Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Т. Гоббса. Учения о познании и о государстве.



" Левиафан ".

Томас Гоббс (1588 - 1679), ставший учеником и продолжателем фило­софской традиции Ф. Бэкона:

• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;

• целью философии видел достижение практических результатов в деятель­ности человека, способствовании научно-техническому прогрессу;

• в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рационализмом (познанием с помощью разума) выступил на стороне эмпиризма; кри­тиковал рационалистическую философию Декарта;

• был убежденным материалистом;

• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и госу­дарства;

• разработал теорию государства;

• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения го­сударства лежал общественный (совместный) договор.

Основной предмет философских интересов Гоббса - гносеология (уче­ние о познании) и проблема государства.

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание главным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие - это по­лучение органами чувств (глаза, уши и т. д.) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка. Данные сигналы Т. Гоббс именует " знаками" и дает их следующую классификацию:

• сигналы - звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (" пение" птиц, рычание хищников, мяуканье и т. д.);

• метки - различные знаки, придуманные человеком для общения;

• естественные знаки - " сигналы" природы (гром, молния, тучи и т. д.);

• произвольные коммуникативные знаки - слова различных языков;

• знаки в роли " меток" - специальная " закодированная" речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон и т. д.);

• знаки знаков - имена имен - универсалии (общие понятия).

В качестве метода познания Т. Гоббс выступал за одновременное ис­пользование как индукции, так и дедукции.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, - главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обще­стве и конкретном государстве.

Философ стал автором всемирно известной книги " Левиафан" (" Чудови­ще" - вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть данной теории в следующем:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;

• указанные качества приводят к осознанию каждым человеком права на все;

• право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к " войне всех против всех", в которой не может быть победи­теля и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс;

• в целях совместного выживания люди заключили общественный (со­вместный) договор, в котором ограничили свои притязания и " право всех на все";

• для предотвращения " войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе - государство;

• чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государ­ство должно стать всесильным;

• государство - непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище –

" Левиафан", которое " пожирает и сметает все на своем пути" - сила,

кото­рой невозможно противостоять, но которая необходима для

поддержа­ния жизнеспособности общества, порядка и справедливости.

Философия Дж. Локка. Tabula rasa. Разделение властей.

Джон Локк (1632 - 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоб­бса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и ма­териалистическую традицию английской философии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:

• мир материалистичен;

• в основе познания может лежать только опыт (" нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах" );

• сознание - пустое помещение (empty cabinet), которое в течение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным выс­казывание Локка о сознании как о " чистой доске", на которой записы­вается опыт - tabula rasa);

• источником опыта выступает внешний мир;

• цель философии - помочь человеку добиваться успеха в своей деятель­ности;

• идеал человека - спокойный, законопослушный, добропорядочный джентельмен, который повышает свой уровень образования и добива­ется хороших результатов в своей профессии;

• идеал государства - государство, построенное на основе разделения вла­стей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдви­нул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Лейбниц - завершитель философских традиций нового времени, предшественник немецкой классической философии.

Готфрид Лейбниц (1646 - 1716) - немецкий ученый-математик, юрист, философ - считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии. Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:

• субстанции;

• познания.

Изучив теории Декарта и Спинозы о субстанции, Лейбниц пришел к выводу об их несовершенстве и подверг критике.

В противовес теории Декарта и Спинозы Лейбниц выдвинул теорию о монадах (или о множественности субстанций). Основные положения дан­ной теории (монадологии) следующие:

• весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;

• данные субстанции называются монадами (в переводе с греческого -" единое", " единица" );

• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является матери­ально-вещественным образованием;

• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, вос­приятием, представлением;

• по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняю­щее свое состояние;

• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;

• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: " не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти" ).

Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:

• " голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);

• монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосоз­нанием;

• монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;

• высшая монада - Бог.

Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы.

Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблема­ми бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (фило­софия познания).

Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализм и сделал это

следующим образом:

• все знания разделил на два вида - " истины разума" и " истины факта";

• " истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны ло­гически, имеют необходимый и всеобщий характер;

• " истины факта" - знания, полученные эмпирическим (опытным) пу­тем (например, магнитное притяжение, температура кипения воды, температура плавления различных металлов); как правило, данные зна­ния лишь констатируют сам факт, но не говорят о его причинах, име­ют вероятностный характер;

• несмотря на то, что опытное (эмпирическое, " истины факта" ) знание вероятностное, а не достоверное (подобно " истинам разума" ), тем не менее его нельзя игнорировать в качестве знания.

Таким образом, по Лейбницу, познание может осуществляться не толь­ко путем получения одного вида знаний - либо рационального, либо опытного, а их обоих видов, причем одно из них - рациональное (полученное на основе разума) - будет носить достоверный характер, а другое - эмпирическое (основанное на опыте) - лишь вероятностный.

 

Тема 2.4. Русская философия.

Общее понятие и характерные черты русской философии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь