Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 11. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ



ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА

План занятия (2 часа).

1. Этика " благоговения перед жизнью" А.Швейцера.

2. Христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена.

Содержание темы

1. Этика " благоговения перед жизнью" А.Швейцера

На формирование гуманистических направлений философии XX века оказал влияние кризисный характер европейской культуры. Философы, осознавая тревожность, даже трагичность сложившегося положения, пытались наполнить его гуманистическим содержанием. К таким философам можно отнести Альберта Швейцера (1875-1965) и Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955).

А.Швейцер – уникальное явление в культуре ХХ века. Теолог, философ, музыковед, врач, он состоялся как личность прежде всего благодаря своей врачебной деятельности, которая позволила ему воплотить в жизнь его моральные установки. А.Швейцер посвятил свою жизнь борьбе за гуманистические идеалы. В самом начале своего пути он принял решение, которое определило его дальнейшую судьбу: отстаивать идеалы добра и красоты путем непосредственного личного служения людям. Философские воззрения А.Швейцера не представляют собой цельной системы, потому что значение его деятельности нельзя рассматривать в контексте какой-либо теории. В основу своих философских взглядов, которые были названы им " новый рационализм", он положил не знание о мире, а сам факт жизни. А.Швейцер считал, что преклонение перед жизнью должно стать принципом всей философии. Исходный принцип своей концепции – принцип " благоговения перед жизнью" – А.Швейцер выразил формулой: " Я – жизнь, желающая жить среди жизни, которая хочет жить".

 

2. Христианский эволюционизм П.Тейяра де Шардена

П.Тейяр де Шарден является одним из выдающихся представителей гуманистического направления современной философии, названного " тейярдизм". Он создал концепцию " христианского эволюционизма", суть которой заключается в том, что Бог-Христос эволюции – это духовная энергия, являющаяся движущей и направляющей. силой эволюции.

Развитие Вселенной (" космогенез" – " христогенез" ) Тейяр де Шарден изображал как ряд этапов эволюции Духа, осуществляющейся посредством усложнения материи. К основным этапам космогенеза им были отнесены: преджизнь (" литосфера" как эволюция химических элементов, формирование физико-химической среды, активного водно-солевого раствора, который благоприятно влияет на возникновение первых форм жизни); жизнь (" биосфера" как формирование оболочки Земли, развитие всех форм жизни – от простейших до человека); мысль (" ноосфера" как становление человека разумного и формирование вместе с ним нового покрова, т.е. " ноосфера" – это сфера духа, через которую возможен выход в сверхжизнь, к точке " омега", или сверхличность. Омега – это Бог, духовный перводвигатель.

Темы докладов и рефератов.

1. Творческий путь А.Швейцера.

2. Концепция личности в гуманистической философии А.Швейцера.

3. Гуманизм " нового реализма" А.Швейцера.

4. Этика " благоговения перед жизнью" как составная часть биоэтики.

5. " Феномен человека" П.Тейяра де Шардена.

5. Теория " космо-христогенеза" П.Тейяра де Шардена.

7. Тейяр де Шарден о духовном совершенствовании человечества.

8. Гуманизм и оптимизм в философии Тейяра де Шардена.

Литература.

1. Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером.-М., 1967.

2. Грекова Т.В. Странная вера доктора Швейцера.-М., 1985.

3. Мень А.О. О Тейяре де Шардене //История религии.-Т.I.-М., 1991.

4. Петрицкий В.А. Концепция единства человека в культурологии А. Швейцера.-Вильнюс, 1984.

5. Тейяр де Шарден. Феномен человека.-М., 1987.

6. Швейцер А. Благоговение перед жизнью.-М., 1992.

7. Швейцер А. Культура и этика.-М., 1970.

 

Тема 12. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

План занятия(4 часа).

1. Специфика русской философии, ее характерные черты и особенности

2. Славянофильство и западничество.

3. Религиозная философия конца ХIХ в. В.С.Соловьев и его школа.

4. Философия русского зарубежья: Н.А.Бердяев.

5. Философские искания русских врачей.

Содержание темы.

1.Специфика русской философии, ее характерные черты и особенности

Учитывая различные трактовки истории, специфики и значения русской философии в историко-философской литературе, следует иметь в виду, что особенности русской философии чаще всего определяются особенностями русской культуры и истории. Из них можно указать на две основные. Первая особенность России состоит в том, что на ее огромной территории сталкиваются два потока мировой истории (Восток и Запад), что своеобразным дуализмом отразилось в быту, психологии и в культуре русского человека. Вторая особенность – в аномальном ходе истории России на всем ее протяжении, вплоть до настоящего времени (осуществление современных реформ в катастрофическом русле).

Особенности русской истории обусловили своеобразие русской философии, ее характерные черты:

· склонность к онтологизму (интерес к проблемам бытия) при ограниченном интересе к вопросам теории познания;

· антропоцентризм;

· историософичность (обращение к вопросам о “смысле” истории);

· эсхатологичность (размышления о конце истории, апокалиптическая тема);

· мессианство (рассуждения об особой роли России в мировом культурном процессе, ее всемирно-исторической миссии);

· соборность;

· преобладание религиозно-нравственно-практической установки;

· неразрывность теории и практики (установка на воплощение в жизни исповедуемых идей).

В качестве особенностей русской философской мысли можно назвать ее органическую связь с художественной литературой (философичность творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, русской поэзии), а также наличие в философии значительной доли устного творчества (беседы, философские споры, выступления, проповеди, деятельность литературно-философских салонов и кружков).

2. Славянофильство и западничество.

Необходимо отметить, что термин “славянофильство” условен и выражает лишь их общественно-политические позиции. Сами представители данного направления чаще всего пользовались терминами “русское воззрение”, “славяно-христианское” или “православно-русское воззрение”. Следует обратить особое внимание на то, что немецкий классический идеализм был не только отправной точкой для создания философии славянофилов, но и главным объектом их критики. Осознавая свою генетическую связь с немецкой философией, славянофилы вместе с тем четко осознавали противоположность двух национальных типов философствования.

Сущность славянофильства определялась идеей “несхожести” культур и исторического развития России и Запада, самобытности русского духовно-исто­рического процесса. Основные идеи славянофилов: признание мессианской сущности России, ее особого культурно-исторического предназначения; ориентация на учение православной церкви и идеалы народа. Большое внимание уделялось вопросам гносеологическим и религиозным. В теории познания славяно­филы критиковали односторонность умозрительного и эмпирического методов, утверждая иррационалистические способы познания (откровение, интуиция). Для познания мира необходима не только наука, но также религия и поэзия.

Своеобразие философии славянофилов можно показать на примере антитезы с западниками (Т.Н.Грановский, В.П.Боткин, К.Д.Кавелин А.И.Герцен, В.Г.Белинский, и др.). В 30-40-е гг. вступив в полемику со славянофилами об историческом своеобразии России и Западной Европы, западники отстаивали развитие России по европейскому образцу, приобщение русского народа к общему прогрессу человечества путем науки и разума. Во многих пунктах учения обоих направлений совершенно сходятся, поэтому существует объективная трудность разграничения славянофильства и западничества. Между ними есть одно серьезное различие – отношение к религии, понимание веры. Религиозный интерес, вера как источник знания связывает всех славянофилов в единое направление. Западники же или отождествляют религию с суеверием, или просто не придают ей большого значения, единственным источником знания признавая разум и науку.

3. Религиозная философия конца ХIХ в. В.С.Соловьев и его школа.

Крупнейшим представителем религиозно-философского направления мысли XIX в. был В.С.Соловьев, создавший первую философскую систему – “систему универсального всеединства”. Система целого охватывает весь космо-эволюци­онный процесс, в котором Соловьев выделяет 3 стадии: 1) образование космических тел и Солнечной системы; 2) образование органической жизни; 3) появление человека. Элементами динамики этого процесса являются развитие природы, человека и человечества. Мировой процесс – это процесс собирания вселенной, восхождения к положительному всеединству, в котором ничто не выступает в своей самодовлеющей отдельности и ничто не является лишним и абсолютно ложным. Процесс собирания вселенной есть одновременно процесс единения мира с Богом. Это единение может осуществить только человек, который сам в процессе своего развития переходит в новое высшее состояние – Богочеловечество. Учение о Богочеловечестве – ядро философии истории В.С.Со­ловьева и главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью. Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека в гуманизме и утверждение его высшего, божественного достоинства. Эта идея радикально противоположна юридическому пониманию отношений Бога и человека и судебной теории искупления, характерной для католического и протестантского богословия.

Учение Соловьева о человеке – христианская антропология. Человек – вершина Божественного творения, нормальные взаимоотношения которого с Богом были нарушены грехопадением. Искупление от зла, совершенное Богочеловеком Христом, означает восстановление этих нормальных отношений, одухотворение всей материи, когда мир вновь может стать олицетворением истины, добра и красоты. После Христа все христианское человечество становится деятельным участником этого процесса. Философия Соловьева христиански антропоцентрична. Человек – центр “системы положительного всеединства”, с него начинается качественно новый этап космогенеза – внутреннее единство в форме сознания и свободной деятельности. Особое значение Вл.Соловьев придавал свободе личности, без которой человек не может осуществить свою главную цель – “соединить небо и землю”, Бога с мертвой материальностью. Человек понимается как существо свободное и творческое, то есть духовно активное. Для определения личности решающим является признание ее духовной реальностью. Дух человека генетически связан с мировой душой (София) и через нее с Абсолютным первоначалом, с Богом. Поэтому именно на человека возлагается ответственность за судьбы всего мира. Учение о Софии утверждает начало божественной премудрости в тварном мире, в космосе и человечестве, оно не допускает абсолютного разрыва между творцом и творением. Кроме того, “София” – это также “душа мира”, идеальное человечество и идеальный человек. Христианская мистика Вл.Соловьева нетрадиционна. Его личная интуиция Софии вызвала наибольшие нападки в православных кругах как внесение женского начала в Божество.

Идеи В.С.Соловьева в ХХ в. плодотворно развивали философы С.Н. и Е.Н.Трубецкие, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн, Н.О.Лосский, С.Л. Франк, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и другие.

4. Философия русского зарубежья: Н.А.Бердяев.

Самым известным в мире представителем русской философии за рубежом был Н.А.Бердяев (1874-1948). При ответе на вропрос о философии Бердяева следует обратить особое внимание на главные характеристики его философии: христианский экзистенциализм и персонализм. Необходимо раскрыть их содержание и отношение к западноевропейской философской традиции. Одна из самых своеобразных идей его философии, которая отличает его учение от исторического христианства, – учение о свободе. Свобода – это абсолютная независимость, следовательно, она не может иметь истоков в нашем мире, она вне и до любого бытия, даже бытия Бога. Бог, по Бердяеву, не создает свободу, иначе он был бы ответственен и за происхождение зла в мире. Свобода – чистая потенция, творческая мощь, способность создавать. В этой свободе рожден сам Бог и из нее Он, в свою очередь, создает человека, от рождения, следовательно, одаренного абсолютной творческой мощью. Из учения о свободе рождается бердяевская “антроподицея” – учение об оправдании человека в творчестве и через творчество, которое является долгом человека и его целью.

5. Философские искания русских врачей.

Среди врачей-философов России XIX – начала XX вв. наиболее при­мечательны Н.И.Пирогов (1810–1881), И.М.Сеченов (1829-1905), И.И.Мечников (1845-1916), В.М.Бехтерев (1857-1927) и И.П.Павлов (1849–1936).

Н.И.Пирогов – выдающийся хирург, педагог, общественный деятель. Он не считал себя философом и не пре­тендовал быть им, но у него имелось цельное и продуманное фило­софское мировоззрение. Эволюцию миропонимания Пирогова харак­теризует последовательная смена религиозного мировоззрения на материализм и эмпиризм в науке, расширенный до «рационального эмпиризма». В конце жизни он отошел от последовательного мате­риализма и пришел к убеждению о невозможности свести понятие жизни к чисто материалистическому объяснению. Учение о мировой жизни по-новому осветило для Пирогова все темы познания и он приходит к учению о реальности вселенского разума, высшего начала, сообщающего миру жизнь и разумность. По мнению Пирогова, наше «Я» есть лишь индивидуализация мирового сознания. Наряду с познанием, выдающийся хирург отводит большое место вере, которая не стесняется знанием.

И.М.Сеченов – основоположник русской физиологии и объективной детерминистической психологии. Принцип материалистического монизма и детерминизма является методологической основой учения Сеченова, набросок которого изложен впервые в «Рефлексах головного мозга» (1863). Он исходил из рефлекторной концепции природы психики и разработал психофизиологическую концепцию, с помощью которой он материалистически объяснял процесс познания и воспитания, структуру логического мышления и механизмы образования понятий, память, волевые акты и речь человека. В упомянутой книге Сеченов утверждал, что все действия людей и животных “по способу происхождения суть рефлексы”, что отрицает личность человека как особую психическую реальность. Сеченов радикально преобразовал существовавшее прежде понятие о рефлексе. Механистическому взгляду на поведение, идущему от Р. Декарта, и интроспеционистскому – на сознание, Сеченов явопоставляет трактовку рефлекса как акта, состоящего из чувствования и движения. Он определяет его по объективной функции жизнедеятельности, выделяя два конституирующих признака чувствования: быть орудием различения условий действия и регулятором последнего. Стремясь вскрыть психофизиологический механизм логического мышления, Сеченов утверждал, что исходные логические операции заложены в чувственной деятельности организма, требующей приспособления к связям и отношениям вещей.

Рефлекторная теория нашла в России благодатную почву благодаря трудам физиолога И.П.Павлова и его школы, а также психиатру В.М.Бехтереву, который в труде “Коллективная рефлексология” пытался истолковать всю общественную жизнь как систему рефлексов.

И.И.Мечников – биолог, антрополог, философ, – выдвинул ряд ценнейших идей, легших в основу современной геронтологии и танатологии. Усилиями Мечникова проблема изучения старения и смерти была выведена из рамок традиционного медико-гигиенического смотрения на широкий путь эволюционно-биологических и философско-гуманистических антропологических исследований. Исследование проблемы несовершенства организма человека и поиск оптимальных путей разрешения данного противоречия привели pa к формулировке закона «ортобиоза», сущность которого заключается в саморегуляции жизни, предполагающей правильный образ жизни, основанный на изучении человеческой природы и установлении средств к исправлению дисгармоний. Саморегуляция должна быть направлена на достижение долгой, деятельной и бодрой старости, водящей в конечном периоде к развитию чувства насыщения жизнью и желанию смерти, когда человек устает от жизни и начинает смотреть на смерть как на полный и необходимый отдых.

В.М.Бехтерев оставил значительный след в изучении проблем невропатологии, психиатрии, психологии, морфологии и физиологии нервной системы. Его исследования имеют и философское значение. Своими экспериментами ученый доказал материальную основу психологических реакций. В процессе научной деятельности Бехтерев разрабатывал рефлексологическое мировоззрение («эволюционный», «энергетический» монизм).

И.П.Павлов – выдающийся ученый-физиолог, изучал закономерности высшей нервной деятельности, пищеварения, кровообращения. Развил уче­ние о рефлекторном характере психической деятельности. Разра­ботал принцип детерминизма в объяснении поведения организма. Обосновал концепцию второй сигнальной системы как физиологи­ческого базиса абстрактного мышления. Результаты исследований Павлова, его учеников и последователей нашли применение при раз­работке кибернетических систем, моделирующих некоторые аспек­ты работы мозга.

Темы докладов и рефератов

1. Экзиистенциальная философия Н.А.Бердяева и ее место в европейском экзистенциализме.

2. И.А.Ильин о значении традиционных ценностей, религии, государстве, семье, свободе духа и о социальных экспериментах ХХ в.

3. Оценка исторической судьбы России П.Я.Чаадаевым.

4. Славянофилы и западники о проблемах бытия, познания, исторических судьбах России.

5. Проблема соборности в русской мысли ХIХ-ХХ вв.

6. Религиозно-философские искания русских писателей. Ф.Достоевский и Л.Толстой о Боге, добре, красоте, о человеческой душе и смысле жизни.

7. Философия русского космизма (религиозный и естественно-научный варианты).

8. Философские позиции русских врачей. Материалистический монизм И.М.Се­ченова, эмпиризм И.И.Мечникова, эмпирический рационализм Н.И.Пирогова.

9. Н.И.Пирогов как мыслитель, его антропология, теория мышления и представления о Божественном начале.

10.Антропология И.М.Сеченова, теория познания и представления о природе.

11.И.И.Мечников: учение о природе и человеке, о задачах общества.

12.Д.И.Менделеев: философские представления о мире и природе.

13.В.Н.Вернадский и его поиски научного мировоззрения.

14.К.Э.Циолковский как мыслитель: принципы философии, основания этики, проблема будущего человечества.

15.Философия “универсального всеединства” В.С.Соловьева.

16.В.С.Соловьев о русской идее и современность.

17.Проблема смысла жизни в философии Н.А.Бердяева.

18.Тема России в творчестве Н.А.Бердяева.

19.Проблема человека в философии Н.А.Бердяева.

20.Русская философия о природе и смысле войны (В.Соловьев, Н.Бердяев).

21.Е.Трубецкой о смысле жизни.

22.В.Розанов – предтеча фрейдизма и сексуальных теорий ХХ в.

23.Историческая судьба и будущее России в творчестве русских мыслителей конца ХIХ – начала ХХ вв.

 

Литература.

1. Аксаков К.С. О русском воззрении. Еще несколько слов о русском воззрении//Русская идея: Антология. – М., 1992.

2. Бакунин М.А. Государственность и анархия / Философия. Социология. Политика. – М., 1989.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.

4. Бердяев Н.А. Самопознание; Проблема человека. К построению христианской антропологии. – Л., 1991.

5. Герцен А.И.Письма об изучении природы / Соч. В 9 тт. – М., 1955. Т.3.

6. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

7. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы /Кн. 5, гл. 5: Великий инквизитор. Кн. 6 Русский инок// Собр.соч. В 15 тт. – Л., 1991. Т. 9.

8. Ильин И.А. Основы христианской культуры. – Новосибирск, 1990.

9. Киреевский И.А. Критика и эстетика. – М., 1979.

10.Леонтьев К.Н. Византизм и славянство / Избр. – М., 1993.

11.Менделеев Д.И.Заветные мысли. – М., 1995.

12.Мечников И.И. Этюды о природе человека. – М, 1961.

13.Мечников И.И. Пессимизм и оптимизм. – М., 1989.

14.Писарев Д.И. Исторические идеи Огюста Конта. Избр.статьи. – М., 1989.

15. Плеханов Г.В. Социализм и политическая борьба /Избр. филос. произв. в 5 тт. Т.1.

16.Русский космизм: Антология философской мысли. – М., 1993.

17.Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. Избр.филос. и психологические произведения. – М.-Л., 1947.

18.Соловьев В.С. Оправдание добра; Критика отвлеченных начал. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соч.В 2 тт. – М., 1990.Т. 2.

19.Соловьев В.С. Русская идея. – Спб., 1991.

20.Толстой Л.Н. Исповедь. В чем моя вера. – Л., 1991.

21.Федоров Н.Ф. Философия общего дела. Соч. – М., 1982.

22.Флоренский П.А. У водоразделов мысли. – М., 1990.

23.Хомяков А.С. О старом и новом. Статьи и очерки. – М., 1988.

24.Чаадаев П.Я. Философические письма; Апология сумасшедшего /Соч.-М., 1989.

Тема 13. КОНЦЕПЦИЯ БЫТИЯ –


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь