Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идеи (догматы) творения и откровения как основополагающие в средневековой философии и теологии.



Согласно догмату творения:

• Бог сотворил окружающий мир из ничего;

• творение мира есть результат акта Божественной воли;

• природа не может творить сама себя;

• единственным творческим началом во Вселенной является Бог;

• Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

• подлинным бытием является только Бог;

• сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по ­
отношению к Богу;

• поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле
другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен;

• нет четкой границы между Богом и Его творением.
Согласно догмату откровения:

• мир можно познать, только познав Бога;

• Бог недоступен для познания;

• несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя
(дал информацию о себе) через откровение - Библию;

• единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии;

• Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря осо­бой
способности человека - вере.

Особое место в средневековой теологической философии занимает проблема добра и зла.

Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:

• окружающий мир всецело сотворен Богом;

• Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости;

• следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром;

• зло в мир приносит дьявол (сатана) - падший ангел, восставший против Бога;

• поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей;

в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир - творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.

В отношении проблемы добра и зла (как в отношении многих иных вопросов) теологическая философия средневековья имеет оптимисти­ческий характер.

Средневековая теологическая философия (в отличие от античной) практически не противопоставляет материю и идею (форму), материа­лизм и идеализм. Однако то, что древнегреческие философы (напри­мер, Аристотель) считали единой сущностью - бытием, теологическая философия разделяет на:

бытие (существование) - экзистенцию;

сущность - эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует).

Эссенция (cyщность) характеризует вещь:

Что такое вещь? \

Какая вещь?

Для чего она существует?

Античные философы видели сущность (признаки) и существование (факт бытия) в неразрывном единстве, как единую сущность - бытие. Существование (бытие) может быть познано чувственными ощущениями, опытом (как существующее и доступное для такого познания), сущность же

(признаки бытия, Божественный замысел) - только разумом. Только в Боге сущность и существование совпадают.

2. Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.

Схоластика - господствующий тип средневековой теологической фи­лософии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным иде­ям, схематичность, назидательность, учительство. Название " схоластика" произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за что получила прозвище " Философия - служанка богословия" ). Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого норма­тивного текста, абсолютной истины.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии);

естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что су­мел человек " расшифровать" из текста Библии, как он понял идеи Бога). В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов, в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии. В средневековой теологический философии (схоластике) выделяются два противоположных направления - номинализм и реализм . Реализм - направление теологической философии, сторонники кото­рого считали подлинно существующими (т.е подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие – универсалии.

Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.

Номинализм (от лат. потеп - имена) - направление теологической фи­лософии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после ве­щей, а вещи познаются чувственным опытом. К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дуне Скот.

3. Философия Августина Блаженного

Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский. Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430) - христианский теолог, епис­коп г. Гиппона (Северная Африка, Римская империя), заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Был од­ним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного - " О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распро­страненным религиозно-философским трактатом, на который опира­лись средневековые теологи при изучении и преподавании схоластики. Иными известными произведениями Августина являются: " О прекрас­ном и пригодном", " Против академиков", " О порядке".

Можно выделить следующие основные положения философии Августи­на Блаженного:

• ход истории, жизнь общества - это борьба двух противоположных царств -Земного (грешного) и Божественного;

• Земное царство воплощается в государственных учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

• Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объе­динены в христианскую Церковь;

• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

• всвязи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, свет­ская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

• короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

• Церковь - единственная сила, способная объединить мир;

• бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевладельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, надеяться на лучшее;

• высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углуб­ление в себя, ученость, понимание истины;

• после смерти праведники в награду от Бога получают загробную жизнь.

Особое место в философии Августина Блаженного занимают

размыш­ления о Боге:

• Бог существует;

• главными доказательствами существования Бога являются его присут­ствие во всем, всемогущество и совершенство;

• все - материя, душа, пространство и время - является творениями Бога;

• Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить внастоящее время, будет творить в будущем;

• знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодостаточ­ны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неопровержимое знание достигается только при познании Бога.

Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

• уделено большое ввнимание проблеме истории (редкость для того в

времени);

• Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Римской им­перии) объявлена тоже властью наряду с государственной (а не эле­ментом государства);

• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы -над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католическая Церковь чтила и боготворила Авгу­стина Блаженного, особенно в средние века;

• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

• воспевался человек, его красота, сила, совершенство, богоподобность (что также было редкостью для того времени и устраивало всех);

• одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь