргументов против множественности сущего: если есть множество, то вещи должны быть необходимо и малы и велики; так малы, что вообще не знают величины, и так велики, что бесконечны.

Аргументы против движения дихотомия (деление пополам): движение. не может закончиться,. т.к. прежде чем движущееся тело достигнет конечного пункта, оно должно достичь половины пути, а прежде, чем достигнет половины, — половины половины, и так до бесконечности. Впрочем, это означает, что движение не может и начаться.
Пример аргумента Зенона против движения — Ахиллес и Черепаха. Самый быстрый из людей не сможет никогда догнать одно из самых медленных созданий, если оно вышло в путь раньше. Ахиллес, чтобы догнать Черепаху, должен вначале пройти расстояние от своего места до того, где первоначально находилась Черепаха. Но прежде чем он пройдет это расстояние, Черепаха продвинется вперед на определенный отрезок, и эта ситуация будет повторяться вновь и вновь до бесконечности. Немыслимость дви­жения одного отдельно взятого тела доказывается в апории " Летящая стрела". Стрела летит, значит движет­ся в пространстве, но в то же время она в каждое мгно­вение полета занимает пространство равное собствен­ной длине, т.е. находится в покое. То есть пребывает в пределах части пространства, а значит в нем неподвиж­на. Таким образом, все движение разлагается на момен­ты покоя, а значит представляет внутреннее противоре­чие, так как из ничего нельзя составить положительную величину. Выходит что летящая стрела движется и не движется. Но движение не мыслится и как движе­ние двух тел относительно друг друга (см. апорию " Ахилл и черепаха" ). Рассмотренные чисто умозрительные конструкции находятся в видимом противоречии с каждодневным опытом. Но Зенон ведет речь не о реальности, не о существовании движения, а о возможности постижения его разумом. Он вскрывает внутреннюю противоречивость движения и противоречивость отражающих его понятий.

33. Основные характеристики философского знания, его структура;

Структура (от лат. - «строение») имеет целый спектр значений, встречающихся в различных областях человеческого знания и практике. В своём основном значении, структура есть внутреннее устройство чего-либо. Философское знание имеет определенную структуру. Это означает, что внутри философии выделяются отдельные разделы, или части, различающиеся, прежде всего, своей тематикой. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной( классической)- обязательный образец для целостной философской концепции. Основными частями, или разделами, философского знания являются следующие: философская онтология; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; история философии. Эта структура философского знания, принятая в качестве образца, или стандарта - определенная схема, которая призвана упорядочить и систематизировать многообразие философских знаний.

НО в реальном существовании философии структура философских учений не является неизменной. Она меняется в зависимости от многих факторов: от характера исторической эпохи, особенностей культуры того или иного общества, от понимания актуальных целей и задач философии, от личных пристрастий философа.
Для развития философии характерны процессы дифференциации и интеграции (особенно заметны с конца 19в ). Дифференциация - разделение философии на все большее число относительно самостоятельных разделов и отраслей. Новые отрасли философии приобретают самостоятельное значение, но в то же время многие современные сферы философского познания вбирают в себя достижения многих других разделов философии, а также науки и культуры в целом. Философия искусства первоначально возникла как раздел эстетики. Но она сумела впитать в себя достижения философии истории, антропологии, искусствознания. Философия глобальных проблем предполагает обобщение широкого круга знаний из области социальной философии, политики, экономики, геологии, биохимии.

Философская онтология - учение о бытии, рассматривает вопросы о существующем. Что существует подлинно, а существование чего является иллюзией? Онтология стремится создать определенную картину мира, которая не только позволяла бы составить представление о мире в целом, но и выявила бы его скрытую сущность, его глубинные причины. С древности философы заметили, что не все, что открывается нам посредством органов чувств, обладает подлинной реальностью. Философская онтология не совпадает с научной картиной мира. Философия ищет предельных оснований бытия. Поэтому она стремится заглянуть в подоснову той картины мира, которую дает наука. Гносеология - о познании, рассматривает особенности процесса познания человеком внешнего мира. Она отвечает на вопросы: Как человек познает окружающий мир? Каковы этапы или ступени познания? Что такое истина в познании? На каких путях она достижима? Познание - сложный процесс. Истина не достигается без усилий. => множество трудностей и препятствий. Одни выражали веру в способность человеческого разума познать сущность вещей, другие сомневались в этой способности. Истина в познании есть бесконечный процесс проникновения человека в суть вещей, в их взаимные связи и зависимости. Истина связана с умением применять полученные знания на практике. Принято различать чувственную и рациональную ступени познания. Чувственное познание- при помощи органов чувств. Подразделяется на 3 формы: Ощущение — первичный элемент чувственного познания. Оно сообщает нам данные об отдельных свойствах предмета — о его тяжести, теплоте, цвете. Восприятие это целостный наглядный образ предмета. Наиболее типичным примером восприятия является зрительное восприятие. Представление- это наглядный образ предмета, сохраняемый в памяти.
Рациональное познание также на три формы: понятие, суждение, умозаключение. Понятие это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках. Понятие выражается в слове, но не тождественно ему. Суждение это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета. М.б. истинным/ложным. Умозаключение это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение. Многие философы наряду с чувственным и рациональным познанием признают еще один вид — интуицию . Интуиция — непосредственное усмотрение истинности какого-либо утверждения (озарение). Философская антропология — раздел философского знания, специально занятый осмыслением человека. Социальная философия — изучение наиболее общих характеристик общественной жизни. Философия истории - вопросы, связанные со смыслом и целью общественной истории, с ее движущими причинами. Этика - учение о нравственности. Эстетика — учение о красоте (прекрасном). История философии - историческое развитие философии. Она изучает философское творчество мыслителей прошлого, а также современных авторов, выделяет эпохи в развитии философии, анализирует связь философских концепций с культурой и особенностями общества.

34. Познание как предмет философского анализа;

Одно из важнейших положений гносеологии - познание сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание — диалектический процесс взаимодействий субъекта и объекта; процесс познания- единство рационального и чувственного познания. S-активная роль, человек, обладающий способностью к познанию. O-окр.мир, общество, сам S. Существует 2 уровня познания: эмпирическое и теоретическое

Цель познания — знания (конкретное, ситуативное, индивидуальное) нужно отличать от лжи и заблуждения (не преднамеренно). Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире. Знание содержит истину. Истина — это соответствие знаний действительности; это полезность знания, его эффективность; соглашение. Объективная истина- содержание чел. представлений, кот не зависят ни от субъекта, ни от человечества, ни от человека(по Ленину). Три аспекта объект. истины: бытийственный (истина рядом), аксиологический (нравственно-этические вопросы) и праксеологический- практика(в любой истине человек находит цел/интерес). Конкретность истины — учёт всех условий, где находится объект с выявлением свойств, тенденций, связей. Формы истины: относительная (отражение объекта не полностью, а он развивается, изменяется)и абсолютная (знание, исчерпывающее объект познания и не м.б. опровергнуто со временем)

В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Сенсуализм - направление в гносеологии, которое видит весь процесс познания в получении инфо от органов чувств.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1229; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.054 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь