Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Условные обозначения, используемые в фонетической транскрипции



Основу транскрипции составляют буквы русского алфавита, и лишь в необходимых случаях дополнительно могут использоваться некоторые буквы из других алфавитов и специальные знаки. Так, знаки ʌ, ъ и ь служат для передачи безударных гласных.

[] – квадратные скобки показывают, что звук, часть слова, слово или предложение (текст) затранскрибированы для точной передачи произношения;

/ – косая черта указывает на границы синтагмы;

// – две косые черты указывают на границы отдельных предложений внутри текста;

ᴗ – дужка снизу служит для присоединения проклитик и энклитик к фонословам;

[в’] – знак вверху справа от согласного указывает на его мягкость;

[j] – знак для обозначения среднеязычного сонорного согласного перед гласными;

[й] – тот же согласный на конце слова, перед глухими шумными;

н: – двоеточие после согласного обозначает его долготу (она также может обозначаться верхним подчёркиванием);

дз – дужка сверху над звукосочетанием означает его слитное произношение (аффрикату);

тт – надстрочный знак обозначает призвук или долгий затвор (небольшую задержку перед образованием полноценного звука).

Образец. В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. Всё было немо и просторно, спокойно и печально – печалью русской степной ночи, спящего степного города. Одни сады чуть слышно трепетали листвой от ровного тока слабого июльского ветра, который тянул откуда-то с полей, ласково дул на меня. Я шёл – большой месяц тоже шёл, катясь и сквозя в черноте ветвей зеркальным кругом; широкие улицы лежали в тени – только в домах направо, до которых тень не достигала, освещены были белые стены и траурным глянцем переливались чёрные стёкла; а я шёл в тени, ступал по пятнистому тротуару, – он сквозисто устлан был чёрными шёлковыми кружевами (И. Бунин).

[вг´ оръд’ь н’´ эбылъ н’иэгд’´ э / н’иjиэд’´ инъвъ ʌ гн’´ а / н’иʌ дн´ ой жыв´ ой душ´ ы // фс’´ обылъ н’´ эмъ ипрʌ ст´ орнъ / спʌ к´ оjнъ ип’иэч’´ ал’нъ / п’иэч’´ ал’jу р´ ускъй с’т’иэпн´ ой н´ оч’и / с’п’´ аш’: ьвъ с’т’иэпн´ овъ г´ оръдъ // ʌ дн’´ и сʌ д´ ы ч’ут’ сл´ ышнъ тр’ьп’иэт´ ал’и / ʌ тр´ овнъвъ т´ окъ сл´ абъвъ иj´ ул’скъвъ в’´ этръ / кʌ т´ орый т’иэн´ ул ʌ тк´ удътъ спʌ л’´ эй / л´ аскъвъ д´ ул нъм’иэн’´ а // j´ а ш´ ол / бʌ л’ш´ ой м’´ эс’ьц т´ ожъ ш´ ол / кʌ т’´ ас’ исквʌ з’´ а фч’ьрнʌ т’´ э в’иэтв’´ эй / з’иэрк´ ал’ным кр´ угъм / шыр´ ок’иjь ´ ул’ицы л’иэж´ ал’и фт’иэн’´ и / т´ ол’къ вдʌ м´ ах нʌ пр´ авъ / дъкʌ т´ орых т’´ эн’ н’ьдъс’т’иэг´ алъ / ʌ с’в’ьш’: иэн´ ы б´ ыл’и б’´ элыjь с’т’´ эны итр´ аурным гл’´ анцъм п’ьр’ьл’иэв´ ал’ис’ ч’´ орныjь с’т’´ оклъ / ʌ j ´ а ш´ ол фт’иэн’´ и / ступ´ ал пъп’иэтн’´ истъму тръту´ ару / ´ он сквʌ з’´ истъ был´ услън ч’´ орным’и ш´ олкъвым’и кружыэв´ ам’и]

?

1. Чем обусловлены изменения звуков в потоке речи? Какие чередования называются комбинаторными? Объясните, что понимают под терминологическим сочетанием «позиционные чередования» в узком и в широком значениях.

2. От каких факторов находятся в зависимости позиционные изменения гласных? Что такое количественное и качественная редукция?

3. Выучите таблицу позиционных изменений гласных и воспроизведите её по памяти.

4. В каких позициях происходят изменения согласных? Приведите примеры позиционных изменений согласных. Какие согласные не подвержены изменениям по звонкости-глухости?

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

№1. Пользуясь таблицей позиционных изменений гласных, затранскрибируйте слова:

А) аптека, аванс, ажур, аккорд, автомат, азалия, отец, окно, олень, опять, артиллерия, арендовать, оставлять, адресат, облака, определение, отдавать, осетрина, окружать, огонёк, острова, огород, эгоист, эколог, экономика, эстакада;

Б) дом а, сады, дрова, поля, столы, глаза, старик, кладу, плоды, забыл, гроза, солдат, капуста, кочан, багаж, батон, возить, вокруг, нога, стакан, казарма, шерстить, жабо, шатёр, жаргон, жалеть, жакет, цена, Шопен, Флобер, сонет, поэт;

В) весна, взяла, несла, вела, мела, в реке, деревня, погляди, обязательно, берёза, решительно, село, весёлый, пяток, бельё, неделя, спряжение, лесной, поезд а, ежовый, часок, чадить, щадить, щенок, щавель, язык, январь, явился, японец, ему;

Г) кладовая, садовод, даровит, паровоз, пароход, города, борода, золотой, молодой, заходи, с огурцами, голова, сторона, водовоз, вороной, хорошо, старика, под огородом, собаковод, холостой, молодёжь, доброволец, провожу, молоко;

Д) веселей, велика, белизна, берега, вертикаль, серебро, человек, чемодан, щебетать, медонос, рядовой, прямота, лягушонок, вязковатый, чародей, частокол, естество, еретик, язычок, ежевика, европейский, ядовитый, ясновидец, янтаря;

Е) лето, сено, дерево, яблоко, ´ о кна, выдал, собака, корова, высказал, полено, узок, низок, близок, сторож, в новом, за берёзой, молод, на пол, шуба, шубе, Костя, Косте, листья, роща, в роще, дыня, дыне, туча, туче, счастья, о счастье.

№2. Перечислите позиционные изменения согласных. Затранскрибируйте слова.

А) хлеб, клуб, озноб, мёд, вход, груз, союз, князь, слёз, поезд, дрозд, гвоздь, мозг, серб, изверг, торг, надежд, долг, груздь, горазд, корж, морж, денег, служб, спесив, счастлив, ставь, вновь, ветвь, кровь, дождь;

Б) улыбка, скобка, пуговка, перевозка, надпись, подписать, надкусить, коровка, сладкий, близкий, коврижка, сторожка, намажьте, режьте, вязкий, дерзкий, второй, вписать, вперёд, остригся, берёгся, мягкий, лёгкий, легчайший;

В) просьба, косьба, сделал, сбил, сдобрить, отбить, отбросить, отгадать, к жене, также, вокзал, экзамен, экзарх, анекдот, рюкзак, пакгауз, футбол;

Г) стих, честь, пусть, костюм, грузди, уздечка, к звезде, басня, брусника, дразнить, возня, слюда, ослик, лесник, боязнь, след, после, разлёт, изнежиться, козлик, Индия, винтик, об аренде, пенсия, претензия, лицензия;

Д) дверь, медведь, звякнуть, зверь, спица, свита, Каспий, спи, госпиталь, в Литве, смелый, косметика, в битве, изменение, размер, известие, чрезмерно;

Е) пончик, бутончик, диванчик, уклончивый, застенчивый, каланча, шарманщик, обманщик, щелкунчик, сменщик, зеленщик, женщина, студенчество, гонщик, талончик, зачинщик, бубенчик, венчик, птенчик, бакенщик, каменщик;

Ж) лётчик, разведчик, пулемётчик, молодчик, газетчик, отгадчик, докладчик, подчистить, отчёт, под часами, над чувством, ветчина, без шапки, без жены, изжарить, в родстве, детство, бедственный, средства, напутственный, наследство;

З) воссоздать, беззаботный, сзади, подтолкнуть, ценный, старинный, данный, ванна, доллар, масса, тонна, Эллада, масса, массовик, аннотация, терраса, корректор, суррогат, профессор, аттестат, коллега, иллюзия, агрессивный, программа, русский, аккорд, сирокко, эффективный, мокко, аббат, раввин, каприччио.

№3. Затранскрибируйте текст.

1) Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною… По небу… изредка белели клоками лёгкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щёк (Н. Гоголь).

2) Знайте же, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное ещё из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохранённое с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён будет человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и оно может послужить когда-нибудь нам во спасение (Ф. Достоевский).

3) Надо мною на весь мир разливался какой-то дивный музыкальный кавардак: звон, гул колоколов с колокольни Михаила Архангела, возвышавшейся над нами в таком величии, в такой роскоши, какие и не снились римскому храму Петра, и такой громадой, что уже никак не могла поразить меня впоследствии пирамида Хеопса (И. Бунин).

4) Лог, по которому рос этот кряжистый, мшаный, забитый буреломом и валежником лес, был изрезан оврагами, балками, а вдруг за каким-нибудь увалком круто взламывался холмом со скользкими от жёлтых спрессованных игл склонами. И всюду пёрли из земли грибы. В овражках и на взлобках, на твёрдой чёрно-лоснящейся, спёкшейся, как окалина, почве под теснящими друг дружку и перегорающими в этой тесноте ёлками, в рослой траве нежданных берёзовых вкраплений посреди хвойного царства (Ю. Нагибин).

5) Часто говорят о выразительности взгляда. У Улановой особая выразительность взора потупленного. Никто, как она, не умел опустить и поднять глаза, взглянуть и снова закрыть, но так, что и закрытые глаза эти словно видят. Светлое, полудетское, чистое лицо, порою строго, даже хмуро насупленные брови; трепетная настороженность всех движений… Уланова часто танцевала святость человеческого одиночества как выражение высокой духовной свободы, независимости, недосягаемости души (Б. Львов-Анохин).

6) «Неужели вы не видите, быстро сказал незнакомец, не переставая играть, – что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы? По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. А небо делается всё выше, всё синей, всё великолепней, и стаи птиц уже летят на север над нашей старой Веной» (К. Паустовский).

7) Ничто в мире зря не делается. Всё имеет смысл. Страдания, несчастия, смерти только кажутся необъяснимыми. Прихотливые узоры и зигзаги жизни при ближайшем созерцании могут открыться как небесполезные. День и ночь, радость и горе, достижения и падения – всегда научают (Б. Зайцев).

8) Я заметила с прозорливостью не очень сильного, но внимательного существа, что если беда, болезни и несчастья наваливаются на тебя, то их надлежит немедля, с отчаянной решимостью сбросить, преодолеть, стряхнуть с себя, поэтому я не показывала никому, даже кошкам и собакам, что меня жизнь уже заездила и нет во мне больше веры в возможность перемен к лучшему (А. Ким).

9) То время нашего детства, в котором мы существуем, ещё не помня себя, представляется нам тишиною самого надёжного, удивительного покоя, что так хорошо известен пастуху, выгнавшему стадо на луг, крестьянину, который засеял поле и ожидает всходов, художнику, который нанёс последний мазок на холост и отложил картину, чтобы она просохла (А. Ким).

10) И когда мне захотелось рисовать и руки мои потянулись к бумаге и краскам, как руки голодного тянутся к чёрствому хлебу, я взял акварельные краски, бумагу и кисти и, замысла своего пока ещё не зная сам, стал рисовать три руки, растущие из земли, три руки, обращённые к небу, к беззвёздным, ночным, чернильно синеющим небесам (Ю. Левитанский).

11) Я не жалел ни труда, ни рук, я рвал напрочь чертополох, и крапиву, и всякую прочую нечисть, я не давал сорнякам заглушить их, превращать их в ничто, но если я преуспевал в этом, то лишь потому, что всякий раз с другого конца дороги начиналось встречное движение (Ю. Нагибин).

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1211; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.084 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь