Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность, историческое место и значение марксистской философии



МАРКСИЗМ — идейное течение второй полови­ны 19—20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в ра­ботах Маркса. Центральной для Марксизма самого Маркса вы­ступала идея коммунизма — процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное уп­равление средствами производства; сопряженное упра­зднение капитала будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда. Экспроприация буржуа­зии и национализация промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте Марксизм осуществлял функцию религии — как доктрина, осно­ванная на слепой вере в то, что рай абсолютного удов­летворения человеческих желаний принципиально до­стижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве ро­мантический идеал " солидарного" общества, основан­ный на идеализированном образе небольшого древне­греческого города-государства, популярном в немец­кой трансцендентально-критической философии, Марксизм особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и ре­гулируемых " истинных" или " насущных" потребнос­тей индивидов. Маркс отказывал индивиду в праве прини­мать самостоятельные экономические решения, за­клеймив эту сферу как " негативную свободу". Источ­ник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственнос­тью предполагалось единственным источником эконо­мической власти. Становление олигархического класса номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. Марксизм приобретал распространенность повсюду, где артикулируемые властью несправедли­вость и неравенство воздвигали преграды на пути че­ловеческих желаний, направляя недовольство и агрес­сию людей на " злоумышленников", которыми любая социальная группа могла оказаться практически в лю­бой момент. В своей эволюции Марксизм преодолел ряд раз­нокачественных этапов и состояний. 1) Марксизм ортодок­сального толка, адаптируемый различными мыслите­лями к региональным особенностям и условиям (Г.Плеханов, А.Лабриола и др.). 2) Макрсизм " ревизионист­ского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К.Каутский, Э.Бернштейн и др.). [Не случайно, концепция Марксизма в вер­сии Каутского оказала весьма значимое, даже тексту­альное воздействие на терминологический облик фи­лософского катехизиса временно стабилизировавшего­ся социализма конца 1930-х, например сталинский " Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел " О диа­лектическом и историческом материализме".] 3) Марксизм ле­нинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса (социальный класс, трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового ти­па, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустрой­ства (В.Ленин, Л.Троцкий, И.Сталин, Мао Цзедун и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к вла­сти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме (Мао Цзедун) и империализме (Ле­нин, Сталин). М. в данной версии практически реали­зовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористи­ческих политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории теоретиков и прак­тиков М. в значительной степени фундировались со­стоявшимся в 1870—1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. кон­цепции социального прогресса, — в частности, от идеи, согласно которой передовая страна " показывает менее развитой лишь картину ее собственного будуще­го".) 4) Марксизм, стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода в его философском измерении (Д.Лукач, А.Грамши, К.Корш и др.). 5) Вер­сии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом изда­нии (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемо­го ортодоксальной марксовой трактовкой сущности че­ловека, которая якобы " в своей действительности" есть " совокупность всех общественных отношений".

 


Жизненный мир человека.

Жизненный мир - метафорическая форма субъективного видения (внутренней картины) своей жизни. Жизненный мир - это видение (внутренняя картина) внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира. Жизненный мир – мир человеческого, повседневного опыта, сфера первоначальных очевидностей.

Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, - он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.

У каждого человека, существа свой жизненный мир сформированный в зависимости от ценностей, верования и тд. Различают несколько видов жизненных миров. Джунгли – мир враждебный, без ценностей, каждый сам за себя. В джунглях не живут, в них выживают. Арена – мир состязаня соперников, враждебный мир с определенными законами, нацеленный на получение результата, и в котором есть ценности, главная из которых – честная победа. Деловой мир – нейтральный мир, мир без ценностей и законов. Единственная ценность - получение реального результата. Детский сад – мир без ценностей, абсолютно дружелюбный и свободный. Никто не за что не отвечает, никаких обязанностей и никаких дел. Светский салон – мир ритуалов, законов. Главная ценность мира соответствие шаблонам и канонам. Святая церковь – мир ценностей, мир законов. Главное жить по ценностям соблюдая Святыни и почитая Учителей. Мир человеческих встреч – дружелюбный мир, с законами и ценностями. Мирв котором человек – человеку – друг и свой.

Жизненный мир формируется в детстве. Ребенок запоминает какой мир вокруг него, как его воспринимают его родители, у него вырабатываются привычки и собственные взгляды. Характеристики жизненного мира: он не выступает объектом мышления = объектность, условие кристаллизации всех научных, религиозных, философских учений, он индивидуален, так как коррелятивен (зависим) конкретному эмпирическому опыту конкретного человека, он динамичен, он структурен (первоначальная сфера и интерсубъектная сфера (выходящая за рамки «моего» понятийного мира) образует единый жизненный мир, общий для всех людей).

Э.Гуссерль (1859- 1938) видел в этом понятии основу для формирования нового способа философского мышления. Жизненный мир в понимании Гуссерля практически совпадает с повседневностью. Для него характерны непосредственная очевидность, фактичность, интерсубъективность (возможность межсубъектных взаимодействий.Смысл заключается в преодолении узости горизонта строго феноменологического метода за счет обращения к обусловленности сознания мировыми мотивами его конституции.

Идея жизненного мира связана с выдвижением на первый план в позднегуссерлианской феноменологии темы кризиса европейского человечества как кризиса науки, философии, рациональности в целом. Гуссерль полагает, что европейский рационализм Нового времени страдает односторонностью. Он вытеснил духовное, смысловое начало из области научного познания. Возможность преодоления кризиса видится Гуссерлем в создании новой науки о духе. Предметом этой науки должен выступать жизненный мир, от которого зависит научное познание как от фундаментального слоя сознантельной деятельности.

Жизненный мир состоит из суммы непосредственных очевидностей, которые задают формы ориентации и человеческого поведения. Такие очевидности выступают дофилософским, донаучным, первичным в логическом плане слоем любого сознания, являясь базисом, условием возможности сознательного принятия индивидом теоретических установок. Данные условия возможности совпадают с областью общеизвестных представлений, которые обладают характером «автоматических» неосознаваемых регуляторов смыслополагания.

Философское значение термина «жизненный мир» изначально связано с поляризацией двух представлений о мире. Первое из них предполагает различение между специфически человеческим миром, сформированным культурой и наукой, и миром органической и неорганической природы. Второе основано на различии дорефлексивного мира интерсубъективного существования и мира предметной среды, сформированного наукой и техникой.

В ранних работах Шюц рассматривает жизненный мир как многослойную сеть интерсубъективных отношений, в которой каждая область жизненных смыслов характеризуется собственным стилем и особенной «формой релевантности».

Феноменология предлагает целую “мировую схематику”, она различает ряд миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров, предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как горизонт, в котором даны и конституируются другие миры — совокупность априорных структур, предопределяющих образчики любого опыта, “архетипы” пространственности и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.

47. Бэконовское учение о методе и познании;

Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма. Наиболее значительной является работа «О достоинстве и приращении наук». Автор изречения – «знание сила».

Ф. Бэкон был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины.

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Бэкон разработал индуктивный метод познания. Он включает в себя: наблюдение фактов, их систематизацию и классификацию, отсечение ненужных фактов, разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; обобщение. Бэкон ценил свой метод за то, что он позволил классифицировать факты, на которые опирается наука. Опытно-индуктивный метод Бэкона имел в качестве своей главной цели выработку строго обоснованных понятий («аксиом»), опираясь на которые только и можно достичь эффективных знаний о природе. Путь к таким понятиям является путем аналитического расчленения сложных предметов явлений природы на более простые элементы..

Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от 5 «идолов», то есть дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», то есть ориентации, в частности ожидание большего порядка, чем существующий в реальности. «Идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю - это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий. «Идолы рынка» - использование дурных слов, влияющих на ум. «Идолы театра» - связаны с общепринятыми системами мышления, например религиозные. «Идолы приверженности к старым школам» - когда слепое правило способно заменить рассудительность в исследовании.

 

48. Специфические особенности и национальное своеобразие русского философского мышления;

На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как правостлавная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: 1. Историософский, 2. Религиозный, 3. Нравственный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. В этой философии неизменным является так же осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.

Русская философия ориентирована на синтез разума, чувства, воли, науки, искусства, религии. Одной из основных особенностей русской философии является отсутствие стремления к созданию теоретических систем, к разработке строгого категориального аппарата, в ней доминирует интуитивно-образное восприятие мира, принципиально обусловленное присущим русскому сознанию холистическим и метафорическим типом мышления.

Надо признать, что для русской духовности и философии нехарактерны новации в области формы, русские философы отдавали предпочтение рациональной метафизике - логически обоснованному переходу мысли от данного в опыте к сверхопытному (трансцендентному). В связи с этим принцип рациональной метафизики можно назвать одним из принципов понимания русской философии.

 


49. Идея количественной определённости космоса в философии Пифагора;

Вслед за Милетской школой в Древней Греции возникает кола Пифагора.

Пифагор впервые употребил слово космос в его сегодняшнем смысле для определения всего мироздания и его важнейшую сторону – упорядоченность, симметрию, а значит, и красоту. А также ввел термин «философия».

Заслугой пифагорейцев было выдвижение мысли о количественных закономерностях развития мира, что содействовало развитию математических, физических, астрономических и географических знаний. В основе вещей лежит число, учил Пифагор, познать мир — значит познать управляющие им числа. Вся Вселенная признавалась гармонией чисел и их отношений. Изучая числа, они разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Пифагорейцы считали, что свойством одних чисел является справедливость, других – душа и ум, третьих – удача и т.д.

Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а следовательно, и гармонии, здоровья, разумности.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь