Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ,



ЕЕ ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ

РАЗВИТИЕ

На уровне обыденного сознания, в публицистике, а иногда и в сознании некоторых представителей полити­ческой элиты значение сферы культуры трактуется до­вольно поверхностно. Сферу культуры воспринимают либо цинически-пропагандистски, либо «жалостливо-заботли­во». В первом случае в ней видят средство идеологиче­ской обработки масс. Недаром все тоталитарные режимы

 

апеллируют к культуре. На ней строят свою аргумента­цию фундаменталисты и националисты. Во втором случае деятельность в сфере культуры воспринимается как «жал­кая и убогая» — в том смысле, что ее жалеть надо и она к Богу близка. «Культура только требует денег, никакого дохода не приносит», «это индустрия зрелищ, развлече­ний», «ее задача — воспитание подрастающего поколения в рамках традиций», «пусть лучше в музей или на кон­церт сходят, чем по улице болтаться» — ряд таких расхо­жих представлений можно продолжать и продолжать.

Однако еще в советское время сильные мира сего по­нимали потенциал сферы культуры. И отнюдь не только пропагандистский. Сокровища из музейных запасников активно и без особой огласки продавались за рубеж. По тому же пути идет и некоторая часть отечественной поли­тической и бизнес-элиты. Учреждения культуры располо­жены в престижных местах, представительных зданиях и помещениях, музейные фонды, театральные костюмы и декорации, оборудование и инвентарь имеют определен­ную стоимость. Недаром «продвинутая» часть делового мира стремится получить объекты культуры в «довери­тельное управление», видя в сфере культуры еще одну ренту — помимо нефти, газа и леса.

Между тем, за рубежом реальный вклад сферы культу­ры в развитие регионов становится предметом все более пристального внимания и исследований. (В дальнейшем использованы материалы, любезно предоставленные К. Диттрих ван Вееринг, Кельн). В Европе первое такое исследо­вание было проведено в 1984 г. в Цюрихе (Швейцария). Любопытна сама методика такого анализа. Сначала было установлено, сколько бюджетных средств израсходовали на всю культурную жизнь Цюриха город, кантон (провин­ция) и прилегающие общины. При этом выяснилось (эта ситуация характерна до сих пор для всех крупных городов Европы), что от 70 до 76% выделенных средств ушло на содержание четырех крупных учреждений: оперного и дра­матического театров, филармонии и дома искусств (музея). Поэтому исследователи ограничились этими четырьмя уч­реждениями, поставив себе цель «экономически обосно­вать субсидии на содержание учреждений культуры». Вот как рассчитывался экономический вклад оперного театра. Были поставлены следующие ключевые вопросы:

 

1. Какая часть субсидий, общий объем которых соста­вил 35, 6 миллионов евро, прямо или опосредованно воз­вращаются государству?

2. Какое воздействие эти субсидии оказывают на эко­номику и граждан?

Итак, что государство получает назад? Непосредственно государство получило 10% выручки от продажи входных билетов (это особая договоренность, существующая толь­ко в Цюрихе) и так называемый «налог на источник» для иностранных работников, составляющий примерно 0, 4% всех расходов оперного театра, и, наконец, налоги, кото­рые работники оперы должны платить, как и все другие граждане, т. е. 14% от их доходов. Эти данные можно было легко получить в бухгалтерии театра.

Опосредованно государство (т. е. город, прилегающие общины и провинция) получило плату за проезд в автобу­сах и трамваях, которые являются государственными, кроме того, плату за парковку автомобилей и налоги от предприятий, клиентами которых являются работники и посетители театра, а также сам театр. Персонал этих пред­приятий также платит подоходный налог в размере 14%.

Сосчитать эти косвенные доходы государства было уже сложнее. Чтобы прояснить ситуацию, были проведены различные опросы посетителей: каким транспортом они пользуются (автобус, трамвай, личный автомобиль), что они покупают (новое платье, украшения, парфюмерия, ужин в ресторане, ночлег в гостинице и т. д.). После проведенных подсчетов оказалось, что 26, 2% субсидий прямо или косвенно возвращаются государству, т. е. 9 335 443 франка из 35, 6 млн франков субсидий снова поступают в бюджет.

Какое воздействие эти субсидии оказали на экономику и граждан? Непосредственные расходы в пользу предприя­тий можно было легко подсчитать на основе бухгалтер­ских документов: закупались пиломатериалы для изготов­ления декораций, материалы для костюмов, техническое оборудование и многое другое.

К косвенным расходам в пользу предприятий относи­лись транспортные расходы, т. е. затраты на приобрете­ние автомобилей и бензина, расходы на рестораны, осо­бые покупки, посещение парикмахера и т. д. Следовало учесть также и ежедневные расходы персонала оперного

 

театра, ведь и ему надо есть, пить, одеваться, а иногда и осушить бутылочку водки. Если бы этого персонала не было, у предприятий было бы меньше доходов. С харак­терной для швейцарцев основательностью исследователи провели по всем этим моментам опросы и в результате установили; что оперный театр потратил в пользу различ­ных предприятий около 64 млн. франков, что составило 179% от государственных субсидий, объем которых, как уже говорилось, составлял 35, 6 млн. франков.

Результат исследования был сформулирован так: «На­стоящее исследование показывает, что четыре учрежде­ния культуры — оперный и драматический театры, филармония и дом искусств — играют, кроме культурной, еще и существенную экономическую роль. Чтобы выпол­нять свои задачи, они пока еще не могут обойтись без государственных субсидий; их деятельность, однако, вы­зывает обратные потоки средств в государственный бюд­жет и оказывает сильное оживляющее воздействие на экономику».

За этим первым научным исследованием об экономи­ческой значимости культуры и искусства последовали многие другие исследования. В 1985 г. Амстердамский университет (Амстердам — это город с очень активной культурной жизнью) опубликовал результаты исследова­ния, проведенного по заказу Амстердамского агентства по туризму, отделов культуры и экономики муниципали­тета и торгово-промышленной палаты и посвященного «экономическому значению профессиональных искусств в Амстердаме». Это исследование было намного более ком­плексным и широким, чем цюрихское, как по составу заказчиков, так и охвату проблем. Исследовано было все (кроме кино, видео и литературы): большие и малые теат­ры, танцевальные ансамбли, опера, коллективы мимики и жеста, кукольные театры, кабаре, молодежные и улич­ные театры, концертные залы, оркестры всех размеров, всевозможные художники, музеи, художественные ини­циативы и учреждения и т. д., вплоть до таких коммер­ческих заведений, как художественные галереи и аукци­онные дома. В сферу исследования попали также художе­ственно-производственные мастерские, поддерживающие организации (например, союз художников) и различные художественные вузы. При этом не учитывалось люби-

 

льское искусство, которое, разумеется, присутствует везде в большом объеме.

Целью этого комплексного исследования было выяс­нение того, сколько рабочих мест создает многообразный художественный сектор, сколько денег эти люди тратят, что, в свою очередь, дает работу другим людям вне худо­жественного сектора (например, в ресторанах), сколько они привлекают отечественных и зарубежных гостей, ко­торые также тратят деньги, и какое это все имеет значе­ние для государства и народного хозяйства, в частности, для города Амстердама. Короче говоря, сколько из госу­дарственных субсидий (в 1983 г. они составили 315 млн гульденов, т. е. около 280 млн нем. марок) возвращается к государству и какой вклад они вносят в оживление экономики.

Голландских исследователей интересовали только из­меримые показатели. Поэтому их не интересовали аспек­ты, от которых выигрывают другие отрасли: мода, ди­зайн и реклама, или то, насколько богатая культурная жизнь улучшает атмосферу в Амстердаме, которая, в свою очередь, привлекает людей, которые покупают в городе квартиры и дома, и т. д. Было учтено все, что относится к сфере профессионального искусства. Затем по учрежде­ниям культуры были разосланы 800 анкет, в которых содержалась просьба сообщить о рабочих местах, количе­стве посетителей, доходах и расходах. Эти анкеты были дополнены годовыми отчетами учреждений культуры, а также результатами многочисленных интервью и материа­лами статистического управления города Амстердама. В об­работке всех материалов участвовала экспертная группа по математике и статистике экономического факультета Амстердамского университета.

В результате было установлено, что в Амстердаме, где насчитывается 750 тыс. жителей, в 1983 г. в секторе про­фессиональных искусств было непосредственно занято 12 тыс. человек. Это больше, чем в таких секторах, как реклама и газетно-издательский бизнес вместе взятых, и примерно столько же, сколько в гостинично-ресторанном бизнесе или в порту. Среди 48 основных отраслей эконо­мики Амстердама искусство занимает 8-е место вслед за банками, учебными заведениями, учреждениями здраво­охранения, оптовой и розничной торговлей и т. д.

 

Эти люди платят более 134 млн гульденов (ок. 120 млн нем. марок) налогов и взносов в фонды социального и пенсионного страхования. К этому надо добавить 62 млн гульденов (ок. 55 млн нем. марок) налога на добавлен­ную стоимость, который удерживается с расходов деяте­лей искусств и посетителей. Примерно 110-130 млн гуль­денов (ок. 100-115 млн нем. марок) возвращаются из других отраслей экономики в виде налогов и взносов в фонды социального и пенсионного страхования. Таким образом, непосредственный возврат средств в бюджеты разных уровней уже превышает объем ежегодных субси­дий (315 млн гульденов) в художественную сферу Ам­стердама.

Расходы людей, работающих в художественной сфере, в пользу других отраслей (квартплата, электричество, транс­порт, рестораны) составляют 259 млн гульденов (230 млн нем. марок); от 800 тыс. зарубежных гостей в амстердам­скую экономику ежегодно поступало около 354 млн гуль­денов (317 млн нем. марок), прежде всего в гостинично-ресторанном секторе; голландцы, приезжающие в город на один день (ок. 2, 2 млн чел.), тратят еще 73 млн гульденов (65 млн нем, марок), а сами амстердамцы — 454 млн гуль­денов (400 млн нем. марок) в год. Оживление экономики Амстердама благодаря художественному сектору имеет, таким образом, гораздо больший объем, чем государствен­ные субсидии в культуру и искусство города.

Вывод: экономическая значимость художественной жизни в Амстердаме в цифровом выражении составила в 1983 г. «более миллиарда» гульденов. Именно так был озаглавлен отчет о проведенном исследовании. За ним последовали аналогичные исследования в Гааге, Утрехте и других нидерландских городах. Новое амстердамское исследование, проведенное в 1996 г., показало, что воз­врат средств в бюджеты и экономический вес художе­ственного сектора по сравнению с 1983 годом значитель­но выросли.

Похожие результаты дали исследования, проведенные в Германии — от небольшого городка Нойс (1988 г.) вплоть до исследования всего сектора культуры Германии (так­же 1988 г.). «Искусство и культура — это не нахлебники государства», «Культура рентабельна» — гласили заго­ловки в газетах.

 

В девяностые годы добавился еще один аспект. Речь шла уже не только об экономической роли дотационно­го искусства как аргументе в защиту культуры перед лицом резкого сокращения государственных субсидий. Исследовалась также позиция коммерческой культуры по отношению к культуре дотационной. Открытые гра­ницы, относительное благосостояние, достигнутое за 50 лет мирной жизни, растущее самосознание граждан, сильно выросшее предложение досуговых мероприятий, глобализация рынков значительно укрепили индустрию культуры.

По заказу Министерства экономики земли Северный Рейн-Вестфалия боннский независимый Центр культур­ных исследований совместно с Бюро городского культур­ного планирования и университетским Институтом эко­номики и культуры подготовил в 1991/92, повторно в 1995, а также в 1998 г. отчеты о роли культуры в эконо­мике, точно определив при этом, что входит в понятие индустрии культуры: рынок прессы и литературы; кино-теле-медийный рынок; музыкальная индустрия и торгов­ля предметами искусства. В целях максимальной науч­ной точности было четко определено, что относится к каждому из четырех названных секторов культурной ин­дустрии в узком смысле слова и что можно отнести к смежным отраслям — также с отдельной статистикой. К рынку прессы и литературы относятся: свободные пи­сатели, авторы и журналисты, то есть те, которые не имеют постоянного места работы, издательства, предприя­тия книжной и газетно-журнальной торговли, оптовая и розничная торговля — в основном секторе, в смежном — книжные типографии и переплетные мастерские, пись­менные и устные переводчики, издательства прессы (про­изводство бумаги сюда не входит). Кино-теле-медийный рынок в узком смысле охватывает самостоятельных (не получающих зарплаты от государства) деятелей театра, кино и радио, кинопроизводство, кинотеатры, кинопро­кат и дистрибуцию, фотолаборатории. Были также обсле­дованы, хотя и отдельно, такие смежные сектора, как изготовление и реализация соответствующей аппарату­ры, видеотеки, радио- и телекомпании (без производства фильмов), копировальные фабрики, оптовая и розничная торговля, фотомастерские.

 

Основой для этих исследований послужило смутное представление о том, что на смену промышленному обще­ству медленно, но верно идет общество услуг, что струк­тура экономики, поэтому, должна претерпеть изменения — но какие? В каком направлении?

Цель исследования состояла в следующем:

§ получить новые данные, которые могут послужить ос­новой для городского и регионального планирования;

§ получить информацию для проведения мер по формиро­ванию рынка труда, безработица на котором достигает 20%, поскольку традиционные отрасли потерпели крах;

§ проследить взаимосвязи между коммерческой и дота­ционной культурой.

В результате тщательных эмпирических исследова­ний (годовые балансы предприятий, объем уплаченных налогов, опросы и т. д.) был сделан вывод о том, что за отчетный период культурный сектор рос быстрее других отраслей, нередко более чем вдвое быстрее, чем традици­онные отрасли экономики, например, машиностроение.

Параллельно с этими исследованиями города Северно­го Рейна-Вестфалии, земля Северный Рейн-Вестфалия, а также федерация (большей частью через налоговые льго­ты) предприняли следующие меры.

В сфере городского и регионального планирования. В Кельне, например, безработица была особенно высокой вследствие банкротства химической промышленности. Го­род и земля систематически работали над превращением Кельна в город средств массовой информации, исходя из того, что здесь уже находилась крупнейшая телерадио­компания Германии — WDR. С помощью налоговых по­слаблений и льгот при покупке земельных участков в город привлекались инвесторы, которые построили массу различных студий; был создан медиапарк, в котором раз­местились коммерческие учреждения —г- например, част­ные радиостанции, и некоммерческие организации — на­пример, небольшие кино-инициативы. Была организова­на также новая выставка-ярмарка СМИ.

В образовательной сфере. Вскоре стало ясно, что не­достаточно строить пустые коробки, начиненные техни­кой, что эти помещения надо наполнить квалифициро­ванным содержанием, которое могут обеспечить только квалифицированные сотрудники. Таким образом, земля

 

приняла в 1990 г. решение создать Высшую художественно-медийную школу, в 2000 г. была также открыта Кино­академия с практической ориентацией, которая потихонь­ку создавалась начиная с 1995 года. Выпускники этих учреждений сегодня уже не едут работать к конкурентам в Мюнхен или в Берлин/Бабельсберг, большинство из них находят себе место в Кельне и его окрестностях.

По взаимосвязям между коммерческой и дотацион­ной культурой. Получающие большие дотации Высшая художественно-медийная школа и Киноакадемия готовят не только деятелей искусств, но и продюсеров, дизайне­ров, специалистов по рекламе, техников, которые могут работать как в коммерческой, так и в некоммерческой сфере — например, в театрах или музеях. И еще один момент: основанный десять лет назад Кинофонд земли Северный Рейн-Вестфалия располагает сегодня фондом поддержки в 75 млн марок и является крупнейшим в Германии. Он дает деньги на новые кинопроекты лишь тогда, когда определенная доля средств, затрачиваемых на производство фильма, действительно расходуется в Северном Рейне-Вестфалии. Таким образом, продюсер не может снимать фильм только где-то в солнечной Ис­пании, в экзотических Скалистых Горах в Америке или в России, он должен тратить деньги и в пасмурном Се­верном Рейне-Вестфалии, чтобы можно было что-то про­тивопоставить глобализированному, если не сказать аме­риканизированному кинорынку. Такие целевые кино­субсидии (кстати, это единственные субсидии, которые предоставляются в Германии, да, практически, и во всей Европе в секторе коммерческой культуры) привели к со­зданию многочисленных новых предприятий-поставщи­ков киноиндустрии — копировальных фабрик, бюро по­иска натуры для съемок и т. п. Одновременно в медиа-парке на бюджетные средства была создана медийная библиотека для молодежи с доступом в Интернет, был открыт Дом кино, где молодое поколение может зани­маться на различных курсах.

Третий отчет «Культура и экономика» Северного Рейна-Вестфалии показывает, что 10 лет работы принесли опре­деленные плоды, что безработица заметно снизилась. Ук­репилось понимание того, что коммерческая культур­ная индустрия нуждается в дотационной, и наоборот. Еще

более ярким примером является Рурская область, расположенная в земле Северный Рейн-Вестфалия, которая еще 30 лет назад ассоциировалась с дымящими заводскими трубами, грязью, копотью, углем и шахтами. В 80-е гг. эти отрасли разорились, множество людей потеряли рабо­ту. Остались только обезображенные ландшафты. При мощной поддержке земельного правительства и многих частных инвесторов за последние 10 лет этот край про­мышленных руин превратился в край культуры. Шахт­ные копры стали музеями, терриконы превратились в парки со скульптурами признанных художников, быв­шие цеха стали площадками для балетных и театральных спектаклей, концертов, чтений и выставок. С помощью налоговых льгот сюда привлекли дизайнерские бюро и Интернет-фирмы; были созданы музыкальные студии, рек­ламные агентства, кафе. Пешеходные и велосипедные мар­шруты, кафе и рестораны привлекли туристов — и это все в том месте, куда раньше туриста нельзя было зама­нить ни за какие коврижки.

Этот яркий пример экономической значимости куль­туры и искусства (в сферу которых входит и расширяю­щаяся охрана памятников, к которым теперь относятся, разумеется, и памятники промышленной культуры) убе­дительно показал, что такая реструктуризация целых об­ластей идет на пользу как культуре и искусству, так и другим отраслям — таким, как строительство или ту­ризм. Разумеется, здесь опять-таки значительные сред­ства в виде налоговых поступлений, взносов в социальные и пенсионные фонды прямо или косвенно возвращаются к государству.

Подобные исследования рентабельности культуры и искусства и взаимодействия искусства и коммерческой культуры необходимы и имеют смысл лишь в том случае, если не забывать о том, что значительное оживление эко­номики благодаря искусству — это следствие, а не при­чина. Причиной же является глубокая потребность чело­века активно или пассивно соучаствовать в различных видах искусства, то есть самому заниматься творчеством или посещать музеи, театры, концерты, кино и т. д. или же приобретать видеофильмы, компакт-диски, книги и картины. Если же экономический эффект ценить выше, чем эту глубинную причину, то тогда возникают большие

 

сложности с неповторимым, зачастую не поддающимся измерению качеством искусства. Тогда возникает также опасность того, что не будет уделяться достаточно внима­ния молодому поколению художников, художественным предметам в средней и высшей школе, и тогда этот глу­бинный источник может иссякнуть. Таким тенденциям надо противодействовать, ведь подобная идеология была бы очень близорукой — с социологической, политической и экономической точек зрения.

По мнению ряда ведущих мировых экономистов и по­литологов (Б. Мулдер, Ф. Фукуяма и др.), в ближайшие годы культура станет движущей силой возникновения новых социально-экономических структур, культура — как общественный капитал — будет играть для экономи­ческого развития более важную роль, чем международ­ные денежные потоки и инфраструктуры.

В России систематический анализ вклада сферы куль­туры и искусств в региональное развитие был предпринят при разработке Программы развития сферы культуры Санкт-Петербурга на период 1999-2003 гг. Он был про­должен при разработке следующей такой программы на период до 2008 г. С учетом результатов этих и упомяну­тых зарубежных исследований можно выделить несколь­ко уровней роли (вклада) культуры и искусства в разви­тии современного общества.

(I) Прямой вклад сферы культуры в экономику:

§ Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структу­ры, частные фирмы, творческие коллективы и инди­виды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствую­щим собственным рынкам услуг, обладающим суще­ственным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальном страховании.

§ Сфера культуры и искусства выступает базой и инфра­структурой развития ряда других отраслей, прежде всего — образования, СМИ, издательской деятельнос­ти, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма оставляет так называемый «культурный туризм» (cultural tourism), когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим насле­дием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры. Общее образо­вание невозможно без приобщения подрастающего по­коления к культурно-историческим традициям, тради­ционным, классическим и современным искусствам, что немыслимо без работы музеев, библиотек, художе­ственных и музыкальных школ. Для деятельности СМИ важны не только сенсации, но и «хорошие новости», и основным поставщиком таких новостных поводов яв­ляется сфера культуры и искусства — события, проис­ходящие в ней, являются социально значимыми, при­влекают внимание широкой общественности. Посеще­ние театра, концерта, музея или выставки предполагает наличие приличной, нарядной одежды, украшений, услуги парикмахеров и косметологов, пользование об­щественным и личным транспортом, приобретение ка­талогов и сувениров, посещение кафе и ресторанов. Короче говоря, ряд отраслей и сфер общественной жиз­ни, не то чтобы «паразитируют» на сфере культуры, но предполагают ее в качестве инфраструктуры своего развития, а то и существования.

§ Обеспечивая соответствующие услуги для работников других отраслей и сфер деятельности и членов их се­мей, деятельность учреждений и организаций сферы культуры осуществляет их полноценную социализа­цию. При любых условиях работы и жизни, при са­мых различных доходах люди хотят иметь полноцен­ный досуг и возможность полноценного развития сво­их детей. Это важно не только для освоения новых регионов и создания новых производств, но и для го­родских, и для сельских условий.

§ (II) Прямое социальное влияние:

§ Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т. д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяю­щего людей и консолидирующего общество: работода­телей и занятых, старшего и подрастающего поколения, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом.

§ Культура и искусство социально значимы и даже — выгодны, так как являются социальными инвестици­ями. Они аккумулируют и транслируют некие базо­вые ценности общества, образы, которые, помимо про­чего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности.

§ Культура и искусство обеспечивают социально значи­мые виды деятельности, организацию отдыха, пози­тивно влияющие на сознание людей, отношения меж­ду ними, способствующие духовному развитию лично­сти и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

§ В элитарной, массовой культурах, андерграунде вы­рабатывается и предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

§ Культура и искусство обогащают и разнообразят со­циальную среду, образ жизни привлекательными со­бытиями.

§ (III) Косвенное экономическое влияние:

§ Такие современные технологии бизнеса и менеджмен­та как реклама, public relations, продвижение това­ров — включая акции по стимулированию и органи­зации продаж, работа с персоналом, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля — не­возможны без использования традиционных форм со­циально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры и искусств.

§ Сфера культуры и искусств создает инфраструктуру деловых контактов, мест, условий и поводов их реа­лизации.

§ Учреждения культуры оказывают корпоративные ус­луги: подготовка и проведение праздников, информа­ционное и библиотечное обслуживание и т. д.

§ Культура и искусство повышают ценность окружаю­щей среды, например, украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материаль­ной среды производства и отдыха.

§ Содержательная и интенсивная культурная жизнь ак­тивно (иногда — решающим образом) влияют на фор­мирование и продвижение привлекательного имиджа региона, местности, в том числе — в глазах потенци­альных инвесторов.

§ (IV) Косвенное социальное влияние:

§ В Формирование репутации, привлекательного имиджа политиков, политических партий и движений, просто достижение ими известности и узнаваемости — пред­полагают их какую-то социально значимую деятель­ность, участие в значимых событиях. В этом плане совершенно очевидны возможности, потенциал сферы культуры и искусств.

§ Взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудниче­ство делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимой сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим ме­ханизмом и инструментом формирования и развития гражданского общества, способного к саморазвитию.

§ Культура и искусство выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, сти­мулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застаре­лых стереотипов сознания и поведения.

§ Культура и искусство — коллективная память обще­ства, неисчерпаемый источник культурно-историче­ского наследия и творческих идей для будущих поко­лений.

§ Культура и искусство улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способ­ствуя профилактике и сокращению девиантного и асо­циального поведения.

§ Велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей.

§ Возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием со­временных технологий.

Даже приведенный перечень показывает реальное зна­чение сферы культуры, степень и масштабы ее реальной востребованности. Осознание этого является важным мо­ментом самосознания профессионалов, работающих в этой

 

сфере. За кого сами себя держим, так к нам и относятся. Сфера культуры не «жалкая и убогая», просящая деньги «на факт бытия». Речь идет о глубоко укорененной в экономике и социальной жизни сфере деятельности, обес­печивающей многообразные формы социального партнер­ства, связей и отношений, развития общества в целом.

С учетом всех указанных связей между культурой и развитием можно сказать, что культура является систе­мообразующим фактором консолидации и развития об­щества в национальном и региональном масштабах.

Так, в Стратегическом плане развития Санкт-Петербурга и Программе раз­вития культуры города отмечается, что экономика, международная роль Санкт-Петербурга во многом связаны с его позициями на рынке культурных и туристских услуг. Услуги в сфере культуры и туризма могут внести решающий вклад в рост экспорта международных услуг города в целом. Уже в настоящее время в общего­родской структуре экспорта услуг ведущее место занимает гостинично-ресторанный сервис (49%), опирающийся прежде всего на привлекательность культурной жизни города, а до 9% приходится непосредственно на услуги связи, организации отдыха, культурных и спортивных мероприятий.

Памятники культуры и события культурной жизни являются важнейшей со­ставляющей маркетинга туризма, фактором инвестиционной политики, важней­шую роль в которой играет формирование и продвижение привлекательного об­раза города. В настоящее время Санкт-Петербург ежегодно принимает свыше полутора миллионов гостей из практически всех стран мира. Их обслуживанием, с учетом инфраструктуры, занято около 100 тыс. человек. Поэтому развитие сфе­ры культуры выступает важнейшим дополнительным фактором как общей инве­стиционной привлекательности города, так и реализации конкретных инвестици­онных проектов, мощным катализатором деловой активности в городе.

Речь идет об особом, уникальном ресурсе города — о петербургском духов­ном пространстве, культурном и духовном климате города, связанном с высоким уровнем интеллектуальной культуры, интенсивном, творческом приобщении к куль­турным ценностям, активной гражданственностью, особым стилем общения.

В нынешних условиях впервые в истории города культура из вторичного феномена становится центральным градообразующим комплексом. Именно на­личие мощного культурного потенциала делает перспективным развитие города как центра науки, образования, туризма и коммуникации. Без поддержки и разви­тия культуры малореальными оказываются планы социально-экономического раз­вития города.

Культура в современном обществе во все большей степени выступает и осознается не как результат, следствие социально-экономического и политичес­кого развития, а как необходимое условие, важнейший фактор этого развития, нравственный стержень личности и общества. Без опоры на этот ресурс, без его сохранения и развития невозможно обеспечение других стратегических целей и задач, таких как формирование благоприятного социального климата, интегра­ция и продвижение города в мировое информационное пространство, мировой рынок туризма и т. д., в целом — решение таких фундаментальных задач Стра­тегического плана, как формирование Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечиваю­щего высокое качество жизнедеятельности и производства, а также укрепление

 

Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтий­ского моря и Северо-Запада России. Более того, достижение главной стратеги­ческой цели — стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга — по сути дела, есть приведение практических условий жизни и работы в соответствие с духовным потенциалом города.

Поэтому речь не может идти об использовании культурного потенциала толь­ко в качестве проведения ударных ярких, титульно-представительных для города акций и мероприятий, эффективного вовлечения сферы культуры в контекст турист­ской деятельности, непосредственных потребностей коммерческой сферы по рек­ламе и public relations. Культура города — это в конечном счете реальная культу­ра его реального населения. Обеспечить преемственность между культурным на­следием (включая наследие советской эпохи) и современной культурой как непременное условие возрождения и утверждения в качестве доминирующего особого петербургского-ленинградского стиля в сфере интеллектуально-духов­ной и повседневной деятельности горожан — важнейшая задача городской куль­турной политики. Она должна быть направлена на повышение интегрирующей роли культуры, объединяющей горожан на основе осознания единства историче­ской судьбы, общих ценностей и экономических интересов. Санкт-Петербург — не исключение, а только яркий пример. Сказанное лишь иллюстрирует общую картину роли и значения сферы культуры любого региона.

После этих важных предварительных уяснений мож­но переходить к рассмотрению конкретного технологи­ческого содержания менеджмента в сфере культуры.

1.2.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь