Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л.Стр 1 из 37Следующая ⇒
Т 82 Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: Издательство «Лань»» 2003. — 528 с., ил. — (Учебники для вузов. Специальная литература). ISBN 5-8114-0517-0 Данное учебное пособие предназначено для студентов вузов, изучающих менеджмент в социально-культурной сфере. Новые социально-экономические условия требуют переосмысления имеющегося опыта управления сферой культуры, совершенствования механизма планирования, привлечения! средств, рекламной деятельности, работы с персоналом и т. д. Эти вопросы всесторонне рассматриваются в настоящем учебном пособии.
ББК 65.497 Обложка С. ШАПИРО, А. ЛАПШИН Охраняется законом РФ об авторском праве. I Воспроизведение всей книги или любой ее части, запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. \Ф Издательство «Лань», 2003 © Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова, 2003 ©Издательство «Лань», художественное оформление, 2003
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Сфера культуры и технология менеджмента............... 5 1.1. Культура, сфера культуры и менеджмент........... 5 1.2. Система механизмов менеджмента............. 24 1.3. Особенности менеджмента в сфере культуры....... 33 1.4. Эволюция технологии менеджмента............. 51 1.5. Компетентность современного менеджера и гуманитарная культура..................... 61 Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры........................64 2.1. Государственное регулирование в сфере культуры......64 2.2. Негосударственная поддержка социально-культурной сферы..................... 76 2.3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры. Источники финансирования деятельности в сфере культуры......................... 134 3. Технология планирования в сфере культуры......155 3.1. Виды планов в сфере культуры..............155 3.2. Организация плановой деятельности (этапы планирования)....................... 158 3.3. Определение приоритетов поддержки и развития культуры....................... 165 3.4. Культурные программы как метод управления....... 173 3.5. Методы планирования........................ 183 Привлечение и аккумулирование финансовых средств из различных источников (фандрейзинг)................. 200 4.1. Организационное и техническое обеспечение фандрейзинга................... 205 4.2. Планирование фандрейзинговой кампании........ 213 4.3. Информационное обеспечение фандрейзинга....... 215 4.4. Виды и размеры возможных субсидий............. 218 4.5. Контакты с потенциальными донорами........... 222 4.6. Специальные мероприятия........................ 234 4.7. Фандрейзинг по почте и по телефону............... 242 4.8. Спонсорский пакет........................... 243 4.9. Анализ эффективности фандрейзинга.............. 252 Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культуры...................253 5.1. Роль и значение новых информационных технологий……..253 5.2. Современные информационные технологии и менеджмент в сфере культуры.................. 255 5.3. Региональные Интернет-ресурсы культурной деятельности..................263 5.4. Проблемы использования современных технологий в сфере культуры...........269 6. Маркетинг в сфере культуры.......................... 271 6.1: Маркетинг и культура......................... 271 6.2. Стратегии маркетинга......................... 307 6.3. Товарная стратегия........................... 336 6.4. Ценовая стратегия............................ 356 6.5. Функционально-стоимостный анализ как синтез товарной и ценовой стратегии............ 378 6.6. Стратегия реализации..................... 382 6.7. Стратегия продвижения....................... 384 7. Учет, отчетность и контроль.......................... 396 7.1. Роль и значение учета, отчетности и контроля........ 396 7.2. Виды учета и отчетности, требования к их организации. 397 7.3. Технология контроля.......................... 402 8. Управление персоналом.............................. 409 8.1. Система работы с персоналом.................... 409 8.2. Управление сопротивлением..................... 426 8.3. Лидерство и стили руководства................... 430 8.4. Стимулирование и мотивация.................... 439 8.5. Культура менеджмента и организационная культура фирмы............... 458 9. Эффективность менеджмента в сфере культуры........... 466 9.1. Эффект и эффективность....................... 466 9.2. Виды эффективности.......................... 468 9.3. Уровни анализа эффективности в сфере культуры...... 470 9.4. Методы анализа эффективности.................. 474 Литература......................................... 504 ВВЕДЕНИЕ В данном пособии рассматривается содержание и технология менеджмента в сфере культуры. При подготовке специалистов в сфере культуры в управленческом блоке дисциплин технология менеджмента занимает особое место. Талантами российская земля никогда не оскудевала. Каждый год творческие вузы, художественные училища и лицеи выпускают в жизнь все новых и новых талантливых артистов, художников, музыкантов. Их творческая судьба, профессиональная карьера во многом зависят от профессионализма и заинтересованности менеджеров и продюсеров, промоутеров и импрессарио, привлекающих средства на реализацию творческих проектов, формирующих спрос на них, осуществляющих их продвижение. Да и происходящие радикальные, чрезвычайно интенсивные изменения практически во всех секторах, механизмах и процедурах менеджмента в социально-культурной сфере нуждаются в обобщении, осмыслении и систематизации. В содержание учебного пособия вошли опыт чтения соответствующего курса на дневном и заочном отделениях Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, различных курсах повышения квалификации, участия в международных, федеральных и региональных семинарах и конференциях,
опыт консультирования и участия в ряде реорганизаций и модернизаций различного уровня, участия в создании и деятельности государственных, общественных и некоммерческих организаций и учреждений в сфере культуры. Основной акцент в данной работе делается на технологическое содержание менеджмента в сфере культуры (конкретные механизмы, процедуры, методики, порядок действий). Такая конкретизация представляется достаточно уместной. Во-первых, общее рассмотрение принципов, функций и методов менеджмента необходимо в курсе общего (внеотраслевого) менеджмента. Да и круг литературы по общему менеджменту в настоящее время довольно широк и репрезентативен, тогда как материалы по конкретным менеджментным know how и технологиям редки. Во-вторых, вопросы экономики, финансового контроля и хозяйственного содержания организаций и учреждений (фирм) в сфере культуры исчерпывающим образом рассматриваются в курсах (и соответствующей литературе) по отраслевой экономике. В-третьих, данное пособие дополняется материалами курсов «Психология управления», «Маркетинг в сфере культуры», «Public relations», «Документооборот» и др. Ряд технологий планирования, работы с персоналом, сквозной оценки результатов деятельности, анализа эффективности являются новейшими (а некоторые — оригинальными) разработками и систематически описываются в данном пособии впервые. Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам по кафедре менеджмента и экономики сферы культуры СПбГУКИ, своим студентам, слушателям, дипломантам и аспирантам — всем тем, без плодотворного сотрудничества с которыми систематическое развитие и обогащение курса, а значит и появление этого пособия были бы невозможны. Основной текст написан Г. Л. Тульчинским, разделы 1.4, 2.2, 2.3, 4.1, 4.8, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 8 и Приложения — при участии Е. Л. Шековой.
СФЕРА КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА КУЛЬТУРА, СФЕРА КУЛЬТУРЫ И МЕНЕДЖМЕНТ
Как говорили великие Конфуций и Платон, любое дело надо начинать с «исправления имен» — уточнения содержания основных понятий. В полной мере это уместно и даже обязательно в учебной литературе. Под менеджментом в данной работе понимается система управленческой деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов — организаций, призванных осуществлять некоторую социально значимую деятельность. Менеджмент имеет место практически во всех сферах жизнедеятельности общества (коммерческом и некоммерческом бизнесе, политике, науке, образовании, конфессиональной активности и т. д.). Технология, т. е. конкретные способы осуществления менеджмента, зависят от социально-экономического развития общества и конкретной сферы, информационного обеспечения, действующего законодательства и целого ряда других факторов. КУЛЬТУРА И СФЕРА КУЛЬТУРЫ
О культуре в данной работе говорится в двух планах, Во-первых, в широком смысле, как о способе бытия человека в качестве социального существа, как о системе порождения, сохранения и трансляции внегенетически наследуемого социального опыта. В этом плане
культура образует материальную и духовную среду, способствующую формированию и возвышению человеческой личности. Во-вторых, в узком — «отраслевом» — смысле, как о конкретной сфере жизни общества (сфера культуры), включающей сохранение и использование культурно-исторического наследия (музейное, библиотечное и архивное дело, национальные и местные традиции, праздники и т. д.), художественное образование и детское творчество, искусство, творческую (преимущественно художественную) деятельность, исполнительство, концертную деятельность, организацию досуга и развлечений, любительство, этнографические искусства и ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую (экономика культуры, право, финансирование, управление, информация, подготовка и переподготовка профессиональной среды, развитие материально-технической базы и т. п.). Деятельность в сфере культуры осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. В дальнейшем все они, краткости ради, часто будут именоваться фирмами. В сфере культуры функционируют коммерческие и некоммерческие организации. Согласно Гражданскому кодексу РФ (ГК РФ), к коммерческим относятся организации, основной целью которых является получение прибыли. Некоммерческие организации, наоборот, не рассматривают в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. Их деятельность направлена на достижение культурных, образовательных, научных, благотворительных и иных общественно-полезных целей. Некоммерческие организации занимают ведущее место в сфере культуры. Это обусловлено целями их деятельности, которые отвечают функциям сферы культуры в обществе. В России к некоммерческим, согласно ст. 50 части первой ГК РФ и ст. 2 Закона РФ «О некоммерческих организациях», относятся государственные и негосударственные организации. Это учреждения, ассоциации, фонды, автономные некоммерческие организации, некоммерческие партнерства, государственные корпорации
и т. д. Значительную часть некоммерческих организаций в сфере культуры составляют государственные учреждения культуры. Некоммерческие организации культуры, исходя из целей своей деятельности, требуют особого подхода в управлении ими. Являясь разновидностью некоммерческих организаций, они имеют общие и специфические особенности менеджмента. В наше время культура и сфера культуры имеют отношение к деятельности любых фирм (не только сферы культуры) и менеджменту в них. Культура — тем, что современный менеджмент (и об этом ниже будет сказано дополнительно) не только проявляет все большую зависимость от своего социально-культурного контекста, от социально-культурной среды фирмы, но и сам приобретает черты технологии социально-культурного нововведения. Более того, каждая фирма все более отчетливо предстает (и об этом тоже будет специальный разговор) носителем определенной культуры. Сфера культуры — потому что современный менеджмент, в силу его отмеченных особенностей, очень тесно сотрудничает с учреждениями сферы культуры: широкое развитие спонсорства, благотворительности, других форм связей с общественностью (public relations) неосуществимы без такого сотрудничества. В свете сказанного очевидно, что рассмотрение менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще — как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство — нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной
технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность — все это радикально меняет требования к профессионализму менеджера в социально-культурной сфере. Если раньше он видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря — быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента, без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы. Более того, сама эта специфика заключается отнюдь не в «усеченности» менеджмента, а наоборот — в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятельность как сугубо некоммерческую (нон-профитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе — применительно к тому же виду деятельности) международного масштаба. Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современный бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество — всерьез и по большому счету. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями — одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни. Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в
нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж — все это просто неосуществимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» — предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга. Эта «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для развития и преобразования общества. Дело в том, что это сотрудничество, по сути дела, является способом реализации гражданского общества — не декларирования его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов — по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность — особенно с учетом экономического состояния и политической ситуации в России. Проблемы культуры и искусства не ограничиваются проблемами отрасли.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1425; Нарушение авторского права страницы