Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2.5. Философия наших дней.



Общее понятие позитивизма, махизма, неопозитивизма.

Общее понятие и основные проблемы

Постпозитивизма.

3. Общее понятие герменевтики. Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).

Общие понятия экзистенциализма.

Основные проблемы, рассматриваемые экзистенциализмом.

Философия К. Яспера, Ж.П. Сартра, А. Камю, М. Хайдеггера. Будущее экзистенциализма.

Общее понятие позитивизма, махизма, неопозитивизма.

Позитивизм - направление философии, зародившееся в 30-е - 40-е годы XIX века и выступала за то, чтобы философия опиралась только на достоверное научное знание и научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857). Всвоем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

• классический позитивизм (О. Конта и Г. Спенсера);

• махизм;

• неопозитивизм;

• постпозитивизм.

Классический позитивизм - направление философии, сутью которого является утверждение, что, философский спор между материализмом и идеа­лизмом не имеет серьезных оснований и бессмысленен. Философия дол­жна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основывать­ся на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

• философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

• для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

• основной путь для получения научного знания в философии - эмпири­ческое наблюдение;

• философия должна исследовать лишь факты, а не их причины;

• философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценоч­ного характера при исследовании;

• философия не должна стремиться стать " царицей наук", сверхнаукой, - она должна стать конк­ретной наукой, опирающейся на арсенал именно научных средств, и занять свое место среди других наук.

 

Махизм нередко называют " второй формой позитивизма". Его создателями считаются Э. Мах (1836 - 1916) и Р. Авенариус.

Основная идея махизма - в основе философии должен лежать критический опыт (в связи с этим данное направление имеет ещё одно название - эмпириокритицизм).

Эмпириокритицизм выступает с субъективно-идеаллистических позиций: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде " комплекса ощущений". Следовательно, изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, фи­лософия должна стать:

· во-первых, интегративной, " всеобщей" наукой;

· во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрак­тные научные понятия на язык ощущений. Ввиду своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

• Наоборот, очень популярным и распространенным в первой полови­не и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Основными представителями неопозитивизма были:

• философы " Венского кружка" (М. Шлик - основатель; его последовате­ли - Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейехенбах);

• представители Львовско-Варшавской школы (А. Тарский, Я. Лукасевич);

Б. Рассел (1872- 1970);

Л. Витгенштейн (1889-1951).

Главная идея неопозитивизма - философия должна заниматься логи­ческим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, -главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, науч­но) воспринимает окружающий мир.

Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), зак­люченной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой). Основной принцип неопозитивизма - принцип верификации - сравне­ния всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать - подвергнуть опытной проверке фактами.

Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

Общее понятие и основные проблемы

Постпозитивизма.

Новейшим вариантом позитивизма явился постпозитивизм (вторая по­ловина - конец XX века).

Его главными представителями считаются К. Поппер (1902 - 1994), Т. Кун (р. 1992).

Постпозитивизм отходит от приоритетности логического исследования символов (языка, научного аппарата) и обращается к истории науки. Главная цель постпозитивизма - исследование не структуры (подобно неопози-тивиствам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания. Основные вопросы, интересующие постпозитивистов:

• как возникает новая теория?

" как она добивается признания?

• каковы критерии сравнения научных теорий, как родственных, так и конкурирующих?

• возможно ли понимание между сторонниками альтернативных теорий? Постпозитивизм смягчает свое отношение к философии в целом, к проблемам познания.

По мнению постпозитивистов, нет обязательной взаимозависимости между истинностью теории и ее верифицируемостью (возможностью проверки на фактах опыта), как и нет жесткого противоречия между общим смыс­лом науки и языком науки, а также не обязательно исключать неверифи-цируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии. Что касается проблемы развития науки, то, по мнению постпозитиви­стов, наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совер­шенствованию научного знания. Можно выделить основные проблемы современного постпозитивизма:

• проблема фальсификации (следует ли отказываться от научной теории
в целом при обнаружении в ней одного или нескольких ложных, ока­
завшихся неистинными фактов);

• проблема правдоподобия научных теорий (по каким критериям прове­рить правдоподобность научных теорий);

• проблема рациональности (что такое рациональность в науке);

• проблема соизмеримости научных теорий (по каким критериям следу­ет выяснить родственность, соизмеримость научных теорий);

• проблема понимания, нахождения общих точек зрения между предста­вителями антагонистических теорий.

3. Общее понятие герменевтики.

Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).

Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название гер­меневтика получила от имени древнегреческого бога Гермеса, кото­рый был посредником между богами и людьми.

Основные вопросы герменевтики:

• как возможно понимание?

• как устроено бытие, сущность которого состоит в понимании? Главная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Предметом исследования, как правило, является текст.

• К фундаментальным понятиям герменевтики относятся: " герменевтический треугольник" - взаимоотношения между автором текста, самим текстом и читателем;

• " герменевтический круг" - циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций -
случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.

Первыми герменевтами были средневековые теологи-схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались " расшифровкой" смысла божественных идей, заложенных в тексте Библии.

К числу современных философов-герменевтов можно отнести

Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М. Хайдеггера (1889 - 1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера (р. 1913).

Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода -грамматический и психологический. С помощью первого выявляется " дух языка", с помощью второго - " дух автора".

Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при родственности душ автора и читателя. Если автор слишком далек от читателя, текст никог­да не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смыс­ла и он не будет нуждаться в толковании. Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью):

• дивинации - искусственного " вчувствования", " вживания" в душу авто­ра произведения;

• сравнения - сопоставления фактов, других данных.

Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот. Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и душу автора, текст будет полностью понят.

Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзис­тенциализм и посвящены бытийной (онтологической), а не познаватель­ной (гносеологической) стороне герменевтики.

Хайдеггер выводит учение об экзистенциалах - условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фак­том своего пребывания в мире (человек вначале " положен", то есть он есть, а уже затем мыслит);

понимание - человек обнаруживает, что он есть, становится понима­ющим, а понимание - это истолкование и интерпретация (человек ис­толковывает свое бытие в мире определенным образом, и данное ис­толкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).

Человеческое бытие, по Хайдеггеру, изначально герменевтично (основа­но на понимании).

Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций познания (гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики). Человеческое существование невозможно без переживания собствен­ного бытия.

В течение жизни человек, во-первых, накапливает опыт (причем боль­шую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, во-вторых, вносит свою частицу в " опыт мира". Передача " опыта мира" от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги - тексты, " язык". Следовательно, толкование языка текстов, его понимание должно стать одним из ведущих направлений философии.

Центральное понятие философии Поля Рикера - личность. Личность -творец всей человеческой культуры. Цель философии - разработать ме­тод понимания человеческой субъективности.

В качестве данного метода Рикер предлагает " регрессивно-прогрессив­ный", суть которого в том, чтобы понимать человека через его три измерения - прошлое, настоящее, будущее. По Рикеру, человеческая личность телеологична - направлена в будущее.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь