Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.



С.А. ГОРСКАЯ

ФОНЕТИКА. ФОНОЛОГИЯ. ОРФОЭПИЯ.

ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ

ПРАКТИКУМ

по курсу «Современный русский язык»

для студентов специальности

1-21 05 02 – Русская филология

Гродно

ГрГУ им. Я. Купалы

 

УДК 811.162.1 (076)

ББК 81. 411.2-3

Г70

Р е ц е н з е н т ы:

 

Гомонова И.Г., кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского, славянского и общего

языкознания УО «Гомельский государственный

университет имени Ф. Скорины»

 

Богдевич А.И., кандидат филологических наук,

доцент кафедры английской филологии УО

«Гродненский государственный университет

имени Я.Купалы»

Рекомендовано

Горская, С.А.

Фонетика. Орфоэпия. Фонология. Графика. Орфография: практикум / С.А. Горская. –

Гродно: ГрГУ, 2015. - с.

Содержит теоретические сведения и комплексы заданий и упражнений по фонетике, орфоэпии, фонологии, графике и орфографии современного русского языка. Предназначен для студентов специальности «Русская филология», изучающих соответствующие разделы дисциплины «Современный русский литературный язык». Будет полезен учителям-словесникам, школьникам, готовящимся к олимпиаде.

УДК 811.162.1 (076)

ББК 81. 411.2-3

Горская С.А., 2014

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы», 2015

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. ВВЕДЕНИЕ

II. ФОНЕТИКА

1. ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

 

2. АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ

2.1. Речевой аппарат

2.2. Артикуляция

2.3. Классификация гласных

2.4. Классификация согласных

 

3. ПОЗИЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

3.1. Позиционные изменения гласных

3.2. Позиционные изменения согласных

3.3. Фонетическая транскрипция

 

4. АКУСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЗВУКОВ

 

5. СЛОГ. ТЕОРИИ СЛОГОДЕЛЕНИЯ

 

6. УДАРЕНИЕ. ФОНЕТИЧЕСКОЕ СЛОВО

 

7. ИНТОНАЦИЯ. ФРАЗА

 

8. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ФОНЕТИКА

 

III. ОРФОЭПИЯ

IY. ФОНОЛОГИЯ

1. ПОНЯТИЕ ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИОННЫЕ ЧЕРЕДОВАНИЯ И ФОНЕМА

 

2. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ ГЛАСНЫХ И СОСТАВ ГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

3. СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

4. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ТРАНСКРИПЦИЯ

 

5. УЧЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ФОНОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ О КОНСТИТУТИВНЫХ И ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПРИЗНАКАХ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНЕМЫ

 

6. СИСТЕМА ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ТЕНДЕНЦИИ ЕЁ РАЗВИТИЯ

 

7. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПОДСИСТЕМЫ

 

8. ИСТОРИЯ УЧЕНИЯ О ФОНЕМЕ. МОСКОВСКАЯ, ПРАЖСКАЯ И ПЕТЕРБУРГСКАЯ (ЛЕНИНГРАДСКАЯ) ФОНОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

 

Y. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

 

1. ГРАФИКА

2. ОРФОГРАФИЯ

3. РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА

 

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

I. ВВЕДЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№ 1. Найдите информацию о том, что такое «мировой язык». Выпишите определение в тетрадь, подчеркните признаки, которым соответствует русский язык. Считается ли мировым китайский язык? Почему? Перечислите рабочие языки ООН.

№ 2. Заполните таблицу:

 

Язык Общее количество говорящих
Количество говорящих, для которых язык является родным Количество говорящих, для которых язык является вторым
Китайский    
Английский    
Хиндустани    
Испанский    
Русский    
Арабский    
Французский    
Немецкий    

 

Ф О Н Е Т И К А

ПРЕДМЕТ ФОНЕТИКИ

Фонетика (греч. phone – ‘звук’, phonetikos – ‘звуковой’, ‘голосовой’) – раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. Предметом исследования в фонетике являются звуки и их закономерные чередования, ударение, интонация, а также особенности членения звукового потока на слоги, фонетические слова и фразы.

Выделяют четыре аспекта изучения звуков речи:

· акустический аспект (от греч. akustikos – ‘слуховой’) непосредственно связан с характеристикой звука как физического явления;

· артикуляционный аспект (от лат. articulare – ‘разделять’, ‘членораздельно выговаривать’) предполагает рассмотрение звуков с точки зрения их образования;

· перцептивный аспект (от лат. perceptio – ‘ощущаю’) изучает звуки с точки зрения восприятия;

· функциональный аспект (собственно лингвистический) исследует смыслоразличительную роль звуков, т.е. соотношение звука и смысла. Этим занимается особый раздел фонетики – фонология.

Все аспекты исследования звукового строя языка определённым образом связаны друг с другом. Так, нередко данные акустической и артикуляционной классификаций дополняют друг друга. Фонологическая теория, в свою очередь, во многом опирается на данные акустики и физиологии.

Все фонетические единицы речи делятся на сегментные (от лат. segmentum’отрезок’) и суперсегментные. Сегментные единицы выделяются в потоке речи как отдельные отрезки различной длины. Так, в слове язык [jиэзык] выделяются звуки [j], [иэ], [з], [ы] и [к]. Звук – это минимальная единица звуковой цепи, являющаяся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующаяся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи свойствами) [ЛЭС][6]. Другими сегментными единицами фонетической системы являются:

· слог – минимальная цепочка звуков, выступающая как цельный артикуляционный комплекс, представляющая собой гласный звук или сочетание гласного с одним или несколькими согласными;

· фонетическое слово (такт) – группа слогов, объединённых общим ударением;

· фраза – законченное по смыслу высказывание, ряд тактов, объединённых интонацией.

Суперсегементные единицы не могут существовать без сегментных, в отрыве от звуков, слогов, фонетических слов, фраз. К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация. Они как бы «накладываются» на сегментные единицы, являются дополнительными компонентами в звуковой организации языка.

Поскольку звуковой уровень представляет собой лишь часть системы языка, фонетика тесно связана с другими разделами языкознания. Так, для разграничения морфем и слов важно установить, какие чередования являются смыслоразличительными, а какие нет. Например, чередование звонких и глухих согласных может быть в рамках одной морфемы: узы – уз [ус], но [з] и [с] могут различать слова и морфемы, если выступают в одной позиции: узы – усы. Важную смыслоразличительную роль играет ударение: хл´ опок – хлоп´ ок, острот´ а – остр´ ота. Таким образом, морфемика и лексикология часто опираются на данные фонетики. Предложение всегда произносится с определённой интонацией, синтагматическое членение и логическое ударение могут коренным образом изменять смысл фразы (ср.: Конструктор подумал: инженер допустил ошибку.Конструктор, подумал инженер, допустил ошибку.) Это обусловливает связь фонетики с синтаксисом. Фонетика связана также с дисциплинами, имеющими прикладное значение, – графикой и орфографией.

Графика (от греч. graphike, от grapho ‘пишу, черчу, рисую’) – раздел языкознания, изучающий совокупность начертательных средств, при помощи которых устная речь передаётся на письме.

Орфография (от греч. orthographia, от ortos ‘правильный’ и grapho ‘пишу, черчу, рисую’) – раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний.

Данные фонетики широко используют в разнообразных отраслях знания: логопедии, методике преподавания иностранных языков, поэтике, психологии, медицине, криминалистике. В свою очередь, фонетика опирается на данные анатомии, физиологии, акустики.

 

?

  1. Что изучает фонетика?

2. Назовите аспекты изучения звукового строя языка.

3. Перечислите сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Что является основанием для разграничения этих двух типов единиц?

4. Покажите связь фонетики с другими уровнями языка.

5. С какими филологическими и нефилологическими дисциплинами связана фонетика? Приведите примеры практического применения знаний из области фонетики.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Выпишите из следующих источников определения фонетики и сопоставьте их: А) Панов, М.В. Современный русский язык. Фонетика: Учебник для университетов. – М.: Высшая школа, 1979. –256 с. Б) Современный русский язык. Ч.1. Фонетика. Лексикология. Фразеология / П.П. Шуба, Л.А. Шевченко, И.К. Германович и др.; под ред. П.П. Шубы. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Полпресс, 1998. – 464 с. В) Русская грамматика. Т.1. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. – М.: Наука, 1982. 783 с.

№2. Приведите слова, в состав которых входят греческие корни «ортос» («орфос»), «логос», «графо». Объясните значения слов: ортодокс, ортофония, графология, графоман. Проверьте себя по толковому словарю.

№3. Попытайтесь сформулировать самостоятельно, чем занимаются общая и частная фонетика, описательная и историческая фонетика; сопоставительная, экспериментальная фонетика, социофонетика. Проверьте правильность своего предположения по Лингвистическому энциклопедическому словарю.

№4. Вспомните из курса средней школы, в каких случаях буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Пользуясь школьными правилами, выполните фонетический разбор слов: мяч, яхта, семья, лилия, ель, земля, разъезд, мюсли, вьюшка, Юрмала, пою, ёжик, подмёл, съёмный.

№5. Назовите непарные звонкие и глухие согласные. В каких случаях происходит оглушение согласных? Выполните фонетический разбор слов: сад, серб, рог, кровь, лязг, сказка, берёзка, травка, рыбка, ножка.

№6. Перечислите непарные твёрдые и мягкие согласные. Выполните фонетический разбор слов: жизнь, чаща, щучья, цифра, огурцы, жест, шест, циклон, чудо, шила.

№7. Запишите в фонетической транскрипции слова: лестница, звёздный, заниматься, биться, сшить, изжарить, голубого, его. Охарактеризуйте разницу в написаниях и произношении данных слов.

Речевой аппарат

У человека нет специальных органов, предназначенных для речепроизводства, – эта функция для них является вторичной. В первичной функции все данные органы обеспечивают жизненно важные функции – дыхания, приёма пищи. Органы, входящие в речевой аппарат, можно отнести к трём отделам:

1. дыхательный: лёгкие, бронхи, трахея;

2. голосовой: гортань с голосовыми связками (две парные мышцы, между которыми находится голосовая щель);

3. собственно артикуляционный[7]: ртовая, носовая полости, полость глотки и все органы, которые в них расположены.

Органы артикуляционого отдела подразделяются на пассивные (твёрдое нёбо, верхняя челюсть и зубы) и активные (мягкое нёбо с увулой – маленьким язычком, нижняя челюсть, губы, язык). Все звуки русского языка произносятся на выдохе: диафрагма при помощи мышц брюшного пресса и грудной клетки выталкивает воздух из лёгких в гортань. Этапы образования звука:

1. Воздушная струя из лёгких поступает в голосовой отдел: а) голосовые связки разомкнуты, не напряжены, воздушная струя проходит свободно – голоса нет; б) голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос.

2. Воздушная струя поступает в полость глотки: а) мягкое нёбо с увулой приподнято, вся воздушная струя идёт через рот – так образуется большинство звуков русского языка ( ртовые ); б) мягкое нёбо с увулой опущено, часть воздушной струи идёт через нос – так образуются носовые, их в русском языке немного [м], [м’], [н], [н’], [ῃ ][8].

3. Воздушная струя поступает в ртовую полость: а) органы артикуляции не образуют преграды – воздушная струя проходит свободно, шума нет; б) органы артикуляции образуют преграду, воздушная струя преодолевает её – образуется шум.

Степень участия голоса и шума при образовании звуков разных классов представлена в таблице:

Класс звука Голос Шум
Гласный +
Сонорный + ±
Звонкий шумный + +
Глухой шумный +

 

?

1. На какие отделы подразделяют органы речевого аппарата?

2. Перечислите органы, входящие в каждый отдел.

3. Какие органы относятся к пассивным? Активным?

4. В образовании звуков каких классов принимает участие голос? От работы какого органа это зависит?

5. Как влияет на качество звука положение мягкого нёба и увулы? Перечислите носовые звуки русского языка.

6. В образовании звуков каких классов принимает участие шум? Каким образом он возникает?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Прикоснитесь рукой к области гортани и произнесите поочерёдно звуки [а], [м], [б], [п]. В каких случаях вы ощущаете вибрацию? Объясните, что в каждом случае происходит с голосовыми связками.

№2. Сравните произношение звуков [а] и [б]. Как вы думаете, почему гласные называют «ртораскрывателями», а согласные «ртосмыкателями»?

№3. Подумайте, почему, когда мы простужены, все звуки приобретают носовой оттенок?

№4. Воспроизведите по памяти таблицу, отражающую степень участия голоса и шума при образовании звуков разных классов.

№5. Опишите последовательно работу речевого аппарата при образовании гласного, звонкого шумного, глухого шумного согласного, *носового согласного.

Образец (образование ртового сонорного). 1) Воздушная струя из лёгких поступает в голосовой отдел: голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют – звучит голос. 2) Воздушная струя поступает в полость глотки: мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот. 3) Воздушная струя поступает в ртовую полость: активные и пасссивные органы образуют незначительную преграду, воздушная струя преодолевает её – возникает шум.

Артикуляция

Артикуляцией называется работа органов речи по образованию звуков речи. Выделяют следующие этапы в артикуляции: 1) экскурсия, или приступ, – органы речи подготавливаются к работе, принимают исходное положение; 2) выдержка – собственно произнесение звука; 3) рекурсия, или отступ, – речевые органы расслабляются и возвращаются в исходное положение. Однако звуки редко произносятся изолированно, в потоке речи они следуют друг за другом: выдержка последующего накладывается на рекурсию предыдущего. Звуков речи намного больше, чем букв, их обозначающих, но все-таки их число в каждом языке конечно. Совокупность артикуляций всех звуков языка составляет его артикуляционную базу. Артикуляционные базы различных языков не совпадают, это порождает трудности в овладении иностранной речью. Например, в русском языке нет заднеязычных вибрантов, как во французском языке, поэтому для многих русских произношение этого звука сложно. В свою очередь, твёрдые шипящие отсутствуют в тюркских языках, в силу этого носители данных языков с трудом усваивают артикуляцию звуков [ж] и [ш].

 

?

1. Перечислите этапы артикуляции звуков.

2. Что такое артикуляционная база? Приведите примеры отличий в артикуляционных базах разных языков.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Выучите таблицу классификации гласных и воспроизведите её по памяти.

№2. Почему при осмотре горла врач просит произнести звук [а]?

№3. Объясните «лингвистическую подоплёку» анекдота.

Человек пришёл фотографироваться и очень волновался, что на фотографии он выйдет с большим ртом. Тогда фотограф посоветовал ему: - Когда я скажу «Внимание! Снимаю», вы произнесите: «Изюм». В момент съёмки наш герой забыл нужное слово и выпалил: «Кишмиш! »

№4. Опишите работу речевого аппарата при образовании каждого гласного.

Образец: при произнесении звука [а] голосовые связи сомкнуты и вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; язык занимает нижнее положение по вертикали, срединное положение по горизонтали, губы не округлены.

№5. Назовите гласный по его характеристикам:

· лабиализованный, верхнего подъёма;

· нелабиализованный, среднего подъёма;

· нижнего подъёма.

Достаточно ли заданных характеристик для правильного ответа? Сколько «координат» необходимо, чтобы узнать гласные [о], [и]? Обоснуйте свой ответ.

№6. Сравните ударные гласные в словах этот и петь. Одинаковые ли это звуки? В чём артикуляционные отличия между ними? Сравните их с гласными английского языка [æ ], [е].

№7. В англо-русском словаре даётся такое описание звука [ʌ ]: «Произносится как русское неударное о и а в словах мосты, сады, но английский звук [ʌ ] почти всегда стоит под ударением. Чем вы можете объяснить «незаметность» звука [ʌ ] для русскоговорящих и очевидность его существования для англичан?

№8. Произнесите слова сад и сады. В чём артикуляционные отличия между звуками, обозначенными буквой а в обоих словах? В какую клетку таблицы артикуляционной классификации вы бы поместили этот звук?

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Произнесите звуки [б] – [п], прикоснувшись рукой к горлу в области гортани. Объясните, что происходит с голосовыми связками при образовании этих звуков. Пользуясь таблицей, выпишите все пары звонких и глухих согласных. Какие согласные не имеют пар по звонкости – глухости?

№2. Произнесите попрано реквием – вихрь, лоно – вётл, молит – сонм, нежный – казнь. Сравните звучание сонорных в позиции перед гласным и на конце слова. Есть ли отличия в артикуляции между этими звуками? Одинаково ли тщательно мы их произносим? Существенно ли различие между ними для говорящих на русском языке?

№3. Произнесите звуки [б] – [б‘], [д] – [д‘]. Опишите отличия в их артикуляции. Выпишите из таблицы все пары твёрдых и мягких согласных, а также звуки, которые не имеют пар по данному признаку.

№4. Вооружившись зеркальцем, понаблюдайте за работой губ во время произнесения твёрдых и мягких согласных. Каким образом распознают твёрдые и мягкие согласные глухонемые?

№5. Произнесите звуки [м], [м’], [н], [н’]. Почему они называются носовыми? От работы какого органа зависит их качество?

№6. Поднесите ладошку к губам и произнесите попарно [с] и [л]. Где проходит воздушная струя при образовании этих звуков? Объясните, почему [с] относится к срединным, а [л] – к боковым.

№7. Произнесите последовательно звуки [б], [в], [с], [ж], [х]. Укажите, какие органы образуют преграду в каждом случае. Проверьте себя по таблице классификации согласных.

№8. Произнесите сочетания [т]+[с], [т’] + [ш’]. Какие звуки при этом получаются? Как охарактеризовать способ их образования?

№9. Какие звуки слышатся на месте букв ц и ч, если бегло произносить отец бы, дочь бы? В какой клетке артикуляционной классификации помещены эти звуки?

№10. Произнесите мягкий [ш’] и потяните этот звук. Что получилось? Какими способами этот звук передаётся на письме? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения, слова: выдумщик, носильщик, роща, ящик, тщетно, беспомощный, образчик. Какой звук соответствует данному в белорусском языке?

№11. В чём артикуляционная разница между русским [г] и белорусским [γ ]? Отличаются ли они по месту образования? А по способу? Прочитайте, соблюдая нормы русского литературного произношения: город, огонь, могла, тогда, грохот, Бога. В какой из этих слов произносится [γ ]? Вспомните, в каких белорусских словах, согласно литературной норме, произносится [г].

№12. Произнесите [j]. Почему дополнительную артикуляцию, присущую мягким согласным, называют «йотовой» артикуляцией? Объясните, почему иностранцы, говоря по-русски, могут путать твёрдые и мягкие согласные?

№13. Объясните артикуляционную разницу между русским [ч’] и белорусским [ч], между [т’] и [ц’]. Прочитайте, соблюдая нормы произношения: часто, чёлка, чаща, цифра, целый, тепло, театр, термин, тема.

№14. Опишите работу речевого аппарата при образовании звуков [в], [п’], [д], [ч’], [с], [л], [j], [р], [г], [ш’: ].

Образец. При образовании звука [б’] голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт через рот; губы образуют смык, преграда преодолевается резко; средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу.

№15. Назовите звук по описанию работы речевого аппарата:

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой опущены, ход в носовую полость открыт – часть воздушной струи идёт через нос; передняя часть спинки языка смыкается с зубами; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки сомкнуты, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через нос; кончик языка приподнимается к передней части нёба и вибрирует; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподняты и закрывают ход в носовую полость – воздушная струя идёт черед рот; задняя часть спинки языка приподнимается к задней части нёба, образуя с ним щель; воздушная струя проходит постепенно;

· голосовые связки сомкнуты, напряжены, вибрируют под напором воздушной струи – звучит голос; мягкое нёбо с увулой приподняты, закрывают ход в носовую полость, вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с зубами, по бокам языка проходит воздушная струя; дополнительная артикуляция отсутствует;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; мягкое нёбо с увулой приподнято, закрывает ход в носовую полость – вся воздушная струя идёт через рот; передняя часть спинки языка образует смык с передней частью нёба, смык переходит в щель, средняя часть спинки языка приподнимается к твёрдому нёбу;

· голосовые связки разомкнуты, не напряжены, не вибрируют – воздушная струя проходит свободно, голоса нет; передняя часть спинки языка образует щель с передней частью нёба, средняя часть спинки языка приподнимается к средней части нёба; звук долгий.

№ 16.* Возьмите в руки зеркальце и произнесите [с] и [ш]. Что можно сказать об участии губ в образовании этих звуков? Как вы думаете, почему данное артикуляционное отличие не отражено в классификации?

 

Фонетическая транскрипция

Фонетическая транскрипция (от лат. transcriptio – ‘переписывание’) – это способ точной графической записи звучащей речи с помощью особых знаков.

Основной принцип фонетической транскрипции заключается в том, что каждый произнесённый звук должен быть отдельно зафиксирован в записи (ср.: ёлка [j´ олкъ]).

Порядок действий при выполнении фонетической транскрипции

1) Во всех словах транскрибируемого текста (предложения) поставить ударение;

2) Определить границы интонационных единств (фраз);

3) Выявить клитики, выделить фонослова;

4) В соответствии с системой условных обозначений для гласных и согласных звуков затранскрибировать текст.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, затранскрибируйте слова:

А) аптека, аванс, ажур, аккорд, автомат, азалия, отец, окно, олень, опять, артиллерия, арендовать, оставлять, адресат, облака, определение, отдавать, осетрина, окружать, огонёк, острова, огород, эгоист, эколог, экономика, эстакада;

Б) дом а, сады, дрова, поля, столы, глаза, старик, кладу, плоды, забыл, гроза, солдат, капуста, кочан, багаж, батон, возить, вокруг, нога, стакан, казарма, шерстить, жабо, шатёр, жаргон, жалеть, жакет, цена, Шопен, Флобер, сонет, поэт;

В) весна, взяла, несла, вела, мела, в реке, деревня, погляди, обязательно, берёза, решительно, село, весёлый, пяток, бельё, неделя, спряжение, лесной, поезд а, ежовый, часок, чадить, щадить, щенок, щавель, язык, январь, явился, японец, ему;

Г) кладовая, садовод, даровит, паровоз, пароход, города, борода, золотой, молодой, заходи, с огурцами, голова, сторона, водовоз, вороной, хорошо, старика, под огородом, собаковод, холостой, молодёжь, доброволец, провожу, молоко;

Д) веселей, велика, белизна, берега, вертикаль, серебро, человек, чемодан, щебетать, медонос, рядовой, прямота, лягушонок, вязковатый, чародей, частокол, естество, еретик, язычок, ежевика, европейский, ядовитый, ясновидец, янтаря;

Е) лето, сено, дерево, яблоко, ´ о кна, выдал, собака, корова, высказал, полено, узок, низок, близок, сторож, в новом, за берёзой, молод, на пол, шуба, шубе, Костя, Косте, листья, роща, в роще, дыня, дыне, туча, туче, счастья, о счастье.

№2. Перечислите позиционные изменения согласных. Затранскрибируйте слова.

А) хлеб, клуб, озноб, мёд, вход, груз, союз, князь, слёз, поезд, дрозд, гвоздь, мозг, серб, изверг, торг, надежд, долг, груздь, горазд, корж, морж, денег, служб, спесив, счастлив, ставь, вновь, ветвь, кровь, дождь;

Б) улыбка, скобка, пуговка, перевозка, надпись, подписать, надкусить, коровка, сладкий, близкий, коврижка, сторожка, намажьте, режьте, вязкий, дерзкий, второй, вписать, вперёд, остригся, берёгся, мягкий, лёгкий, легчайший;

В) просьба, косьба, сделал, сбил, сдобрить, отбить, отбросить, отгадать, к жене, также, вокзал, экзамен, экзарх, анекдот, рюкзак, пакгауз, футбол;

Г) стих, честь, пусть, костюм, грузди, уздечка, к звезде, басня, брусника, дразнить, возня, слюда, ослик, лесник, боязнь, след, после, разлёт, изнежиться, козлик, Индия, винтик, об аренде, пенсия, претензия, лицензия;

Д) дверь, медведь, звякнуть, зверь, спица, свита, Каспий, спи, госпиталь, в Литве, смелый, косметика, в битве, изменение, размер, известие, чрезмерно;

Е) пончик, бутончик, диванчик, уклончивый, застенчивый, каланча, шарманщик, обманщик, щелкунчик, сменщик, зеленщик, женщина, студенчество, гонщик, талончик, зачинщик, бубенчик, венчик, птенчик, бакенщик, каменщик;

Ж) лётчик, разведчик, пулемётчик, молодчик, газетчик, отгадчик, докладчик, подчистить, отчёт, под часами, над чувством, ветчина, без шапки, без жены, изжарить, в родстве, детство, бедственный, средства, напутственный, наследство;

З) воссоздать, беззаботный, сзади, подтолкнуть, ценный, старинный, данный, ванна, доллар, масса, тонна, Эллада, масса, массовик, аннотация, терраса, корректор, суррогат, профессор, аттестат, коллега, иллюзия, агрессивный, программа, русский, аккорд, сирокко, эффективный, мокко, аббат, раввин, каприччио.

№3. Затранскрибируйте текст.

1) Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною… По небу… изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк (Н. Гоголь).

2) Знайте же, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён будет человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и оно может послужить когда-нибудь нам во спасение (Ф. Достоевский).

3) Надо мною на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся над нами в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса (И. Бунин).

4) Лог, по которому рос этот кряжистый, мшаный, забитый буреломом и валежником лес, был изрезан оврагами, балками, а вдруг за каким-нибудь увалком круто взламывался холмом со скользкими от жёлтых спрессованных игл склонами. И всюду пёрли из земли грибы. В овражках и на взлобках, на твёрдой чёрно-лоснящейся, спёкшейся, как окалина, почве под теснящими друг дружку и перегорающими в этой тесноте ёлками, в рослой траве нежданных берёзовых вкраплений посреди хвойного царства (Ю. Нагибин).

5) Часто говорят о выразительности взгляда. У Улановой особая выразительность взора потупленного. Никто, как она, не умел опустить и поднять глаза, взглянуть и снова закрыть, но так, что и закрытые глаза эти словно видят. Светлое, полудетское, чистое лицо, порою строго, даже хмуро насупленные брови; трепетная настороженность всех движений… Уланова часто танцевала святость человеческого одиночества как выражение высокой духовной свободы, независимости, недосягаемости души (Б. Львов-Анохин).

6) «Неужели вы не видите, быстро сказал незнакомец, не переставая играть, – что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы? По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. А небо делается всё выше, всё синей, всё великолепней, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной» (К. Паустовский).

7) Ничто в мире зря не делается. Всё имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают (Б. Зайцев).

8) Я заметила с прозорливостью не очень сильного, но внимательного существа, что если беда, болезни и несчастья наваливаются на тебя, то их надлежит немедля, с отчаянной решимостью сбросить, преодолеть, стряхнуть с себя, поэтому я не показывала никому, даже кошкам и собакам, что меня жизнь уже заездила и нет во мне больше веры в возможность перемен к лучшему (А. Ким).

9) То время нашего детства, в котором мы существуем, ещё не помня себя, представляется нам тишиною самого надёжного, удивительного покоя, что так хорошо известен пастуху, выгнавшему стадо на луг, крестьянину, который засеял поле и ожидает всходов, художнику, который нанёс последний мазок на холост и отложил картину, чтобы она просохла (А. Ким).

10) И когда мне захотелось рисовать и руки мои потянулись к бумаге и краскам, как руки голодного тянутся к чёрствому хлебу, я взял акварельные краски, бумагу и кисти и, замысла своего пока ещё не зная сам, стал рисовать три руки, растущие из земли, три руки, обращённые к небу, к беззвёздным, ночным, чернильно синеющим небесам (Ю. Левитанский).

11) Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всякую прочую нечисть, я не давал сорнякам заглушить их, превращать их в ничто, но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение (Ю. Нагибин).

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Прослушайте запись песен В. Высоцкого. В чём своеобразие его исполнительской манеры с фонетической точки зрения? Какими свойствами сонорных звуков это объясняется?

№2. Почему звук [м] относится к вокальным, хотя при его произнесении возникает значительная преграда в артикуляционном отделе речевого аппарата?

№3. Опираясь на акустические свойства звуков, объясните, почему мы в случае опасности кричим: «А-а-а! », а если хотим кого-то успокоить, то произносим: «Тс-с! ».

№4. Как соотносится деление звуков на вокальные и невокальные, звонкие и глухие, консонантные и неконсонантные?

№5. Пользуясь таблицей артикуляционной классификации, выпишите в один столбик все звуки высокой тональности, в другой – все звуки низкой тональности.

№6. Какое из стихотворений называется «Глухонемой» (А. Кручёных), а какое – «Весна» (А. Туфанов): Муломнг, улва глулов, кул…амул ягул валгул за-ла-е у гул волгала гыр марча. – сиинь соон сиий соонг се /сиид сеельф сийк сигналь сеель. Обозначьте все высокие и низкие звуки в этих строчках. Сделайте вывод, воспринимают ли носители языка акустическую разницу между высокими и низкими звуками.

№7. Преподаватель, читающий лекции на русском и белорусском языке, заметил: «Когда я говорю по-белорусски, то будто переключаюсь на более низкий регистр». Объясните, есть ли акустические основания для такого восприятия (Сопоставьте качество согласных звуков в словах рус. речка – бел. рэчка, рус. дожди – бел. дажджы, рус. чёрный – бел. чорны, рус. голубь – бел. голуб и под. Учитывайте литературные нормы произношения! ).

№8. Затранскрибируйте стихотворные строки, обозначьте все диезные звуки: Сёстры – тяжесть и нежность – одинаковы ваши приметы… Ах, тяжёлые соты и нежные сети, Легче камень поднять, чем имя твоё повторить! У меня остаётся одна забота на свете: золотая забота, как времени бремя избыть (О. Мандельштам).

№9. Дайте полную акустическую характеристику звукам в словах: мир, любовь, честь, цифра, багровый.

№10. Какие звуки соответствуют приведённым ниже характеристикам:

А) вокальный, неконсонантный, низкий, бемольный, диезный, диффузный, непрерванный, нерезкий, звонкий;

Б) вокальный, консонантный, высокий, небемольный, диезный, компактный, прерванный, резкий, звонкий;

В) вокальный, неконсонантный, высокий, недиезный, небемольный, компактный, непрерванный, нерезкий, звонкий;

Г) невокальный, консонантный, низкий, небемольный, недиезный, диффузный, непрерванный, нерезкий, звонкий.

№11. Достаточно ли характеристик, чтобы узнать звук: вокальный, резкий, диезный? Сколько звуков соответствует характеристике «резкий»?

№12. *В одном из номеров физико-математического журнала для школьников «Квант» была сформулирована шуточная теорема: «Сила звука, которую может выносить человек, обратно пропорциональна его умственным способностям». Проведите исследование, доказывающее или опровергающее эту точку зрения. Для этого проанализируйте с точки зрения соотношения гармоничных звуков (тонов) и негармоничных (шумов) произведения В. А. Моцарта и тяжелого рока. Привлеките данные психологов о воздействии этих произведений на организм и психику человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1567; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь