Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Антиномия необходимости и случайности.



Этика.Если человеку ничего не известно о мире, то как в нем ориентироваться и жить? Надо выяснить, есть ли что-либо общее и безусловное для всех людей, общее убеждение или знание, в котором бы никто не сомневался. Таким принципом является понятие добра (шестое доказательство бытия Бога).Человек однозначно верит, что существует добросамо по себе, в качестве некой реальности. Но если добро существует на самом деле, значит должен быть какой-то вечный его источник и гарант, которым может быть только Бог. Это рассуждение является знаменитым кантовским доказательством существования Бога, который чаще всего называют нравственным аргументом. Кант говорил, что ни доказать, ни опровергнуть неким логическим путем существование Бога невозможно.

Захочется ли нам жить в мире, который устроен по законам зла, спрашивает Кант? Конечно же, не захочется. Мы непроизвольно считаем, что мир, в котором мы живем, не таков, что в нем есть и правда, и справедливость, и добро, и порядок. И, поскольку мы убеждены в этом, то обязательно должны признать существование Бога как гарантии действительности и незыблемости всего существующего. Если бы Бога не было, то его следовало создать, или, если Бога и нет, он все равно есть.

Однако человек иногда поступает не по законам природы, а вопреки им. Например, человек бросается в ледяную воду, чтобы спасти другого человека, хотя сам при этом может утонуть. Откуда в человеке такие порывы? Ни из каких законов природы они не следуют. А если они не от законов природы, значит он таков от Бога.

Но если человек устраивают свою жизнь за счет другого, живет по закону личной выгоды, эгоизма, он очень недалеко стоит от природы и является не столько человеком, сколько суперобезьяной. Почему супер? Потому что более хитер, чем обезьяна, более ловок, лучше знает, как достать пищу. Это есть природа, которая порождает такие действия.

Человек совестливый является человеком в полном смысле этого слова. Он способен совершать добрые дела просто так, без всякой личной выгоды. Такие поступки Кант называл моральными. Если же человек делает что-то хорошее в надежде на какую-то выгоду (например, спасает тонущего, потому что тот богат и щедро вознаградит), то его поступок обесценивается и добрым в полной мере не является. Такие поступки Кант называл легальными.

Кант считал, чтоморальное поведение человеказависит от того, как человек представляет себе долг (этика долга): человек поступает нравственно, когда поступает по долгу, и ненравственно – по склонностям. Долг - выше счастья и удовольствия.

Морально он действует тогда, когда сообразуется в своих представлениях с вечным, неизменным нравственным законом, который Кант назвал категорическим императивом:

«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать всеобщим законом». («Поступай лишь согласно такому правилу, которое ты мог бы желать возвести в общий закон»).

В пояснение Кант приводит несколько примеров.

Данное лицо до такой степени несчастно, что жизнь стала ему в тягость, и оно спрашивает, позволительно ли ему наложить на себя руки. Где искать ответа на этот вопрос? В категорическом императиве. Что было бы, если бы самоубийство сделалось общим законом? Было бы то, что прекратилась бы жизнь. Стало быть, самоубийство несогласно с нравственностью.

Или другой пример. Человек спрашивает себя, позволительно ли ему обманывать других людей. Согласно категорическому императиву этого делать нельзя. Если бы все люди обманывали друг друга, если бы обман стал общим законом жизни людей, то никакое общество было бы невозможно.

Социальная философия. Свобода индивида для Канта является незыблемым, почти священным принципом. Обосновывает ценность человеческой личности. Человек «есть цель сама по себе», поэтому он, в отличие от других сотворенных вещей, не может быть используем как средство.

Права и свободы человека могут быть обеспечены только благодаря воле общества. При этом каждый его член обязан подчиняться правовым законам. Социальная свобода есть не что иное, как право человека следовать законам, которые существуют для всех членов общества.

Лучшая форма организации политической власти, при которой возможно соблюдение принципа свободы, есть парламентская республика. Разделение властей – ее важнейшая политико-правовая особенность.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854). - профессор философии в 23 года. В 34 года создает фундаментальный труд «Система трансцендентальной философии». Умер он президентом Академии наук Германии, разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию), выдвинул и обосновал идею тождества бытия и мышления.

Главное достижение Шеллинга – применение диалектики к изучению природы. Природа у него не бездушный механизм, а целостный организм, пронизанный «Мировой душой».Это понятие он заимствует у неоплатоников и трактует как некое«организующее начало»мира.

Природа являет собой непрерывный динамический процесс развития от простейших форм к сложным. Двигатель этого процесса – взаимодействие противоположных сил, существующих в каждом объекте и субъекте. Развиваясь, она образует как бы лестницу последовательных ступеней, которые опираются одна на другую. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой. Таким образом, неорганическая природа естественным образом порождает органическую, и плавно переходит в нее, а она, в свою очередь, порождает живые, позже – разумные - организмы.

Все природное многообразие вследствие некоего творческого акта рождается в недрах единого высшего начала – Абсолюта. Абсолют – есть тождество (неразличимость) объективного бытия и субъективного мышления. Они слиты воедино и составляют Абсолютную тождественность.

Познание творческого акта бытия – возникновение природного многообразия из абсолютного единства – разуму недоступно. Но это возможно с помощью особой иррациональной способности познания - «интеллектуальной интуиции», хотя она доступна не каждому.

«Природа едина, в ней нет разобщенных субстанций, неразложимых первоэлементов, - есть единство противоположностей, есть постоянное изменение и развитие».

Чрезвычайно большое значение имеют его исследования диалектики свободы и необходимости в деятельности человека.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). - профессор университетов Гейдельберга и Берлина по философии. Основные труды: «Феноменология духа», - исток и тайна гегелевской философии (по Марксу), «Наука логики», «Энциклопедия философских наук». Также у него есть лекции по истории философии и философии истории, лекции по эстетике и лекции по философии религии, которые издавались позднее.

Он строит систему метафизического идеализма.

Основной мыслью Гегеля является положение все действительное разумно, все разумное действительно. В первой части фразы речь идет о том, что окружающий мир (действительность) устроен необыкновенно разумно, мы наблюдаем порядок и гармонию во все существующем. Могла ли физическая природа (отсутствие духа есть свойство материи), сама по себе так разумно устроиться? Очевидно, что не могла, тогда необходимо предположить наличие некоего разума, совершенного по сравнению с разумом человеческим, который и привел материальное состояние к целесообразности и гармонии. И поскольку это разумное есть нечто реально существующее, то мы говорим, что оно действительно, что оно есть, а, следовательно, все разумное действительно.

Физический, или чувственный мир, создан духовной реальностью, является ее проявлением, воплощением, реализацией в иной, материальной форме Гегель назвал эту высшую духовную реальность Абсолютной идеей или Мировым разумом, а все существующее представлял как ее саморазвитие через инобытие – природу, человеческое мышление, человеческую историю.

Абсолютная идея - это безличное пантеистическое начало, в котором сконцентрировано все вообще, и поэтому оно является бытием, имеющим различные формы или проходящим в саморазвитии три этапа:

1. Логическая ступень соответствует бытию Абсолютной идеи самой по себе, до того, как ее были порождены природа и человек – область высшая, запредельная, неощущаемая.

2. Природа как инобытие Абсолютной идеи. Абсолютная идея покидает сферу логики, воплощаясь в физический, или материальный мир – Природу. Природа - это дух, в чувственном или телесном виде существующий, или же застывшая мысль. Основными разделами природы как инобытия абсолютной идеи являются механика (пространство, время, материя, движение, всемирное тяготение), физика ( небесные тела, свет, теплота, химизм), органика (Геология, растительный и животный мир).

3. , Абсолютная идея, воплощенная в человеческом духе, переходит в сферу идеальную, или разумную, которая является человеческим сознанием. Теперь она существует в мышлении или человеческом духе. Формами ее бытия являются:

*субъективный дух (антропология, феноменология, психология),

*объективный дух (право, нравственность, государство),

*абсолютный дух (искусство, нравственность, философия).

В гегелевском учении о саморазвитии Абсолютной идеи, мы видим триаду (диалектическую триаду). Существование в собственном лоне – это пребывание (тезис), переход в форму чувственного мира, в предметы и вещи является отпадением ее от самой себя (антитезис), ибо она материализуется, как бы изменяет своей идеальной природе. Однако ее воплощение в различных видах человеческого сознания (синтез) представляет собой вновь обретенную духовность, а значит, возвращение к самой себе.

В воззрениях Гегеля достигла своего апогея диалектика – философское учение о всеобщей связи и вечном изменении и развитии всего существующего. Если система – это движение Абсолютной идеи к самопознанию, то метод – это диалектика. Он сформулировал основные законы и категории диалектики, которые являются, с его точки зрения, универсальными, т.е. пронизывают собой все бытие.

Законы диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей. В мире все состоит из противоположностей, которые вечно борются друг с другом. Эта борьба и есть источник движения. Доведенные до крайнего противоречия моменты становятся жизненными по отношению к друг другу. Приобретают пульсацию самодвижения и жизненности. Гегель писал: «Противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а корень всякого движения и жизненности, что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей. Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира».

2.Закон перехода количественных изменений в качественные. Количество и качество, будучи противоположностями, диалектически связаны таким образом, что при изменении количества (увеличении или уменьшении) происходит переход (скачок) к новому качеству.

Закон отрицания отрицания. Любая вещь, появляясь на свет из какой-нибудь другой вещи (своей причины), занимает ее место и тем самым отрицает ее, но через какое-то время сама отрицается новой вещью, которую она сама порождает себе на смену. Но отрицание не есть уничтожение, а переход на новый уровень существования: старое присутствует в новом, но является преобразованным (растение).

Категории диалектики.

Категории – наиболее общие понятия, максимально охватывающие различные области существующего. Категории являются парными, так как обозначают противоположности, находящиеся в борьбе и единстве.

1. Общее и единичное – любая вещь сочетает в себе признаки, делающие ее сходной с другими вещами и отличной от них. (человек – общее, человек - отличное).

2. Причина и следствие – любая вещь имеет причину и является ее следствием, но через какое-то время сама становится причиной для будущих следствий (зерно).

3. Возможность и действительность.

4. Форма и содержание,

5. Свобода – необходимость.

6. Случайность – закономерность (Анри Беккерель открыл явление радиоактивности случайно: в одном шкафу оказались урановая соль и фотопластинка).

История человечества представлена им как прогресс в создании свободы, которая составляет внутреннюю природу человека. Но лишь на протяжении многовековой истории осознается человеком, благодаря чему он становится действительно свободным. Свободу он мыслит как свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу.

Государство – высшее воплощение свободы, шествие Абсолютной идеи по земле.

Гражданское общество – система всеобщей зависимости, самоуправление свободных граждан, сфера экономической жизни и деятельности людей.

Людвиг Фейербах (1804-1872, ). Приват-доцент университета, отстранен от преподавания за критику религии. Критика религии перерастает в критику объективного идеализма. Последовательный материалист и атеист. При этом сам избегал употребления термина «материализм». Называл свою философию натуралистической. В 1839 году выпустил книгу «К критике философии Гегеля».

В основе его философии - убеждение в том, что понятия «бытие», «природа, «реальность» обозначают одно и то же. Существующее необходимо объяснять только естественными причинами. Прежняя философия прибегала к представлениям о высшем и запредельном, потому, что люди мало знали и многого не понимали. Теперь, когда человек значительно продвинулся в области познания, самое время объяснить мир из него самого. Натурализм и атеизм должны стать главными чертами грядущей философии, которую Фейербах назвал «новой философией».

Природа, или физический мир, - единственно существующее, ниоткуда не взявшееся и никуда не могущее деться, бесконечное и самотождественное. (равное самому себе, ни в чем не нуждающееся для своего существования и предполагающее полное отсутствие чего-либо еще, кроме себя самого). Есть только материальный мир, бескрайний в пространстве и во времени, необъятно многообразный, организованный на самых различных качественных уровнях и постоянно меняющийся и развивающийся, эволюционизирующий.

Живая природа возникла из неживой. Разумная природа – человек - много тысячелетий назад выделилась из живой,

Данное превращение было возможно при определенных условиях, которые имели место миллионы лет назад и отсутствуют сейчас, отчего мы лишены возможности наблюдать такой процесс. По тем же причинам утверждение о том, что когда-то человек произошел от обезьяны, вовсе не означает, что нынешние обезьяны должны непременно превратиться в человека.

Человек, наделенный разумом, является самым совершенным созданием природы. А природа есть единственная реальность. Поэтому предметом философии может и должно быть не что иное, как физический мир и человеческое сознание.

В работе «Сущность христианства» Фейербах критикует религию.

Бог является человеческой фантазией. Откуда она берется? Из неудовлетворенных потребностей, нереальных стремлений и несбыточных желаний, т.к. реальная жизнь не удовлетворяет, как правило, человека. Какая претензия является наиболее общей: Страх смерти. Мечта о бессмертии и могуществе – основная в людском сознании. Бог – это представление (мечта) человека о самом себе, только более совершенном, которое неизбежно порождается умом. Л.Фейербах называет религию бессознательным самосознанием человека. Будучи не в состоянии что-либо изменить в земной жизни, люди уповают на потустороннюю и запредельную сферу, в которой отсутствующее на земле непременно есть.

Человек должен собственную сущность, утвержденную в Боге, вернуть к самому себе и здесь, на земле, осуществить то, что он перенес в сверхъестественный мир, им придуманный. И пусть невозможно стать бессмертным, но можно увековечить свое имя делами. Пусть невозможно стать всемогущим, но можно увеличить свою силу и стать менее подчиненным внешнему миру. На место веры в Бога необходимо поставить веру в человека. А философия должна превратиться в антропологию, главным вопросом которой будет установление нашей сущности, т.е. общих черт, связывающих и объединяющих всех людей. Эти общие черты он называл человеческой природой. «Человек человеку - Бог».

Наиболее существенные свойства человеческой природы – это любовь к жизни, инстинкт самосохранения, эгоизм, т.е. восприятие мира через себя и стремление к счастью (наиболее важным является стремление любить и быть любимым).

В философии часто звучал вопрос, что человек по своей природе хорош или плох. Л.Фейербах считает, что человек сам по себе ни хорош, ни плох, он такой, какой он есть, и никакую оценку с точки зрения добра и зла ему не дать Условия жизни делают человека хорошим или плохим. Пороки человека – это неудавшиеся добродетели, если бы условия жизни были другими. Необходимо радикально менять условия жизни.

 


 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь