Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Техника занятий группы встреч



Основными техническими приемами в группе встреч яв­ляются установление контактов, построение доверительных отношений, изучение конфликтов, анализ сопротивления, соучастие и поддержка.

Установление контактов, или знакомство. На первых этапах группового процесса усилия членов группы направ­лены на установление доверительных межличностных кон­тактов. Первое занятие группы посвящено представлению друг другу с помощью псевдонимов, что облегчает меж­личностный контакт. Знакомство начинается с контактов вмини-группах или в парах. Поощряются физические кон­такты: исследование рук, лица партнера.

Построение доверительных отношений. В группе всегда есть несколько участников, которые на первых порах испы­тывают чувство одиночества из-за трудностей установления контактов. Не каждому легко сразу доверить свои чувства, переживания малознакомому человеку. Существует несколько упражнений, помогающих осознать свое чувство одиноче­ства и преодолеть барьер недоверия друг к другу.

«Прорвись в круг». Участники группы берутся за руки — образуют замкнутый круг. Один из членов группы, испы­тывающий одиночество, получает от психолога задание — прорвать круг и проникнуть внутрь него. Участники груп­пы, образовавшие круг, сначала сопротивляются намерени­ям и действиям своего одинокого партнера, а потом «про­пускают» его в свою компанию. Участник, проникающий в круг, должен осознать, что для преодоления одиночества
нужно приложить определенные усилия.

«Доверяющее падение, или страховка». Участники де­лятся на пары. Один из партнеров становится с закрытыми глазами спиной к другому и падает назад, будучи уверен­ным, что его поймают. Второй партнер ловит падающего, не давая ему коснуться пола.

Изучение конфликта». Очень часто конфликтные си­туации возникают на той стадии группового процесса, ког­да на первый план выходят соревнование, соперничество, борьба за лидерство. Чаще всего конфликты изучаются на вербальном уровне.

Психолог поощряет членов группы, вступивших в кон­фронтацию, способных внимательно выслушать друг друга, прямо и откровенно высказываться, пытаться осознавать не только свои чувства, но и чувства соперника.

Э. Митц для исследования конфликта рекомендует физи­ческие упражнения. По рекомендации психолога два всту­пивших в конфликт участника садятся друг против друга, сжимают друг другу кисти рук и продолжают диалог (уп­ражнение «Сжимание рук»). Чем больше высота эмоциональ­ного накала, тем крепче конфронтируемый участник сжима­ет руку своего партнера. Часто чувство злобы, выраженное в крепком рукопожатии, сменяется чувством успокоения. Кроме того, это упражнение дает конфликтующим возможность устанавливать своего рода физическую обратную связь. При­сутствие других членов группы должно создавать атмосферу поддержки, облегчать и поощрять процесс осознавания по­ведения каждого из конфликтующих партнеров.

Упражнения

«Встреча». Группа садится в круг. Руководитель коротко определяет суть встречи: открытая, честная беседа, внима­ние к своим партнерам, стремление осознать самого себя, принцип «здесь и теперь». Исключаются беседы на абстрак­тные темы и рассказывание анекдотов. Через 10—15 мин руководитель прекращает встречу и обсуждает вместе с груп­пой, как она происходила.

«Впечатление». Один из участников садится напротив другого, смотрит ему прямо в глаза и громко, чтобы слы­шала вся группа, рассказывает, какое впечатление он на него производит. Так поступают все участники группы по очереди. Когда наступает очередь слушать — нельзя затевать дискуссий, необходимо постараться узнать что-то полезное из впечатлений о себе. Важно не превратить это упражнение в фарс или гротеск.

«Мудрец». Руководитель предлагает закрыть всем глаза, представить зеленый луг и старое развесистое дерево. Под деревом сидит седовласый мудрец, готовый ответить на любой ваш вопрос. Подойдите к нему, задайте вопрос и внимательно выслушайте ответ. Задавать вопрос и выслушивать ответ можно несколько раз. После этого откройте глаза и поделитесь своей фантазией с группой. Постарайтесь не утаивать и не искажать смысл вопросов и ответов.

«Последняя встреча». Руководитель предлагает членам группы закрыть глаза и представить, что занятие в группе заканчивается, предлагает подумать, чтобы вы хотели, но не успели сказать в группе. Через 5—7 мин предлагает от­крыть глаза и честно рассказать о своих сомнениях.

«Вдвоем». Группа делится на пары. При этом в качестве партнера необходимо выбрать наименее знакомого человека. Необходимо сесть на пол — спина к спине. После этого по­стараться вести разговор. Через несколько минут необходи­мо повернуться друг к другу и поделиться своими ощуще­ниями.

«Вдвоем 2». Один партнер сидит — другой стоит, ведут разговор. Через несколько минут они меняются местами, чтобы каждый испытал при разговоре ощущение в позиции «сверху» и «снизу». После проведения упражнения партнеры делятся своими ощущениями.

«Вдвоем 3». Пара садится друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, устанавливают контакт, разговаривая только глазами. Через несколько минут делятся своими ощу­щениями. Во время разговора глазами необходимо задавать вопросы, пытаться отвечать на них, сомневаться, исполь­зуя только выражения глаз.

«Живые руки». Необходимо расставить стулья в два ряда так, чтобы расстояние между ними было примерно 60 см, с рук снять кольца и часы, завязать глаза. Руководитель под­водит клиентов к стульям так, чтобы они не знали, кто сидит напротив. Не надо разговаривать. Затем клиенты вкла­дывают в свои руки всю выразительность чувств.

Знакомство с партнером, касаясь руками друг друга — 3 мин, борьба руками — 3 мин, необходимо помириться руками — 3 мин, прощание друг с другом — 3 мин. После этого с глаз снимаются повязки и клиенты обмениваются друг с другом и с группой своими ощущениями.

Балинтовские группы

В 50-х годах в лондонской клинике Тэвисток под руко­водством М. Балинта стали проводиться дискуссионные ис-следовательско-обучающие групповые семинары для прак­тикующих врачей. Свой обобщенный опыт Балинт изложил в книге «Врач, его пациент и его болезнь».

Первоначально балинтовские группы были ориентирова­ны в основном на врачей общесоматической практики (по­зднее — для врачей-психиатров, психотерапевтов) и ставили перед собой исследовательские и обучающие (тренинговые) задачи, делая упор на отношения «врач — больной». Впослед­ствии на первый план выступила обучающая и повышающая квалификацию цель. Сам Балинт проводил семинары со сту­дентами-медиками и ассистентами врачей для того, чтобы сориентировать их на «пациент-центрированную» медицину, противопоставляя ей «болезне-центрированную».

Метод Балинта оказался полезным не только для повыше­ния квалификации врачей, но и для обучения и развития представителей других профессий, основанных на взаимодей­ствии с человеком. В настоящее время существуют варианты балинтовских групп для психологов, учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и др. Это выз­вано, с одной стороны, растущей потребностью в помощи при анализе отношений, складывающихся в диаде «специа­лист—клиент», и, с другой — адекватностью метода для этих целей. Работа ведется как индивидуально, так и в группах.

Центральный объект исследования в классической балинтовской группе — отношения «специалист—клиент». Они являются объективными, поскольку клиент переносит на специалиста определенные отношения (эмоциональные и поведенческие стереотипы), сходные с его отношением к объектам своей реальной жизни (значимым лицам ближайше­го окружения). Анализ этих отношений дает возможность более полно понять клиента во всем многообразии его свя­зей и взаимодействий с реальным миром. В то же время специалист в своей практике нередко сталкивается с фрустрирующими ситуациями. Поэтому ему необходима прора­ботка указанных феноменов в кругу коллег под руковод­ством квалифицированного руководителя, что также дает возможность пройти обучение и приобрести новый опыт. В балинтовской группе специалист может прояснить свои чув­ства и отношение к клиенту и то, как он на самом деле воспринимает клиента.

Наряду с классическим вариантом проведения балинтов­ской группы существуют ее экзистенциальные и другие вари­анты. Так, бельгиец А. Моро, описывая экзистенциальную систему ведения балинтовской группы, подчеркивает необхо­димость участия в ней руководителя как активного участника обсуждения. Он отвергает психоаналитический метод интер­претации материала, выявляемого в ходе обсуждения, и считает задачей участников группы лишь выражение своих пе­реживаний, вчувствование в переживания других членов группы, рассчитывая, что в этом отразятся отношения «спе­циалист—клиент», помогающие лучше понять последнего.

Если, по Балинту, «больного следует осмыслить одновре­менно в интеллектуальном и эмоциональном плане», то Моро требует отказа от интеллектуальных объяснений, поскольку для него важен не диагноз, а субъективное бытие клиента, постигаемое не рациональным путем, а чутьем. Для того что­бы научить этому специалистов, участникам группы следует говорить не о том, что они думают, а о том, что чувствуют во взаимоотношениях «специалист—клиент». Специалистов учат быть с клиентами непринужденными, призывать пос­ледних говорить меньше о своей проблеме, а главным обра­зом — о своем эмоциональном отношении к ней. Созданию эмоционального настроя служат специальные приемы, напри­мер, метод встречи — проигрывание ролей попарно участника­ми группы, в которых один из них представляет клиента.

Экзистенциальный вариант балинтовской группы, со­гласно Моро, не только способствует улучшению эмоцио­нального контакта специалиста с клиентами, но и учит его отвечать на вопросы, от которых специалисты в своей прак­тике обычно уклоняются, например на вопросы неизлечи­мо больного клиента о неизбежной смерти,

Балинтовская группа — эффективная форма подготовки и профессионального роста психологов. При этой форме ра­боты речь идет не об изменении личности психолога, а о необходимой трансформации его профессионального «Я». В такой группе психолог может прояснить собственные чув­ства, стереотипы профессионального поведения, выявить те пробелы, которые мешают ему в понимании и разреше­нии сложных ситуаций с клиентами.

Можно выделить следующие особенности работы балин­товских групп:

акцент на практическом использовании результатов об­суждения;

в центре внимания находятся не эмоциональные по­требности участников, а проблемы их отношений с клиентами;

в основе работы группы лежит прием сензитивного слушания, что способствует более глубокому восприятию собственной личности специалистом;

акцент в работе делается на живом, связанном с прак­тикой взаимном обучении.

Задачи, стоящие перед участниками и решаемые в ходе работы балинтовской группы

Повышение компетентности в профессиональном меж­личностном общении.

Осознание личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с клиентом.

Расширение представлений о коррекционном процессе.

Психопрофилактика участников группы, основанная на возможности проработки «неудачных» случаев в ситуа­ции коллегиальной поддержки.

В группу входят 6—15 человек (оптимально 8—10), рабо­тающих в одном или различных учреждениях, но (по воз­можности) не связанных служебно-иерархическими отно­шениями.

Группа может объединять людей с различным стажем работы, но наиболее эффективно участие в группе лиц со стажем более трех лет. Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессио­налов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.

Группы могут быть краткосрочными (3—7 дней). Если груп­па сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или с интерва­лом в несколько дней, но общее количество занятий дол­жно соответствовать числу участников. Работа краткосроч­ных групп может проходить в режиме марафона. Группы могут быть длительно действующими (2—3 года). В этом слу­чае занятия могут быть еженедельными (продолжительность одной встречи 1, 5—2 ч) или ежемесячными (с продолжи­тельностью встречи 4—5 ч).

Для того чтобы профессиональная подготовка в группе, работающей в режиме марафона, была успешной, необхо­димо соблюдение следующих условий:

высокая мотивация обучения членов группы;

четкое видение ближайших и отдаленных перспектив применения полученных знаний и умений в практи­ческой работе;

освобождение от забот и хлопот повседневной жизни;

смягчение личностных защит участников группы;

открытость и готовность к личностному росту;

стремление к осознанию и отреагированию собственных личностных проблем;

открытость и возможность очищения от гнетущих пе­реживаний и эмоций.

По желанию группы занятия могут фиксироваться с по­мощью видеокамеры или магнитофона.

Руководитель балинтовской группы специально пригла­шается для этой работы или избирается участниками.

Предметом анализа в группе являются случаи из практи­ки ее членов. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить специа­листа, вызывающие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него «непонятыми»; текущие случаи, вы­зывающие у специалиста тревогу; так называемые фантасти­ческие рабочие ситуации, даже гипотетическая возможность которых волнует специалиста.

Этапы работы балинтовской группы

1 Воспроизведение конкретного случая.

Постановка вопросов.

Обсуждение возможных вариантов решения ситуации.

Этап обратной связи.

L Воспроизведение конкретного случая. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в абсолютно свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не пере­бивают.

Рассказ о трудном случае может быть весьма насыщен­ным информационно, многосторонним, трудно система­тизируемым, избыточным по объему. Важная проблема ба­линтовской группы заключается в выработке приемов ком­пактного, структурированного и достаточно содержательного изложения исходных данных о конкретном случае. Здесь весь­ма полезны вспомогательные материалы и методы: магнито­фонная или видеозапись, стенограмма беседы с клиентом или группового занятия и др.

Более продуктивными являются спонтанные рассказы, так как анализ забытых важных деталей часто дает ценную информацию для выявления «слепых пятен».

В заключение ведущий помогает сформулировать вопро­сы рассказчика по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях специалиста и клиента, а не на технических деталях коррекционного процесса. В задачу ведущего входит удер­жать группу от «сползания» к личностно-безопасному кли­ническому разбору с его центральным вопросом «Что надо делать с клиентом? », с одной стороны, и от смещения направленности работы группы в сторону личностной пси­хокоррекции, вызванного эмоциональной вовлеченностью участников группы и созданного атмосферой доверия и безопасности, — с другой. По мнению ряда авторов, укло­нение группы в ту или иную сторону может носить защит­ный характер и являться манифестацией избегания об­суждения собственного профессионального опыта, и веду­щему приходится «возвращать» группу к обсуждению взаимоотношений «специалист—клиент».

2. Постановка вопросов. После доклада всем участникам
предлагается задать по кругу уточняющие вопросы. Веду­щий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись совета­ми, перерастающими в групповую дискуссию.

Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что воп­росы, поставленные членами группы, оказываются более существенными для прояснения описанной им ситуации, чем его собственные. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными.

3. Обсуждение возможных вариантов решения ситуации
На следующем этапе всем участникам группы по кругу пред­лагается дать свои ответы на все поставленные вопросы. В отличие от права задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются обязанностью всех членов группы. Каждый из ответов или суждений уча­стников расширяет видение ситуации, стимулирует само­познание, ценными являются свободные ассоциации «анало­гичного случая», высказывания коллег, которые сознатель­
но или неосознанно идентифицируют себя с клиентом. Ведущий внимательно следит за сохранением центрирован­ности обсуждения на взаимоотношениях «специалист — кли­ент», оказывает эмоциональную поддержку рассказчику, предотвращает блокирующие дискуссии.

При критической установке группы возможно исполь­зование психодрамы, в процессе которой советчику и кри­тику предлагается реализовать собственные советы. Роль кли­ента отводится рассказчику. Обычно это нейтрализует кри­тический настрой группы и эмоционально поддерживает рассказчика.

В хорошо работающей группе высказывания отдельных участников побуждают к продолжению дискуссии в виде второго, третьего кругов обсуждения, предметом которого становится творческое коллективное развитие предложен­ных неожиданных точек зрения, развитие обсуждения от поверхностного к углубленному видению проблемы.

На этом этапе запрещаются критика ведущего, выска­зывания о рассказчике, базирующиеся на ситуациях «там и тогда».

4. Этап обратной связи. В конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Эта обратная связь первого порядка (от докладчика к участни­кам обсуждения) может быть дополнена обратной связью второго порядка (от членов группы к докладчику), предо­ставляющей всем членам группы информацию об эффек­тивности их корригирующей деятельности.

Задачей балинтовской группы является не создание не­коего конечного продукта, абсолютно истинного видения предложенной ситуации, а расширение сознания участников группы и стимуляция самопознания.

Общество АА

Общество АА (анонимных алкоголиков) возникло после встречи в г. Акроне, штат Огайо (США), двух «безнадеж­ных» — биржевого маклера Билла (Уильям Гриффит Виль­сон, 1895—1971) и хирурга Боба (Роберт Хальбрук Смит, 1879—1950). Билл прошел курс лечения в десятках нарко­логических заведений, а Боб не мог больше оперировать. Благодаря Обществу АА, оба они отказались от алкоголя до конца жизни.

Датой рождения Общества АА считают 10 июня 1935 г. В 1953 г. Общество АА насчитывало 111 000 членов, объеди­ненных в 5000 групп (в основном в США и Канаде), в 1988 г. оно охватывало уже 1, 7 млн. человек (свыше 83 000 групп) практически во всех странах мира. Гербом Общества АА являет­ся круг и вписанный в него треугольник, где круг означает всемирное значение Общества АА, а стороны треугольника символизируют выздоровление, единство и помощь.

Основная существенная информация об Обществе АА содержится в так называемой «Преамбуле АА»: «Анонимные алкоголики являются обществом мужчин и женщин, кото­рые делятся друг с другом своим опытом, силой и надеж­дой с целью решить общую проблему и помогать другим выздороветь. Единственным условием членства является же­лание бросить пить. В сообществе АА нет членских взносов и билетов. Оно само обеспечивает себя путем добровольных взносов Общество АА не связано ни с какой сектой, с вероисповеданием, партией или организацией; оно не всту­пает ни в какие полемики, не занимает никакой точки зрения в каких бы то ни было спорах. Нашей первейшей целью является сохранение трезвости и помощь другим алкоголикам в ее достижении».

Основная задача Общества АА — помочь нуждающимся в преодолении алкогольной зависимости. Основу програм­мы общества составляет программа «12 ступеней».

Это мощное средство в борьбе с алкогольной зависимос­тью. Первые ступени помогают осознать свою зависимость от алкоголя и признать утрату самоконтроля, последующие — побуждают к самоанализу. В итоге патологические защитные механизмы уступают место зрелым формам реагирования.

Общество «Анонимные алкоголики» предлагает многие действенные практические советы. Например, на ранней ста­дии выздоровления рекомендуется избегать существенных жизненных перемен и новых интимных связей.

План освобождения от зависимости

Не пить.

Посещать собрания общества.

Найти себе куратора.

Особо подчеркивается роль отрицательных эмоций в сры­вах. Нужно избегать чувства голода, злости, одиночества и усталости, так как эти состояния побуждают к употребле­нию алкоголя.

Человек, следующий программе «12 ступеней», посте­пенно избавляется от чувства вины и, помогая товарищам по несчастью, учится альтруизму.

Общество «Анонимные алкоголики» проводит разного типа собрания.

Открытые. На них допускаются все желающие. Во вре­мя собраний проходят выступления докладчиков.

Закрытые. Проводятся в небольших группах и предназначены для того, чтобы присутствующие на них могли поделиться мыслями и переживаниями личного характера.

Для новичков. Специальные собрания, где новичкам помогают выбрать куратора — члена Общества «Ано­нимные алкоголики» с длительным стажем воздержа­ния. В задачи куратора входит:

дружеское общение с новичком; разъяснение ему принципов программы организации; практические советы по воздержанию от спиртного; психологическая поддержка на начальных этапах воз­держания; личный пример.

В свою очередь, для самого куратора эти задачи стано­вятся важным психокоррекционным фактором. Он на­глядно видит последствия пьянства и лишний раз убеж­дается в эффективности программы Общества «Аноним­ные алкоголики».

□ По программе «12 ступеней». Обычно такие собрания закрытые и четко регламентированные. Каждое заня­тие посвящено одной из ступеней. Сначала зачиты­вается глава из «Двенадцати ступеней и двенадцати заветов», затем члены группы ее обсуждают. Иногда занятие проходит в более свободной форме.

Программа «12 ступеней» общества «Анонимные алкоголики»

Признаем, что оказались бессильны перед алкоголем и полностью попали под его власть.

Верим, что только высшая сила способна нам помочь.

Вверяем свою жизнь и волю Богу, как каждый из нас понимает Его.

Без страха и самообмана пытаемся разобраться в себе.

Полностью осознаем свои пороки и признаем их перед Богом, собой и другими людьми.

Готовы к тому, чтобы Бог избавил нас от пороков.

Смиренно просим Бога помочь нам исправиться.

Вспоминаем всех, кому причинили зло, и готовы покаяться перед ними.

Просим прощения у всех, кому причинили зло, и пы­таемся исправить содеянное, если только эти наши попыт­ки не будут новым злом.

Продолжаем раздумья о себе и своих поступках, при­знавая все ошибки.

Через молитву и размышления пытаемся приблизить­ся к Богу, моля Его научить нас Своей воле и дать силы ее выполнить.

12. Придя через эти ступени к духовному преображе­нию, во всех делах своих будем следовать им и поделимся своим знанием с собратьями по несчастью.

1-й шаг является началом всех действий, способствующих прекращению алкоголизации. Подчеркивается необходимость признания собственного бессилия по отношению к алкого­лю и неизбежность своей капитуляции, без чего не может начаться процесс выздоровления. Это очень важный шаг, ибо только осознание своего бессилия и потери контроля над собственной жизнью, а также убеждение в окончательном поражении могут вызвать у алкоголика потребность обратиться за помощью.

2-й шаг призывает к умалению своего «Я», ибо вера в «Высшую силу» несовместима с чувством собственной исключительности, своего всемогущества. Опора на «Высшую силу» осуществляется посредством как признания существо­вания Бога, так и обращения за помощью к другому человеку (супругу, куратору Общества АА) или коллективу. Любой член Общества АА сам определяет свою «Высшую силу», т.е. Бога, «как он Его понимает», и никто из остальных членов не впра­ве что-либо диктовать. Один из основателей Общества АА, Билл, в книге под названием «АА достигают зрелости» по этому вопросу писал: «Атеистам и агностикам скажи четко, что они вовсе не обязаны принимать Бога в нашем понимании. Пусть вместо Бога признают какую-либо свою разумную прав­ду. Самое важное, чтобы все они поверили, что существует какая-то сила более великая, нежели они сами». 2-й шаг позво­ляет алкоголику избавиться от чувства «центра мироздания» и связанных с ним гнетущих обязанностей.

3-й шаг — это начальный шаг, поскольку он опирается на действия, ограничивающие собственную волю и чувство силы. В трудные моменты жизни поддержкой для лиц, про­рабатывающих этот шаг, может служить молитва о душев­ном покое римского императора Марка Аврелия: «Господи, дай мне силы, чтобы изменить то, что я не могу вынести, дай мне смирение, чтобы вынести то, что я не могу изме­нить, и дай мудрость, чтобы отличить одно от другого».

4-й шаг призывает взглянуть на себя честно, без обмана, отмечая как свои недостатки, так и достоинства, осознавая причины происшедшего. Добросовестный и искренний ана­лиз ситуации, вызывающей страх и чувство вины («с нрав­ственной точки зрения»), дает верный диагноз ситуации, что, в свою очередь, позволяет предпринять меры, направ­ленные на достижение желаемых изменений.

5-й шаг можно сравнить с исповедью, освобождающей человека от чувства одиночества, позволяющей надеяться на прощение со стороны другого человека и тем самым при­мирение с самим собой. Избавление от чувства изоляции и вины и вместе с тем обретение реалистичного образа самого себя — вот очередные действия по пути к достижению состо­яния внутреннего покоя, дающего возможность освобожде­ния от зависимости выздоровления (трезвости).

6-й шаг предлагает приготовиться к дальнейшим изме­нениям. Готовность к избавлению от всех своих слабостей является условием совершенствования. Однако совершен­ство для большинства людей недостижимо. Тем не менее можно стремиться к заданной цели, постоянно самосо­вершенствуясь.

7-й шаг создает фундамент полной капитуляции, подго­товка к которой проводилась ранее. Особо подчеркивается необходимость смирения (не смешивать с унижением) и изменения жизненных условий. Многолетний опыт показы­вает, что ни один алкоголик не способен сохранить трез­вость, забывая о чувстве смирения.

8-й и 9-й шаги — это шаги конкретных действий, кото­рые позволяют упорядочить свои отношения с окружающими. Предлагается провести огромную работу в эмоциональной сфере, без чего невозможно собственное перерождение и изменение отношений с другими людьми. Составление спис­ка тех, кому мы причинили зло, и возмещение причиненного ущерба позволяет в конечном счете избавиться от чувства вины и согласиться с последствиями имевшей ранее место несправедливости.

10-й шаг учит подводить итоги, ежедневно отмечать свои как хорошие, так и слабые стороны характера, признавать­ся в них, исправлять их «на ходу». Шаг предохраняет от возврата к старым представлениям и поведению, которые могли бы затормозить процесс освобождения и спровоци­ровать возврат к употреблению алкоголя. 10-й шаг — это совет систематического повторения 4-го и 5-го шагов для сохранения эмоционального равновесия, что обеспечивает непрерывность процесса выздоровления.

11-й шаг в очередной раз укрепляет смирение и довер­шает капитуляцию, а также подчеркивает «духовный» ас­пект программы.

12-й шаг является допингом для тех, кто, будучи трез­вым, живет «новой жизнью». Они понимают, что для зак­репления временного успеха необходимо делиться своим опы­том с другими. «Нести послание» путем оказания помощи другим — это дает удовлетворение и одновременно воспи­тывает чувство уважения к самому себе, без чего алкоголик не в состоянии достичь полной трезвости. 12-й шаг — это венец всех пройденных шагов, он воспевает жизнь и беско­рыстное даяние.

Программа Общества АА «12 шагов» позволяет устранить признаки болезни, а также добиться положительных изме­нений в состоянии здоровья и поведения при помощи пси­хологических средств.

Наиболее компетентными людьми в этой области явля­ются специально подготовленные консультанты, бывшие алкоголики, не потребляющие алкоголь в течение несколь­ких лет и являющиеся членами Общества АА,

Программа практически доступна каждому алкоголику, невзирая на его возраст, образование, общественное поло­жение, религию. Она позволяет взглянуть на суть зависимо­сти и на самого себя, проанализировать свои межличностные контакты, помогает познать и обогатить потенциальные воз­можности собственного «Я», а также дает ориентиры для достижения трезвости.

Трезвость в Обществе АА понимается значительно шире, чем сама абстиненция, поскольку подразумевает другой, из­мененный способ мышления, восприятия себя и других, а также способность зрело и трезво жить и функционировать. Сформулированные в «12 шагах» цели реализуются отдельными членами групп по-разному, а «шаги» лишь пред­лагают очередность анализа собственных переживаний, опыта и достижения перемен.

Программа «12 шагов» после небольшой адаптации нашла применение в сотнях других групп самопомощи. Напри­мер, существуют группы анонимных наркоманов, аноним­ных азартных игроков, анонимных обжор, анонимных лиц с эмоциональными проблемами, анонимных никотинис-тов, а также группы взрослых детей алкоголиков. Такие группы имеют своей целью развитие отношений взаимной поддержки и солидарности между людьми, переживающи­ми одни и те же трудности. Организация этих групп осно­вана на том принципе, что человек, успешно преодолев­ший трудную ситуацию, лучше способен помочь собрату, столкнувшемуся со сходным затруднением, поэтому дея­тельность групп состоит, главным образом, в совместных встречах и общих обсуждениях ситуаций, переживаемых их участниками.

Деятельность этих групп направлена не только на облег­чение у человека стресса и избавление его от одиночества, но и на обмен советами и информацией, которую не всегда просто получить обычным путем. Группа помогает человеку осознать собственную ценность не только в результате «внут­ренней эволюции», но и благодаря взаимодействию с ок­ружающими. Кроме того, участники групп взаимопомощи очень часто предлагают новые подходы к решению весьма специфических психологических проблем.

Сайнанон-группы

Данный вид групп существенно отличается от всех дру­гих. В сайнанон-группах акцентируется внимание на выра­жении отрицательных эмоций, гнева, агрессии. Обучение новому поведению проходит в игровой форме, где каждого члена поочередно «раскладывают по косточкам» другие чле­ны группы, «ударяя» зачастую по наиболее больным и зна­чимым субъективным проблемам, воспитывая тем самым толерантность к отрицательным психологическим воздей­ствиям. Данная техника иногда может создавать большую возможность для индивидуальных и групповых изменений по сравнению с психологической поддержкой.

Общие принципы этого варианта групповой психотерапии были разработаны в 1958 г. американцем Ч. Дедериком, пси­хотерапевтом (в прошлом алкоголиком), который, не буду­чи профессионалом, пытался найти действенный способ избавления от наркомании. С этой целью Дедерик основал в окрестностях Санта-Моники (Калифорния) общину взаимо­помощи. Община требовала, чтобы наркоманы, стремящиеся к избавлению от своей зависимости, жили в ее пределах и принимали активное участие в общинной лечебной програм­ме. Правила общежития были здесь довольно строгими: тя­желый физический труд; самообслуживание; полный отказ от алкоголя и наркотиков; посещение занятий в малых груп­пах, не имеющих специально назначенных руководителей.

Состав малых групп, именуемых в общине «сайнанонами», менялся по мере того, как одни члены общины под­ключались к ним, а другие уходили. Однако каждый член группы на протяжении довольно длительного периода вре­мени был объектом пристального внимания. Группа вступа­ла с ним в сильную конфронтацию с целью свести на нет все оправдания и уловки, с помощью которых закоренелые наркоманы обычно держатся за свой порок. Не получивший профессиональной подготовки, но зато обладающий соот­ветствующим жизненным опытом, бывший наркоман име­ет в этом случае преимущество перед самыми искушенны­ми специалистами, поскольку ему есть чем поделиться с другими членами группы.

Основу взаимодействия в этих группах составляла конф­ронтация новых членов с теми, кто уже избавился от свое­го пагубного пристрастия. Такие члены группы имели преимущество перед профессионалами-наркологами, так как уже имели свой собственный опыт, дающий им право «напря­мую» говорить с новичками.

Неподготовленному постороннему наблюдателю может показаться, что применяемая в сайнанон-группах техника конфронтации — ничем не оправданные нападки и униже­ния. Однако уже адаптировавшиеся к ним участники видят в безжалостном перекрестном допросе самый эффективный способ преодоления эмоциональных блоков и изменения саморазрушительного образа жизни. Наркоманы постепенно начинают понимать, что в общине не станут потворствовать их пагубному пристрастию, скорее здесь будут опираться на их потенциальные возможности, чтобы помочь им найти жизнеутверждающие альтернативы уходу от стресса и тре­воги в алкогольное или наркотическое оглушение.

Сайнанон-группы не ограничивают свою деятельность работой с алкоголиками и наркоманами.

В дальнейшем опыт сайнанон-групп был распространен и на другие контингенты больных, например для психокор­рекции людей, имеющих физические недостатки.

Эффект такого рода групп оказался достаточно высо­ким.

ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ

Внешнее отличие практики гештальт-групп от Т-групп и групп встреч заключается в том, что руководитель гештальт-группы одномоментно работает не со всеми ее участниками, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно со­гласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. сесть на так называемое «горячее место». Остальные члены группы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и клиента, находящегося на «горячем стуле». В результате такого наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать соб­ственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с ко­торым работает ведущий.

Ключевыми понятиями гештальтгерапии являются осозна­ние и сосредоточенность на настоящем. Саморегуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников геш­тальт-групп требуется, чтобы они не обращались к прошлому опыту и не думали о будущем.

Основные формы работы гештальт-групп

Клиент-центрированная терапия.

Группо-центрированная терапия.

«Мастерская».

Принципы и технические процедуры, используемые в гештальткоррекции, связаны с настоящим.

Основные принципы гештальткоррекции

1. Принцип «здесь и сейчас». Это функциональная кон­цепция того, что делает индивид в данный момент. Напри­мер, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас». «Живи сейчас, пусть тебя заботит настоя­щее, а не прошлое или будущее».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1019; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь