Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идея духовного преображения человека.



Антропоцентризм провозглашает человека центром Вселенной. На этой почве возрождалась античная традиция гуманизма. Гуманизм изначально выступал против любой формы подневольной зависимости человека от кого бы то ни было. С него началось движение к осознанию людьми самих себя.

Появление антропоцентризма и гуманизма знаменовало собой разрыв многовековой связи человека с Богом, отделение их (в идейном смысле) друг от друга, что называется секуляризацией (от лат. sekularis - отдельный). Причем, человек не только отделялся от божественного, но и становился на место Бога. Но чтобы секуляризировать Бога, надо было изменить теистическую доктрину.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождественности природы и Бога. Весь окружающий мир и есть безличное, т.е. везде и во всем находящееся божество. (Бог есть Природа, а Природа есть Бог). Т.о. сразу исключается акт творения. Если Бог и природа – одно и тоже, значит он никак не мог ее сотворить и не является первичным по отношению к ней. Бог и природа в пантеизме равны.

Вторым способом секуляризации был деизм. Бог сотворил мир, наделил его законами и самоустранился, подобно тому, как часовой мастер собрал механизм, завел его и ушел. А часы идут сами по себе. Далее мир развивается по своим собственным законам без божественного вмешательства. Но ведь в нашем мире может что-нибудь испортиться, и вмешательство Бога станет необходимым, как и часовщика, когда сломаются часы. Но, согласно деизму, Совершенный Бог мог создать только совершенный мир, в котором ничего не может сломаться, а значит невмешательство Бога гарантировано.

Третьим способ секуляризации являлся атеизм – утверждение о том, что Бога нет и быть не может нигде, никак и никогда.

Пико делла Мирандола – гуманист эпохи Возрождения, который показывал, с одной стороны, несовершенство человека, а с другой, — направление, в каком он должен двигаться. В знаменитой «Речи о достоинстве человека » он вкладывает в уста Бога, обращенные к Адаму, такие слова: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные». Человек здесь предоставлен самому себе, наделен способностью выбирать и совершенствоваться.

Наиболее известный гуманист эпохи Возрождения – Эразм Роттердамский (1469-1536). Главное его сочинение — «Похвальное слово Глупости». Отстаивал веротерпимость.

Николай Кузанский (1401-1464) являлся пантеистом, утверждал, что бесконечное мироздание и есть Бог, слитый со всем воедино. Вселенная есть развернутый Бог, а Бог – свернутая в единое вселенная. Т.о., любая вещь – это проявление Бога, его воплощение в некоем определенном предмете.

Бог один, а предметов в окружающем мире – множество. Это и есть развертывание, или проявление, или инобытие (т.е. существование в иной форме) единого божества, тождественного всему мирозданию. Т.о., развивая идеи неоплатоников, исследовал проблему б есконечности и единства противоположностей.

В качестве исходного пункта своей онтологии, принимает Бога как Единое, которое охватывает все. А значит – Бог бесконечен (абсолютный максимум ). Следовательно, в Боге все различия: абсолютный максимум совпадает с абсолютным минимумом. Т.о. им был открыт принцип совпадения противоположностей. Чтобы сделать этот принцип наглядным, он обратился к математике.

1. Что будет представлять собой окружность, радиус которой равен бесконечности? (При увеличении радиуса до бесконечности окружность превращается в прямую).

2. Что будет представлять собой треугольник, одна из сторон которого равна бесконечности? (Если одна из сторон треугольника бесконечна, то и две другие будут бесконечны. Следовательно, бесконечная линия – это окружность, и треугольник, и шар).

3. Если из книги, в которой бесконечное число страниц, вырвать сто страниц, сколько останется? (Если от бесконечности отнять любую конечную величину, количество все равно будет равно бесконечности.)

4. Если прямая линия состоит из бесконечного числа отрезков по 2 см, а другая – из бесконечного числа отрезков по 15 см, равны ли эти линии? (Да).

Следовательно, перед лицом бесконечности всякие конечные различия исчезают, а конечные величины теряют смысл. А потому космос, мироздание не могут иметь каких-либо конечных измерений, так как при соотнесении с бесконечностью становится ясен относительный характер этих измерений. Кузанский тем самым отверг главный тезис античной науки, выдвинутый Аристотелем и Птолимеем, согласно которому центром космоса является Земля (геоцентрический принцип), т.к. центр – весьма относительное понятие для бесконечной Вселенной.

Теория Кузанского, разрушившая преставление о мире как о чем-то конечном, подготовила открытия Николая Коперника (1473-1543), который провозгласил принцип относительности в астрономии, Согласно его учению, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звезд на небе. Кроме того, Земля вращается вокруг Солнца, являясь частью Вселенной, которая в свою очередь, бесконечна. Размеры Земли по сравнению с размерами космоса исчезающе малы.

Джордано Бруно (1548-1600) —воспринял идею Коперника о том, что не Солнце вертится вокруг Земли, а наоборот. Он утверждал, что звезды – это те же солнца, только очень удаленные от Земли, и поэтому их свет такой маленький. Вокруг звезд, как и вокруг Солнца, кружатся планеты, и на некоторых из них есть жизнь. Дж. Бруно утверждал, таким образом, фундаментальную идею множественности миров.

Утверждение о бесконечности Вселенной не могло понравиться церкви, так как в бесконечном мире не могло быть Бога. Вместо неподвижного центра мироздания и подножия Бога, Земля превращалась в одну из миллионов планет, носящихся в бесконечном космосе. В 52 года он был сожжен на «Площади цветов» в Риме.

Научные открытия эпохи Возрождения в итоге привели к тому, что человек из центральной фигуры эпохи превратился в песчинку в бесконечном мироздании. А кризис феодализма заставил искать новые социальные проекты. Надо было придумать такой порядок социальной и политической организации, при которой все люди могли жить счастливо и гармонично. Впервые именно в эпоху Возрождения поднимается вопрос о всеобщем равенстве.

Томас Мор (1478-1535) - канцлер английского короля Генриха VIII, в своей книге «Утопия» выступает с резкой критикой современного ему английского общества и описывает жизнь на вымышленном острове. Там царят справедливое и мудрое управление, равные права в труде и распределении его продуктов, а также общественная собственность на средства производства. Все жители Утопии равны, работают 6 часов в день, взамен получают бесплатно продукты питания. Деньги отменены, золото и серебро ничего не стоят, Женщины освобождены от домашних забот и могут получать образование, но в семье подчиняются мужу. Тяжелую работу выполняют рабы из военнопленных.

Подобные идеи развиваются итальянским натурфилософом Томмазо Кампанеллой (1568-1639). В книге «Город Солнца» показывается реализованное идеальное общественное устройство, Основано оно на общественной собственности на средства производства, христианских нравственных заповедях, духовной власти мудрого жреца-правителя, именуемого Метафизиком, или Солнцем, общинной жизни и правильно организованной трудовой деятельности. Орган управления – Большой Совет республики, который выбирает наиболее достойных на должности. Работают по 4 часа, питаются все вместе, семей нет. Пары подбираются должностными лицами таким образом, чтобы рождались красивые дети.

Философия Нового Времени

восприняла основные идеи эпохи Возрождения и развила их. Она имела антисхоластическуюнаправленность и во многом носила нерелигиозный характер. В центре ее внимания были мир, человек и его отношение к миру.

XVII век – век научной революции, который завершается созданием первой научной – механистической - картины мира. Основные идеи: мир создан Богом и подчиняется законам механики. Бог, создав небесные тела и явив причину их движения (первотолчка), не вмешивается в закономерное развитие событий. Природа материальна. Материя имеет внутреннюю инерцию, протяженность, фигуру, непроницаемость. Ее взаимодействия понимаются как простые механические перемещения. ХVII век – арена дискуссий между рационализмом и эмпиризмом.

Френсис Бэкон (1561 – 1626 ) – родоначальник английского эмпиризма (философское направление, признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания), известен, прежде всего, как философ, одержимый идеей практического использования-применения знаний, основатель опытной науки. . “ Scientia est potentia” (“Знание—сила”) — провозглашал он. Этим подчеркивалась практическая направленность научного знания, то, что оно увеличивает могущество человека.

Основное сочинение Бэкона – « Новый Органон ». В нем он попытался создать новый научный метод. Дедуктивной логике Аристотеля (движение от общего к частному), Бэкон противопоставил индуктивную логику – движение к общему знанию через частное, путем наблюдения и эксперимента. В основе знаний лежит опыт. Различает два вида опытов:

1. плодоносные, цель – принесение непосредственной пользы человеку;

2..светлоносные, цель – познание законов явлений и свойств вещей.

Второй вид опытов считал более ценным, т.к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Бэкон считал, что у людей много предрассудков и заблуждений. Эти предрассудки он классифицировал, выдвинув теорию четырех идолов (призраков) разума.

Идолы Рода или Племени. Призрак рода присущ самой природе человека. Уже с рождения человек обречен на то, что все вещи он рассматривает субъективно, через призму самого себя. К призракам рода относятся антропоморфизм – оживотворение, очеловечивание природы или гилозоизм (мир – живой организм).

Идолы Пещеры свойственны только отдельным индивидуумам. Каждый человек имеет свою отдельную пещеру. Он выдает свою личную интерпретацию за то, что существует на самом деле.

Идолы Площади или Рынка рождаются в речевом общении людей, в процессе которого люди воображают, что их разум повелевает словами. Люди часто не понимают друг друга из-за того, что вкладывают в слова разный смысл. Идолы Площади препятствуют взаимоотношению людей.

Идолы Театра или Теорий порождаются слепой верой в авторитеты, особенно в традиционные философские системы или религиозные доктрины. Люди принимают мысль старого философа за истину без анализа, без исследования.

Бэкон был лорд-канцлером Англии. Основные философские труды он написал после отставки. Наиболее популярен его труд под названием «Опыты». В “Опытах” Бэкон активно использовал один из основных методов практической философии — метод антитез. Он излагал аргументы за и против тезиса, предоставляя окончательный вывод читателю.

Рене Декарт - Картезий (1596–1660) – французский философ – создатель современной алгебры и аналитической геометрии, автор работ «Начала философии» и «Рассуждения о методе», основоположник современной западной философии рационализма ( философское направление, согласно которому основу человеческого познания составляет деятельность разума). Своей задачей ставил создание философии на основе математики.

В центре размышлений европейских философов XVII века находилась проблема субстанции – сущность, первоначало, то, что лежит в основе всех вещей.

Декарт субстанцией назвал вещь, которая нуждается только в самой себе, поэтому настоящей (бесконечной) субстанцией является только Бог, который понимается как безличная сущность, являющаяся причиной всего сущего (пантеизм).

Как философ -дуалист, признавал существование двух субстанций: материальной и духовной. Материальную субстанцию соотносит с природой. Ее законы изучаются механикой. Духовная субстанция образует души, способные мыслить. Она изначально содержит в себе фундаментальные представления, поэтому души имеют врожденные идеи.

Его рационализм выражался, прежде всего, в тезисе « Я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum).

Человек – единственное существо в мире, которое благодаря наличию разума может сказать себе: «Я есть». Следовательно – мышление первая, несомненная и достоверная реальность, с которой мы имеем дело. Оно автономно, самодостаточно и потому имеет собственную жизнь. Оно наполнено «врожденными идеями», т.е. знанием, которое с самого момента рождения присутствует в уме и не зависит ни от внешнего мира, ни от жизненного опыта. Эти идеи заложены в наше сознание Богом, а высшим врожденным понятием выступает понятие Бога.

Из врожденных идей следует вывести все возможные знания об окружающем мире. Поэтому основным методом познания мира должна быть дедукция. В основе такой дедукции должны лежать врожденные идеи, и они не могут быть ложными, потому что заложены в наш ум Богом, являются содержанием нашего мышления, несомненность и достоверность которого для нас очевидна.

Врожденные идеи – не готовые, сформулированные истины, а лишь задатки и предрасположения ума к аксиомам, которые настолько ясны, что мы не можем в них усомниться. Например, аксиомы эвклидовой геометрии – это врожденные идеи ума.

В области мышления Декарт почитал самым главным сомнение. Им выдвинут принцип методологического сомнения.

Нужно сомневаться, но не вообще, а только на определенном этапе познания: Утверждение и критика утверждения; отрицание и критика этого отрицания; - в результате мы избегнем многих ошибок.

Разработал п равила истинного, достоверного познания:

1. Не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную со всей очевидностью;

2. Разделить каждый из вопросов на необходимое количество частей, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

3. Свои идеи располагать в нужной последовательности, начиная с предметов наипростейших и лучше познаваемых;


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь