Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия Фомы Аквинского (томизм).
Фома Аквинский (1225 - 1274) - доминиканский монах, крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма - одного из господствующих направлений католической Церкви. Основные произведения Фомы Аквинского: " Сумма теологии", " Сумма философии" (" Против язычников" ), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля. Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть " очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения - окружающего мира, как считал Августин Блаженный). Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога: • движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим - следовательно, есть первичный двигатель всего - Бог; • причина: все, что существует, имеет причину - следовательно, есть первопричина всего - Бог; • случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого - следовательно, первоначальной необходимостью является Бог; • степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) - следовательно, должно существовать высшее совершенство - Бог; • цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог. Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он: • разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их раз подразумевает в качестве сущности (эссенции) " чистую идею" веши либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел); • подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи; • считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть " чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли); • доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен; • сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим - Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов. Исходя из данных посылок, согласно Фоме: • все состоит из материи и формы (идеи); • суть любой вещи - единство формы и материи; • форма (идея) является определяющим началом, а материя есть лишь вместилище различных форм; • форма (идея) есть одновременно цель возникновения вещи; • идея (форма) любой вещи троична: существует в Божественном разуме, в самой вещи, в восприятии (памяти) человека. Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум (вера и знание) - не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология - разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Историческое значение философии Фомы Аквинского (прежде всего для католической Церкви) в том, что им были: • даны пять доказательств существования Бога; • систематизирована схоластика; • закреплено разделение эссенции и экзистенции (сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него, Его воли всего сущего; • доказаны (с точки зрения католиков) правильность,, преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей, которые предшествуют вещи: господство идеи над материей (а следовательно, Бога над окружающим миром); • выдвинута идея об истинности знания, полученного разумом только в случае соответствия разума вере; • вычленены сферы бытия, которые могут быть познаны только через откровение; • разделены философия и теология, причем философия поставлена в подчиненное положение по отношению к теологии; • логически доказан ряд положений теологии и схоластики. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм - философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского.
5. Значение средневековой теологической философии. Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том, что она: • стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени; • сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии христианского учения; • способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии - учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология - самостоятельное учение о познании); • способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный; • положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я-концепция, рационализм); • пробудила интерес к осмыслению исторического процесса; • выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешение. 6. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения). К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления: • гуманистическое; • неоплатоническое; • натурфилософское; • реформационное; • политическое; • социалистическо-утопическое. Гуманизм как философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия. К основным чертам гуманизма относились: • антицерковная и антисхоластическая направленность; • стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека; • антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; • жизнеутверждающий характер и оптимизм. По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Ло-ренцо Валла. Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор " Божественной комедии" (им самим названной просто " Комедия", поскольку в то время комедиями именовались литературные произведения с благополучным концом). В своем произведении Данте: • воспевает христианство, но одновременно между строк высмеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения; • восхваляет человека; • отходит от трактовки человека исключительно как божественного создания; • признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом; • верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу. Тем же духом пронизаны иные произведения Данте (" Новая-жизнь" и т. д.). Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор " Книги песен", трактата " О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте. Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуждые схоластике идеи: • человеческая жизнь дается один раз и уникальна; • человек должен жить не для Бога, а для самого себя; • человеческая личность должна быть свободной - как физически, так и духовно; • человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал; • загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей; • человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить; • внешний облик и внутренний мир человека прекрасны. Лоренцо Валла (1507 - 1557), автор трактата " О наслаждении как об истинном благе": • ниспровергал церковные авторитеты; • критиковал схоластику за искусственность, надуманность и неистинность;
• в центр мироздания ставил человека; • верил в возможности человека и его разум; • отвергал аскетизм и самоотрешение; • призывал к активному действию, борьбе, смелости в изменении мира; • был сторонником равенства мужчины и женщины; • высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV в. Теоретики неоплатонизма: • противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона; • предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по отношению" к миру и вещам) идей; • не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм; • призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления. Наиболее известными представителями неоплатонизма эпохи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пико делла Мирандола. Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего времени философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и познания, согласно которой: • не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же); • " единое" (Бог) и " бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а поскольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают минимум и максимум; • исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противоположности совпадают, то совпадают форма и материя (следовательно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино) • едины идея и материя; • реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность; • Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной; • Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире); • бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.); • бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бесконечности познания; • невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увеличение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию {" ученому незнанию" - термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом идеалистического направления и богословом, очень близко подошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилело Галилея и др. Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские учения и создал эклектическое произведение " 900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы: • возвысить человека и отделить от окружающего мира, признать отдельной реальностью (" четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским); • признать за человеком полную свободу выбора; • объединить все философские учения и найти " золотую середину" путем их согласования. В период Позднего Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (особенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Представители натурфилософии: • обосновывали материалистический взгляд на мир; • стремились отделить философию от теологии; • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному откровению). Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Андреас Везалий (1514 - 1564) совершил революцию в философии и медицине. Везалий материалистически объяснил происхождение мира, в центре которого ставил человека. Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет господствовавшие в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Везалий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу " О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном. Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия: • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм); • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца; • все космические тела движутся по собственной траектории; • космос бесконечен; • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены " священного" смысла. Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философские идеи Коперника: • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не цент • Вселенная не имеет центра и бесконечна; • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд); • звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы; • число миров во Вселенной бесконечно; • все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что имеется на них, обладают свойством движения; • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое. Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Церковью, и он был сожжен на костре в 1600 г. Галилео Галилей (1564 - 1642) на практике подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно: • изобрел телескоп; • с помощью телескопа исследовал небесные тела; • доказал, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси; • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - " моря" ) на Луне; • открыл спутники вокруг других планет; • исследовал динамику падения тел; • доказал множественность миров во Вселенной. Галилеем был выдвинут метод научного исследования , который заключался в: • наблюдении; • выдвижении гипотезы; • расчетах воплощения гипотезы на практике; • экспериментальной (опытной) проверке на практике выдвинутой гипотезы.
7. Социально-политическая философия эпохи Возрождения Основными направлениями социально-политической философии эпохи Возрождения были: • философия Реформации; • политическая философия; • философия социалистов-утопистов. Философия Реформации имела своей целью реформу католицизма, Предпосылками возникновения данного направления были: • кризис феодализма; • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств; • незаинтересованность руководителей данных государств, политической элиты в чрезмерной, национальной, надгосударственной, общеевропейской власти Папы Римского и католической Церкви; • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций; • распространение в Европе идей гуманизма; • рост самосознания личности, индивидуализм; • рост влияния антикатолических религиозно-философских учений, ересей, мистики, гусизма. В Реформации выделяются два основных течения: • бюргерско-евангелическое; • народное. Лидерами бюргерско-евангелической Реформации являлись М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. Народная Реформация была представлена движением Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами и др. Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер (1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической (а в ряде стран и вооруженной) борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим: • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; • между Богом и верующими не должно быть такого посредника, как католическая Церковь; • необходимо упрощение обрядов; • церковь должна стать демократичной, а обряды - понятными людям; • необходимо уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского и католического духовенства; • должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти; • дело служения Богу - не только профессия, которую монополизировало духовенство, но и функция всей жизни верующих христиан; • необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; • необходимо запретить индульгенции. Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин (1509 - 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения; • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; • профессия - это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; • добросовестное отношение к своему делу - путь к спасению; • успех в работе - признак богоизбранности; • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: • возглавил реформационное движение в Женеве; • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы (сам Кальвин получил прозвище " Женевский Папа" ); • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе. Результатом теоретических изысканий Кальвина и его практической деятельности стала универсализация Реформации, превращение ее из узкогерманского в международное явление. Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер (1490 -1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. В целом соглашаясь с Лютером, Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем: • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; • цель изменения общества - достижение всеобщей справедливости, " Божьего царства" на земле; • главная причина всех зол - неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); • жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; • власть и собственность должны принадлежать простому народу - " ремесленникам и пахарям". В 1524 - 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб. Значение философии Реформации в том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. Результатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе - Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы - Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др. В отличие от философии Реформации, предметом которой были отношения между Богом, Церковью, человеком и государством, политическая философия исследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Николо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к личной выгоде; • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; • для обуздания низменной натуры человека, его эгоизма создается особая организация - государство; • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна - промотана); • ни в коем случае руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. Философия Макиавелли, основанная на реалистическом отношении к окружающей действительности, стала руководством к действию для многих политиков как средневековой, так и последующих эпох.
Однако часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства , где были бы уничтожены все социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Наибольший вклад в развитие теории утопического социализма внесли Томас Мор и Томмазо Кампанелла. Томас Мор (1478 - 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 - 1529 гг. - председателем палаты общин, 1529 г. - лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Свои идеи по поводу устройства общества и государства будущего Т. Мор изложил в произведении " Утопия". Утопия (греч. - место, которого нигде нет) - выдуманный остров, на котором находится идеальное государство. Согласно Т. Мору в Утопии: • не существует частной собственности; • все граждане участвуют в производительном труде; • труд осуществляется на основе всеобщей трудовой повинности; • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собствен-' ность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: • в связи с тем, что трудом заняты все, для обеспечения Утопии достаточно короткого рабочего дня - шесть часов; • от трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам; • самые грязные работы выполняют рабы - военнопленные и осужденные преступники; • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а " трудовая семья" (фактически - трудовой коллектив); • все должностные лица избираются - прямо или косвенно; • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности); • жители верят в Бога, существует полная веротерпимость: Другой проект идеального общества, был дан Томмазо Кампанеллой (1568 -1639) в произведении " Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители - солярии - построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: • отсутствует частная собственность; • все граждане участвуют в производительном труде; • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; • труд совмещается с одновременным обучением; • жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей, от подъема до отхода ко сну; • солярии все делают вместе; ходят с работы и на работу, трудятся, едят, отдыхают, поют песни; • большое внимание уделяется воспитанию - с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим Правилам поведения Города Солнца; • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) - Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы