Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глобализация. Неолиберальная теория глобализации



Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов.

Неолиберализм – это направление политической экономии и философии, возникшее в 1930-е годы в ответ на низкую эффективность государственной бюрократии и чрезмерное влияние институтов государства буквально на все сферы жизни общества. Он достиг своего расцвета в конце 1980-х — 1990-е годы XX века.

Это теория, согласно которой система капиталистических рыночных отношений и рыночного обмена применима к любым сферам человеческой деятельности и является основой этических норм, достаточной для регулирования поведения человека в любых обстоятельствах.

Одной из первых групп, заложивших основы неолиберальной теории, стало Общество Мон-Перелин (по названию курорта в Швейцарии), объединившееся в 1947 году вокруг австрийского философа Фридриха фон Хайека. Среди других его известных участников оказались философ Карл Поппер, критик социализма Людвиг фон Мизес и представители Чикагской экономической школы (в том числе экономист Милтон Фридман).

В последней четверти 20 в. теория захватила ведущие позиции вследствие придания этой теории характера единственно правильной как научным сообществом, так и лидерами ведущих держав. Поэтому содействие процессу глобализации в большинстве государств, безотносительно к уровню их развития, степени развития рыночных отношения и пр., приобрело характер непререкаемой догмы.

Черты: Свобода рыночной торговли, Упразднение импортных и экспортных квот и тарифов, беспрепятственное перемещение обмениваемых товаров, Передача в частную собственность всех экономически пригодных для эксплуатации ресурсов, Отсутствие регулирования таких аспектов социальной жизни, как заработная плата, условия труда и охрана окружающей среды; поощрение отказа правительств от ответственности за социальное благосостояние граждан.

62. Главные проблемы и задачи классической немецкой философии, её особенности и представители
Понятие «немецкая классическая философия», веденная Ф.Энгельсом и утвердившееся в марксистских работах, обозначает ту линию в развитии новоевропейской мысли второй половины XVIII — первой трети XIX в.
которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха.
Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1.Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, " конфронтирующим сознанием", " усмехающимся над действительности", " душой" культуры.
2.Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг - натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию " наукоучением", видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия морали, философия религии, философия государства, философия развития индивидуального сознания и другие. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
3.Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика - это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума. Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности " Я", к взаимодействию " Я" и " не-Я" как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него - становящийся, развивающийся дух. Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении. В логике, философии природы, в истории философии, в эстетике и т.д. - в каждой из этих областей Гегель стремился найти нить развития. 4.Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и раз

61. Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия;

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Онтология – учение о бытии.

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

ü Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

ü Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

ü Есть только небытие (Чанышев).

Бытие:

ü Природное: первая природа и вторая природа.

ü Общество: объективное(техника, общественные отношения) и субъективное(чувства).

ü Человеческое бытие: объективные компоненты и духовные компоненты(сознание).

Есть такая категория - существование, т.е. мышление, восприятие (по Беркли), возможность быть выраженным в логических терминах. В физике существование определяется как то, что может быть описано физическими законами. В Древнем Китае считали, что существовать– значит действовать. В математике существование связано с непротиворечивостью, в другом направлении матаматики существование связано с возможностью конструирования модели чего-либо. В философии жизни существование связано с волей жизни (Шопенгауэр), с волей к власти (Нитше). В экзестенциализме существование определяется через бунт, существование– напряженное внутренние переживание. В диалектико-материалистической философии существование и сущность связаны. Сущность – это качественная определенность любого явления. Для характеристики бытия очень важной является категория субстанции, которая связана с акциденцией (свойство, признак).

Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи: Движение существует в 3-ех формах. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям: По носителю, По взаимодействию, По законам.

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая (носитель – молекула)

4. физическая (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах.

В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам маханики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

Рассмотрим другие атрибуты материи – пространство и время.Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее структурность. Время – форма бытия материи, которая выражает длительность ее существования. В различных формах движения материи временные характеристики неоднозначны: социальное, биологическое, химическое и физическое пространство, время.

Монистические и плюралистические концепции бытия понятие материального и идеального в философии
монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия
Философские теории, утверждающие внутреннее единство мира, называются монистическими. Таких теорий в философии большинство. Однако история философии знает и иные, дуалистические и плюралистические концепции.
Различие между монистическими и плюралистическими концепциями бытия заключается:
+в признании разных по численности начал бытия
в отрицании наличия субстанции
в признании духовных начал главенствующими
в признании материальных начал главенствующими

 

63. Диалектики познания и практика;

В своей простой форме диалектика, как учение о развитии природы, зародилась еще в древности.(понятие противоположностей, покоящегося и изменяющегося)

Гераклит (первый диалектик), указал на взаимодействие противоположностей, утвердил принцип всеобщности и неотвратимости изменения всего. Взаимодействие противоположностей Гераклит называл всеобщим логосом (законом). Но поскольку космос мыслился как завершенный и единый, то противоположности мыслились воплощающимися друг в друге (огонь в воздухе, воздух в воде, вода в земле, и обратно, движение мыслилось по кругу, без порождения чего-либо нового. Отсюда и появилось утверждение о тождестве противоположностей.

Термин «диалектика» в смысле метода философствования, когда в ходе беседы находятся и снимаются ложные представления, в результате чего доказательно устанавливаются искомые понятия, впервые применил Сократ. Диалектикой стал называться, по сути, метод, которым пользовался Сократ для определения понятий. Для Сократа целью познания было понимание, в первую очередь, идеи добра, которое он понимал как красоту и истину. Диалектика Сократа призвана разделять предметы по родам и устанавливать свое общее в каждом роде различенных предметах – находить общие определения (групп) предметов. Это достигается в ходе беседы.

Платон представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Платон определяет диалектику в ряде своих, как искусство сочетания родов и как очищенную от образов мысль. В диалектике Платона метод двухстадийный: сначала происходит восхождение от низших понятий к высшим, нахождение идеи за счет подведения под нее разных вещей, а потом осуществляется нисхождение к низшим понятиям, определение видов, что Платон связывает с проверкой гипотез. Аристотель рассматривал понятия в их взаимосвязи, характеризовал категории как переходящие друг в друга, диалектика Аристотеля была существенна в изучении причин порождения вещей. По Аристотелю, развитие есть такое изменение, в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему исследованию, но при этом утверждалось, что развитие порождается активностью присущей вещам формы. Аристотель первым начал уделять внимание прошлому, проводя аналогии с настоящим

Вопрос о начинании диалектического познания поставил И. Кант. он освободил диалектику от видимости произвола (в частности, понимания как диалога).В философии Канта диалектика относится уже не к объектам и к предметам, а к познанию.Высшей ступени своего развития диалектика в идеалистической форме достигла в философии Гегеля( 177О-1831), который был великим представителем объективного идеализма.Он определил самоконструирующий себя путь познания, указал на универсальные связи мира, познания и мышления, определил категории мышления, создал систему понятий диалектики. Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля состоит в том, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. Особенное значение в диалектическом методе Гегеля имели три принципа, закона, развития, понимаемые им как движение понятий, а именно: переход количества в качество, противоречие как источник развития и отрицание отрицания. Гегелевская система объективного идеализма состоит из трех основных частей. В первой части своей системы - Гегель изображает мировой дух (называемый им здесь " абсолютной идеей" ) таким, каким он был до возникновения природы. Идеалистическое учение о природе изложено им во второй части системы.Природу Гегель как идеалист считает вторичной, производной от абсолютной идеи. Гегелевская идеалистическая теория общественной жизни составляет третью часть его системы. Здесь абсолютная идея становится по Гегелю " абсолютным духом".

Диалектика в исследованиях Маркса была сведена к рациональности диалектики и возможности ее материалистического представления, а также к ее использованию для решения конкретных задач. Одними из главных достижений К. Маркса на основе рационализации диалектики были 1) формирование материалистического метода на основе учета историчности событий и их логической интерпретации, 2) понимание закономерности развития природы и общества и 3) раскрытие диалектики буржуазного общества, изложенной в «Капитале».Диалектика К. Марксом не понималась в собственном смысле, объективно, признавалась единственность рационально-материалистического представления диалектики. Поэтому диалектика К. Марксом понималась как материалистическая теория познания, каковой и осталась в понимании материалистов.


64. Особенности теории познания И. Канта;

Латинские термины Иммануила Канта: Априори - знание, полученное до опыта и не поверяемое из опытным путем. Апостериори - знание, полученное из опыта Трансцензус - выход за рамки опыта, за мир ощущений, невозможен в мире вещей, но возможен в умопостижимом мире.

Существует 2 Мира: 1) Феноменальный мир (мир вещей) - мир природной причинности, т.е. человек подчиняется законам природы 2) Ноуменальный мир (мир умопостижения) - мир свободной причинности, т.е. человек при помощи интуиции и сверх чувственности включается в размышление о сущности жизни.

В человеке существует 3 позновательные способности или 3 формы сознания:

-чувственное. Ощущения, которые мы получаем от окружающих предметов. Эти ощущения хаотичны. Но в результате синтеза с априорными формами чувственности этот мир приходит в порядок, но этого ещё недостаёт, чтобы объективно судить о нем.

- рассудочное. Рассудок – это мышление, которое оперирует понятиями и категориями. Выполняет функцию приведения многообразия чувственного материала с помощью десятичных форм познания в единство понятий и категорий. Не предмет является источником знания о нем в виде понятий и категорий, а формы рассудка, т.е. понятия и категории конструируют предмет. Мы можем понять лишь то, что сами создаем в голове. По Канту достоверность знаний может быть синтезом чувств и рассудка. Говорил, что ощущения сами по себе без понятия рассудка слепы, а понятия без рассудка сами по себе без ощущения пусты.

- разумное. Высший этап в познании. В отличие от рассудка разум обрабатывает идеи, которые выходят за границы нашего опыта (дружба, мир, любовь)

В человеческом сознании есть априорные формы чувственности рассудка и разума.
Априорные формы чувственности: - пространство, - время

Пространство и время - это не характеристики материи, а наши внутренние психические характеристики. Наши ощущения изначально расположены в определенном психологическом пространстве. Смена ощущений и есть время.

Априорными формами рассудка являются категории

Благодаря соединению понятий и ощущений возникает научное знание (естествознание)
Апостериорные суждения: некоторые лебеди - бывают черными, докажите нам это на опыте - опыт человек изменчив.

Наука не может опираться на апостериорные суждения (некоторые лебеди черные) т.к. человеческий опыт изменчив и недостоверен.
Априорные суждения: все люди смертные. Наука может опираться на априорные суждения (все люди смертные) т.к. они не зависят от недостоверного опыта.

Деятельность Канта делится на два периода: докритический и критический.

1) Докритический занимается проблемами естествознания, физикой, астрономией. Разрабатывает гипотезу о том, что мир бесконечен, количество миров бесконечно. Миры рождаются и умирают. Но уже тогда Кант задумался об ограниченности способностей человеческого разума.

2) Критический. Формирует вопросы: - что я могу знать? - что я должен знать? - на что я могу надеяться?

Кант исходит из главного требования о том, что каждое философское исследование надо основывать на познавательных возможностях человека и тех границ, до которых простирается наше знание. Совершил переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающую по собственным законам, т.е. сделал гносеологию основой философии. Предложил рассматривать не структуру познавательной субстанции, а специфику познающего субъекта. Исследуя проблему достоверности познания, считал, что связь между предметами носит не столько логический, сколько синтетический характер. Вводит представление об априорных формах чувствительности: пространства и времени.

В познании объект открывается только теми сторонами, которые наши ощущения в состоянии воспроизвести. В остальном он закрыт для познания. Отсюда по Канту «вещь в себе» обозначает некую границу нашего познания, которая определяется не извне, а изнутри. (вещь как таковая («сама по себе»), вне зависимости от нашего восприятия.)

Антиномия - это противоречия, которые говорят о бессилии разума и его неспособности постичь вещи в себе и выйти за границы опыта. Антиномии- несовместимые друг с другом противоречия, каждое из которых можно доказать логически безупречно: Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

Агностицизм Канта Считал, что ощущения, вызываемые действием вещей в себе на чувственность ни в чем не похожи на оригиналы. Они принадлежат лишь субъективным свойствам чувственности, являются ее модификациями. Отсюда наши ощущения ничего общего не имеют с воздействием вещей.

65. Философское понимание общества и его истории;

Важнейшей составной частью философии является системный анализ общества и исторического процесса в целом. Особая важность такого анализа непосредственно связана с решающим значением в философии проблемы отношения человека и мира. Эти проблемы изучает особая отрасль философского знания – социальная философия.

Обычно размышления об обществе начинаются с рассмотрения взаимоотношения человек — общест во. На этот счет существуют три основные интерпретации.

Согласно первой интерпретации, общество составлено из индивидов и образуется от сложения их способностей, поведения, действий. Такая интерпретация была вызвана к жизни философией Нового времени в тот период, когда основное внимание было направлено на отдельного человека. Индивид был поставлен в центр философии, соответственно общество стали понимать как сложенное из индивидов (так считали Гоббс, Локк, Кант и их многочисленные последователи).

Выяснилось, однако, что представление об обществе как сумме индивидов не во всех отношениях убедительно и удовлетворительно. Каждый человек находит общество как уже нечто данное. Если родился в России, то будешь разговаривать по-русски, придерживаться российских традиций. Здесь у индивида нет выбора, его жизнь определяется обществом. Именно поэтому уже в Новое время появилась другая концепция: общество первично, а индивид вторичен. Такую концепцию развили те философы, прежде всего Гегель и особенно Маркс, которые в соответствии с основным содержанием философии Нового времени, оставаясь рационалистами, во главу угла ставили не отдельного человека, а общество. Теперь человек стал пониматься как «узел» общественных отношений.

Но и вторая концепция оказалась с недостатками: она не учитывала своеобразие, свободу индивидов, их творчество. Поэтому в наши дни стремятся соединить достоинства индивидуалистической (первичен индивид) и коллективистской (первично общество) интерпретаций общества. Имеется в виду, что обе интерпретации должны все время дополнять друг друга: в постоянно возобновляющемся процессе общество производит индивидов, которые в свою очередь производят общество.

Общество отличается от природы, это знает каждый. Но тогда возникает вопрос: чем именно общество отличается от природы? Если мы укажем на их отличие, то тем самым установим природу общества. Было найдено два главных отличия общества от природы.

• Общество в отличие от природных систем не существует независимо от идей, представлений, ценностей, интерпретаций людей.

• Смысл социальных действий людей определяется их ценностями. Природные неживые объекты взаимодействуютмежду собой, и все тут. Они не взаимодействуют во имя чего-то. Животные питаются, размножаются, реализуют свои инстинкты, сознательной деятельности у них либо вообще нет либо она находится в зачаточном состоянии (у животных, разумеется, есть психика, ее изучает зоопсихология).

И снова напрашиваются вопросы: что такое идеи, ценности? Что такое деятельность? Чтобы ответить на эти вопросы, нужна... философия. Нам ничего не остается, как рассмотреть различные философские интерпретации природы общества.

Философских интерпретаций общества мы насчитаем ровно столько, сколько философских систем вовлечем в наш анализ. Но в нашу задачу не входит непременное рассмотрение всех возможных точек зрения. На первом месте стоит уразумение простого факта: философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских(по возможности наилучших) воззрений.

В античности общество понимали, например, на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля. Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости. Так же поступал и Аристотель, и он исходил из необходимости построения справедливого общества. Разница между Платоном иАристотелем состоит в том, что первый толкует об идее справедливости и считает ее, равно как и любую идею, космическим, а не сугубо человеческим началом. Аристотель же считает справедливость сочетанием добродетелей человека. У него справедливость присуща человеку, это не идеал, а форма.

В средние века философское понимание общества основывается, как и следовало ожидать, на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин уже в IV веке дает философскую интерпретацию обществу. Он различает «град небесный» и «град земной». Все в граде земном, что противоречит граду небесному, Августин критиковал, а смысл истории видел в

В Новое время философия приводит к концепциям равноправия членов общества и общественного договора. В христианстве постулировался договор народа с Богом (завет и означает договор). Теперь договор понимается как необходимость, осмысленная в связи с задачей самосохранения человека, иначе люди перебьют друг друга (Т. Гоббс). В общественном договоре заключен суверенитет народа и его нельзя отчуждать в пользу кого бы то ни было, считал Ж.-Ж.Руссо. Общественный договор — это признак гражданского общества. Общественный договор, гражданское общество — это все творения человека разумного, а значит, и философии о нем. Разумный человек признает право на жизнь, свободу, собственность (Дж. Локк).

Другая нововременная концепция общества принадлежит К. Марксу. Люди в обществе «склеены» общественным трудом, развитие которого обеспечивает переход от капитализма к социализму.

У истоков новейших философских интерпретаций общества мы находим социолога Макса Вебера.В основе социологического знания, согласно Веберу, лежит интерпретация социального действия. Социальное действие обладает смыслом, которым не обладает действие в природе. Для понимания этого смысла необходима соответствующая интерпретация. Здесь-то и необходима философия. Вебер четко выделяет свою главную мысль: всегда и везде, во все эпохи природу общества понимали как истолкование смысла социальных действий людей.

Итак, в качестве обобщения всего предыдущего можно взять за основу следующее определение общества. Общество — это совокупность людей в рамках ими же производимой системы социальных действий и их смыслов, ценностей.

Принципы учения об обществе:

К.Маркс Особый социальный организм, особая форма материи, подчиненная особым законам функционирования и развития. Эта социальная реальность выражает сумму связей и отношений, в которых индивиды относятся друг к другу. Общество – продукт взаимодействия людей, продукт исторического развития, динамично развивающаяся структура.
О.Конт Общество – целостная функциональная система, элементы и подразделения которой тесно связаны между собой. Общество – обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться сточки зрения полезности для общественного блага.
Э.Дюркгейм Дал более глубокое обоснование общества как объективной социальной реальности, которая включает материальные и духовные элементы. Наиболее могущественный фокус физических и моральных сил, существующих в мире. Общество – надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого не зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Надындивидуальная общность коллективных представлений, чувств, верований противостоит природному эгоизму. Социальная солидарность гораздо важнее, чем классовая борьба.
М.Вебер Общество – совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих целей. Эти эгоистические стремления складываются и становятся общественной практикой. Общество – совокупность ориентированных на других, т.е. социальных действий.
Т. Парсонс, Р.Мертон Общество – общность норм и ценностей, усвоенных большинством.Общество сохраняется благодаря фундаментальным ценностям.
Э. Шилз Общество – общность центральной власти.

 

При рассмотрении исторического процесса следует обратить внимание на такие существенные черты, как объективность и единство всемирной истории. Законы развития общества - это объективные, существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни, характеризующие основную направленность происходящих в обществе изменений.
Несмотря на существование различий, все народы во все времена трудом своим добывали средства к жизни, стремились полнее овладеть богатствами природы, развивать свои потребности и удовлетворять их и т. д. и т. п., поэтому их жизнедеятельность складывается в объективный естественноисторический процесс. Всемирный характер исторического процесса связан не только с родовой общностью человеческой жизнедеятельности, с универсальным действием объективных законов истории, - он проявляется и в наличии и все большем расширении многообразных контактов между странами, народами, культурами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1048; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.125 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь