Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Освободительное движение и общественная мысль



Основными причинами подъема российского освободительного движения и развития социальной мысли в первой половине XIX века стало понимание наиболее передовой частью общества отставания страны от передовых западноевропейских государств и осознание необходимости радикальных перемен. Кроме того, в Россию проникали революционные идеи с Запада, где в ряде стран прошли буржуазные революции и шел процесс становления индустриальных обществ.

Идеологи разных слоев общества разрабатывали свои представления о путях перемен в государстве обществе. В соответствии с этим сформировались три основных течения политической мысли: консервативное, либеральное и радикальное.

В первой четверти XIX века выступили с программой своих преобразований социально-политического и экономического строя России представители радикального направления – декабристы. Зарождение движения дворянских революционеров было обусловлено как внутренними процессами, происходившими в самой России, так и международными событиями. Остановимся на причинах формирования идеологии дворянских революций.

1 Лучшие представители дворянства осознали что сохранение крепостничества и самодержавия гибельно для дальнейшего развития страны, ее исторического прогресса.

Многие будущие декабристы, находясь в заграничных походах во время Отечественная война 1812 г. Увидели, что в западноевропейских странах отсутствует крепостное право, ограничена власть монарха. Знакомство с европейской действительностью убедило передовую часть дворян в том, что крепостное состояние русского крестьянства необходимо отменить.

3. Большое влияние на формирование декабристской идеологии оказала французская политическая мысль XVIII первой половины XIX в., которая была наиболее разработанной и самой передовой в Европе. Декабристы изучали труды французских просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, Беккариа.

4. Антисамодержавная, антикрепостническая идеология складывалась и на основе знакомства с политическими и философскими произведениями русских мыслителей (Н.И.Новикова, А.Н.Радищева и др.).

5. Декабристы получали информацию о революционном и национально-освободительном движении в Европе и Латинской Америке. Большое влияние на их умы и на ход политической истории оказала Великая французская революция. Декабристы относились к ней неоднозначно. Большинство из них одобрили ее принципы, провозглашенные в " Декларации прав" 1789 г., но осуждали ее последствия, в особенности якобинский террор.

6. Победа России в Отечественной войне не только имела военное значение, но и оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала импульс развитию передовой общественной мысли России.

Движение декабристов проходило в русле общеевропейского и мирового преобразовательного процесса, составляя его органическую часть, поэтому характер их движения можно определить как буржуазный.

Однако в общественном движении России была своя специфика. Выражалась она в том, что в России еще не было буржуазии, способной бороться за осуществление демократических преобразований. Народные массы были необразованны, инертны и в большинстве своем сохраняли монархические иллюзии. Поэтому революционная идеология, понимание необходимости модернизации страны складывались у передовой части дворянства, выступившей против интересов своего сословия.

Тайные общества появились в России на рубеже XVIII-XIX вв. в форме различных масонских объединений, участники которых разделяли, в основном, либерально-просветительную идеологию. После окончания Отечественной войны 1812 г. стали создаваться тайные организации (офицерские товарищества, кружки молодых людей), связанные родственными и дружескими отношениями. В 1814 г. в Петербурге Н.Н.Муравьевым была образована " Священная артель". М.Ф.Орлов основал " Орден русских рыцарей". Эти организации не предпринимали активных действий, но имели большое значение в формировании идей и взглядов будущих руководителей декабристов.

Первое тайное общество декабристов " Союз спасения" возникло в феврале 1816 г. в Петербурге по инициативе молодых гвардейских офицеров А.Н. и Н.М.Муравьевых, С.И. и М.М.Муравьевых-Апостолов, С.П.Трубецкого и И.Д.Якушкина. Позже в него вошел П.И.Пестель. С февраля 1817 г. эта организация была названа " Общество истинных и верных сынов Отечества". " Союз спасения" – первая политическая организация в России, т.к. в нем впервые появились революционные программа и устав, получившие общее название " Статут". В этом документе были заложены две основные идеи декабристов о переустройстве российского общества – ликвидация крепостного права и уничтожение самодержавия. Крепостное право рассматривалось как главное препятствие для прогрессивного развития России, самодержавие – как отжившая политическая система. В " Статуте" говорилось о необходимости введения конституции с целью ограничения прав абсолютной монархии. Предметом серьезных разногласий в обществе был вопрос о будущем политическом устройстве России: одни члены организации высказывались за республиканскую форму проявления, другие – за конституционную монархию. Общество было малочисленным (30 человек) и в него принимали по строжайшему отбору только офицеров гвардейских полков и Генерального штаба. Руководители организации понимали, что в таком малочисленном составе невозможно осуществить задуманный план – принудить нового царя в момент смены императоров дать России конституцию. Поэтому было решено приступить к созданию более широкой и многочисленной организации.

В январе 1818 г. возник " Союз благоденствия", организаторами и руководителями которого стали А.Н. и Н.М.Муравьевы, С.И. и М.М.Муравьевы-Апостолы, П.И.Пестель, И.Д.Якушкин, М.С.Лунин и др. Новое общество насчитывало около 200 человек и считало своей главной целью формирование в стране общественного мнения, благоприятного для преобразований.

Внутри организации шла борьба по идейным и тактическим вопросам. В результате " Союз благоденствия" был распущен (1821 г.) и возникли две новые тайные декабристские организации: " Южное общество" во главе с П.И.Пестелем на Украине и " Северное общество" в Петербурге, имевшее отделение в Москве. " Северное общество" возглавляла Дума из трех человек: Н.М.Муравьева, С.П.Трубецкого, Е.П.Оболенского. С 1823 г. активную роль в ней играл поэт К.Ф.Рылеев. Общества приступили к разработке конституционных проектов и планов восстания. Было подготовлено два программных документа: " Русская правда" П.И.Пестеля и " Конституция" или " Наказ временному верховному правлению" Н.М.Муравьева – проекты будущего преобразования России. Важнейшие вопросы конституционных проектов – государственное устройство России и аграрный вопрос.

" Русская правда" – первая республиканская программа в истории России. Она предполагала ликвидацию монархии и установление республиканского строя. Во главе республики должно было стоять Народное вече. Исполнительная власть передавалась Державной Думе, выборы в которую должны были осуществляться на основе равного избирательного права. Все граждане республики должны были получить равные права, провозглашалась отмена всех сословных привилегий и ограничений, всеобщая воинская повинность. В области аграрных отношений Пестель исходил из того, что земля есть общественное достояние, из которого каждый гражданин имеет право получить надел. Вместе с тем он признавал справедливой и частную собственность. В программе предусматривалось создание общественного земельного фонда, не подлежащего продаже, и находившегося в распоряжении волостных обществ. Этот фонд должен был пополняться за счет конфискации помещичьих земель. Другая часть земли должна была остаться в частном пользовании и находиться в полном товарном обращении.

Конституционный проект Н.Муравьева был менее радикален и строился на другой политической концепции, в соответствии с которой Россия должна была стать федерацией из 14 держав и 2 областей. Высшим законодательным органом федерации являлось двухпалатное Народное вече. Законодательным органом в Державе остановилось Державное вече, тоже состоявшее из двух палат. Выборы осуществлялись на основе избирательного права, но ограничивались возрастным, имущественным цензом и цензом оседлости. Высшая исполнительная власть принадлежала императору, поэтому Россия, по проекту Муравьева, должна была стать конституционной монархией. Провозглашались ликвидация сословной структуры общества, равенство граждан перед законом, свобода слова, печати, собраний. Декларировалась ликвидация крепостного права, однако земли у помещиков сохранялись. Предполагалось наделение крестьян землей (по 2 дес. на двор). Вместо старых сословных судов предусматривалось введение гласного суда с присяжной адвокатурой, состязательностью сторон.

Помимо программных документов декабристами был разработан план действий. Предполагалось организовать в Петербурге восстание гвардии и флота, арестовать императора, созвать Сенат и через него обнародовать свои требования и цели. Выступление планировалось на лето 1826 г. Однако неожиданная смерть Александра I в Таганроге 19 ноября 1825 г. изменила планы. Поскольку отказ брата Александра I Константина от престола держался в тайне, войска были приведены к присяге ему, а не Николаю. После двухнедельной переписки Константин подтвердил свой отказ от престола и на
14 декабря была назначена присяга новому императору – Николаю I. Заговорщики решили воспользоваться правительственным кризисом и выступить в этот день на Сенатской площади. Восстание в Петербурге было жестоко подавлено правительством.

Несмотря на известия о поражении восставших в Петербурге, С.И.Муравьев-Апостол и М.П.Бестужев-Рюмин подняли 29 декабря 1825 г. восстание Черниговского полка на Украине. 3 января 1826 г. полк был окружен правительственными войсками и расстрелян картечью.

К следствию по делу декабристов, проходившему тайно и закрыто, привлекли 579 человек, виновными были признаны 289. Пятеро из них – К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Н.Каховский, М.П.Бестужев-Рюмин и С.М.Муравьев-Апостол – были повешены 13 июля 1826 г., более 120 человек сослано на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение, свыше 1000 солдат прогнано сквозь строй, 4000 солдат переведено на Кавказ, где в то время велись активные военные действия. На долгие годы в России было запрещено упоминать о восстании.

Основные причины поражения декабристов – узкая социальная база их движения, ставка на заговор и военный переворот, слабость пропагандистской деятельности, несогласованность действий, неподготовленность российского общества к преобразованиям.

Выступление декабристов стало значительным событием в русской истории. Декабристы впервые предприняли попытку изменить социально-политическую систему России, разработали революционную программу будущего устройства страны. Идеи и деятельность декабристов оказали существенное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

В общественном движении России второй четверти XIX века началось размежевание основных идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, выступавших в защиту существовавшего в России социально-политического строя.

Идейно-теоретическую основу российского консерватизма представляли теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Одной из таких теорий стала теория официальной народности, автором которой был министр народного просвещения С.С.Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул идею основ русской жизни, сформулированную из трех принципов: самодержавие, православие, народность. В этой теории самодержавие рассматривалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право признавалось благом для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и нравственная основа его жизни, народность – единение царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Отсюда любые выступления против самодержавия и критика церкви трактовались как действия, направленные против коренных интересов народа. Делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Эти идеи пропагандировались через прессу, внедрялись в систему просвещения и образования. Они развивались журналистами Ф.В.Булгариным и Н.И.Гречем, профессорами Московского университета М.П.Погодиным, С.П.Шевыревым.

Теория официальной народности критиковалась в российском обществе как радикалами, так и либералами. Наибольшую известность получило выступление П.Я.Чаадаева (1794-1856 гг.), боевого офицера 1812 г., друга А.С.Пушкина и многих декабристов, написавшего " Философические письма", в которых он резко критиковал самодержавие, крепостничество и официальную идеологию. В своем знаменитом первом письме, опубликованном в журнале " Телескоп" в 1836 г., П.Я.Чаадаев, отрицая возможность прогресса в России, писал: " …мы живем одним настоящим, в самых тесных его пределах, без прошедшего и будущего, среди мертвого застоя". Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем статьи. П.Я.Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор, журнал " Телескоп" закрыли. Его редактора Н.И.Надеждина выслали из Москвы с запретом заниматься издательской и педагогической деятельностью.

" Философическое письмо", опубликованное в " Телескопе", стало прологом дискуссии в отечественной общественной мысли о прошлом, настоящем и будущем России, о ее месте в мировой истории.

В ходе этого спора на рубеже 30-40-х годов XIX в. в оппозиционном правительству либеральном движении сложилось два идейных течения – славянофильство и западничество.

Наиболее видными представителями и идеологами славянофилов являлись К.С. и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Кириевские, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский, А.Ф.Гильфердинг и др.; западников – П.Н.Грановский, С.М.Соловьев, В.П.Боткин, П.В.Анненков, И.М.Панаев, К.Ф.Кавелин. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающим, авторитетным государством среди государств мирового сообщества. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, облегчить положение крестьян, наделить их землей или даже отменить крепостное право, ввести свободу слова и совести. Они боялись и не хотели революционных потрясений, поэтому считали, что само правительство должно провести необходимые реформы. Имея сходные позиции в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны.

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в особый мир, противостоящий Западу. Они связывали недостатки существующего строя – бюрократизм, порабощение личности, цензурный гнет – с тем, что Россия, якобы, отступила от самобытного пути развития. Виновником этого они считали Петра I, насильственно вводившего в стране чуждые русским западные порядки. Они призывали восстановить и развивать патриархальные обычаи допетровской Руси, идеализируя их. Величайшей ценностью славянофилы считали православие, которое, по их мнению, является единственно верной и глубоко гуманистичной религией в отличие от рационалистического католицизма. Особое внимание они уделяли деревне, считая, что крестьянство не испорчено цивилизацией и несет в себе основы высокой нравственности.

Эту высокую нравственность славянофилы видели в крестьянской общине с ее сходками, традиционной справедливостью, коллективными решениями, в соответствии с обычаями и совестью.

Они утверждали, что русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где господствует индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Их политическим идеалом была монархия, опиравшаяся не на бюрократию, а на мнение народа через его представительный орган – Земский собор.

Западники в отличие от славянофилов оценивали русскую самобытность как отсталость. Они считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, подчеркивали значение реформ Петра I в ускорении процесса движения страны от отсталости к цивилизации. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники утверждали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь успешной модернизации социально-политического строя России. По мнению западников, важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающее эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, они считали " образованное меньшинство". Политическим идеалом западников была конституционная монархия типа английской.

Идеи западников и славянофилов оказали серьезное влияние на последующее развитие российской общественно-политической мысли.

В современных условиях, когда еще стоит вопрос о будущем нашей страны, многие идеи западников и славянофилов о путях дальнейшего развития России, о ее месте и роли в мировом цивилизационном процессе остаются актуальными.

Во второй половине 20-х – первой половине 30-х годов радикальное направление российской общественной мысли было представлено оппозиционными правительству малочисленными кружками и тайными обществами, члены которых разделяли идеологию декабристов, выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции (кружок братьев Критских, " Сунгуровское общество" и др.). Все эти кружки и общества действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

В 40-е годы XIX века в радикальном направлении от западников постепенно отделяется особое течение, представителями которого были В.Г.Белинский, А.М.Герцен, Н.П.Огарев, М.В.Буташевич-Петрашевский и др.

Они резко критикуют социально-политический уклад современной им Западной Европы. По их мнению, предоставляя гражданам формальные политические свободы, этот уклад не спасал тысячи людей от нищеты. Спасение Белинский, Герцен видели в социализме – справедливом, общественном строе, в котором отсутствуют частная собственность и эксплуатация человека человеком.

Широкую известность приобрело письмо В.Г.Белинского к Н.В.Гоголю (1847), в котором он резко критиковал предложенный писателем путь религиозно-нравственного совершенствования в рамках существовавших в России общественных порядков. В.Г.Белинский писал: " России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека".

Обращаясь к социалистическим принципам, российские радикальные общественные деятели опирались на социалистические идеи, выдвинутые в XVIII-XIX вв. западными мыслителями – А.Сен-Симоном и Ш.Фурье. Русские радикалы пришли к выводу, что первой достигнет социалистического будущего не буржуазная Европа, а Россия, которой буржуазные отношения пока чужды. Основы " русского социализма" были разработаны Герценом, который в 1847 г. эмигрировал на Запад. По его мнению, русский крестьянин лишен частнособственнических инстинктов, привык к общественной собственности на землю и ее периодическим переделам. В крестьянской общине А.И.Герцен видел готовую ячейку социалистического строя, поэтому он сделал вывод, что русский крестьянин готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И.Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других – осуждал насильственные методы изменения существующего строя. Теория русского социализма, разработанная А.И.Герценом, стала идейной основой радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX века.

Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков леворадикального направления, члены которых разделяли социалистические взгляды. Деятельность кружка М.В.Буташевича-Петрашевского (чиновника министерства иностранных дел) положила начало распространению в России социалистических идей. В этот кружок, возникший в 1844 г. в Петербурге, входили учителя, студенты, литераторы, чиновники. Петрашевцы осуждали самодержавие и крепостничество, видели в республике идеал политического устройства. Наиболее популярны в их среде были взгляды Ш.Фурье, оказавшие большое влияние на формирование мировоззрения петрашевцев. Наиболее радикальная часть петрашевцев обсуждала планы народного восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

Революционные и социалистические настроения были характерны и для Кирилло-Мефодиевского общества, действовавшего с 1845 г. на Украине. Члены общества выступали за всеславянскую республиканскую федерацию, ликвидацию крепостного права, равенство всех сословий.

В 1847-1849 гг. правительство раскрыло кружок петрашевцев и Кирилло-Мефодиевское общество. По делу петрашевцев к расстрелу был приговорен
21 человек, в том числе и Ф.М.Достоевский, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой.

Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX века, с незначительными изменениями продолжали развиваться во второй половине века.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Охарактеризуйте основные тенденции мирового развития в XIX веке.

2. Дайте определение понятия " индустриальное общество".

3. В чем проявилось углубление кризиса российской феодально-крепостнической системы?

4. Когда в России начался промышленный переворот?

5. Расскажите об основных фазах промышленного переворота.

6. Какие основные направления включала в себя внутренняя политика императора Александра I?

7. Почему первый период правления Александра I историки называют " эрой либерализма"?

8. В чем заключались причины недовольства высших дворянских кругов преобразовательной деятельностью М.М.Сперанского?

9. Рассмотрите основные направления внутренней политики императора Николая I.

10. Почему известный отечественный историк В.О.Ключевский считал, что Николай I правил " в консервативном духе и бюрократическими средствами"?

11. Расскажите о деятельности П.Д.Киселева и Е.Ф.Канкрина.

12. Проанализируйте предпосылки подъема общественно-политического движения в первой половине XIX века.

13. Назовите основные направления российской политической мысли, которые сформировались в предреформенный период?

14. Какие события и явления повлияли на формирование идеологии декабризма?

15. Изложите основные цели борьбы декабристов?

16. Сравните " Русскую Правду" П.Пестеля и " Конституцию" Н.Муравьева. Что общего в этих документах и в чем их отличие?

17. В чем причины поражения декабристов?

18. Каково историческое значение восстания декабристов?

19. Охарактеризуйте идейные направления, сложившиеся в общественном движении России второй четверти XIX века.

20. Покажите основные противоречия в идейных взглядах славянофилов и западников.

21. В чем суть " теории официальной народности"?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь