Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Какая дата считается «днём рождения» фонологии? Почему?



Какие открытия предвосхитили зарождение учения о фонеме?

Идеи каких учёных стали основополагающими для зарождения нового учения?

В каких основных постулатах заключается суть «революционного переворота», произведённого в лингвистике Фердинандом де Соссюром?

Какой вклад в развитие учения о фонеме внесли Бодуэн де Куртенэ И Л.В. Щерба?

Какие достижения формальной школы Ф.Ф. Фортунатова сыграли важную роль в становление фонологии?

Кто осуществил синтез «бодуэновского» и «фортунатовского» направлений? Какой социальный фактор этому способствовал?

В чём суть учения о фонеме Пражской лингвистической школы? Назовите имена её представителей. Какой труд считается основополагающим для становления фонологии?

Что общего между концепциями ПЛШ и МФШ? В чём отличия между ними? Какие учёные принадлежат к МФШ?

Назовите представителей Петербургской фонологической школы. В чём они расходятся с москвичами? Чем можно объяснить такие взгляды на фонему?

Попробуйте объяснить, почему именно на почве русского языка учение о фонеме развивалось наиболее активно (имеются в виду внутриязыковые факторы).

Обоснуйте ведущую роль фонологии в становлении взглядов на язык в науке ХХ века. В каких областях познания и человеческой деятельности используются её достижения?

Практические задания

№1. Изобразите «генеалогическое древо» фонологии. Выпишите в тетрадь имена учёных, сыгравших роль в её становлении и в одном-двух предложениях сформулируйте, какой вклад внёс каждый из них.

№2. Заполните таблицу:

Фонологическая школа Представители Определение фонемы Количество фонем в языке Прикладное значение учения

№3. Выполните фонематическую транскрипцию слов согласно ПЛШ, МФШ, ПФШ: вода, дуб, тот.

№4. Подготовьте сообщение о роли фонологии в развитии одной из перечисленных в параграфе областей знания.

 

Y. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ

ГРАФИКА

Графика (греч. graphiké grapho пишу, черчу, рисую) 1) совокупность начертательных средств того или иного языка, включающая графемы, знаки препинания, ударения и под.; система взаимоотношений между графемами и фонемами в фонематическом письме; 2) раздел языкознания, исследующий соотношения между графемами и фонемами (ЛЭС).

Русское письмо– фонематическое: несмотря на то что его привычно называют звуковым, буквы обозначают не звуки, а фонемы. Так, например, в словаформах дом, том, воды мы пишем букву «о» для обозначения звука [о], но и в словоформах дома, тома, вода мы также пишем букву «о», хотя произносим [ʌ ]. Значит, буква «о» обозначает не звук [о], а фонему < о> и в сильной, и в слабой позициях.

Основу русской графической системы составляет кириллица – азбука, которая была создана в IХ в. братьями – монахами Константином Философом (Кириллом) и Мефодием с опорой на восточный, или классический, греческий алфавит. (В основу латиницы положен греческий алфавит в его западной разновидности). Кириллица создавалась для западных славян, но в IХ в. различия между славянскими языками были незначительными. Фонетическая система русского языка претерпела с того периода существенные изменения. Исчезли носовые и редуцированные гласные фонемы, фонологически значимым признаком стала твёрдость-мягкость согласного.[34] Поскольку в IХ веке, когда создавалось славянское письмо, твёрдые и мягкие звуки были вариациями одних фонем[35], в системе русского письма нет различных букв для обозначения твёрдых и мягких согласных фонем. Буквы, обозначающие парные по твёрдости/мягкости согласные, фактически являются двузначными, а именно: сами по себе буквы, например б, р, м могут обозначать как твёрдые, так и мягкие согласные фонемы. Своё значение они приобретают в сочетании с другими буквами – в этом заключается слоговой (силлабический) принцип русской графики. Итак, обозначения требует не только мягкость, но и твёрдость согласного. Твёрдость согласного обозначается:

1) Не перед гласным (перед согласным, на конце слова) – отсутствием буквы «ь»: кон, мороз, мол, банка, полка;

2) Перед гласным – при помощи букв «а», «о», «у», «ы», «э»: мал, мол, лук, мыл, сэр.

Мягкость согласного обозначается:

1) Не перед гласным – при помощи буквы «ь»: конь, морозь, моль, банька, полька;

2) Перед гласным – при помощи букв «я», «е», «ё», «ю», «и»: мял, мёл, люк, мил, сер.

Такой принцип обозначения твёрдости и мягкости согласных фонем имеет свои «проблемные зоны». Их обычно называют отступлениями от слогового принципа. Верно ли это? В первую очередь это относится к позиции согласных перед фонемой < э>. Дело в том, что исторически в русском языке перед < э> были возможны только мягкие согласные. Закономерность начала разрушаться в середине ХХ столетия, когда, с одной стороны, многие иноязычные слова, переходя в разряд освоенных, общеупотребительных, сохраняли твёрдый согласный перед < э>: с[тэ]нд, а[тэ]лье, ан[тэ]нна, каш[нэ]. С другой стороны, в русском языке привычными стали аббревиатуры, в которых согласный перед < э> также произносился твёрдо: НЭП, ДНЕПРОГЭС, ЛЭП. Однако в современном русском языке произношение согласного перед < э> - слабое звено орфоэпической системы. Во многих случаях носителя языка здесь испытывают затруднения и вынуждены справляться о норме в Орфоэпическом словаре. Поэтому ввести правило, при котором последовательно после твёрдого согласного писалась бы буква «э», после мягкого – «е», – невозможно. В силу этого буква «э» употребляется только в редких заимствованиях, в начале слова, в местоимениях и междометиях: кэб, мэр, пэр, этаж, эхо, этот, эх.

Вторая проблема – это обозначение твёрдости-мягкости фонем в сочетаниях «жи», «ши», «ча», «ща», «чу», «щу». В этих случаях речь идёт о непарных по признаку твёрдости-мягкости согласных фонемах. Следовательно, нет необходимости обозначать их твёрдость или мягкость дополнительно, при помощи гласного, поскольку сами согласные буквы уже выполняют эту функцию. Поэтому после этих согласных употребляют те гласные буквы, которые обозначают основные варианты соответствующих гласных фонем – и, а, у. В данном случае нет никакого отступления от фонематического принципа, напротив, он выдерживается строго и последовательно.

Слоговой принцип графики является экономным. В самом деле, в русский алфавит не пришлось вводить дополнительные буквы для твёрдых и мягких (это сделали, например, сербы. Сравните: Л – Љ, Н – Њ). А «дополнительные» гласные буквы выполняют в алфавите несколько функций: 1) в позиции после согласных обозначают их мягкость и гласную фонему: мяч, люк, лес, мёл; 2) обозначают две фонемы:

1) в абсолютном начале слова: яхта [jахтъ], юнга [jунгъ], ель [jэл’], ёжик [jожык];

2) после разделительного твёрдого и мягкого знаков: семья[с’иэм’jа], вьюга[в‘jугъ], съезд[с’jэст], подъём [пʌ дjом]

3) после гласных: моя [мʌ jа], пою [пʌ jу], заезд [зʌ jэст], поём [пʌ jом].

Таким образом, буквы Е, Ё, Ю, Я, как и буквы, обозначающие парные твёрдые и мягкие согласные фонемы, являются двузначными: они допускают двоякое чтение.

Однозначными являются те буквы, которые во всех позициях выступают одинаково, не допускают вариантов чтения. К ним относятся: а, о, э, у, ы, ц, ч, ш, щ, й, ъ.

Особыми способами обозначается фонема < j>. Во-первых, для неё есть отдельная буква – «й» (и краткое): май, лайка, стройка, зайка. Таким образом, при помощи буквы «й» фонема < j> обозначается на конце слова и после согласной. Перед гласной фонемой и после гласной фонема < j> обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и: моет, поёт, мою, моя, мои.

В позиции перед гласной фонемы и после согласной фонема < j> обозначается сочетаниями букв «ъ»+ «е», «ё», «ю», «я» или «ь» + «е», «ё», «ю», «я». Такое обозначение делает письмо более экономным (ср. пойавльайэтсьа) и не противоречит фонемному принципу русской графики.

 

?

1. Дайте определение графики. Каково происхождение этого термина?

2. Докажите, что буквы обозначают не звуки, а фонемы.

3. Расскажите о происхождении русского алфавита.

4. В чём заключается слоговой принцип русской графики? Приведите синоним к слову «слоговой».

5. Охарактеризуйте мнимые отступления от слогового принципа русской графики. Какая согласная фонема не имеет своего особого буквенного обозначения?

6. В чём преимущества слогового принципа? Объясните, какие буквы относятся к однозначным и двузначным. Приведите примеры. Докажите, что буква «ь» (мягкий знак) является двузначной.

7. Перечислите способы передачи на письме фонемы /j/.

 

Практические задания

№1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите, какие из этих букв являются однозначными, какие – двузначными. Ар..ергард, сверс…ник, седой пр...вратник, строгий препод…ватель, оч..рование юности, т..жёлый под..ём, и..чезать за г..ризонтом, лё..кая шлю..ка скользила по воде, ш..рокая д..лина, ед..ница измерения, муха-ц..котуха, нар..дить елку, отд..вать долг, огл..дет..ся вокруг, прис..гать на верность, ор..сительная система, д..лёкий г..ризонт.

№2. Выполните фонематическую транскрипцию слов: перетянуть, расписка, плясали, лежал. В каких случаях отсутствует соответствие фонема – буква?

№3. У буквы «ь» есть ещё одна роль – грамматическая. После шипящих на конце слова он не указывает на мягкость предшествующих согласных. Мягкость непарных мягких согласных фонем не нуждается в обозначении: буквы ч, щ сами по себе обозначают мягкие согласные фонемы. Не нужен «ь» (мягкий знак) после непарных твёрдых ж, ш. В соответствии с грамматическим принципом мы пишем: дочь – но врач, настежь – но нож. Лингвист Ференц Папп писал: «Русским здесь мягкий знак не помогал… Кажется, и нерусским он оказывал фальшивую помощь: гораздо более целесообразно запомнить целые словосочетания типа наша рожь, чем абстрактное правило: «Если после шипящего мягкий знак, то это – женский род». Прокомментируйте высказывание Ф. Паппа.

№4.* В различных системах письма используют буквы, чтение которых зависит от позиций (например, е, ё, ю, я). Можно ли ввести в русском письме такую новую букву с новыми правилами, которая заменила бы две буквы: й и какую-нибудь из следующих букв: я, ь, и?

№5. Найдите в тексте слова, в которых есть буквы е, ё, ю, я, и запишите эти слова, используя вместо букв е, ё, ю, я буквы ь и э, о, у, а. Подсчитайте, на сколько увеличился объём письменного текста.

И стало быстро темнеть. Дождь шумел повсюду – и по крыше, и вокруг дома, и в саду. Шум его был двойной, разный, – в саду один, возле дома, под непрерывное журчание и плеск желобов, ливших воду в лучи, – другой (И. Бунин).

№6.* Писатель В.Н. Крупин утверждает: «В русском языке нет ни одной буквы, которая не была бы освящена иконой Божией Матери, – Александрийская, «Беседная», «Благоуханный цвет», «Живоносный источник», «Нечаянная радость», «Подательница ума», «Скоропослушница», «Целительница», Ярославская… От «аза» до «яза», как говорят». Восполните список названиями икон, чтобы доказать правильность утверждения В.Н. Крупина.

№7. Подготовьте сообщение на одну из тем:

· Этапы развития письма.

· Палеография – это наука о…

· Происхождение кириллицы – правда и вымысел.

· Житие святых равноапостольных Мефодия и Кирилла.

· Родословная и приключения буквы «ё».

 

ОРФОГРАФИЯ

Орфография (греч. orthographia, от orthosправильный иgrapho – пишу) – 1) исторически сложившаяся система единообразных написаний, которая используется в письменной речи; 2) раздел языкознания, изучающий и разрабатывающий систему правил, обеспечивающих единообразие написаний. [ЛЭС].

Орфографические принципы обеспечивают выбор написания в тех случаях, когда возможны варианты. Например, гласный в слове заря возможно проверить так: зарево или зорька. Какой же вариант выбрать? А в случаях бирюза, левкой, вокзал, футбол, когда проверка невозможна?

Без помощи орфографии здесь не обойтись: она должна предложить пишущему единственно возможный вариант.

Орфография, как и графика, может быть построена на трёх принципах:

· фонетическом,

· фонемном,

· традиционном (историческом).

Ведущим принципом русской орфографии является фонемный. Суть фонемного принципа: если неизвестно, какой буквой обозначать звук, то надо найти положение, где звуки хорошо различаются, т.е. звуковые единицы, находящиеся в слабой позиции, поставить в сильную позицию.

На фонемном принципе базируются главные правила русской орфографии:

1. Правописание безударных гласных, проверяемых ударением. В первую очередь это хорошо известное школьникам с первого класса правило: «Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное родственное слово так, чтобы этот гласный оказался под ударением: сады – сад, земля – земли, вода – воды, дома – дом». Данное правило, однако, применимо к правописанию безударных гласных не только в корне слова, но и во всех других морфемах. Так, мы пишем подыскивать, потому что в слове подпись гласный приставки находится под ударением, и это гласный [о]. Для более чем 240 слов русского языка с суффиксом -ость- (нежность, грубость, кротость, колкость) существует одна-единственная проверка – злость. Раннее в школьных учебниках в подобных случаях предлагалось запомнить, например, такое правило: «В русском языке нет приставки па-, есть приставка по-». В новых учебниках по русскому языку, изданных в Беларуси, ученикам предлагается запомнить слова-помощники, т.е. такие, которые являются фонемными проверками. Сложнее объяснить фонемный характер правописания безударных гласных в окончаниях. Однако и эти случаи подчиняются фонемному принципу. Так, выбор безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных мотивирован ударными гласными в окончаниях существительных того же типа склонения. Например, для первого склонения (по школьной программе в вузовских учебниках это второе склонение) проверкой может служить слово весна, у которого во всех падежах ударное окончание. Мы пишем к парте, так как к весне. Для второго склонения можно выбрать в качестве проверки слова стол, окно (существительные среднего рода отличаются окончаниями от существительных мужского рода только в именительном и винительном падежах): в доме - в столе. Для существительных третьего склонения проверочным может служить слово любовь: о дочери – о любви.

2. Правописание звонких и глухих согласных в разных морфемах. Правило гласит: чтобы правильно написать согласную на конце слова или перед другими звонкими или глухими согласными, нужно образовать такую форму того же слова или подобрать родственное слово, где бы после этой согласной стояла гласная или сонорная согласная (р, л, м, н, й): берёзка – берёза, мозг –мозги, бумажка –бумажонка, бегство – беглец, мороз – морозный. Таким образом, предлагается поставить звонкий или глухой шумный согласный в сильную позицию – пред гласным или сонорным. Правило также справедливо для всех без исключения морфем – корней, приставок, суффиксов, окончаний. Например, в приставке под- пишем «д», так как в сильной позиции здесь звонкий согласный: подыграть, подыскивать, подметать. Таким образом, для слов подпись, подступ, подкуп и других с этой приставкой проверкой может быть любое, где согласный «д» стоит перед гласным или звонким. Школьное правило формулируется таким образом: «Согласные в приставках над-, об-, от-, под-, пред-, в-, с- на письме не изменяются; на письме не отражается оглушение и озвончение согласных в этих приставках, например: надстроить, обтирать, отделать, подставить, предсказать, впустить, сгребать».

3. Правописание твёрдых и мягких согласных. Проанализируем школьное правило (классический учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А.Чешко):

1) На конце слова буква «ь» пишется после любого мягкого согласного, кроме шипящих, например: конь (ср. кон), изморозь(ср. мороз), фонарь(ср. удар).

2) В середине слова буква «ь» пишется:

а) после мягкого «л», стоящего перед любым согласным (твёрдым или мягким), например: больной, сельдь, льстить, мальчик, пильщик;

б) после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым согласным, например: Кузьма, меньше, борьба;

в) между двумя мягкими согласными только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твёрдым, а первый остаётся мягким (ср. с п. «б»), например; в просьбе (просьба), Кузьмич (Кузьма), о борьбе (борьба).

3) Буква «ь» не пишется внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч: речка, речной, нянчить, каменщик, фонарщик, испорченный.

Следовательно, мы пишем «ь» в сильной позиции, для обозначения фонематической мягкости согласного (на конце слова, перед твёрдыми). Что касается согласного [л’], то мягкость у него всегда «своя» (вспомните об особых свойствах этого согласного! ), т.е. фонематическая, поэтому всегда обозначается при помощи мягкого знака. Отдельного внимания заслуживает подпункт «в»: по сути предлагается фонемная проверка – поставить мягкий согласный в сильную позицию, перед твёрдым. [36]

Что касается п. 3 правила, то мягкость фонемы < ч> обозначать не надо, поскольку в системе согласных нет соотносимых с ней по данному признаку, мягкость < н’> и < р’> перед < ч> и < ш’: > позиционная ( для < р> относится к разрушенным в современном языке позиционным закономерностям, но, согласно старомосковским нормам, требовалось его мягкое произношение перед < ч> и < ш’: > ). Таким образом, позиционная мягкость согласного не обозначается на письме.

Итак, главные правила русской орфографии – фонемные. Учёные И.С. Ильинская и В.Н. Сидоров подсчитали, что на долю фонемных написаний приходится более 90%!

У фонемного принципа есть в русской орфографии другое название – морфологический, поскольку суть его заключается в том, что каждую морфему нужно писать одинаково: воды [о] – вода [ʌ ], морозы [з] – мороз [с]. Однако теория «морфологического принципа» не объясняет, какой из буквенных вариантов слова нужно выбрать. Это можно обосновать только с точки зрения фонологии: мы выбираем ту букву, которая обозначает основной вариант фонемы, её представителя в сильной позиции. Поэтому точнее называть данный принцип фонемным (фонематическим).

Однако не все правила русской орфографии подчиняются фонемному принципу. Есть правила, которые имеют другое обоснование.

Фонетическому принципу подчинены следующие правила:

1. Правописание приставок на з/c: без-, воз- (вз-), из-, роз-, низ-, через- (чрез-). Действительно, перед гласными, сонорными и звонкими согласными в этих приставках пишется «з», перед глухими согласными «с»: безгласый –бессловесный, возвышенный – восход, извергать – исчерпать, розыгрыш – рассказ, низводить – ниспровергать, чрезвычайный – чересполосица. Фонетический принцип здесь соблюдается непоследовательно. Так, мы пишем безвкусный (правописание согласного «в» в корне не подчиняется фонетическому принципу, его оглушение не передаётся на письме), бесшумный (в этом слове на стыке приставки и корня произносится [ш: ]).

2. Правописание гласного в приставке < роз>. Сравните: р´ озыгрыш – раз´ ыгрывать, р´ оссыпи – расс´ ыпать, р´ оссказни – расск´ аз.

3. Правописание «ы» после ц в словах-исключениях, в окончаниях и суффиксах (цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыц, огурцы, сестрицын); после приставок на согласный (кроме меж-, сверх-, а также иноязычных): сыграть, предыюльский, подыскать. Мы пишем «ы» в соответствии с произношением, однако ошибок на это правило допускается едва ли не больше, чем на те, которые подчиняются фонемному принципу.

Правописание отдельных слов: калач (хотя от «коло» – ‘колесо’), лестница (ср. лезу), свадьба (ср.: сват).

К традиционному (историческому) принципу мы прибегаем в том случае, когда сталкиваемся с явлением гиперфонемы, т.е. отсутствием фонемных проверок для слова или, напротив, двумя (несколькими) равноправными проверками (в случае чередования, например).

К традиционным в русской орфографии относятся написания:

1. Гласных в корнях с чередованием: -гор-/-гар-, -зор-/-зар-, -клон-/-клан-, -твор-/-твар- и под. Так, сравните: зарево – зорька, кланяться – поклон, тварный – творчество.

2. Словарных слов: собака, левкой, бирюза, вокзал, рюкзак.

3. Буквы «ь» в именах существительных 3 склонения, в глагольных формах 2 лица изъявительного и повелительного наклонения, в наречиях и частицах: пишешь, ходишь, говоришь, отрежь, настежь, вскачь, лишь, вишь.[37]

4. Буквы «г» в окончаниях родительного падежа единственного числа прилагательных мужского и среднего рода, местоимений и порядковых числительных: хорошего, доброго, моего, твоего, первого, пятого.

Некоторые исследователи выделяют в качестве самостоятельного дифференцирующий принципнаписания (А.Н. Гвоздев, например, считает, что дифференцирующие написания только следствие применения других принципов).К нему прибегают с целью разграничения одинаково звучащих слов: бал – балл, совершить поджог (имя существительное) – поджёг сарай (глагол), орёл (имя нарицательное) – Орёл (имя собственное - название города), с А.С. Пушкиным (фамилия) – под г. Пушкином (город).

Есть орфографические правила, которые опираются на особые принципы. Например, слитные, раздельные и дефисные написания на лексико-синтаксический принцип (разграничение слова и словосочетания), лексико-морфологический (слитное или раздельное написание зависит от частеречной принадлежности слова), словообразовательно-грамматический (написание зависит от наличия или отсутствия в сложных словах соединительных гласных).

Особые области орфографии – это правописание иноязычных слов, правила употребления прописных букв.

 

?

1. Дайте определение орфографии. В чём различие между графическим и орфографическим правилом? Назовите принципы, на которых может быть построена орфография.

2. Какой принцип является ведущим в русской орфографии? Обоснуйте свой ответ.

3. Перечислите правила русской орфографии, которые подчиняются фонетическому принципу, традиционному принципу.

4. Назовите другие принципы в русской орфографии.

 

Практические задания

№1. Каких грамматических форм имени существительного достаточно, чтобы проверить все слова обоих групп: а) борода, земля, письмо, голова, пятно, дерево; б) берегах, бровями, деревень, камней, тетеревами.

№2. Слова каких частей речи могут использоваться для проверки корневых гласных в составе имён прилагательных: бедны, дорогая, рябой, английский, грозовая, кавалерийский, немецкий, пахучих, сердита, точёные, ближайший, молодой, весёлый.

№3. Докажите, что правописание безударных личных окончаний глаголов подчиняется фонемному принципу.

№4. Сопоставьте правописание безударных гласных в русской и белорусской традиции: морозы – маразы, вода – вада, столы – сталы. Какому принципу подчиняется данное правило в каждом из языков?

№5. Согласно нормам белорусской орфографии пишется: нясу, пясок, вясна, вядро. Прокомментируйте данные написания с точки зренияпринципов орфографии.

№6. Каким принципам подчиняется в русской орфографии и белорусской орфографии правописание звонких и глухих согласных? Подтвердите свой ответ примерами.

№7. Проанализируйте приведённые ниже примеры и сделайте вывод о том, какому принципу подчиняется правописание звонких и глухих согласных в сербском языке: косити ‘косить’ – косидба’косьба’, држак ‘ручка’ – дршки ‘ручки’, напредак ‘прогресс’- напретка ‘прогреса’(род пад).

№8.* Некоторые белорусские учёные предлагали такое написание: сьвет, сьнег, зьнiкнуць, сьвята. Какому принципу подчиняется такое написание? Сопоставьте его с существующими в белорусской и русской орфографии нормами.

№9. Докажите, что написание приставки с- подчиняется фонемному принципу.

№10. Самостоятельно подберите примеры слов типа свадьба, лестница, в правописании выделенных букв которых проявляет себя фонетический принцип написания.

№11. Покажите, каким был бы орфографический облик данных слов, если бы их правописание подчинялось бы фонемному принципу.

№12. Герои повести А.А. Милна Винни-Пух и Пятачок нашли записку от Кристофера Робина: «Ушол щасвирнус». Друзья стали гадать, как выглядит этот Щасвирнус – рыжий он или пятнистый, но самым актуальным был вопрос: любит ли он есть маленьких существ. Порассуждайте о том, что могло бы случиться, если бы все правила русской орфографии подчинялись фонетическому принципу. Помните, что в пределах общенационального русского языка существует два наречия – северное (окающее) и южное (акающее).

№13. Какому принципу подчиняется написание конечной согласной т в окончании 3-го лица единственного числа глаголов (идёт)?

№14. Докажите, что выделенные написания относятся к традиционным: вчера, вторник, ковш, левкой, нивх, общий.

РЕФОРМЫ РУССКОГО ПИСЬМА

 

В IХ веке, когда была создана славянская азбука, отличия между славянскими языками были несущественны.[38]

С развитием славянских языков расхождения между ними увеличивались. В кириллице существовало несколько рядов дублирующих друг друга букв: s (зело) и з (земля); и (ижеи, и восьмеричное), i (иже, и десятиричное), ѵ (ижица); о и ω (омега), ω ̂ (о звательное); ф (ферт) и ѳ (фита); ю и ѫ (юс большой); ѫ (юс большой) и ѹ, ᴕ (ук); я и ѧ (юс малый), є и Е (есть). Существовали также буквы, которые передавали целые сочетания: ѯ (кси), ѱ (пси), ω (от). Нельзя было пользоваться вариантными буквами на свой выбор: кириллица появилась на славянских землях месте с христианским вероучением, поэтому графический облик слова был неизменен, азбука почиталась как священная, данная от Бога.

Это создавало для пишущего большие затруднения. Однако только в начале ХYII века Мелетий Смотрицкий, автор первой грамматики церковнославянского языка, высказал мнение, что в азбуке есть «лишние» буквы.

Реформировать русское письмо решил Пётр I. Он попытался исключить из алфавита дублетные буквы, однако встретил сопротивление учёных-книжников, ревниво оберегавших традиции. В результате были устранены только буквы «от», «омега», «пси», были узаконены две разновидности букв – прописная и строчная, отменен знак «титло», употреблявшийся для сокращённого написания слов. Первый этап реформы русского письма проходил с 1708 по 1710 г.г. С этого времени происходит разделение алфавита на традиционный, использовавшийся для церковных книг, и новый, светский, гражданский, которым печатали «мануфактурные» книги. Российская Академия наук продолжила реформу алфавита в 1735 г. Были исключены буквы «кси», «зело», «ижица» (впрочем, последняя была вскоре восстановлена), введена в алфавит буква й. Таким образом, первая реформа русского письма касалась исключительно графики.

В середине ХYIII века осознали, что необходимо нормализовать употребление букв гражданского алфавита. Это является задачей орфографии. Первые труды учёных, посвящённые русской орфографии, предлагали в качестве основополагающего фонетический принцип. Так, Василий Евдокимович Адодуров в первой полной Грамматике русского языка (1738 – 1740) писал: «…для правильного изображения слов и речей надлежало бы иметь то, что столько особливых знаков, сколько есть в котором языке особливых голосов или звонов», т.е. каждый звук должен был, по его мнению, передаваться отдельной буквой. Из дублетных букв предлагалось выбирать те, которые ближе к латинскому алфавиту – s (зело), i (и десятиричное), ф (ферт). В.Е. Адодуров заметил, что буквы ъ (ер) и ь (ерь), обозначали исчезнувшие к тому времени в русском языке гласные. За ь учёный закрепил функцию обозначать мягкость согласных («отончение звонов»), ъ оставил на конце слова по традиции. Из надстрочных знаков сохранили только ударение.

Близкой точки зрения на русское письмо придерживался известный филолог и поэт Василий Кириллович Тредиаковский, который в 1748 г. написал в популярной тогда форме диалога книгу «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии».

Другие принципы русского правописания выдвинул известный учёный-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. В «Российской грамматике», вышедшей в свет в 1757 году, М.В. Ломоносов утверждал, что орфография должна: 1) служить к удобному чтению «каждому знающему российской грамматике»; 2) не отходить далеко от «главных российских диалектов»; 3) не отклоняться от «чистого выговору»; 4) не закрывать «следы произвождения и сложения речений». По сути этими требованиями был заложен фонемный, или морфологический, принцип русской орфографии. Гениальный учёный понимал, что письменность должна служить объединению народа. Фонетический принцип разделил бы северян (окальщиков) и южан (акальщиков), вынудив их пользоваться разным письмом.

Начало ХIХ века ознаменовано особым интересом к истории языков. «Орфография слова должна быть его биографией», – такое требование выдвигают сторонники традиционного (исторического, этимологического) принципа. Защите этого принципа посвящена книга Якова Карловича Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого и доныне» (1873 г.). Этот труд явился первым сводом правил русской орфографии.

Необходимость упорядочения и упрощения русского письма ощущалась всё более остро. Инициаторами этого в 1901–1902 г.г. выступили Московское и Казанское педагогические общества. Каждое предлагало свои варианты решения проблемы, поэтому в 1904 г. была создана Орфографическая комиссия при Академии наук. Председателем комиссии был назначен известный учёный-филолог Филипп Фёдорович Фортунатов, который являлся сторонником морфологического принципа в орфографии. Требовалось также довести до конца реформирование графики. Было решено избавиться от ѣ (ять), ѳ (фита), оставить только одну и (но «восьмеричное» или «десятиричное» – вокруг этого разгорелись споры). Ф.Ф. Фортунатов предлагал отказаться от ъ(твёрдый знак), использовать в качестве разделительного только ь (мягкий знак), он же должен был передавать мягкость согласного. А вот после шипящих, по мнению Ф.Ф. Фортунатова, от ь следовало отказаться: писать мыш, печ, пишеш, говориш. Упорядочить написания о//е после шипящих: писать под ударением о, в безударном положении - е (чорный – чернеть, жоны- женщины и под.). В окончаниях прилагательных предлагалось передавать их фонемный состав: доброй молодец (как молодой), молодово (г мы продолжаем писать по традиции, как было в древнерусском языке).

Смерть помешала Ф.Ф. Фортунатову довести задуманное до конца. С 1914 г. комиссию возглавил Алексей Александрович Шахматов. Проект орфографической реформы был предложен на рассмотрение президенту Академии наук великому князю Константину Константиновичу. Время было сложное, и, дабы не спровоцировать ещё и «орфографическую смуту», проект положили под сукно.

Провести реформу орфографии решила новая власть. 23 декабря 1917 г. в газете «Известия» была опубликована первая редакция декрета о реформе русского правописания. Это была вторая реформа русской графики и первая (пока единственная! ) орфографии. Что касается графики, то упразднялись буквы ѣ (ять), ѳ (фита), оставили только одну - и (восьмеричное). Про ѵ (ижицу) забыли, но фактически перестали употреблять. Отменили ъ на конце слов после твёрдых согласных (вместо разделительного какое-то время пользовались ‘ (апострофом). Суть орфографической реформы сводилась к следующему:

1) писать приставки на з-/с- (без-, воз-/вз-), из-, роз-, низ-, через-/чрез-) перед гласными и звонкими через з, перед глухими – через с;

2) писать в окончаниях родительного падежа прилагательных, причастий, местоимений, порядковых числительных –ого, -его (вместо старославянского –аго, -яго);

3) писать в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего рода прилагательных, причастий, местоимений-ые, -ие вместо -ыя, -ия.

4) писать они вместо онѣ ;

5) писать одни, одних, одним, одними вместо однѣ , однѣ х, однѣ м, однѣ ми;

6) писать ее или её вместо ея;

7) при переносе слов ограничиться правилами: согласная (одна или последняя в группе согласных) непосредственно перед гласной не должна быть отделяема от этой гласной. Не отделяется группа согласных от гласных в начале слова. Буква й не отделяется от предшествующей гласной. При переносе слов нельзя отделять одну согласную от приставки, если она находится перед согласной;

8) допустить слитное и раздельное написание в наречиях, образованных сложением существительного, прилагательного и числительного с предлогом.

Реформа в значительной степени упростила письмо, однако ряд вопросов не был решён. Так, не было урегулировано правописание наречий, безударных гласных, некоторых суффиксов. Не было принято предложение Ф.Ф. Фортунатова относительно правописания о//е после шипящих, это правило до сих пор остаётся одним из самых сложных и нелогичных в русской орфографии. В середине 30-х г.г. начинается работа над составлением полного свода «Правил русской орфографии и пунктуации», который после многих дискуссий вышел в свет только в 1956 г. К нему прилагался словарь трудных случаев и сомнительных написаний. По сравнению с ранее существовавшими сводами сюда были внесены изменения:

1) Писать букву и в корнях слов после ц (исключения цыган, цыц, цыплёнок, на цыпочках и производные от них);

2) Подчинить морфологическому (фонематическому) принципу правописание о/ё под ударением после шипящих в корнях слов, по этому принципу писать ё в суффиксе отглагольных существительных -ёр- (дирижёр, ухажёр);

3) Распространить правило написания ы после приставок, оканчивающихся на согласную (безынициативный, предыюньский) на все слова, исключая иноязычные и слова с приставками меж-, сверх- (постиндустриальный, межинститутский, сверхидеальный);

4) Установить единое написание буквы е (не э) после и


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь