Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Каждая сфера общественной жизни представляет собой системную целостность. Материально-производственная сфера характеризуется высокой степенью взаимопроникновения, единства своих составных элементов: труда, производительных сил и производственных отношений, механизмов функционирования. Общественный субъект-это а) производительная сила, составной элемент некоторой совокупности людей, занятых совместной материально-производственной деятельностью, трудящихся; б)экономический субъект со стороны своей экономической заинтересованности в материально-производственной деятельности. В материально-производственной сфере индивидуально-неповторимые качества людей как бы рассеиваются в совокупной общественной деятельности. В социальной сфере очень тесно связаны друг с другом составные элементы: макро- и микросоциальные структуры, классы, этнические общности, трудовые коллективы, общины и т.п. Однако здесь автономизация элементов все же больше. Поэтому социальная сфера обладает более ослабленными системными связями. Общественный субъект раскрывается со стороны своей принадлежности к различным социальным общностям. Он включен как в макросоциальную систему, будучи членом класса, нации, так и в микросоциальную систему, будучи членом семейной общности, общины, коллектива и т.п.. В социальной сфере индивидуальные качества субъекта выражаются неотчетливо. Здесь речь идет о социальных типах, некоторых характерологических чертах представителей класса, нации, народа. В рамках микросоциального деления удельный вес индивидуальных качеств социального субъекта возрастает. Политическая сфера. Здесь уже не только каждый элемент, политический институт, будь то государство, политическая партия и т.п., обладает отдельным существованием, но он способен противопоставлять свою деятельность другим элементам политической системы. Особенно это проявляется в политической сфере антагонистических формаций. Человек раскрывается в своей взаимосвязи с политическими институтами и выступает как субъект политической воли, политического сознания, политической деятельности - предстает как политический субъект. Духовная сфера представляет собой наиболее слабое образование с точки зрения системных связей. Не случайно именно в этой сфере наблюдается высокая степень отдельности каждого элемента — идеологии, институтов науки, образования и воспитания и т.д. В духовной сфере ориентация, учет индивидуальных качеств субъекта развиты наиболее полно. Духовное творчество в целом наиболее сращено именно с индивидуально-неповторимыми структурами человеческой жизни. Выводы: та сфера, в которой больше дают о себе знать следственные связи, оказывается менее развитой именно как системная целостность; придвижении к духовной сфере значение, удельный вес индивидуальных качеств субъекта возрастают. Взаимосвязь общественных сфер можно рассмотреть сквозь призму многообразия различных «обликов» человека в сферах общественной жизни — экономический субъект, субъект труда, социальный, политический субъект, субъект духовного производства — раскрывает многокачественность проявлений человека. Круг людей, охватываемых различными качествами субъекта при движении от материально-производственной сферы к духовной, непрерывно сокращается. Так, качество экономического субъекта связывает человека со всем обществом, социального субъекта — с большими и малыми социальными группами, политического субъекта — с относительно небольшой группой людей, занятых в области общественного управления, духовного субъекта — с группами профессионалов, занятых духовным творчеством. Изучение материально-производственной сферы, ее содержания, структуры, законов и т.д является первым шагом познания сфер. Полученные здесь знания таковы, что они открывают возможность перехода к познанию других сфер, прежде всего социальной. Познание социальной сферы углубляет, социологически конкретизирует понимание материально-производственной сферы; познание политической сферы углубляет и конкретизирует понимание материально-производственной сферы и сферы социальной. Так, само существование и функционирование общества в условиях классов могут быть поняты только при учете роли, функций политической системы этого общества.Познание духовной сферы как бы венчает этот познавательный процесс. Здесь также наряду с открытием знания о новой сфере — духовной — делается шаг к более глубокому, теоретически конкретному постижению всех предыдущих сфер.
Оглавление 1. Основные концепции философии истории. 1 2. Средневековая философия: проблемы, направления, представители. 3 3. Сущность философии просвещения, основные направления, проблемы, представители. 4 17. Сущность и содержание материалистической тенденции во французском Просвещении. 4 4. Этическая философия Эпикура. 5 5. Проблема соотношения философии, науки и теологии в неотомизме. 6 6. Полемика рационалистической и эмпирической традиций, проблема метода и истины в философии нового времени. 6 7. Философия Гегеля, принципы построения и содержание его философской системы.. 8 8. Философия как форма духовной культуры, её предмет и функции. 9 10. Мировоззрение как социокультурный феномен. Исторические типы мировоззрений. 10 11. Специфика материалистической философии Л. Фейербаха. 11 12. Диалектика природы и общества. 12 55. Законы диалектики, их значение в экономической науке и практике; 12 13. Философские вопросы в жизни современного человека. 13 16. Роль личности и народных масс в истории. 14 18. Формирование философского учения о бытии в Элейской школе. 14 22. Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии. 14 19. Основной вопрос философии. 15 26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья; 15 20. Парные категории диалектики, их значение в экономической науке и практике. 16 23. Пространственно-временные характеристики бытия; 16 21. Основные направления, тенденции и проблемы развития современной философской мысли. 17 24. Эволюция английского эмпиризма в философии Беркли и Юма; 17 27. Особенности философии эпохи Возрождения; 18 51. Особенности развития духовной культуры эпохи Возрождения. 18 25. Особенности и структура научного знания. Специфика социально-гуманитарного познания; 19 28. Природа мышления. Язык и мышление; 19 29. Смысл жизни: смерть и бессмертие, человек, свобода, творчество; 21 31. Социальные воззрения Ф. Бэкона и Т. Гоббса; 22 32. Апории Зенона, их философский смысл; 23 33. Основные характеристики философского знания, его структура; 24 34. Познание как предмет философского анализа; 25 36. Исторический смысл и значение философии позитивизма; 26 44. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки; 26 35. Гражданское общество, нация, государство; 28 37. Основные формы и методы научного познания; 29 38. Общество как саморазвивающаяся система; 30 39. Социокультурный смысл учения софистов; 31 40. Рационалистическая традиция философии Декарта и Спинозы; 31 41. Проблемы сознания в философии, многообразие подходов к её решению; 32 42. Особенности философии древней Индии и Китая; 33 43. Субъект и объект познания. Познание и творчество. 34 45. Сущность, историческое место и значение марксистской философии. 35 46. Жизненный мир человека. 36 47. Бэконовское учение о методе и познании; 37 48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления; 37 49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора; 38 53. Проблема истины в философии и науке. 38 52. Специфика античной философии, основные школы, направления, проблемы и представители. 39 54. Многообразие форм познания и типы рациональности. 40 56. Уникальность человеческого бытия как философская проблема в экзистенциализме; 41 57. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе; 42 58. Идея развития в философии. Диалектика, метафизика, синергетика. Прогресс и регресс в развитии; 43 50. Идея развития как концептуальное ядро классической немецкой философии; 44 59. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. 45 60. Глобализация. Неолиберальная теория глобализации. 46 61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия; 47 63. Диалектики познания и практика; 48 64. Особенности теории познания И. Канта; 48 65. Философское понимание общества и его истории; 50 66. Основные сферы общества: особенности и взаимосвязь. 52 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы