Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фалес стал первым математиком, доказавшим теоремы о равенстве треугольников и вертикальных углов.



Основным для философии вопросом считал вопрос «Что есть все? »

Анаксимен (588-525гг.до н.э.) первоначалом полагал воздух, а все состояния вещества объяснял степенью его сгущения: сгущаясь, воздух становится водой, потом канем и т.д.. Из него состоят не только материальные предметы, но и душа. Апейрон – свойство воздуха. Разрежаясь, воздух становится огнем, затем эфиром, а сгущаясь – ветром, облаками, водой, землей и камнем. Разрежение он связывал с нагреванием, сгущение – с охлаждением. Т.о. у него наметился количественный подход к объяснению природы.

Солнце – это земля, которая раскалилась от быстрого движения. Земля и небесные светила парят в воздухе. Земля при этом неподвижна, а другие светила движутся небесными вихрями.

Анаксимандр (610-540до н.э.) считал единственным свойством первоначального мирового вещества, все образующего, - его бесконечность, всеобъемность и несводимость к какой-либо стихии, а потому – неопределенность. Оно стоит по ту сторону стихий, все их в себя включает и называется беспредельным - «апейрон» - неопределенная бесформенная вневременная материя, из которой возникает все: земля, воздух, вода, огонь. Сам по себе апейрон вечен, «бессмертен и неуничтожим», находится в вечном движении.

Происхождение жизни. Живое зародилось на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня. Первые живые существа жили в море. Затем некоторые их них вышли на сушу и сбросили с себя чешую. Человек произошел от морского животного. Он зародился и развился до взрослого состояния внутри какой-то громадной рыбы. Родившись взрослым (ребенок не мог бы один без родителей выжить), человек вышел на сушу.По преданию, запрещал употреблять в пищу рыб, так рыба есть наш прародитель.

Пифагор и пифагорейцы — создатели количественной концепции бытия. «Всё – есть число» – утверждал Пифагор (около 580-500 до н. э.). Как и милетцы, он говорил, что нас окружают различные предметы, но у этого многообразия есть единая мировая основа. В чем же она? Все вещи можно посчитать. Число есть то, что неизменно присутствует в различных вещах, является связующей нитью, объединяющей основой, поэтому его можно назвать первоначалом мира. Исследуя природу музыки, выявили, что ноты и аккорды заключаются в числах, поэтому и гармония мира зависит от чисел.

«Справедливость есть число, помноженное само на себя». Душа есть гармония. Гармония есть числовое отношение. Ум у Платона – демиург, устроитель мира, причина его. Причина возникновения мира воля «ума-демиурга», однако созданный им мир не так благостен, как сам создатель, так как воля демиурга столкнулась с сопротивлением необходимости – материи. Первоначало космоса это: 1. Ум-демиург, 2. Материя, 3. Идеи-образцы. Космос – это живое существо, наделенной душой и умом.

Пифагор – сторонник переселения душ. Пифагор считал, что душа – это падшее запятнанное божество, заточенное в теле как в гробнице, и обреченное на непрестанный круговорот перерождений.

Сам Пифагор в первом воплощении – сын бога Гермеса. Эфиальт, родившийся через несколько поколений был Пифагором. Он единственный, кто помнит о своих прежних воплощениях. Поэтому, видимо, он возвышает себя над остальными людьми. Он думал, что существует три вида разумного живого существа: бог, человек и «подобные Пифагору».

Пифагор был основателем первого сообщества философов-математиков-ученых — Пифагорейского союза. Этот Союз стал прообразом Платоновской Академии, считается изобретателем термина « философия». Мы можем быть только любителями мудрости, а не мудрецами (таковыми могут быть только боги). Таким отношением к мудрости философы как бы оставляли «открытую дверь» для творчества нового (для познания и изобретения).

Филолай (V – IV вв. до н.э.) – пифагореец. Считал, что Единица – пространственно-телесная величина, часть вещественного пространства. Все числа соответствуют геометрическим фигурам.

Земля – подвижна, но она не центр мироздания. В центре мира находится огонь. Это не Солнце, а центральный огонь – Гестия - дом Зевса. Все мироздание конечно. Оно покрыто огненной сферой. Это и есть Олимп.

Элеаты (спор о природе бытия).

В Южной Италии в VI веке находилась греческая колония Элея, где возникла философская школа элеатов. Основоположники диалектики. Сомневались в истинности показаний наших чувств.

Ксенофон Колофонский(VI –Vвв.до н.э.) написал свой главный труд «О природе», утверждал, что основой мира является земля, ибо все из нее рождается и все в нее уходит. Одним из первых предположил, что жизнь зародилась в воде. «Земля и вода есть то, что все рождает и растит». Даже души состоят из земли и воды. Из воды возникают облака, а из облаков – все небесные светила. Луна – «свалявшееся» облако. Солнце – каждый день новое и оно свое для каждой местности, образуется из скопившихся искорок, а сами искорки – воспламенившиеся испарения воды.

Прославился критикой народной греческой религии и мифологии. Разве можно, спрашивал философ, чтобы богов было много, чтобы они были в человеческом облике и вели себя как люди? Олимпийским богам он противопоставлял свое понимание божества. Бог – это высшее и непостижимое начало, и поэтому, во-первых, он один, во-вторых, он бесформен, в-третьих, он неведом и невыразим, поэтому никто не может сказать, что он делает и как себя ведет. Бог – это чистый разум. Он не физичен, у него нет телесной силы. Его сила в мудрости. Бог – это космический философ. Он неподвижен. Правит лишь силой мысли. Такое божество Ксенофан называл единое и утверждал, что весь мир из него происходит и в него превращается. Единое – это и есть все мироздание, безграничное и постоянное. В основе этого единства – мысль. Бог есть чистый разум.

Парменид Элейскский (540-470г.до н.э.) вместо термина «единое» употребил понятие «бытие ». Бытие значит все, что существует, все, что есть. А то, что существует, обязательно вечно. Но то, что вечно, обязательно должно быть неделимым. Если что-то делится, то оно состоит из частей, а если части разъединяются, то этого предмета не будет. Следовательно, делимое то существует, то не существует. А бытие существует всегда, следовательно, оно неделимо. Бытие неподвижно и неизменно, не возникает и не уничтожается, тождественно самому себе; оно - покоящаяся сущность мироздания. Такую картину бытия рисует нам разум. Чувства же (зрение, осязание) рисуют совершенно другую картину: все является невечным (т.е.возникает и уничтожается), делимым (состоит из частей), а также все движется и меняется.

Что же правильно? Картина, представляемая разумом – правильная. Чувства же обманывают. Подлинно существует не то, что мы чувствуем, воспринимаем, а то, что мы мыслим.

«Бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать, ни высказать».

Зенон Элейский (490-430) – последователь Парменида. Поставил проблему соответствия наших мыслей действительности и выявил неспособность понятий отразить диалектику движения: то, что мы видим вещи движущимися, не значит, что движение действительно существует.

Ему принадлежат апории (парадосы – неразрешимые противоречия, мыслительные тупики), доказывающие, что движение немыслимо и поэтому невозможно.

Апория «Дихотомия» (деление пополам). Допустим, телу надо пройти из точка А в точку Б. Перед тем, как оно пройдет свой путь, ему сначала надо пройти половину этого пути, а еще раньше – четверть его, а еще раньше – 1/8. А перед тем – 1/16 и так сколько угодно долго. Получается, что телу надо пройти бесконечное количество отрезков. А можно ли пройти бесконечность? Нет. Тело, таким образом, никогда не сможет пройти из точки А в точку Б

«Ахиллес и черепаха»

Ахиллес идет на некотором расстоянии вслед за черепахой, причем в 10 раз быстрее ее и никогда ее не догонит. Понятно, что зрительно он ее догонит и перегонит, Но наша задача не представать себе движение чувственно, а попытаться помыслить его, разобрать с помощью разума. Когда Ахиллес пройдет расстояние, разделяющее его и черепаху, она за это же время пройдет впереди него 1/10 этого расстояния (ведь она идет в 10 раз медленнее) и будет на 1/10 пути впереди него; когда Ахиллес пройдет 1/10 пути, черепаха пройдет за это же время 1/100 и так до бесконечности.

В самом деле, Ахиллес только тогда догонит черепаху, когда деление бесконечно уменьшающегося между ними пространства, наконец, станет невозможным.

«Стрела»

Летящая стрела на самом деле покоится. В каждый момент времени стрела занимает определенное место, равное ее величине. А это означает, что она в каждый момент неподвижно покоится, ибо движение, будучи непрерывным, предполагает, что предмет занимает большее место, чем он сам. Значи, движение можно мыслить как сумму состояний покоя. Следовательно – движения нет. Вывод Зенона: ни множество, ни движение не могут быть мыслимы без противоречия.

Что хотел сказать своими искусственными апориями Зенон? Что движения нет? Вовсе нет. Он ставил вопрос иначе: существует ли движение согласно истине, присуще ли оно элеатовскому чистому «бытию», логической сущности вещей. Он вскрыл трудности воспроизведения процесса движения в логике понятий. Зенон представляет движение как ряд прерывностей, сумму состояний покоя, т.е. у него уже в исходной посылке содержится то, что только следует доказать, – отсутствие движения.

Гераклит (544-483 гг. до н. э.) жил на ионийском побережье в Эфесе. От его сочинения “ О природе” до нас дошло 126 разрозненных фрагментов. Они поражают своей философичностью, глубиной. Гераклит — автор знаменитого тезиса: «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды, ибо на входящего каждый раз текут другие воды» . Впоследствии этот тезис был сокращен до формулы “Всё течет, всё меняется” (panta rei ). Он противостоит философам элейской школы, а его высказывание говорит о том, что все в мире вечно движется и меняется, ничто не пребывает в неизменном состоянии. Вообще изменение и движение – это единственно возможный способ существования мироздания.

Хаос мира – это главный его принцип или закон – Логос. Но закон – это нечто стабильное и упорядоченное. Получается парадокс: высшая упорядоченность мира заключается во всеобщей беспорядочности или хаотичности. Два противоположных начала – хаос и логос – тесно друг с другом связаны и являются нераздельными. Точно также все вещи состоят из противоположностей: мокрое и сухое, темное – светлое… Противоположности борются друг с другом (день-ночь, лето-зима, радость- печаль). Борьба противоположных начал и является источником вечного движения и изменения. Они находятся не только в состоянии вечной борьбы, но и пребывают в единстве. Эта фундаментальная закономерность мироздания, о которой говорит Гераклит, является главным принципом диалектики учения о всеобщей связи и вечном изменении вещей.

Началом всего существующего Гераклит полагал огонь, нечто чрезвычайно изменчивое и являющееся причиной изменения. Вот как он объяснял мир на основе своего учения об огне - архэ: «Мир не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и мерами угасающим».

Для элеатов бытие и мышление –тождественны, следовательно - движение и множественность не существуют поистине, а только во мнении.

Для элеатов в понятии бытия содержится три момента: 1. бытие есть, а небытия нет; 2. бытие едино, неделимо; 3. бытие познаваемо, небытие непознаваемо: его нет для разума, а значит, оно не существует.

Демокрит(460-371 гг. до н. э.) Абдерский (Фракия)– величайший материалист, первый энциклопедический ум Древней Греции. Происходил из очень знатной семьи. Свое состояние потратил на путешествия и научные знания. Прибыл в Афины уже известным философом, но не захотел быть узнанным из-за презрения к славе. (с.71. Г.В.) Полагал, что все состоит из атомов (неделимых частиц) и пустоты (последняя — условие движения). Даже мысль он представлял как совокупность особо тонких невидимых атомов.

Мысль не может существовать без материального носителя, дух не может существовать независимо от материи.

Все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но бытием может быть только неделимое и неизменное, так как делимое не вечно. А так как все является делимым, значит все не вечно. Но бытие может быть только вечным, следовательно, его вообще нет. Но бытия не может не быть, поэтому необходимо предположить, что все делится не до бесконечности, а до некоего определенного предела, за которым деление невозможно, т.е. существует некая неделимая частица. Будучи неделимой, она не может не уничтожаться, потому что не состоит из частей, на которые может распадаться. Она существует вечно, а значит, и является действительной основой бытия. Делимое по гречески – томос, а – отрицательная частица в греческом языке. Поэтому неделимое – атомос, или атом. Атом обречен на неизменное существование, на бытие. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к гибели. Любой предмет – лишь временная комбинация неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Мировое многообразие сводится к одной основе – атомам, движущимся в пустоте.

От Демокрита до нас дошло много умных мыслей: «Мудрость приносит следующие три плода: дар хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать». «Глупцы стремятся к выгодам, доставляемым счастливым случаем, знающие же ценность таких выгод стремятся к выгодам, доставляемым мудростью». «Мужество делает ничтожными удары судьбы». «У кого характер упорядочен, у тех и жизнь благоустроена». «Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество — весь мир».

Жизнь Демокрита поучительна преданностью духу познания. Философ заявлял, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию персидским престолом.

Софисты. Слово “софист” не имело вначале отрицательного значения. Софистом был человек, философ, который добывал средства к существованию, передавая молодым людям определенные знания, которые, как тогда думали, могли быть им полезны в практической жизни. Истина их не интересовала. Они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах при любых обстоятельствах, доказывать все, что угодно. Они изобрели софизмы – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений. Адвокатов тогда не было. « А в судах, - скажет позднее Платон, - решительно никому нет дела до истины, важна только убедительность». С лово «софист» приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое – черным. Вместе с тем, софисты сыграли положительную роль в духовном развитии Эллады. Они – теоретики риторики. Многие из них обладали удивительным даром слова. Они создали науку о слове – релятивизм – учение о том, что все в мире относительно. ( софизм: Что лучше -вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное блаженство.)

Протагор (480-410) - самый известный софист. Учил за вознаграждение “всякого, кто жаждал практического успеха или более высокой духовной культуры. Протагор известен своим тезисом: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. При всей своей спорности, а может быть благодаря ей, этот тезис сыграл огромную роль в дальнейшем осмыслении фундаментальных философских проблем.

Софист Горгий Леонтийский (483-375гг.до н.э.) написал сочинение «О несуществующем, или о природе», сформировал свои взгляды в виде трех положений: 1. Ничего нет; 2. Если бы что-то и было, то оно было бы непознаваемым; 3. Если кто-то и смог что-либо познать, то не мог бы передать это знание другому.

Сократ (469-399 гг. до н. э.) — одна из самых ярких фигур в истории философии, противостоит софистам. Многие считают его олицетворением философа. Он не записывал свои мысли, а выступал-беседовал на улицах и площадях Афин. У него было много учеников. Самый знаменитый — Платон.

Учение Сократа знаменует собой поворот от размышлений о мире, космосе, природе к размышлениям исключительно о человеке и обществе, в котором человек живет.

Считал, что истин а, как и Солнце, всё освещающее и всех согревающее, может быть только одна. Она едина для всех и объективн а, т.е. существует вне нас и независимо от наших желаний. Истина была до нас и будет всегда. Но было бы слишком самонадеянно кому-либо из смертных полагать, что он наверняка знает эту истину и точно может сказать, что она из себя представляет. Мы можем только утверждать, что такая истина есть. Но говорить, что она есть нечто определенное, раз навсегда найденное и установленное, мы не можем, ведь речь идет об абсолютной истине, а человек, как существо несовершенное, никогда не может достичь абсолюта. Единственно о чем мы знаем точно – это о собственном незнании. «Но наше неведение не означает, что истины нет». Просто неизвестно какая она. В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с носителем сознания – индивидом – в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа – обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, обязательное знание. Но знание человек может приобрести только сам, собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Самостоятельный поиск всегда чреват сомнениями, противоречиями и долгими размышлениями. Но только таким способом человек сможет если не приобрести истину, то хотя бы приблизиться к ней. Этот метод получи название эвристического (греч. эврико»-я нахожу). Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалога).

Высшая задача философии не теоретическая, а практическая: искусство жить. А знание, по Сократу, есть мысль, понятие об общем. Мысль раскрывается через понятия. Раскрываются понятия через определения, а обобщаются через индукцию.

Сам Сократ дал образцы определения и обобщения этических понятий (доблести, справедливости). Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличается в противоречиях. Раскрытием противоречий устраняется мнимое знание, а беспокойство, в которое при этом ввергается ум, побуждает мысль к поискам подлинной истины. Свои приемы исследования Сократ сравнивал с искусством повивальной бабки (“ майевтикой ”), а его метод вопросов, предполагающий критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название « сократовской иронии ”. Майевтика- предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке знание с помощью наводящих вопросов. Философ оказывает помощь в рождении истины, но его участие в этом не решающее, так как она всегда должна рождаться сама в душе человека.

«Познай самого себя » - любимый девиз Сократа.

Сократ выдвинул своеобразный принцип познавательной скромности: « я знаю, что ничего не знаю ” Известно еще такое высказывание Сократа: нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. «Заговори, чтобы я тебя увидел». «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то, что люди в городе».«Говорят, что боги не в чем не нуждаются, так вот: чем меньше человеку надо, тем больше он похож на Бога». «Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим». (Смерть Сократа стр. 190. Г.Волков. У колыбели науки)

Платон (427-347г. до н. э.) — один из самых известных философов древности. В этом с ним конкурировал только Аристотель - его же ученик. Последний многим был обязан Платону, хотя и критиковал его. От Аристотеля дошло выражение: «Платон мне друг, но истина дороже». Сочинения Платона в большинстве своем написаны в форме диалога.

Настоящее имя Платона — Аристокл. Имя “Платон” (Platos по гречески означает широкий) было дано ему за атлетическое телосложение (высокий рост, широкие плечи). Он был великолепным гимнастом и отличался в таких видах спорта, как борьба и верховая езда. Есть сведения, что за успехи в борьбе он получил первую премию на Истмийских и Пифийских играх. Платон уважал физическую культуру притом, что был идеалистом до мозга костей.

Одной из самых известных мыслей Платона является утверждение о том, что видимое не есть реальное: если мы что-то видим, то это вовсе не значит, что оно существует именно так, как нами воспринимается. Нам кажется, что мир один – тот, который мы видим вокруг себя, на самом деле мира – два: один – высший и невидимый – мир идей, другой низший и воспринимаемый нами – мир вещей. Первый порождает второй. Материальные вещи есть воплощение идей. Идеи вечны, их воплощения – нет. Познание мира человеком происходит априори, т.е. до рождения, когда душа созерцает идеи. Душа – сущность вечная и идеальная. После смерти душа отправляется в мир идей, пребывает там и созерцает сами идеи, приобщаясь к высшему знанию. Потом она спускается в материальный мир и, вселяясь в какое-нибудь тело, забывает о своем знании. Но забыть - не означает не знать вовсе, ибо в забывании кроется возможность вспомнить. Живя в материальном мире, человек просто вспоминает врожденные идеи. Т.о. процесс познания мира есть не что иное, как процесс припоминания или анамнеза. Под идеей Платон понимал смысл вещей и явлений.

Для объяснения своих взглядов Платон приводил такой образ: мы, люди, находимся в пещере и не видим дневного света, как не видим и того, что делается за пределами пещеры. Но откуда-то идет свет, отражаясь на стене, и по этой стене ходят тени. Мир вещей – это тени, которые мы непосредственно видим, а мир идей – то, что находится за пределами пещеры.

Задача каждого: за неподлинным увидеть подлинное, за нереальным – действительное, за контуром – настоящие очертания, истинное бытие Согласно Платону любовь и творчество – начала жизни; все сводится к ним. Они делают человека бессмертным: любовь — через продолжение рода; творчество — благодаря открытиям, изобретениям, искусству, архитектуре.

Душа человека состоит из трех частей: разумной, эмоциональной и инстинктивной. Это сочетание в каждом случае неравномерное. Если преобладает разумная часть души, то человек – философ, если эмоциональная, то человек – воин, если инстинктивная, то земледелец или ремесленник. Получается, что род человеческий естественным образом распадается на три сословия, каждое из которых должно заниматься тем, что ему предопределено своей природой: философы должны управлять государством, воины должны его защищать, ремесленники и крестьяне – кормить государство.

Государством Платон называет совместное поселение людей для удовлетворении их потребностей в еде, жилище, одежде и т.п. Идеальное государство должно строиться на разделении труда между сословиями, отсутствии частной собственности, так как она источник всех бедствий, а равенство исключает страх и вражду. ( учение о совершенном обществе называется утопией – «у»- место, «у»-не)

Платон основал первую философскую школу, которая называлась Академией. Она просуществовала почти тысячу лет. Пересказал миф об Атлантиде.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) — ученик Платона, впоследствии основал свою школу, которая назы­валась Ликей (в латинской транскрипции — Лицей). Если Платон был идеалистом, художественной натурой, то Аристотель совсем иного типа — исследователь, который методично разрабатывал основные отрасли знания.

Аристотеля отличала не только любовь к деталям (скрупулезность), но и систематичность. Практически каждое его сочинение положило начало новым наукам (соч. «О животных» — зоологии, соч. « О душе » – психологии и т. д.). Главное его сочинение — « Метафизика».

Аристотель выступил с критикой теории идей Платона, считая, что идеи не могут существовать отдельно от вещей (идеи, по Аристотелю, не что иное, как формы вещей). Бытие воспринимается с помощью ощущений. (Теория познания, с позиций которой суть вещей познается с помощь чувственного опыта, ощущений, называется эмпиризмом)

Материя есть всеобщая причина, т.к. без нее нет бытия, форма играет роль признака, благодаря форме реализуется материя и образуется конкретный предмет. Вещь существует, если есть форма.

Вопрос о том, что такое бытие, Аристотель предлагал рассматривать путем анализа высказываний о бытии. «Высказывание» по-гречески – «категория». Все высказывания языка так или иначе отнесены к бытию, но ближе всего к бытию стоит аристотелевская категория сущности. Все остальные категории – качества, количества, отношения, места, времени, действия, страдания, состояния, обладания – соотносятся с бытием через категорию сущности. Сущность отвечает на вопрос «Что есть вещь? ». Раскрывая сущность вещи, мы, согласно Аристотелю, даем ей определение, понятие вещи. Остальные девять категорий отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи? » и определяют признаки, свойства, атрибуты вещи. О сущности высказываются все категории, но она сама ни о чем не высказывается: она есть нечто самостоятельное, существующее само по себе. Хотя под сущностью Аристотель понимает отдельный предмет, однако сама сущность не есть что-то, воспринимаемое чувствами: чувствами мы воспринимаем лишь свойства той или иной сущности, сама же она – единый, неделимый и невидимый носитель всех этих свойств – то, что делает предмет «вот этим», не позволяя ему слиться с другими.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. Как форма господствует над материей, так душа – над телом, разум - над чувствами. Существует три вида души:

1.растительная душа, которой обладают растения, способные размножаться и осуществлять обмен веществ;

2.чувственная душа, которой наделены животные, отличающаяся от растительной тем, что имеет способность воспринимать формы с помощью ощущений;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь