Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Поддерживает определенные формы поведения.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Что же такое философия? Философия - сфера человеческого познания в наиболее общем его виде . Философия дает систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности. Философия – это специфическая форма духовной культуры (наряду с наукой, религией, искусством), которая пытается различными способами охватить, описать, объяснить и понять в наиболее общих чертах мироздание и человека. Предмет философии Предмет философии формировался исторически. Философия возникла тогда, когда мифологические и религиозные представления стали подвергаться рациональному осмыслению. Предметом философии являетсявсеобщеев системе «мир — человек». В этой системе две подсистемы: «мир» и «человек» Взаимоотношения между этими сторонами подразделяются на четыре аспекта: онтологический, познавательный, аксиологический, духовно-практический. Сущность философии — в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир— человек». Философия выступает как: 1) информация о мире в целом и об отношении человека к этому миру; 2) комплекс принципов познания, всеобщий метод познавательной деятельности. Окружающий мир в философии обычно называют объектом, а человек, познающий этот мир, - субъектом. Соответственно объективное означает «существующее вне человека и не зависящее от него». Субъективное – это то, что существует в нас (в нашем сознании) и зависит от нас, например наши мысли, фантазии. Субъективный мир называют еще и внутренним или духовным миром человека. Объективный мир, существующий вокруг нас, называют внешним миром. Важной особенностью окружающего мира (объекта) является то, что он познается субъектом (человеком). А одна из важнейших особенностей субъекта заключается в том, что он познает внешний мир. Т.о., важным отношением мира и человека является познание, которое в философии понимается гораздо шире, чем в любой другой науке. В философии познание – это контакт человека с окружающим миром. Познание, с одной стороны, - это получение информации об окружающем мире через органы чувств, с другой стороны, - это переработка нашим сознанием. Познание окружающего мира с помощью органов чувств называется в философии чувственным познанием, а с помощью разума – рациональным (от лат.- rationalis - разумный). Одна из философских проблем состоит в том, чтобы определить какое познание дает более достоверные выводы – чувственное (сенсуализм ) или рациональное ( рационализм). МИРОВОЗЗРЕНИЕ: сущности и виды Философия — это мировоззренческая форма сознания . Мировоззрение можно представить как совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение и понимание мира. В состав мировоззрения входят знания, ценности, программы поведения. Познанием движет стремление к истине — объективному постижению реального мира . Ценностное сознание воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В зависимости от соотношения интеллектуального и эмоционального компонента в мировоззрении различаются: 1) мироощущение — эмоционально-психологическая сторона мировоззрения: чувства, настроения; 2) мировосприятие — образ мира в наглядных представлениях; 3) миропонимание — познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения. Мироощущение и мировосприятие дают образ мира, полученный в результате чувственного восприятия его. Миропонимание — это представление о мире на основе рационального его объяснени я, картина мира, окрашенная или в эмоциональные тона переживания его, или в разумную форму объяснения его причин. Взгляд на мир предполагает, во-первых, того, кто эту картину составляет, и, во- вторых, собственно содержание этой картины, т.е. в определенном смысле картина мира не может не носить личностный характер как результат некоторого опыта практической или духовной деятельности. Можно сказать, что мировоззрение —это предпосылка, руководство к действию. Каково мировоззрение, таково и действие человека, социума, цивилизации. Мировоззрение включает внутренние регулятивы: убеждение, веру, сомнение. Вера — это позиция разума, принимающего то, что логически недоказуемо, но необходимо. Убеждение — это уверенность в достоверности, правильности своих представлений. Сомнение —это критика достоверности своих убеждений с целью их укрепления, дальнейшего обоснования. В мировоззрении различают также уровни: 1) повседневно-практический (житейское миропонимание); 2) теоретический (обоснованная система взглядов). Существуют различные социально-исторические типы мировоззрения. Предпосылками философского мировоззрения были мифология и религия. В целом мировоззрение можно определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества. Мировоззрение – это совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, верований, убеждений и идеалов людей. В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным. Материализ м есть философское воззрение, признающее субстанцией, cущностной основой материю. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу – разуму, воле. Мифологический и религиозный типы мировоззрения Мифы – древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Основные темы мифов: о начале, происхождении и устройстве мира, о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали эсхатологические мифы, описывающие грядущую гибель человечества, в ряде случаев – с последующим его возрождением. Воплощенные в мифах представления переплетались с обрядами, служили предметом веры, обеспечивали сохранение традиции и непрерывность культуры. Много внимания уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни, различным испытаниям и смерти. Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей – добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, обычаях, обрядах, разных видах искусства, философии. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая), универсальная форма сознания. Миф -наиболее ранняя форма духовной культуры человека, объединял в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических идеалов. Известный немецкий философ Х.Г. Гадамер удачно определил миф как «первомысли человека». Миф был прагипотезой человеческого познания мира, первоначальной формой духовной культуры человечества. века, первобытного коллектива. Миф — это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетавшую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Миф синкретичен, т.е. содержит смешение, слитность элементов религиозных верований и художественного воображения, а также зачатки рациональных представлений. Однако он не есть вид религии, искусства или знания. Миф служит не для объяснения (хотя объяснение с помощью воображения сопровождает миф) чего-либо, а для оправдания определенных («священных») Мифология традиционна и авторитарна. Все новое, если оно вообще появляется, подается и воспринимается как переоткрытие старого, прошлое берется и переживается как настоящее. Некоторые исследователи говорят, что миф есть «машина для уничтожения времени». Прошлое служит здесь образцом, парадигмой для «теперь» и «потом». Миф – антропоморфичен, т.е. внешнему миру придаются человеческие черты. Творил мифы – бессознательно- сам первобытный коллектив. Мифотворчество – это работа «коллективного и бессознательного», совокупной, стихийной фантазии людей. Миф прежде выполнял и порой выполняет сейчас, в современной культуре, существенные социальные функции: 1) обеспечивает духовную связь поколений; 2) закрепляет принятую в обществе систему ценностей; Философское мировоззрение Философия – теоретически сформулированное мировоззрение. От других форм мировоззрения отличается способом осмысления, степенью интеллектуальной разработки проблем и методов подхода к ним. Вот почему, определяя философию, мы определяем такие понятия, как теоретическое мировоззрение, система взглядов. В мировоззрении, а философской его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных угла зрения: формирование той или иной картины мира и обращение к самому человеку, стремление понять его суть, предназначение в природном и социальном мире Философия как «наука обо всем» состоит из трех больших разделов: онтологии (греч.-«онтос» –бытие и «логос» – знание) – науке о бытии, т.е. обо всем, что есть, что существует, говоря условно – об окружающем мире. Гносеология («гносис»-знание «логос»-наука) – занимается проблемами познания. Антропология («антропос»-человек) – наука о человеке. Эти три раздела тесно связаны и образуют единое целое. Сфера философии охватывается следующими вопросами. Что я могу знать? Что я должен знать? На что я смею надеяться? Что такое человек? На первый вопрос отвечает метафизика, на второй— мораль, на третий — религия, на четвертый — антропология. 2. Современная структура философского знания Философские дисциплины (традиционные разделы философии)
Ахиллес идет на некотором расстоянии вслед за черепахой, причем в 10 раз быстрее ее и никогда ее не догонит. Понятно, что зрительно он ее догонит и перегонит, Но наша задача не представать себе движение чувственно, а попытаться помыслить его, разобрать с помощью разума. Когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (ведь она идет в 10 раз медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; когда Ахиллес пройдет 1/10 пути, черепаха пройдет за это же время 1/100 и так до бесконечности. В самом деле, Ахиллес только тогда догонит черепаху, когда деление бесконечно уменьшающегося между ними пространства, наконец, станет невозможным. «Стрела» Летящая стрела на самом деле покоится. В каждый момент времени стрела занимает определенное место, равное ее величине. А это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает большее место, чем он сам. Значи, движение можно мыслить как сумму состояний покоя. Следовательно – движения нет. Вывод Зенона: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без противоречия. Что хотел сказать своими искусственными апориями Зенон? Что движения нет? Вовсе нет. Он ставил вопрос иначе: существует ли движение согласно истине, присуще ли оно элеатовскому чистому «бытию», логической сущности вещей. Он вскрыл трудности воспроизведения процесса движения в логике понятий. Зенон представляет движение как ряд прерывностей, сумму состояний покоя, т.е. у него уже в исходной посылке содержится то, что только следует доказать, – отсутствие движения. Гераклит (544-483 гг. до н. э.) жил на ионийском побережье в Эфесе. От его сочинения “ О природе” до нас дошло 126 разрозненных фрагментов. Они поражают своей философичностью, глубиной. Гераклит — автор знаменитого тезиса: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо на входящего каждый раз текут другие воды» . Впоследствии этот тезис был сокращен до формулы “Всё течет, всё меняется” (panta rei ). Он противостоит философам элейской школы, а его высказывание говорит о том, что все в мире вечно движется и меняется, ничто не пребывает в неизменном состоянии. Вообще изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания. Хаос мира – это главный его принцип или закон – Логос. Но закон – это нечто стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположных начала – хаос и логос – тесно друг с другом связаны и являются нераздельными. Точно также все вещи состоят из противоположностей: мокрое и сухое, темное – светлое… Противоположности борются друг с другом (день-ночь, лето-зима, радость- печаль). Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но и пребывают в единстве. Эта фундаментальная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, является главным принципом диалектики – учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей. Началом всего существующего Гераклит полагал огонь, нечто чрезвычайно изменчивое и являющееся причиной изменения. Вот как он объяснял мир на основе своего учения об огне - архэ: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим». Для элеатов бытие и мышление –тождественны, следовательно - движение и множественность не существуют поистине, а только во мнении. Для элеатов в понятии бытия содержится три момента: 1. бытие есть, а небытия нет; 2. бытие едино, неделимо; 3. бытие познаваемо, небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует. Демокрит(460-371 гг. до н. э.) Абдерский (Фракия)– величайший материалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Происходил из очень знатной семьи. Свое состояние потратил на путешествия и научные знания. Прибыл в Афины уже известным философом, но не захотел быть узнанным из-за презрения к славе. (с.71. Г.В.) Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие движения). Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов. Мысль не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи. Все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но бытием может быть только неделимое и неизменное, так как делимое не вечно. А так как все является делимым, значит все не вечно. Но бытие может быть только вечным, следовательно, его вообще нет. Но бытия не может не быть, поэтому необходимо предположить, что все делится не до бесконечности, а до некоего определенного предела, за которым деление невозможно, т.е. существует некая неделимая частица. Будучи неделимой, она не может не уничтожаться, потому что не состоит из частей, на которые может распадаться. Она существует вечно, а значит, и является действительной основой бытия. Делимое по гречески – томос, а – отрицательная частица в греческом языке. Поэтому неделимое – атомос, или атом. Атом обречен на неизменное существование, на бытие. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к гибели. Любой предмет – лишь временная комбинация неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Мировое многообразие сводится к одной основе – атомам, движущимся в пустоте. От Демокрита до нас дошло много умных мыслей: «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». «Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью». «Мужество делает ничтожными удары судьбы». «У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена». «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир». Жизнь Демокрита поучительна преданностью духу познания. Философ заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом. Софисты. Слово “софист” не имело вначале отрицательного значения. Софистом был человек, философ, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни. Истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах при любых обстоятельствах, доказывать все, что угодно. Они изобрели софизмы – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений. Адвокатов тогда не было. « А в судах, - скажет позднее Платон, - решительно никому нет дела до истины, важна только убедительность». С лово «софист» приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черным. Вместе с тем, софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики. Многие из них обладали удивительным даром слова. Они создали науку о слове – релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. ( софизм: Что лучше -вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное блаженство.) Протагор (480-410) - самый известный софист. Учил за вознаграждение “всякого, кто жаждал практического успеха или более высокой духовной культуры. Протагор известен своим тезисом: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. При всей своей спорности, а может быть благодаря ей, этот тезис сыграл огромную роль в дальнейшем осмыслении фундаментальных философских проблем. Софист Горгий Леонтийский (483-375гг.до н.э.) написал сочинение «О несуществующем, или о природе», сформировал свои взгляды в виде трех положений: 1. Ничего нет; 2. Если бы что-то и было, то оно было бы непознаваемым; 3. Если кто-то и смог что-либо познать, то не мог бы передать это знание другому. Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии, противостоит софистам. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон. Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет. Считал, что истин а, как и Солнце, всё освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и объективн а, т.е. существует вне нас и независимо от наших желаний. Истина была до нас и будет всегда. Но было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Мы можем только утверждать, что такая истина есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, раз навсегда найденное и установленное, мы не можем, ведь речь идет об абсолютной истине, а человек, как существо несовершенное, никогда не может достичь абсолюта. Единственно о чем мы знаем точно – это о собственном незнании. «Но наше неведение не означает, что истины нет». Просто неизвестно какая она. В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с носителем сознания – индивидом – в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, обязательное знание. Но знание человек может приобрести только сам, собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Самостоятельный поиск всегда чреват сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями. Но только таким способом человек сможет если не приобрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получи название эвристического (греч. эврико»-я нахожу). Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалога). Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить. А знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Мысль раскрывается через понятия. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию. Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки (“ майевтикой ”), а его метод вопросов, предполагающий критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название « сократовской иронии ”. Майевтика- предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов. Философ оказывает помощь в рождении истины, но его участие в этом не решающее, так как она всегда должна рождаться сама в душе человека. «Познай самого себя » - любимый девиз Сократа. Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: « я знаю, что ничего не знаю ” Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то, что люди в городе».«Говорят, что боги не в чем не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на Бога». «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим». (Смерть Сократа стр. 190. Г.Волков. У колыбели науки) Платон (427-347г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель - его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Сочинения Платона в большинстве своем написаны в форме диалога. Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя “Платон” (Platos по гречески означает широкий) было дано ему за атлетическое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских и Пифийских играх. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей. Одной из самых известных мыслей Платона является утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Нам кажется, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом деле мира – два: один – высший и невидимый – мир идей, другой низший и воспринимаемый нами – мир вещей. Первый порождает второй. Материальные вещи есть воплощение идей. Идеи вечны, их воплощения – нет. Познание мира человеком происходит априори, т.е. до рождения, когда душа созерцает идеи. Душа – сущность вечная и идеальная. После смерти душа отправляется в мир идей, пребывает там и созерцает сами идеи, приобщаясь к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании. Но забыть - не означает не знать вовсе, ибо в забывании кроется возможность вспомнить. Живя в материальном мире, человек просто вспоминает врожденные идеи. Т.о. процесс познания мира есть не что иное, как процесс припоминания или анамнеза. Под идеей Платон понимал смысл вещей и явлений. Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры. Задача каждого: за неподлинным увидеть подлинное, за нереальным – действительное, за контуром – настоящие очертания, истинное бытие Согласно Платону любовь и творчество – начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре. Душа человека состоит из трех частей: разумной, эмоциональной и инстинктивной. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобладает разумная часть души, то человек – философ, если эмоциональная, то человек – воин, если инстинктивная, то земледелец или ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, что ему предопределено своей природой: философы должны управлять государством, воины должны его защищать, ремесленники и крестьяне – кормить государство. Государством Платон называет совместное поселение людей для удовлетворении их потребностей в еде, жилище, одежде и т.п. Идеальное государство должно строиться на разделении труда между сословиями, отсутствии частной собственности, так как она источник всех бедствий, а равенство исключает страх и вражду. ( учение о совершенном обществе называется утопией – «у»- место, «у»-не) Платон основал первую философскую школу, которая называлась Академией. Она просуществовала почти тысячу лет. Пересказал миф об Атлантиде. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая называлась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Если Платон был идеалистом, художественной натурой, то Аристотель совсем иного типа — исследователь, который методично разрабатывал основные отрасли знания. Аристотеля отличала не только любовь к деталям (скрупулезность), но и систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. « О душе » – психологии и т. д.). Главное его сочинение — « Метафизика». Аристотель выступил с критикой теории идей Платона, считая, что идеи не могут существовать отдельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы вещей). Бытие воспринимается с помощью ощущений. (Теория познания, с позиций которой суть вещей познается с помощь чувственного опыта, ощущений, называется эмпиризмом) Материя есть всеобщая причина, т.к. без нее нет бытия, форма играет роль признака, благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, если есть форма. Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория». Все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности. Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос «Что есть вещь? ». Раскрывая сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи? » и определяют признаки, свойства, атрибуты вещи. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе. Хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет, однако сама сущность не есть что-то, воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими. Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Как форма господствует над материей, так душа – над телом, разум - над чувствами. Существует три вида души: 1.растительная душа, которой обладают растения, способные размножаться и осуществлять обмен веществ; 2.чувственная душа, которой наделены животные, отличающаяся от растительной тем, что имеет способность воспринимать формы с помощью ощущений; Философия эллинизма Типичное для этой эпохи – чувство потерянности и ненадежности. Как выжить и сохранить самообладание в этом мире, где каждый брошен на произвол судьбы? Как оставаться спокойным и невозмутимо взирать на происходящие вокруг бедствия? Главный вопрос философской мысли этого времени - как быть счастливым, обрести уверенность, когда во внешнем мире ничего такого уже невозможно. Счастье по гречески – эвдемония, поэтому философия эллинизма может называться эвдемонической (ощущающей счастье). В ней оформились четыре основные школы. Эпикурейцы. Основатель философского направления -Эпикур Самосский(341-270 до н. э.) – философ-материалист, последователь Демокрита. Считал, что все состоит из атомов и пустоты, указывал на момент случайности в поведении атомов. Настоящая реальность и главный интерес представляет чувственный мир. Душа – огнеподобна, она – основа ощущений. Предельными формами чувственного мира являются чувственные атомы, т.е. не атомы сами по себе, а атомы в мире чувств. Эпикур впервые в истории философской мысли выдвину идею об объективности и случайности. Отвергал познаваемость жизни. Известен больше не как атомист, а как практический философ - моралист. Ставит, прежде всего, вопросы устроения, комфорта личности в сложных исторических условиях.. Как достичь счастья? - Необходимо удалить препятствия к нему Что мешает счастью? - Страх, который является вечным спутником человеческой жизни. Из всех возможных страхов есть три главных, от которых следует избавиться в первую очередь: 1.страх перед богами; 2. страх перед смертью; 3. Страх перед судьбой. Но боги, как совершенно блаженные, являются полностью бездеятельными и никак не могут повлиять на нашу жизнь. Смерть же – это лишение всех ощущений, после нее нет ни хорошего, ни дурного, Пока мы есть – смерти нет, когда смерть есть – нас нет, т.е. мы и смерть – вещи совершенно разные. Что касается судьбы: если предопределение существует, то существуют и высшие силы. Но боги бездеятельны. Кому же предопределять нашу судьбу, как ни нам самим. На нас никто не влияет, кроме нас самих. Проблемы морали Эпикур разрабатывал в русле этики счастья - эвдемонизма. Выдвинул теорию атараксии (безмятежности, невозмутимости), а также теорию разумных наслаждений (то, что называют гедонизмом ). Удовольствия должны быть разумными: надо уметь отказываться от чего-то соблазнительного. Существует три типа удовольствий: 1.естественные и необходимые; 2.естественные, но не необходимые; 3.неестественные и не необходимые. Из этих трех групп следует выбирать только удовольствия первой группы, удовольствия же второй и третьей группы следует отбросить. Само отсутствие страданий уже есть удовольствие. Счастье заключается не в том, что вне нас, а в нас самих. Предлагал человеку довольствоваться малым и при этом не испытывать страдание от недостатка, а счастье от - наличия. Сам Эпикур признавал важность наслаждения, но одновременно считал, что не нужно перебарщивать с наслаждениями, т. к. это ведет к страданиям. « Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно, справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно». Лукреций Кар (99-55) - римский философ-эпикуреец. Основная работа «О природе вещей». Цель философии видел в борьбе со страхом перед богами и посмертной судьбой души, страхом, порабощающим человека и толкающим его на многие преступления. Боги существуют, но бесстрастные и невозмутимые в своем совершенстве, они не вмешиваются в дела людей. В своем вечном движение вечные и неразрушимые атомы, сталкиваясь и соединяясь, образуют все многообразие явлений природы. Душа человека материальна, она уничтожается со смертью, поэтому смерти бояться бессмысленно. Только избавившись от страха, человек будет жить счастливо и справедливо, направляя волю и ум на дальнейшее познание мира. Мудрый человек не будет порочен, хотя бы потому, что порок влечет за собой страх разоблачения. Мудрый знает, что излишек наслаждений приведет к страданиям, жертвует ими ради покоя и счастья, побеждает страсти и довольствуется лишь самым необходимым. Самая высокая форма человеческих связей – дружба. è «Живи незаметно». Эпикуреец – человек, который наслаждается жизнью. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы