Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идейная борьба и общественное движение



Во второй половине XIX в. в России начался подъем общественно-политического движения. Причины подъема: сохранение в стране самодержавного строя, отсутствие демократических свобод, нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, наличие острейших социальных противоречий в обществе.

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении – консервативное, либеральное и радикальное. У них были различные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Социальную базу консервативного направления представляло дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Идеологической основой этого течения оставалось теория " официальной народности".

Во внутриполитической области консерваторы боролись за сохранение самодержавия, свертывание реформ и проведение контрреформ; в социально-экономической – за укрепление позиций дворянства и сохранение помещичьего землевладения. Во внешней политике ими развивались идеи панславизма – единение славянских народов вокруг России; в духовной сфере отстаивались принципы патриархального образа жизни, религиозности, подчинение власти.

Идеологами консервативного направления были К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков.

Лидером консервативного, охранительного направления стал М.Н.Катков – редактор «Московских ведомостей» и журнала «Русский вестник». В прошлом он был демократом и либералом, но в начале 60-х гг., защищая власть, перешел на консервативно-охранительные позиции. Высшим смыслом государственной и общественной деятельности М.Н.Катков считал не интересы общества и права человека, а интересы власти. Постепенно главной задачей публициста стала борьба против либерализма, охрана старых устоев русской жизни-самодержавия, дворянских привилегий. В 80-е годы его идеи легли в основу государственной политики.

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, журналисты, писатели, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития России. Либералы требовали введения демократических свобод и продолжения реформ; выступали за создание общероссийского выборного органа (Земского собрания), расширение прав и функций органов местного самоуправления (земств), политическим идеалом для них была конституционная монархия.

Во внутриполитической области либералы ратовали за сохранение сильной исполнительной власти, как основного фактора стабильности России; в социально-экономической приветствовали развитие капитализма и свободы предпринимательства; предлагали ликвидировать сословные привилегии; провести мероприятия, способствующие становлению в России правового государства и гражданского общества. Основой их морально-этических взглядов было признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие.

Либералы считали реформы главным методом социально-политической модернизации России, поэтому выступали за эволюционный путь развития. Их деятельность состояла в основном в подаче на имя царя ходатайств с предложением программы преобразований. Либералы выступали за эволюционное, без революций продвижение России к прогрессу, который они понимали, как торжество принципов свободы личности, частной собственности и закона. Они критиковали правительство за отказ от политики реформ. Либералы-западники (К.Д.Кавелин, А.А.Краевский, К.А.Арсеньев и др.) были сторонниками конституционной монархии, выступали за свободу слова, совести, конституционные гарантии прав человека и гражданина. Либералы-славянофилы (И.С.Аксаков, Ю.Д.Самарин, А.И.Кошелев) доказывали бесперспективность для России западного конституциализма, только в монархии видели гаранта русских национальных интересов. Они предлагали идею созыва Земского собора как законосовещательного органа власти.

Внутренне разобщенный, российский либерализм не смог создать своей организации, представлял собой узкий элитарный слой русской интеллигенции и не имел широкой социальной базы.

 

 

Особенности российского либерализма: дворянский характер, близость к консерватизму.

Представители радикального направления общественно-политической мысли развернули антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России.

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной базы, хотя и выражали интересы большинства российского общества-рабочих и крестьян. В их движении участвовали выходцы из разных социальных слоев, посвятившие себя служению народу. Из-за отсутствия свободы слова, собраний и организаций в России могли существовать только тайные организации радикалов.

В радикальном направлении рассматриваемого периода доминирующие положение занимало течение, идейной основой которого была теория некапиталистического пути развития России и " общинного социализма".

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа: 60-е годы – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков; 70-е годы – оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;
80-90-е годы – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

В 60-е годы сложились два центра радикального направления: 1) вокруг редакции журнала " Колокола", издававшегося А.Г.Герценом в Лондоне; 2) в России вокруг редакции журнала " Современник", идеологом которого стал Н.Г.Чернышевский.

А.Г.Герцен критиковал правительство за несправедливые условия освобождения крестьян, пропагандировал свою идею " общинного социализма".

Н.Г.Чернышевский также критиковал реформу, поддерживал идеи социализма, но в отличие от А.И.Герцена считал необходимым использование Россией опыта западноевропейской модели развития.

На основе идей Н.Г.Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: " Земля и воля" (1861-1864), кружок " Великоросс" (1861-1863).

" Земля и воля" была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.

Землевольцы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого они развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале " Земля и воля", в прокламациях " Барским крестьянам от их доброжелателей поклон", " К молодому поколению", " К солдатам" и др. Они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П.Огарева " Что нужно народу", которая призывала к объединению всех революционных сил и предостерегала народ от неподготовленных выступлений.

В конце 1862 г. к " Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в Царстве Польском (1863), усиление полицейского режима привело к самороспуску или разгрому этих организаций.

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки, основой деятельности которых были идеи Н.Г.Чернышевского. Их члены, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к заговорщической и террористической тактике. В 1866 г. Д.В.Каракозов, член кружка М.Л.Ишутина, совершил покушение на императора Александра II.

Осенью 1869 г. учитель С.Г.Нечаев основал в Москве организацию " Народная расправа". Он был автором " Катехизиса революционера", в котором заявлялось, что революционная цель оправдывает любые средства ее достижения. Руководя организацией, Нечаев требовал беспрекословного подчинения своим распоряжением. Им был обвинен в предательстве и убит студент И.И.Иванов. Скрывшийся в Швейцарии, С.Г.Нечаев был выдан России как уголовный преступник, осужден и приговорен к 20 годам каторги. (Умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости).

" Нечаевщина" на некоторое время стала серьезным уроком для революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60-70 годов на основе идей А.М.Герцена и Н.Г.Чернышевского оформилась народническая идеология, которая стала популярной у демократически настроенной интеллигенции. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Программные и тактические взгляды революционных народников основывались на следующих идеях: капитализм в России не может развиваться в связи с отсутствием социальных оснований, будущее страны – в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.

М.А.Бакуниным, П.Л.Лавровым и П.Н.Ткачевым были разработаны идейно-теоретические основы трех течений революционного народничества – бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического.

М.А.Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции, поэтому задача интеллигенции – идти в народ и подготовить всероссийский бунт. Он рассматривал государство как инструмент несправедливости, угнетения. В связи с этим М.А.Бакунин призывал к уничтожению государства и созданию вместо него федерации самоуправляемых свободных общин.

П.Л.Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому его необходимо готовить с помощью широкой пропагандистской деятельности, которую должна вести передовая интеллигенция – " критически мыслящие личности".

П.Н.Ткачев, так же как и П.Л.Лавров, не считал крестьянство готовым к революции. В то же время он называл русский народ " коммунистам по инстинкту", которого не надо учить социализму. По мнению П.Н.Ткачева, достаточно только небольшой группе заговорщиков (профессиональных революционеров) захватить государственную власть, а затем быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство государства.

В 1874 г. более 1000 молодых революционеров, опираясь на идеи М.А.Бакунина, предприняли " хождение в народ", надеясь поднять крестьянство на восстание. Однако крестьяне их идей не понимали и нередко сдавали пропагандистов полиции. Движение не увенчалось успехом, большинство агитаторов было арестовано.

В 1876 г. уцелевшие участники " хождение в народ" образовали новую тайную организацию, которая с 1878 г. приняла название " Земля и воля". Ее программа выдвигала задачу осуществления социалистической революции, передачу всей земли крестьянам и введение " мирского самоуправления" в деревне и городах. Организацию возглавили Г.В.Плеханов, А.Д.Михайлов, С.М.Кравчинский, Н.А.Морозов, В.Н.Фигнер и др.

Землевольцы решили осуществить длительную агитацию крестьян и с этой целью организовали второе " хождение в народ", вели пропаганду своих идей среди рабочих и солдат. В 1876 г. при участии " Земли и воли" в Петербурге была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед демонстрантами выступил Г.В.Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция с применением оружия разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованные по приговору суда отправлены на каторгу или в ссылку. Г.В.Плеханову удалось скрыться от полиции.

В конце 70-х гг. часть народников перешла к террористической деятельности, между противниками и сторонниками которой возникли разногласия. Попытка преодолеть их на съезде землевольцев в Воронеже не удалось. Летом 1879 г. " Земля и воля" распалась на две организации: " Народную волю" и " Черный передел".

Чернопередельцы опирались в своей деятельности на основные программные принципы " Земли и воли" и агитационно-пропагандистские методы борьбы. В дальнейшем их руководители (Г.В.Плеханов, П.Б.Аксельрод, В.М.Засулич, Л.Г.Дейч и др.) эмигрировали в Европу, где перешли на позиции марксизма.

Программными требованиями " Народной воли" были: политический переворот и захват власти, созыв Учредительного собрания, установление демократического строя, уничтожение частной собственности, передача земли крестьянам, заводов - рабочим. Народовольцы взяли на вооружение тактику террористической борьбы. Главной своей целью они считали убийство царя, полагая, что это вызывает политический кризис в стране и всенародное восстание. Исполнительный комитет " Народной воли" (А.И.Желябов, А.Ф.Михайлов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов и др.) вынес в августе 1879 г. смертный приговор Александру II. 1 марта 1881 г. царь был убит террористом И.И.Гриневецким. Власти жестоко расправились с участниками террористического акта: по приговору суда пятеро из них были повешены.

Убийство царя не оправдало ожиданий народников, не вызвало антиправительственного кризиса. Этот акт стал подтверждением неэффективности террористических методов борьбы и привел революционных народников к потере авторитета в радикальных кругах.

В 80-90-е годы в общественном движении возрастает влияние либерального народничества, избравшего основным направлением своей деятельности культурно-просветительную работу среди населения. Либеральные народники, разделяя идейные взгляды революционного народничества, отличались от него неприятием насильственных методов борьбы.

Выражая интересы крестьян, они требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего земледелия. Их идеологами были: талантливые экономисты В.П.Воронцов и Н.Ф.Даниельсон; известный публицист, социолог и литературный критик Н.К.Михайловский. Для пропаганды своих идей революционные народники использовали печатные органы: газету " Неделя", журналы " Отечественные записки", " Русская мысль", " Русское богатство".

Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. нелегальная партия социалистов-революционеров.

 

В конце 80-х начале 90-х гг. радикальное движение раскололось на два противоположных лагеря. Первый сохранял верность идеям крестьянского социализма, второй – увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса. На базе второго направления в России началось распространение марксизма и возникновение социал-демократии.

Первым русским марксистом был Георгий Валентинович Плеханов, один из основных деятелей народничества 70-х гг. ХIХ в. Его идейной эволюции предшествовали разочарование в террористических методах народников, знакомство с опытом рабочего движения в Европе и изучение марксизма. В 1883 г. в Женеве возникла первая марксистская организация русских революционеров – группа " Освобождение труда", в которую вошли Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, А.Г.Дейч, В.Н.Игнатов. Задачи группы излагались в ее программном заявлении: полный разрыв с народничеством; борьба против самодержавия; пропаганда социализма; создание рабочей партии. Важным направлением деятельности группы стала критика народничества и пропаганда марксизма. В этой западноевропейской теории участников организации привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества.

Группа " Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникающим в России рабочим движением.

В России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И.Благоева, Н.Е.Федосеева, М.И.Бруснева, П.В.Точисского и др.), участниками которых изучался марксизм.

Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели политических организаций и профессиональных союзов.

Первыми рабочими организациями в России стали " Южно-российский союз рабочих" (1875) и " Северный союз русских рабочих" (1878-1880). Однако они не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования – повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Крупным событием стала забастовка на текстильной фабрике Т.С.Морозова в Орехово-Зуеве (1885). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. Всего в 80-х гг. прошло около 450 забастовок и выступлений рабочих.

Рост забастовочного движения заставил правительство издать серию законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов, а также законы, запрещающие ночные работы женщин и подростков, закон о штрафах, о порядке найма и увольнения рабочих (1886).

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию – " Союз борьбы за освобождение рабочего класса", создателями которого были В.И.Ульянов (Ленин), Ю.Ю.Цедербаум (Л.Мартов) и др. Союз поставил задачу направления рабочего движения в русло политической борьбы. Аналогичные организации возникли и в других городах России (Москве, Иваново-Вознесенске, Киеве).

Деятельность марксистских организаций подготовила создание Российской социал-демократической рабочей партии (1898).

Следует подчеркнуть, что среди российских марксистов в конце ХIХ в. не было единства. Одни (во главе с В.И.Ульяновым-Лениным) выступали за осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие – отрицали революционный путь развития, предлагая ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

В целом общественное движение второй половины ХIХ в. стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений, течений и взглядов, представленное в нем, отражало сложность и остроту социальных противоречий, характерных для пореформенной России.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Раскройте предпосылки отмены крепостного права.

2. Рассмотрите условия отмены крепостного права.

3. Какие реформы были проведены правительством Александра II в
60-70-х гг. ХIХ в.

4. Почему судебную реформу историки называют самой последовательной?

5. Покажите историческое значение Великих реформ императора Александра II.

6. Почему Александр III перешел к политике контрреформ?

7. Проанализируйте меры, предпринятые правительством Александра III для укрепления экономического развития России? Расскажите о деятельности в этом направлении министров финансов Н.Х.Бунге, Н.А.Вышнеградского, С.Ю.Витте.

8. Подведите общие итоги внутренней политики Александра III.

9. Какие причины способствовали подъему во второй половине ХIХ в. общественного движения в России?

10. Назовите основные направления общественного движения в пореформенный период.

11. По каким принципиальным позициям различались эти движения?

12. Охарактеризуйте этапы развития радикального движения.

13. В чем смысл теории " общинного социализма"?

14. Рассмотрите идейно-теоретические основы трех течений революционного народничества.

15. Какое влияние оказал марксизм на общественно-политическое движение в России?

16. Расскажите об идейных взглядах российских либералов и консерваторов второй половины ХIХ века.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь