Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 17. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ КУЛЬТУРЫ



План занятия (8 часов).

1. Понятие культуры. Многообразие определений культуры.

2. Политико-правовая культура личности.

3. Сущность и структура морали. Врачебная мораль, ее особенности и взаимоотношение с биоэтикой.

4. Искусство как феномен человеческого бытия.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

1.Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и способностей человека как деятеля. Культура включает в себя сущностные силы человека; процесс их применения (деятельность); предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отно­шения между людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура – это сотво­рённый человеком мир, это " вторая природа", существующая наряду с обычной природой. Таковы наиболее общие, но не исчерпывающие определения культуры. Многообразие определений культуры обусловлено её многогранностью, а также раз­личием методологических подходов к её исследованию. Прежде всего, следует разграничить житейское и научное понятие культуры. Анализируя наиболее распространённые в науке оп­ределения культуры, следует отметить, что каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении этого сложного феномена.

2.Политико-правовая культура личности является предметом политической философии, которая, во-первых, описывает характерные существенные особенности различных типов правления (монархии, демократии, фашизма, и т.д.) и одновременно пытается ответить на вопрос, что в конечном итоге оправдывает существование любой из этих форм.

Одной из основных проблем политической философии является проблема власти. Во все времена не утрачивали актуальности вопросы о том, кому должна принадлежать поли­тическая власть, кто должен пользоваться авторитетом; как вообще складывается ситуация, при которой одни люди господствуют над другими.

Политико-правовое сознание является духовной стороной политической жизни общества, её образом и регулятором поведения людей в мире политических и правовых отношений. Специфика политико-правового сознания состоит в том, что оно очень тесно соотносится с логикой экономической жизни общества и реагирует на все существенные изменения в ней. Нужно иметь в виду, что политические теории не возникают спонтанно. Они разрабатываются и внедряются в сознание масс целенаправленно в форме идеологических доктрин, отражающих отражают.

3. Этикой называют теоретическую дисцип­лину, объектом изучения, которой являются этические теории, отвечающие на во­прос: что представляет собой правильный образ жизни людей. Этика – философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности и научающая человека, как ему надлежит вести себя; поэтому ее называют еще практической философией.

В современном значении мораль – это исторически сложившаяся система взглядов, правил, норм – запретов, идеалов, которыми люди руководствуются в своем поведении, во взаимоотношениях друг с другом. Мораль регулирует отношения людей в любой сфере жизнедеятельности общества.

Нравственность – это практическая мораль (совокупность нравов, обычаев в поведении, в отношениях между людьми), она характеризует реальное поведение людей с точки зрения соответствия нормам морали. Мораль проявляется в нравственности.

Разновидностью профессиональной этики является зародившаяся в глубокой древности медицинская этика, представляющая совокупность норм поведения и морали медицинских работников. Медицинская этика возникла вместе с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача. Моральные качества людей, связанных с правом распоряжаться человеческими жизнями, всегда были в сфере повышенного внимания общества, которое рассматривало и рассматривает нравственные качества медика как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности.

Во второй половине ХХ века в эпоху биотехнологической революции острота современного звучания этических проблем изучения человека привели к формированию биоэтики, вокруг которой сконцентрировались социально-этические проблемы изучения человека. В этой связи для философии актуально переосмысление категориального видения человека в мире с учетом реального места, которое начинает занимать проблема манипулирования жизнью и смертью в бытийных основаниях личности.

Наиболее существенной предпосылкой формирования биоэтики надо назвать идеологию экологического движения, которое возникло как естественное следствие научно-технического и социального прогресса, когда стала очевидной потребность защитить уникальную природу человека от агрессивного вторжения науки в его природу, с одной стороны, а с другой - более глубоким и определенным стало понимание того, что человек это часть живой природы и все происходящее в ней, так или иначе, сказывается на его здоровье и здоровье его потомства.

Термин «биоэтика» был первоначально предложен американским Гуманистом, биологом, онкологом Ван Ренсселером Поттером (Van Rensselaer Potter) в книге Биоэтика: мост в будущее (1971) именно для обозначения особого варианта экологической этики. Основная идея В.Р.Поттера сводилась к тому, что биоэтика призвана предотвратить угрожающую человечеству опасность прекращения существования жизни на земле в результате образовавшегося разрыва между двумя областями знания – естественнонаучной и гуманитарной. По его определению, биоэтика – это соединение биологических знаний и человеческих ценностей.

Однако случилось так, что термин «биоэтика» в научной и учебной литературе стал чаще использоваться в значении, которое придал ему примерно в то же время американский акушер и эмбриолог Андре Хеллегерс (Hellegers). Хеллегерс использовал термин «биоэтика» для обозначения междисциплинарных исследований моральных проблем биомедицины, прежде всего связанных с необходимостью защиты достоинства и прав пациентов.
Начало дискуссии по этическим проблемам в области биологии и медицины и формированию биоэтики было связано с принципиально новым характером изменений в медицинской теории и практике. Последние десятилетия XX века отмечены быстрым развитием фундаментальных медико-биологических наук и активным внедрением их достижений в клиническую медицину. Новые возможности медицины связаны не столько с лечением, сколько с управлением человеческой жизнью. Современная медицина получает реальную возможность “давать” жизнь (искусственное оплодотворение), определять и изменять ее качественные параметры (генная инженерия, транссексуальная хирургия), отодвигать “время” смерти (реанимация, геронтология).

Еще одна важнейшая предпосылка формирования биоэтики - правозащитное движение. В последние десятилетия происходит изменение реального статуса индивида в обществе, где го­сударство гарантированно обеспечивает его основные человеческие права, где отдельная личность становится средоточием, фокусом общественной жизни.Признается, что каждый имеет право быть личностью, а не пассивным средством для реализации чужих целей, но каждый обязывается уважать личность другого.

К числу таких прав относятся и права пациента – одно из самых значимых понятий как в области биомедицинской этики, так и в процессе профессиональной деятельности врача любой специальности. Это способствовало новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом, разработке новых моделей этих взаимоотношений в противовес традиционной патерналистской.

Серьезное влияние на медицинскую этику оказало изменение характера здравоохранения: превращение его в массовую сферу деятельности, насыщение новыми видами товаров и услуг, коммерциализация медицины, бурная дифференциация и интеграция медицинских специальностей, нарастание технической оснащенности врачебного процесса, несоответствие возможностей организации здравоохранения потребностям общества и др. Взаимоотношения между врачом и пациентом становятся все более безличностными, опосредованными приборами и препаратами.

Биоэтика – область междисциплинарных исследований этических, философских и антропологических проблем, возникающих в связи с прогрессом биомедицинской науки и внедрением новейших технологий в практику здравоохранения. Биоэтика – более широкое понятие, чем медицинская этика, но в то же время включает в себя основные ее положения.

Анализ различных подходов к предмету этики - это та теоретическая и методологическая основа, которая позволяет глубже понять и проанализировать специфику биомедицинской этики, связанную с различными философско-этическими концепциями. Наиболее широко в биомедицинской этике представлены утилитаристские и деонтологические философско-этические теории.

Представители утилитаризма попытались выработать положения, следуя которым можно определить правила действия. По сути своей, утилитаризм - это этическая теория, утверждающая, что правильный поступок (действие) - тот, который вызывает наибольшее возможное благо. То есть необходимо стремиться к тому, чтобы сделать как можно большее количество людей счастливыми. Такие мысли мы находим у Эпикура и его ученика Лукреция, но в наиболее развитой форме эта разновидность моральной философии предстает в трудах И.Бентама (1748-1832), Дж.С.Милля (1806-1873), которые сформулировали основные положения утилитаризма, этической теории, утверждающей, что правильный поступок тот, который вызывает наибольшее возможное благо. Центром этой теории являются принцип " полезности" и принцип " наибольшего счастья". Утилитаризм называют телеологической теорией, так как в оценке тех или иных действий в первую очередь обращается внимание на последствие этих действий. Такой подход позволяет проводить различие между личностью индивида и его поступками, а следовательно, не исключает возможности, что человек с самыми добрыми и искренними намерениями может совершать неправильные действия. В последнее время, развивая теорию утилитаризма и принимая в качестве стандарта принцип полезности, ряд авторов выделяют утилитаризм действия и утилитаризм правила. Утилитаризм действия исходит из того, что с моральной точки зрения действие является правильным только в том случае, если нет другого действия, выполнение которого бы принесло большую пользу.

Утилитаристы правила руководствуются принципом, что какое-либо действие является в моральном отношении правильным, если оно подчиняется некому правилу поведения, оправданному принципом полезности и которое, как правило, дает, по меньшей мере, столько же пользы, сколько любое другое правило, применяемое к данной ситуации. Следовательно, человек поступает морально, если он будет действовать согласно правилу, которое при условии его повсеместного соблюдения производило бы наибольший баланс добра над злом, принимая во внимание всех участников действия.

Представители другой разновидности моральной философии назвали её деонтологической этикой, так как в основе её лежит представление о долге (от греческого deon - долг). Наиболее известной деонтологической теорией является теория немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804). Систематическое изложение практической философии Канта призвано дать ответ на один из главных вопросов его философии: “Что я должен делать? ”, что и составляет содержание науки этики. И, если теоретическое знание-это познание того, что существует, то практическое знание - это знание, " посредством которого я представляю себе, что должно существовать". Нравственная философия по Канту исследует не то, что существует, а то, что должно существовать.

Согласно Канту, в отличие от утилитаристов, учет одних только последствий не может дать ответ на вопрос, правильным ли является то или иное действие. Действие является нравственным, если оно продиктовано " добрыми намерениями", руководимыми рациональными моральными принципами. По Канту поступок является достойным только тогда, когда его совершают не ради своих личных интересов или вследствие его реальных последствий, но из долга, так как осознают его в качестве морального обязательства. Все остальные качества (выдержка, самоконтроль, ум) хороши лишь в сочетании с добрыми намерениями, которые определяют поступки, совершаемые на основании чувства долга, а не желания.

Этическая теория Канта строится на различии между тем, что мы желаем, и тем, чего нам следует желать. По Канту, действовать в соответствии с чувством долга значит проявлять уважение к нравственным законам как таковым, независимо от желаний.

Основным законом этики Кант провозгласил категорический императив - закон, который должен обладать " объективной и всеобщей значимостью" и сформулировал его следующим образом: " Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства". Этот принцип является " императивом", потому что он есть повеление. Вспомним, что нравственность и свобода у Канта тесно взаимосвязаны. Это звучит парадоксально, но именно в этом заключается суть его нравственных изысканий: ярчайшим проявлением и доказательством свободы он считает способность человека добровольно, осознанно, разумно подчиняться принуждению морального закона. Максима - это некое правило. Максима есть субъективный принцип совершения поступков.

По Канту, " максима содержит практическое правило, которое разум определяет сообразно с условиями субъекта, и, следовательно, есть основоположение, согласно которому субъект действует..." Моральность максимы состоит в том, что правило, лежащее в её основе " можно обобщить, применяя ко всем случаям того же рода." То есть мы должны пожелать видеть наше правило принятым в качестве максимы всеми, кто находится в ситуации, подобной нашей.

С другой стороны, поступок морален только тогда, когда он совершен из уважения к нравственному закону. При этом Кант подчеркивает, что важно даже не содержание моральной максимы, ибо оно может быть субъективно, а важна форма - то есть способность человека предъявлять к себе общие моральные требования.

Центральным в биоэтике является отношение к жизни и смерти. Осознание единства жизни человека и человечества со всем живым на планете, с ее биосферой, соприкасается с идеей святости жизни. Жизнь понимается как высшая ценность, а право на жизнь любого живого существа уже в силу самого факта рождения принадлежит к числу вечных идеалов человечества. Это хорошо показал А. Швейцер принципом «благоговения перед жизнью», который он выразил формулой “Я – жизнь, которая хочет жить среди жизни”, проповедующий сохранение и совершенствование жизни.

К биоэтическим обычно относят моральные и философские проблемы аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство); проведения экспериментов на человеке и животных; взаимоотношений врача и пациента, новых моделей взаимоотношений и обеспечения правпациентов (в том числе с ограниченной компетентностью – например, детей или психиатрических больных); выработки дефиниции (определения) смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или насильственной); проблемы отношения к умирающим больным (хосписы); вакцинации и СПИДа; демографической политики и планирования семьи; генетики(включая проблемы геномных исследований, генной инженерии и генотерапии); трансплантологии; справедливости в здравоохранении; клонированиячеловека, манипуляций со стволовыми клетками и ряд других.

К основным принципам биоэтики относят:

· принцип уважения человеческого достоинства;

· принцип «твори добро и не причиняй зла! »;

· принцип признания автономии личности;

· принцип справедливости.

Кроме того, руководствуются четырьмя правилами. Это правдивость, конфиденциальность, неприкосновенность частной жизни и добровольное информированное согласие. В совокупности они образуют этические «координаты», описывающие отношение к пациенту как к личности. Многие основные принципы и правила биоэтики претворены в жизнь в законодательствах по здравоохранению ряда стран.

Биоэтика выступает не как самоцель, а как специфическая форма научного осмысления проблемы человека, соотношения духовного и телесного, моральной свободы и ответственности, этических вопросов современной медицины, защиты экзистенциальных прав человека. Именно в этом контексте выясняется суть биоэтики, как комплекса междисциплинарных проблем, непосредственно связанных с человеком.

Таким образом, биоэтика – это сложный культурный феномен, возникший как ответ на угрозы моральному и физическому благополучию человека, в связи с " опасностью знания", которым обладает современный человек, изобретший многочисленные биомедицинские, биохимические, военно-промышленные, сельскохозяйственные технологии, позволяющие вмешиваться в сами основы жизни на земле, новейшие компьютерные теле- и видео-технологии, изменяющие привычный стиль жизни и образ мышления человека.

4. Приступая к анализу искусства, следует, прежде всего, обратить внимание на многозначность данного понятия. Искусством первоначально называется всякое мас­терство, умение более высокого порядка, например " искусство мышления" или " ис­кусство ведения войны". Во-вторых, искусством называют результаты особого рода деятельности – художественного творчества, именуемые произведениями искусства. В- третьих, как первое, так и второе не может осуществиться без особого типа отно­шения – эстетического отношения человека к миру. Если обобщить эти определения, то можно сказать, что искус­ство является такой формой человеческой деятельности, в ко­торой эстетиче­ское отно­шение человека к действительности воплощается в художест­венном произ­ведении.

Главная категория эстетики-эстетическое – охватывает такие стороны, моменты окружающей действительности и самого человека, которые воспринимаются как прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.

Прекрасное это категория эстетики, характеризующая те явления действительности, которые положительно оцениваются, как наиболее совершенные, как обладающие высшей эстетической ценностью.

Безобразное – антипод прекрасного. Эта категория отражает отрицетельные объективные эстетические свойства явлений и аналогичные проявления жизнедеятельности человека (низменное, пошлое и т. д.)

Темы докладов и рефератов

1. Философское понятие культуры.

2. Культура и цивилизация.

3. Власть и анархия.

4. Можно ли упразднить государство?

5. Свобода и ответственность.

6. зФилософская антропология и биоэтика.

7. Польза как высшая добродетель.

8. Значение принципа " Непротивления злу".

9. Этика благоговения перед жизнью.

10. " За" и " против" эвтаназии.

11. Нравственные границы научного эксперимента.

12. Этические проблемы генной инженерии.

13. История становления эстетического сознания.

14. Природа и функции эстетического сознания.

15. Искусство: сущность и социальные функции.

 

Литература

1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.1975.

2. Бахтин М.М. К философии поступка //Философия и социология науки и техники. М. 1986.

3. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

4. Биомедицинская этика. Под ред. В.И. Покровского. М. 1997.

5. Биоэтика: проблемы и перспективы. Под ред. А.П. Огурцова. М. 1992.

6. Введение в биоэтику: Учеб. пособие / Под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М., 1998.

7. Власть. Очерки современной политической философии запада. М., 1989.

8. Волков Г. Три лика культуры. М 1986.

9. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.-М., 1991.-С.266-323.

10. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

11. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1965

12. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

13. Давыдов Ю.Н. Культура – природа – традиция // Традиция в истории культуры. М. 1978.

14. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.В. Петровского. М., 1988.

15. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

16. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ., М. 1990.

17. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.-M., 1990.

18. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.1987.

19. Ильенков Э.В. Философия и культура. М. 1991. История политических и правовых учений. М., 1988.

20. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Путь к очевидности М., 1993.

21. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. И.Кант Соч. М., 1997.Т.Ш.

22. Карсавин Л.П. Добро и зло. Карсавин Л.П. Малые сочинения СПб., 1994.

28.Микиртичан Г.Л. Биоэтика: основные проблемы //Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб., 1995.

29.Микиртичан Г.Л., Скачкова Л.К. Основные принципы биоэтики // Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб., 1997.

30.Милль Дж. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995

31.Панченко А.М. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.1984.

32 Поппер К. Открытое общество и его враги.

33.Риккерт Г. Философия истории. СПб. 1908.

34.Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М., 1990.

35.Соколов Э.В. Культурология. М. 1994

36.Швейцер А. Культура и этика. М. 1973.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь