Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия как разновидность мировоззрения.



Мировоззрение – целостный взгляд на мир и место человека в нём.

В истории человечества выделяют три основные формы мировоззрения:

мифология – чувственное мировосприятие; приверженность традиции; символизм и аллегоричность; отсутствие рациональных понятий;

религия - преобладание чувственного мировосприятия; «вера» возводится в принцип; система догматов; разум занимает подчиненное положение;

философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

Философия – греческое слово (philo - любовь, sophia - мудрость), введённое Пифагором, означает «любовь к мудрости».

Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

основано на знании (а не на вере либо вымысле);

рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

логично (имеет внутреннее единство и систему);

опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:

• космоцентризм;

• теоцентризм;

• антропоцентризм.

Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого ле­жит объяснение окружающего мира, явлений природы через могуще­ство, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).

Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого ле­жит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъе­стественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).

Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре кото­рого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

 

2. Специфика философского знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойствен­ности, так как оно:

• имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обоб­щением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует различные науки.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно - несет в себе отпечаток личности и мировоз­зрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравствен­ных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии - обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежни­ми философами;

• в то же время динамично - постоянно развивается и обновляется;

• неисчерпаемо по своей сути;

 

3. Функции философии.

Функции философии - основные направления, применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Это:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостнос­ти картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия выра­батывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что филосо­фия учит концептуально мыслить - создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая - имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действи­тельности (то есть механизм познания).

Роль критической функции - подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать про­тиворечия. Конечная задача данной функции - расширение границ по­знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - цен­ный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, соци­альных, идеологических и др. Аксиологическая функция особенно уси­ливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрож­дения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала XX вв. и др.). Социальная функция - объяснить общество, причины его возникнове­ния, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, что­бы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь че­ловеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании име­ющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, дости­жениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее мате­рии, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

4. Основной вопрос и основные направления философии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противо­положные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии зак­лючается в постановке и решении проблемы: что первично - материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: по­знаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в филосо­фии выделяются основные направления - соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного воп­роса философии можно выделить такие направления, как:

• объективный идеализм;

• субъективный идеализм;

• материализм;

• вульгарный материализм;

• дуализм;

• деизм; гносеологической (познавательной) стороны:

• гностицизм;

• агностицизм;

• эмпиризм (сенсуализм);

• рационализм.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

• материализм;

• идеализм;

• дуализм.

Материализм (так называемая " линия Демокрита" ) - направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно:

• материя реально существует;

• материя существует независимо от сознания (то есть существует незави­симо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

• материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в сво­ем существовании ни в чем, кроме самой себя;

• материя существует и развивается по своим внутренним законам;

• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

• сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные француз­ские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма - опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая дока­зуемость многих положений материалистов.

Слабая сторона материализма - недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точ­ки зрения материалистов.

В материализме выделяется особое направление - вульгарный материа­лизм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль мате­рии, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения фи­зики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.

Материализм как господствующее направление философии был рас­пространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в XX в.

Идеализм (" линия Платона" ) - направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали созна­ние (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления:

• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);

• субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно кон­цепции объективного идеализма:

• реально существует только идея;

• идея первична;

• вся окружающая действительность делится на " мир идей" и " мир вещей"; " мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Боже­ственном Замысле и т. д.);

• " мир вещей" - материальный мир не имеет самостоятельного суще­ствования и является воплощением " мира идей";

• каждая единичная вещь - воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (на­пример, лошадь - воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.).

Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи - " вещи в себе". В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологичес­кой, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

В XX в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность. Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзи-стенционализма, то есть проблема человека, его существования, уп­равления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри об­щества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1300; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь