Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии 


Роль личности и народных масс в истории




Личность – человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

С точки зрения идеализма, личность – духовное существо, автономно творящее историю.

С точки зрения исторического материализма, личность – продукт общественного развития, она является субъектом общественных отношений не изолированно, сама по себе, а лишь как часть социального коллектива (сословия, класса, нации, общества в целом).

Человек не рождается личностью, а становится ею.

Народные массы - исторически изменяющаяся общность социальных групп с разной классовой структурой на различных этапах исторического развития.

Роль личности и народных масс в истории – одна из коренных проблем философии и социологии. Домарксистская и современная социология рассматривает народные массы как пассивную толпу, как объект воздействия выдающихся личностей. Социальное неравенство оправдывается утверждением, что народные массы неспособны к интеллектуальному творчеству в силу своей "косности" и "отсталости".

Марксистский анализ роли личности и народных масс в истории органически связан с основными теоретическими и методологическими принципами исторического материализма. Решающая роль народных масс в истории обусловлена прежде всего тем, что они являются главной производительной силой общества.

Формирование философского учения о бытии в Элейской школе

Элеаты— представители элейской философской школы, существовавшей в VI — V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты: изучали проблемы познания; жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое; были сторонниками монизма — выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (предвестники идеализма).

Основные положения философии Парменида: Бытие – тождественно само себе, недвижимо, умопостягаемо, неизменно, не из чего не возникает, то, что существует реально, Небытия НЕТ, Предмет о мысли и мысль о предмете – всегда одно и тоже, Все вещи мыслимы, но бытие одно, Мысль всегда бытие

Зенон – пространство отдельно от вещества немыслимо (+ апории Зенона)

Место учения Демокрита в развитии материалистической традиции античной философии.

Демокрит – вершина становления древнегреческой философской мысли, был виднейшим представителем материалистической традиции в Античной философии . Он является наиболее последовательным проводником материализма, как принципа объяснения и понимания мира. Он считал, что первовеществом всего существующего являются атомы, мельчайшие, неделимые частицы. Они меньше пыли, а посему зрительно не воспринимаемы. Демокрит становится создателем атомической картины мира.

Принцип материализма Демокрит последовательно применяет к объяснению сущности познания, получению истинного знания о чем-либо. Он везде где только можно ищет ответ на вопрос, почему то или иное явление возникает, как развивается, что приводит к его гибели. Его интересовал и сам человек, не только религия, но и мораль, проблемы устройства государства. Демокритовский взгляд на мир не только вполне научен для того времени, он образен, поразительно смел.

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

• весь материальный мир состоит из атомов;

• атом — мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

• атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

• между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

• атомы находятся в вечном движении;

• существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

• атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.


Основной вопрос философии.

В свое время И. Кант сформулировал три вопроса, имеющие, по его убеждению, принципиальное значение для философии в самом высоком "всемирно-гражданском" ее смысле: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?

Основной вопрос философии в его традиционном истолковании, предложенном Ф. Энгельсом, это вопрос об отношении мышления к бытию. Он имеет две стороны.

Первая: что первично, изначально — природа или дух, матери­альное или идеальное? Иногда он формулируется несколько иначе: дух, сознание порождает материю, бытие или наоборот природа, материя, бытие порождает дух, сознание? Философы по-разному отвечают на этот вопрос.

Материалисты считают, что материя первична, она лежит в основе всего существующего. Материализм считает, что вне нас существует мир, который мы можем познавать и познаем, даже преобразуем, но именно он — объективная реальность. Идеалисты считают, что сознание, дух первичны, а материя и природа вторичны, производны от сознания, мысль в основе всего. Различают объективный ( начало положил Платон, представитель нового времени - Гегель) и субъективный идеализм (основатель священник Дж. Берклини).

Объективный идеа­лизм утверждает, что до нас и независимо от нас существует идея (мировой дух, разум как таковой), а мир представляет собой порождение этой идеи. Объект вообще — это то, что существует вне челове­ка, независимо от его сознания, то, на что направлена его деятельность.

Субъективный идеализм. Сами ощущения и есть свойства вещей. Субъективное — это то, что свойственно человеку (субъекту). Беркли считал, что реален только субъект, его сознание. Мир вне человека существует лишь постольку, поскольку конкретный человек непосред­ственно ощущает, воспринимает — видит, слышит, осязает. Субъект, человек, порождает мир. Но такая точка зрения настолько противоречит здравому смыслу, что Берклини делал оговорку ,что всемогущий Господь Бог не позволил бы ему так заблуждаться.

Вторая: как относятся наши знания об окружающем мире к са­мому этому миру или проще: познаваем ли мир? В зависимости от ответа философы тоже разделились.

Большинство философов отвечает на этот вопрос положительно, утверждая, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий его мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом. Но есть философы, стоящие на позициях агностицизма , они не знают существует ли реально объективный мир, но если он существует, то он не познаваем.

Существует иная классификация основных вопросов философии,в которой все они разделены на три большие группы: что есть мир? (онтологический вопрос); что есть «Я» (антропологический вопрос); каковы отношения между «Я» и «не-Я»? (гносеологический, аксиологический, праксеологический и т.п. вопросы). Именно на них или часть из них и отвечает каждая философская система. Онтологический вопрос в наше время сразу же распадается на два вопроса: «Что есть физический мир (природа)?» и «Что есть социальный мир (общество)?». Антропологический вопрос включает в себя проблемы, связанные с пониманием человеческой личности, творчества, свободы, прекрасного, нравственных ценностей и т.п. Важнейшей проблемой, относящейся к взаимоотношениям «Я» и «не-Я», является гносеологическая: что и как я могу знать? Она расщепляется на вопросы о познавательных способностях человека, их взаимоотношении в процессах познания, о природе знания и истины, о взаимоотношении знания и веры, о предпосылках и методах познания и т.п.

26. Особенности схоластической философии Западноевропейского средневековья;

Cхоластика (9-15 вв) – разработка и систематизация основных понятий христ. философии

Фома Аквинский. Монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви.

– разработка проблемы соотношения религии и науки, веры и разума. Учение о возможности гармонического сочетания разума и веры (методы познания схожи, но сходство не означает их равноправия: вера выше разума) => философия – служанка теологии. Разработал 5 доказательств существования Бога.

Проблемы ФС: 1) есть ли Бог 2) соотношение веры и знания 3) проблема универсалий – проблема общих понятий (универсалии) и конкретных понятий: 2 течения («номинализм» – значимы только конкретный понятия, отражающие единичные вещи, универсалии не имеют вне мышления никакого действительного прообраза, т.е. существуют только в уме человека;; «реализм» - наиболее значимы общие понятия, которые существуют до единичных вещей. Главная универсалия - Бог; компромиссный «концептуализм» - каждая вещь представляет единство общего и частного: общее отражает сущность, конкретное – проявление этой сущности).4) проблема сущностей и существования (1 – мб что у предмета есть сущность, но он не существует; 2- если предмет обладает сущностью, то он существует) 5) материи и формы и др.





Рекомендуемые страницы:


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2019 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.007 с.) Главная | Обратная связь