Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Философия древнего Востока



 

План занятия (2 часа)

1. Древнекитайская философия о человеке. Конфуцианство и даосизм.

2. Мировоззрение древней Индии. Древнеиндийская философия о предназначении человека.

3. Взаимосвязь философии и медицины в странах Древнего Востока.

Содержание занятия.

1. Древнекитайская философия о человеке. Конфуцианство и даосизм

При анализе древнекитайской философии следует учитывать, что ее основы заложены в мировоззренческих представлениях VIII-V вв. до н.э.

Единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции – женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира – «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево – огонь, огонь – землю, земля – металл, а металл – воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево – землю, а земля засыпает воду). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек – часть природы, часть великой триады Небо – Человек – Земля, и находится в гармонии с окружающим миром.

Необходимо также отметить особенности древнекитайского мифологического мировоззрения: культ Неба, культ предков, культ духов, культ духов предков, что обусловило связь мировоззрения китайца с соблюдением религиозного ритуала.

Возникновение древнекитайской философии относится к V-III вв. до н.э. Период Чжаньго – “золотой век китайской философии”. Основные школы: кон­фуцианство, моизм, легизм, даосская школа, школа инь-ян, школа имен. Этико-политические школы (упор на практическую философию и вопросы управления обществом). Метафизические школы (анализ объективной картины мира).

Конфуцианство как ведущая этико-политическая доктрина. Этическое учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). Понятие “Дао” (нравственный закон). Проблема управления – одна из ключевых проблем конфуцианства, представляющая собой способ улучшения и процветания общества. Теория государства, в основе которой лежат идеи почтительности к родителям и уважения к старшим братьям, с одной стороны, и неукоснительное соблюдение ритуала – с другой.

Наряду с социоцентрическими доктринами существовали и космоцентрические, к которым относится даосизм (учение об интуитивном постижении сущего). Основатель Лао-Цзы (род. ок. 607 г. до н.э.). Основы учения изложены им в работе “Даодэзцин”. Понятие “Дао” как всеобщий закон мироздания. Дао – всеобъемлющее мировоззренческое понятие, означающее первоначало и завершение всего существующего. Условие достижения Дао – самоуглубление и духовное очищение.

В ходе анализа конфуцианской и даосской школ целесообразно сопоставить этический идеал даосов (“совершенномудрый”) и конфуцианский идеал (“благородного мужа”). Следует указать на несовместимость основных ценностей конфуцианцев и даосов.

3. Мировоззрение древней Индии.

Необходимо выделить основные категории древнеиндийской философской антропологии, к которым относят понятия “сансара”, “карма”, “мокша”. “сансара” – странствование души, как постоянное переселение ее из одного умершего тела в другое. “Карма” – закон “сансары”, соблюдение которого тесно связано с кастовыми представлениями о структуре древнеиндийского общества. “Мокша” – прекращение “сансары”, т.е. возрождений души, “избавление”, истинное благо, прекращение страданий.

На этапе перехода от мифологии к философии общим основанием мира считался безличный мировой дух Брахман, который совершенен в отличие от несовершенной, хотя и бессмертной души человека (Атман). Слияние души с мировым духом (Атман и Брахман) происходит только на этапе избавления – “мокша”. В этой связи необходимо подчеркнуть, что тождество Атмана и Брахмана не позволяет в древнеиндийской философии представить человека как личность. Человек полностью подчинен обществу, поэтому личность в философии Древней Индии выступает как нечто второстепенное по отношению к общему основанию мира.

Анализ древнеиндийской философии предполагает характеристику основных школ: буддизм, джайнизм, чарвака, санкхья, ньяя, вайшешика, йога, миманса, веданта. Представляется целесообразным наиболее подробно рассмотреть одну из названных, буддизм.

Буддизм – это многоуровневое образование, включающее в себя религиозную доктрину, совокупность философских школ, систему религиозной психотехники. К философским и религиозно-доктринальным особенностям буддизма могут быть отнесены: концепция “четырех благородных истин”, при осознании которых буддизм обретает истинность для каждого конкретного человека; учение о психике и психическом, основу которого составляет понятие “драхма”(“носитель своего признака” или “носитель душевных свойств”). Исходя из этого учения, личность в буддийской философии представлена как комбинация отдельных драхм.

4. Взаимосвязь философии и медицины в странах Древнего Востока

Анализ древневосточной философии позволяет утверждать, что формирование философских систем древности оказало большое влияние на развитие искусства врачевания. При рассмотрении взаимосвязи философии и медицины в Древнем Китае следует обратить внимание на то, что характерной чертой его культурного и духовного развития была приверженность традиции. Это обстоятельство оказало существенное воздействие на формирование основ врачевания. В Индии и Китае в конце I тысячелетия до н.э. – начале I тысячелетия н.э. сложились сохранившиеся до сих пор системы традиционной медицины, опирающиеся на религиозно-философские учения – индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм.

В основе традиционной индийской (аюрведической) медицины лежит представление о гармонии 5 первоначал (вода, воздух, огонь, земля и эфир), из которых складываются 7 основных элементов человеческого организма, как и весь окружающий мир. Здоровье – гармония этих начал, равновесие человека и Вселенной, болезнь – нарушение гармонии. Деятельность воздуха, огня и воды проявляется в организме через три главных регулирующих субстанции – прану, желчь и слизь. Большую роль играли также представления о круговороте в организме энергии, необходимой для правильной работы органов, и 7 чакрах, управляющих энергетическими потоками на разных уровнях тела.

Происхождение болезней объяснялось как рациональными причинами (климат, пища, вода и т.п.), так и воздействием зловредных демонов (ракшасов, пишачей), наказанием богов. Кроме того, болезнь могла быть следствием дурной кармы, накопленной в результате неправильного поведения человека в прошлых жизнях; лечение при этом заключалось в попытках коррекции кармы (“кармическая медицина”).

Целью жизни считалось избавление от сансары и достижение нирваны, слияния с Брахманом. Необходимое для этого самосовершенствование (йога) складывалось из двух этапов: высшего (совершенствование духа) и низшего (избавление от болезней и полное овладение своим телом). Последнее достигалось за счет системы особых упражнений – асан.

Йога (единение), систематизатором которой считается мудрец Патанджали, – это философско-этическая концепция, требующая исполнения предписаний Вед, наставлений брахманов, а также активности и ответственности людей за свои поступки. Главная задача йоги – освобождение ума от всего ложного, достижение его ясности путем физических и психи­ческих упражнений. Только с прекращением смен душевных состояний достигается спокойствие, чистота ума, человек погружается в недеятельное состояние. Это достигается следующими средствами (так называемый восьмиступенчатый путь освобождения): 1) воздер­жание – преодоление порочных стремлений; 2) культура, то есть раз­витие положительных привычек: соблюдение моральных и гигиени­ческих правил, выработка хороших чувств (дружелюбие, бодрость) привычка довольствоваться малым, строгое соблюдение религиозных обетов и т.д.; 3) дисциплина тела (асана); 4) контроль ума над чувст­вами; 5) внимание; 6) контроль за дыханием; 7) созерцание объекта; 8) сосредоточение. Весьма интересными в йоге являются разработка психологических проблем, психотерапии, аутотренинга, попытки понять связь между психическим и соматическим.

Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов легли в основу традиционной китайской медицины. Здоровье понималось как результат равновесия начал инь и ян и пяти стихий у син, а болезнь – как нарушение их правильного взаимодействия. При этом все органы человеческого тела, основные патологические синдромы, методы лечения классифицируются по системам инь–ян и у син. Различные нарушения здоровья объединялись в несколько синдромов, которые подразделялись на две группы: синдром избытка – ян и синдром недостатка – инь. Многообразие заболеваний объяснялось широтой взаимодействия организма с окружающим миром и природой, особенностями самого организма (в трактате «Нэй цзин» описаны пять темпераментов), длительным пребыванием в одном из эмоциональных состояний (гнев, радость, печаль, размышление, огорчение, боязнь и страх) и другими естественными причинами.

Характерной особенностью традиционной китайской медицины является чжэнь-цзю терапия (иглоукалывание и прижигание). На основе длительных наблюдений философы и врачеватели древнего Китая пришли к выводу о существовании «жизненных точек», раздражение которых способствует регуляции жизненных процессов. Они полагали, что через отверстия, проделанные в «жизненных точках», восстанавливается нарушенное равновесие инь-ян: начало ян выходит из тела больного в случае его избытка или входит в тело в случае его недостатка, в результате чего болезнь исчезает. Эти точки расположены вдоль энергетических каналов (меридианов), несущих энергию к различным органам.

Основные теоретические и практические положения древней китайской медицины выдержали испытание временем и в основных своих чертах сохраняются в течение трех тысячелетий. Очень разнообразны и эффективны методы диагностики и лечения. Подробное их изложение дается в курсе истории медицины.

Темы докладов и рефератов

1. различные типы осмысления Бога, мира и человека в Древнем Китае и Древней Индии.

2. Конфуцианство как этико-политическая доктрина.

3. Дао и даосизм.

4. Философские и религиозно-доктринальные особенности буддизма.

5. Философия и системы врачевания в Древнем Китае.

6. Философия и системы врачевания в Древней Индии.

7. Йога как уникальная всеобъемлющая система физического и душевного совершенствования человека.

8. Проблема морали в восточных религиях и учениях.

Литература

1. Антология мировой философии.–Т.1.–м., 1969.

2. Будда. Конфуций. Савонарола.–СПб., 1993.

3. Вогралик В.Г., Вязьменский Э.С. Очерки китайской медицины.–М., 1961.

4. Гердер и.г. Идеи к философии истории человечества.–М., 1977.

5. Гегель г. Философия истории.–Ч.1.Восточный мир.–СПб., 1993.–С.159–254.

6. Дао и даосизм в Китае.–М., 1982.

7. Материалы по изучению источников традиционной системы индотибетской медицины.–Новосибирск, 1982.

8. Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни.–Т.3. Духовная жизнь Китая и Индии в середине I тыс. до н.э.–М., 1992.

9. Основы философии в вопросах и ответах: Учебное пособие.–М., 1997.

10. Проблема человека в традиционных китайских учениях.–М., 1983.

11. Радхакришна С. Индийская философия.–М., 1956.

12. Россман В. Идеал внутренней свободы у Конфуция.–М., 1992.

13. Сорокина Т.С. История медицины.-М., 2004.

14. Хрестоматия по истории философии.–Т.1.–М., 1997.–С.5–43.

15. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.–М., 1991.–С.20–58.

 

Тема 3. Античная философия


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь