Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел II. Основные идеи истории Мировой философии.
Тема 2.1. Античная философия. 1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Философия софистов и Сократа. Философия киников и стоиков. Философия Платона. Философия Аристотеля. 7. Философия Эпикура. " среднего класса" (идеал Аристотеля). 1. Древнегреческая философия: периодизация и основные черты. Древнегреческой называется философия (учения, школы), выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах (торгово-ремесленных городах-государствах) Малой Азии, Средиземноморья, Причерноморья и Крыма, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. (Нередко философия Древнего Рима либо непосредственно отождествляется с древнегреческой, либо объединяется с ней под общим названием " античная философия".) Древнегреческая (античная) философия в своем развитии прошла четыре основных этапа: • демократический - VII - V вв. до н. э.; • классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.; • эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.; • римский -1 в. до н. э. - V в. н. э. К досократическому периоду относится деятельность так называемых философов-досократиков": • милетской школы - " физиков" (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена); • Гераклита Эфесского; • элейской школы; • атомистов (Демокрита, Левкиппа); • некоторых иных философов. Основные проблемы, которыми занимались " досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего. Метод философствования - декларирование собственных взглядов, превращение их в догму. Классический (сократический) период - время расцвета древнегреческой философии (совпавшее с расцветом древнегреческого полиса). К данному этапу относятся: > • философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа; • зарождение " сократических" школ; • философия Платона; • философия Аристотеля. Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже " досократиков": • меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса; • выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон -автор учения о " чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир); • положили начало спору между материализмом и идеализмом; • проявили интерес к проблеме человека, общества, государства; • от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; • внесли вклад в развитие логики; • вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ). Для эллинистического периода (периода кризиса полиса и образования крупных государств в Азии и Африке под властью греков и во главе с соратниками Александра Македонского и их потомками) характерно: • распространение антиобщественной философии киников; • зарождение стоического направления философии; • деятельность " сократических" философских школ: Академии Платона, Ликея Аристотеля, киренской школы (киренаиков) и др.; • философия Эпикура и пр. Отличительные черты эллинистической философии: • кризис античных моральных и философских ценностей; • снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним; • отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам; • поиск физической и духовной опоры в самом себе; • стремление к отрешению от действительности; • преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом - счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур). Наиболее известными философами римского периода являлись: • Сенека; • Марк Аврелий (император Рима в 161 - 180 гг.); • Тит Лукреций Кар; • поздние стоики; • ранние христиане. Для философии римского периода было характерно: • взаимовлияние древнегреческой и древнеримской философий (древнегреческая философия развивалась в рамках римской государственности и испытывала на себе ее влияние, в то время как древнеримская философия вырастала на идеях и традициях древнегреческой); • фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну - античную философию; • влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.); • близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором); • повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства; • расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека); • расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя; • преобладание идеализма над материализмом; • все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов; • повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни; • рост влияния на философию идей христианства; • постепенное слияние античной и христианской философий, их превращение в средневековую теологическую философию. В целом древнегреческая (античная) философия имеет следующие особенности: • материальной основой расцвета данной философии был экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных городских центров); • древнегреческая философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом; • стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм; • на поздних этапах - смешение космоцентризма и антропоцентризма; • древнегреческие боги были частью природы и близки людям; • были заложены два направления в философии - идеалистическое (" линия
2. Первые философские (досократические) школы Древней Греции. Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII - V вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся: • милетская школа; • школа пифагорейцев; • школа Гераклита Эфесского; • элейская школа; • атомисты. Характерными чертами досократических философских школ являлись: • ярко выраженный космоцентризм; • повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; • поиск первоначала, породившего все сущее; • гилозоизм (одушевление неживой природы); • доктринерский (недискуссионный) характер философских учений. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наменование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы: • выступали с материалистических позиций; • занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными; • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа " физиков" ); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. Фалес (примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес, оставивший большое научное и философское наследие: • первоначалом всего сущего считал воду ( архэ ); • представлял Землю в виде плоского диска, который покоится, на воде; • считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гило-зоистом - одушевлял все сущее); • допускал наличие множества богов; • считал центром вселенной Землю; • точно определил продолжительность года - 365 дней; • сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр (610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса: • первоначалом всего сущего считал " апейрон" - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится; • вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы (" атомы" ) остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; • первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина). Анаксимен (546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра: • первопричиной всего сущего считал воздух; выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, камень и т. д.); • проводил параллели между душой человека (" психэ" ) и воздухом (" пнев-мой" ) - " душой космоса"; • отождествлял божества с силами природы и небесными светилами. Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе): • первоначалом всего сущего считал огонь ; · вывел закон единства и борьбы противоположностей - ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита); · считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (" в одну и ту же реку нельзя войти дважды" ); · был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; • признавал относительность окружающего мира (" морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим); • всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум; • выступал за материальность человеческой и мировой души; • был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; • движущей силой всех процессов считал борьбу: " война (борьба) есть отец всему и мать всему". Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), древнегреческого философа и математика: • первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); • выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); • считали единицу мельчайшей частицей всего; • пытались выделить " протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое - левое, мужское - женское и др.). Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, " докса" ) и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). • пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа " физиков" ); • искали первоначало - субстанцию, из которой возник окружающий мир. • пытались выделить " протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.). Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: • изучали проблемы познания; • жестко разделяли чувственное познание (мнение, " докса" ) и высшее духовное идеалистическое; • были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; • считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма). Атомисты - материалистическая философская школа, философы которой Платона" - идеалистическому направлению). В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения: • весь материальный мир состоит из атомов; • атом - мельчайшая частица, " первокирпичик" всего сущего; • атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); • атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, " с крючками" и т. д.); • между атомами существует пространство, заполненное пустотой; • атомы находятся в вечном движении; • существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира; • атомы невозможно " увидеть" путем чувственного познания. 3. Философия софистов и Сократа Софисты - философская школа в Древней Греции, существовавшая в V - Среди софистов выделяются группы так называемых: • старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий; • младших софистов - Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности. Для софистов характерно: • критическое отношение к окружающей действительности; • стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли; • неприятие основ старой, традиционной цивилизации; • отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании; • стремление доказать условность государства и права, их несовершенство; • восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики; • субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Свою правоту представители данной философской школы доказывали правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге Примером данного умозаключения является " рогатый" софизм: " То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога; значит, ты их имеешь". Данный результат достигается в результате некорректного использования логических смысловых операций. Несмотря на то что деятельность софистов вызывала неодобрение как властей, так и представителей иных философских школ, софисты внесли большой вклад в греческую философию и культуру. К их главным заслугам относят то, что они: • критически взглянули на окружающую действительность; • распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями). Видным представителем старших софистов являлся Протагор ( V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: " Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека: • вне человеческого сознания ничего не существует; • нет ничего раз и навсегда данного; • что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности; • если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности; • вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека (" То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким" ); • окружающий мир относителен; • объективное (истинное) познание недостижимо; • существует только мир мнения. Одному из современников Протагора приписывается создание произведения " Двоякие речи", которое также подводит к мысли об относительности бытия и познания (" Болезнь есть зло для больных, но благо для врачей"; " Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков и гробовщиков" ) и учит молодого человека достигать победы в споре при любой ситуации. Оригинально и революционно для того времени и отношение Протагора к богам: " О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию - и вопрос темен, и людская жизнь коротка". Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н. э.). Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог. Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название " майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине - а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины. Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность. Философ был сторонником этического реализма , согласно которому: • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания. Сократ не был понят официальными властями и воспринимался им' как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искшгответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.; • • открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании; • ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; • воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых " сократических школ". " Сократические школы" - философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу " сократических школ" относятся: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарская школа; • элидо-эритрийская школа. Академия Платона - религиозно-философская школа, созданная Платоном в 385 г. до н. э., имевшая целью исследование философских проблем, почитание богов и муз и просуществовавшая до VI в. н. э. (около 1000 лет). Киники - философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Киники вели паразитический, бродяжнический образ жизни, не имели семьи, игнорировали государство и законы, презирали традиционную культуру, мораль, богатство, концентрировали внимание на человеческих пороках. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном " Сократ, сошедший с ума" ). Киренская школа основана в IV в. до н. э. Аристиппом из Кирены, учеником Сократа. Представители данной школы (киренаики): • выступали против изучения природы; • высшим благом считали наслаждение; • соответственно целью жизни видели наслаждение, счастье воспринимали как совокупность наслаждения, богатство - как средство для достижения наслаждения. Мегарская школа основана учеником Сократа Евклидом из Мегары в IV в. до н. э. Представители - Евбулид, Диодор Крон. Мегарцы считали, что существует абстрактное высшее благо, которое не поддается точному описанию, - Бог, разум, жизненная энергия. Противоположности высшего блага (абсолютного зла) не существует. Помимо философских теоретических изысканий мегарцы вели активную практическую деятельность (фактически занимались софистикой) и получили прозвище " спорщики". Представители мегарской школы (Евбулид) стали авторами известных апорий, то есть парадоксов - " Куча" и " Лысый", с помощью которых пытались понять диалектику перехода количества в качество. Апория " Куча": " Если на землю бросить зерно и к нему добавлять по одному зерну, то с какого момента на этом месте возникнет куча? Может ли совокупность зерен превратиться в кучу после добавления одного зерна? " Апория " Лысый": " Если из головы человека выпадает по одному волосу, то с какого момента он становится лысым? Можно ли установить конкретный волос, после выпадения которого человек становится лысым? Можно ли установить грань, разделяющую " еще не лысого" и " уже лысого"? " 4. Философия киников и стоиков Киники - одна из философских школ Древней Греции сократического Наиболее яркими представителями философской школы киников являлись Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Главная цель кинического учения - не выработка глубоких философских теорий, а философское обоснование особого образа жизни - вне связи с обществом (нищенство, одиночество, бродяжничество и т. д.) - и проверка данного образа жизни на себе. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: • возведение в абсолют свободы вне общества; • добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; • отсутствие постоянного места жительства, скитания; • паразитический образ жизни, попрошайничество; • восхваление физической и духовной бедности; • крайний аскетизм; • замкнутость; • критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; • непризнание авторитетов; • воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; • отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; • концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. В современную эпоху большое сходство с философией и образом жизни киников имеют философия и образ жизни йогов, дервишей, хиппи и др. Диоген Синопский (точные даты жизни неизвестны, жил в IV в. до н. э. современник Александра Македонского) - наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе (так как одно из прозвищ Диогена - " кинос", " собака", что на греческом языке созвучен слову " киник" ). В действительности название - от слова " Киносарг" холм и гимнасий в Афинах, где Антисфен занимался с учениками. Диоген не оставил фундаментальных философских трудов, однако вошел в историю своим анекдотическим, скандальным поведением и образом жизни, а также рядом высказываний и идей: • жил в бочке; • заявил царю Александру Македонскому: " Отойди и не загораживай мне солнце! "; • выдвинул лозунг: " Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей); • вывел понятие " гражданин мира" (космополит); • отвергал брак; • жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; • не признавал никаких законов, кроме закона природы; • гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством; • идеализировал жизнь первобытных людей и животных. Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков (" Стоя" - название портика в Афинах, где она была основана). Основателем данной философской школы считается Зенон Китийский. Стоическая философия в своем развитии прошла ряд этапов: • ранняя стоя (III - II вв. до н. э.), представители - Зенон, Клеанф, Хри- • средняя стоя (II - I вв. до н. э.) - Панеттий, Посидоний; • поздняя стоя (I в. до н. э. - III в. н. э.) - Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) - освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, стоики избрали иной путь для достижения этой цели - постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: • призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); • признание добродетели высшим благом, а порока - единственным злом; • признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; • неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; • оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; • восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; • высокий эстетизм в мыслях и поступках; • осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; • признание стремления к счастью высшей целью человека. Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий. Сенека (5 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством. В своих произведениях философ: • проповедовал идеи добродетели; • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни. Марк Аврелий Антонин (121 - 180 гг. н. э.) - крупнейший римский философ-стоик, в 161 - 180 гг. - римский император. Написал философское произведение " К самому себе". К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: • глубокое личное уважительное отношение к Богу; • признание высшим мировым началом Бога; • понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части; • объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом; • видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами; • разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, и внутреннего мира, подвластного только человеку; • признание основной причиной счастья отдельного человека - приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром; • разделение души и разума; • призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе; • размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни.
5. Философия Платона Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, Большинство произведений Платона написано в форме диалогов. Платон является основателем идеализма. Главными положениями его • материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; • окружающий мир (" мир вещей" ) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; • реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы); • чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны; • любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.); • весь мир является отображением чистых идей (эйдосов). Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: " единого"; " ума"; " души". " Единое": • является основой всякого бытия; • не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни це- • есть ничто; • выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; • первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). " Ум": • происходит от " единого"; • разделен с " единым"; • противоположен " единому"; • является сущностью всех вещей; • есть обобщение всего живого на Земле. " Душа": • подвижная субстанция, которая объединяет и связывает " единое - ничто" и " ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; • также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; • душа человека (вещи) есть часть мировой души; • душа бессмертна; • при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; • постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса. Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира: • поскольку материальный мир является всего лишь отображением " мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего " чистые идеи"; • " чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - " докса" ); • " чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию); • высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать " чистые идеи". Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства (что было нетипично для предшественников - " досократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поисками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества). Платон выделяет семь типов государства: идеальное " государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном указываются: • монархия - справедливая власть одного человека; • тирания - несправедливая власть одного человека; • аристократия - справедливая власть меньшинства; • олигархия - несправедливая власть меньшинства; • демократия - справедливая власть большинства; • тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии. Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия - власть большинства - редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия. Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно данному плану: • все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники; |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы