Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ранний период древнегреческой философии



План занятия.(4 часа)

1. греко-античные учения о сущем (о бытии).

а) Милетская школа. Гераклит из Эфеса.

б) Пифагор и его школа.

в) Ксенофан и элеаты: открытие бытия.

г) Эмпедокл, Левкипп и Демокрит. Атомисты.

2. Открытие человека: софисты, Сократ.

3. Влияние древнегреческой философии на развитие медицины. Гиппократ и " Гиппократов сборник".

Содержание занятия

1. Греко-античные учения о сущем (о бытии).

Приступая к изучению древнегреческой философии, целесообразно начать с характеристики ее раннего, так называемого досократического периода, специфической особенностью которого является стремление первых философов понять сущность природы, космоса, мира в целом.

Роль и значение Милетской школы, представители которой считали, что философия – это отрасль знания о причинах и началах всего сущего. Основатель Милетской школы – Фалес (624-547 до н.э.). он первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии, который искал в многообразии вещей некое единое первоначало, рассматривая его как телесное, чувственно данное вещество. Согласно его учению, первоосновой всего сущего является вода.

Углубление проблематики первоначала всего сущего имеет место в философских взглядах другого представителя Милетской школы, ученика Фалеса, Анаксимандра (610-546 гг. до н.э.), который ввел понятие первоначала всего сущего – “архэ” (“принцип”) и считал таким первоначалом апейрон (как вечное и беспредельное начало). Ученик Анаксимандра, Анаксимен (588–525 до н.э.), считал, что все сущее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен, он объемлет все: он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров Вселенной.

Следует отметить, что первые греческие мыслители, натурфилософы, пытались выяснить, что действительно есть, то есть пребывает неизменно во всех изменчивых формах. Большой вклад в развитие учения о сущем был осуществлен Гераклитом из Эфеса (544-483 до н.э.), который считал, что первовещество природы – это огонь, наиболее способный к изменению и подвижный. Он считал, что из огня произошел мир в целом, отдельные вещи и даже души. Гераклит утверждал, что все возникает из огня согласно необходимости, которую он называет “логосом” (как закон мироздания). К основным положениям философии Гераклита могут быть отнесены следующие: идея борьбы и тождества противоположностей; идея изменчивости вещей, их текучести; мысль о невозможности проникновения в тайны природы без познания тайны человека; представление о душе как первооснове человеческой жизни и познания.

Философские взгляды Пифагора и его школы, получившей в IV в. до н.э. чрезвычайное развитие, внесли ценный вклад в развитие древнегреческой философии. Пифагор (580-500 до н.э.) и его ученики, абсолютизировав абстракцию качества и оторвав его от материальных вещей, создали идеалистическую философию, согласно которой количественные отношения являются сущностью вещей. Пифагором была создана религиозно-этическая теория, основой которой стали идеи метемпсихоза и очищения души.

Анализируя греко-античные учения о сущем, целесообразно указать на то обстоятельство, что уже ранние философы пытались найти рациональное объяснение происхождения и сущности мира. Отказываясь от метафоричности мышления, они переходят от знаний, обретенных чувственным образом, к знанию интеллектуальному, оперирующему понятиями. впервые такой переход, наряду с пифагорейцами, был осуществлен элеатами.

Элеаты – это древнегреческая философская школа (VI-V вв. до н.э.), возникшая в г. Элее (Южная Италия). Основные представители: Ксенофан (ок. 570 до н.э.), Парменид (VI-V вв. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.). Элеаты создали учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Бытие у элеатов – это то, что всегда есть, оно едино и неделимо. Важнейшее определение бытия – это постижимость его разумом. Элеаты выделяют основные свойства бытия, такие как: бытие есть, а небытия нет; бытие едино, неделимо; бытие познаваемо, а небытие познать невозможно. следует отметить, что главное открытие, которое легло в основу учения о бытии, заключается в том, что бытие это то, что познается только разумом, а не с помощью чувств. Мышление и бытие – это одно и то же.

При изучении древнегреческой философии важно отметить значимость ато­мистической трактовки бытия, которая связана с такими именами, как Эмпедокл, Левкипп и Демокрит. Демокрита (460-370 гг. до н.э.) считают основателем атомистики. Суть его атомистической концепции заключается в признании двух начал: атомы и пустота. Атом – источник всего (неделимые частицы материи, они неизменны, вечны, находятся в постоянном движении). Это умопостигаемая форма. С точки зрения Демокрита совокупность особых атомов составляют душу человека.

2. Открытие человека: софисты, Сократ

Натурфилософская проблематика раннего периода древнегреческой философии дополняется ее анторопологической направленностью. Смещение про­блематики с физиса и космоса на проблемы человека и его жизни как члена общества связано с деятельностью софистов (учителей мудрости) – Протагора (481-411 гг. до н.э.), Горгия (483-376 гг. до н.э.) и др. Софисты являлись популяризаторами знаний о человеке и его психологии. Необходимо отметить, что софисты были “практическими философами”, которые умели научить искусству красиво и убежденно говорить, правильно аргументировать свои мысли, опровергать чужие суждения. Исходный принцип софистов – “человек есть мера всех вещей – в том, что они существуют, и в том, что они не существуют” (Протагор). Следует обратить внимание на главную особенность взглядов софистов, представлявших собой философию релятивизма, суть которой сводилась к тому, что критерием знания являлись чувственные индивидуальные склонности отдельной личности, в силу чего истина всегда относительна и до конца познать ее не возможно.

Переворот в переоценке философских взглядов софистов осуществил сократ (470-399 гг. до н.э.), выработав новую шкалу ценностей. Он совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на человека, его души и нравственного мира. Впервые в истории философии Сократ рассматривает человека как моральное существо, сущность которого заключается в его душе, совести, интеллектуальных и моральных качествах. Основные положения сократовской этики нашли широкое отображение в этическом рационализме (знание есть основа добродетели). Сократом открыто понятие свободы как власти разумного начала, показана роль познания как главной цели и способности человека. Структура сократического диалога (как процесса постановки вопросов и правильного нахождения ответов) позволяла познать истинность знания (“в споре рождается истина”). Им поставлена проблема самопознания (“познай самого себя”).

3. Влияние древнегреческой философии на развитие медицины.

Гиппократ и “Гиппократов сборник”

В Древней Греции врачевание долгое время развивалось в русле единого философского знания – натурфилософии. Все великие врачеватели были философами («Врач-философ равен богу» – Гиппократ) и, наоборот, многие великие философы были весьма сведущи в медицине (Пифагор, Демокрит, Аристотель, Эмпедокл и др.).

Гиппократ поставил фи­лософию на службу медицине, синтезировал философские и медико-гигиенические представления, привнес в медицину учения о формиро­вании человека внешней средой, о материальном происхождении пси­хического склада людей, здоровья и болезней, о единстве природы человека. Гиппократ является родоначальником европейской клинической медицины. Велика заслуга Гиппократа в изучении нравственных основ врачевания.

В VI в. до н.э. в Кротонской врачебной школе сформировалось представление о здоровье как результате равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п., господство же (монархия) одной из них считалось причиной болезни. При этом лечение должно было осуществляться в соответствии с принципом «противоположное излечивается противоположным».

Большую роль в дальнейшем развитии медицины сыграла созданная греческими врачами разных школ (Книдская, Косская, Сицилийская) гуморальная теория патологии, преобладавшая в медицине вплоть до XVI в. и остававшаяся актуальной до середины XIX в. В ее основе лежало учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялость как результат их благоприятного смешения и, наоборот, неблагоприятное смешение соков расценивалось как причина большинства болезней. Эти соки соотносились с четырьмя элементами мироздания (огонь, вода, воздух и земля), которые вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Кроме того, четыре телесных сока обладали четырьмя качествами (горячее, холодное, влажное и сухое): кровь – влажная и горячая, желтая желчь – сухая и горячая, черная желчь – сухая и холодная, слизь – холодная и влажная. Преобладание одной из жидкостей определяет темперамент человека (сангвиник, хролерик, меланхолик или флегматик), а также его склонность к определенным заболеваниям. Это позволяло греческим врачам индивидуально подходить к лечению.

Основные труды Гиппократа, других врачей Косской, равно как и прочих врачебных школ классического периода Древней Греции содержатся в “ Сборнике Гиппократа”. Особо следует отметить такие трактаты, как “О древней медицине” (проблема самостоятельности, автономии медицинского искусства); “О священной болезни” (полемика с представителями религиозно-магической медицины); “О воздухах, водах и местностях” (проблема соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой, влияние политических институтов на здоровье людей); “О природе человека” (теория 4 жидкостей); «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления» (свод этических правил врача). Таким образом, теоретическая медицина Гиппократа и других выдающихся врачей его времени (VI-IV вв. до н.э.) была тесно связана с философскими течениями данной эпохи.

Темы докладов и рефератов

1. универсум – основной объект исследования досократической философии.

2. Сократ и сократические школы о самосознании человека, ценности его разума и значения культурной деятельности.

3. Атомистическое учение Демокрита и проблема человека.

4. Медицинская теория и практика пифагорейцев.

5. «Гиппократов сборник» о природе человека.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь