Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Русская философия XIII - XVII вв.



Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходится на XIII - XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись:

• сохранение русской духовности; христианство;

• борьба за освобождение;

• устройство государства;

• познание.

Среди видных философов данного периода:

· Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-

та­тарского ига;

Философий (XVI в.) - также занимался вопросами христианского

богословия, отстаивал идею преемственности христианства (" Москва - Тре­тий Рим" ) по линии Рим - Константинополь - Москва;

Максимилиан Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монар­хии и царской власти, главными целями которых видел заботу о народе и справедливость;

Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозиционной соци­ально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монар­хию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;

Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церк­ви к народу, были илеологами так называемого движения " нестяжате­лей" (боролись против " иосифлян" - сторонников сохранения прежних церковных устоев);

Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеоло­гическом смысле; Никон - за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум - за сохранение старых обрядов;

Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распрост­
ранения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносео­
логии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпи­
рическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

 

4.Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия).

Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем раз­витии:

• философию эпохи петровских реформ;

• материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творче­ство Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира.

Основной направленностью их философии была социально- политическая:

• вопросы устройства монархии;

• императорской власти, ее божественности и нерушимости;

• прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других);

• войны и мира.

Основными представителями материалистического направления были MB. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонником механи­стического материализма. Им была.заложена материалистическая тра­диция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая (" корпускулярная" ) теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц (" корпускул", то есть атомов) - материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу - деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, мора­ли, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев

(1749 - 1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической филосо­фии. Ее кредо - борьба против самодержавия, за народовластие, право­вую и духовную свободу, торжество права.

 

5.Основные направления русской философии ХIX века.

Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:

декабристская философия;

философия западников и славянофилов;

философия Чаадаева;

консервативная религиозная и монархическая философия;

философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;

революционно-демократическая философия;

либеральная философия.

Декабристская философия была представлена творчеством П. Песте­ля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхель­бекера и других.

Основная направленность философии декабристов - социально-поли­тическая. Ее опорными идеями были:

· приоритет естественного права;

· необходимость для России правового строя;

· отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней

ра­ботает;

· личная свобода человека;

· ограничение самодержавия законом и представительными органами либо замена его республикой.

Историческая философия была представлена творчеством П.Я. Чаада­ева (1794- 1856).

Основными направлениями его философии были:

· философия человека;

· философия истории.

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и духовной суб­станций. Жизнь человека возможна только в коллективе. Находясь с рож­дения и до самой смерти в коллективе (обществе), человек становится человеком, вырастает как личность. Коллективное (общественное) сознание полностью определяет индивидуальное, субъективное. Жизнь в коллективе - основной фактор, отличающий человека от животных. Ча­адаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.

Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Божествен­ное Провидение. Воплощение Божественной воли - христианство.

Христианство - стержень, двигатель истории.

Что касается истории России, то, по мнению Чаадаева, Россия " выпала" из мирового исторического процесса. Будущее России, по Чаадаеву, - вер­нуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благо­даря своей сложившейся столетиями уникальности выполнить историчес­кую миссию в рамках общечеловеческой цивилизации.

Одним из главных факторов, влияющих на историю, судьбу государств и народов, по мнению философа, является географический. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат централь­ной власти, крепостное право, Чаадаев считал необъятные, несоизме­римые с другими странами просторы России.

Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений " западников" и славянофилов.

Видными представителями западников являлись А.И. Герцен, Н.П. Ога­рев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский.

Западники хорошо усвоили философские традиции современной им за­падной философии (материализм, эмпиризм) и пытались привести их в русскую философию.

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, " уни­кального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

Благо для России - освоить западные ценности и стать нормальной ци­вилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лидерами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, бра­тья К.С. и И.С. Аксаковы.

Согласно славянофилам основу исторического бытия России составля­ют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципи­ально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Важную роль в ортодоксально-монархической философии играло религиозное направление. Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: " Православие, самодержавие, народность". А видными представителями были Н.В. Федоров. К.Н. Леонтьев.

Н.В. Федоров (1828 - 1903) сделал основными темами своей философии: единство мира; проблему жизни и смерти; проблему морали и правильного (морального) образа жизни.

Согласно Федорову мир един; природа (окружающий мир), Бог, чело­век являются одним целым и взаимосвязаны между собой, связующим звеном между ними являются воля и разум. Бог, человек и природа взаимовлияют друг на друга, взаимодополняют и постоянно обменива­ются энергией, имеют в своей основе единый мировой разум.

" Моментом истины" человеческой жизни Федоров считал ее конеч­ность, а самым большим злом - смерть. Человечество должно отбро­сить все распри и объединиться для решения самой главной задачи - победы над смертью.

Философ верил в такую перспективу. По мнению Федорова, победа над смертью возможна в будущем, по мере развития науки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невоз­можно), а путем нахождения способов воспроизводства жизни, оживления.

По Федорову, надежду на возможность оживления дал Иисус Христос.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь