Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философские системы Платона и Аристотеля



План занятия (2 часа) .

1. Человек в системе Платона

а) Общая характеристика личности и творчества Платона.

б) Дуалистическое понимание природы человека.

в) Рассуждения о душе (очищение души, бессмертие души, метемпсихоз).

2. Аристотель о человеке

а) Психология как теоретическая наука о человеке.

б) Этика и политика – практические науки о человеке.

 

Содержание занятия.

1. Человек в системе Платона.

Приступая к анализу места человека в философской системе Платона, представляется целесообразным рассмотреть наряду с характеристикой личности и творчества, влияние на становление его философских взглядов воззрений Пифагора, Парменида, Гераклида, Сократа, а также указать на ряд особенностей биографических данных Платона (427-347 гг. до н.э.), определивших его приверженность к философским знаниям.

Платон является создателем системы объективного идеализма. Идеалистической основой его философии является понятие идеи, эйдоса – это сущность, которую нельзя увидеть, но можно понять умом. Платон впервые в истории философии поставил вопрос об отношении духа и материи, разграничив таким образом мир на видимый (иллюзорный, воспринимаемый органами чувств) и реальный (действительный, истинный, постигаемый разумом). Поэтому бытие у Платона приобретает два уровня: феноменальный и идеальный. Идеальный – это мир идей: Платон считает, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя, а это не что иное, как идея, душа.

Важный раздел философии Платона – теория познания, суть которой заключается в том, что душа содержит знания об идеях, поскольку до вселения в тело жила в мире идей и “общалась” с идеями, поэтому познание идей осуществляется не через чувства, через разум, через “припоминание”. Понимание природы человека у Платона представлено дуализмом души и тела. Рассуждения о душе включают в себя очищение души – как созерцание идей; бессмертие души – как странствование души из одного тела в другое; метемпсихоз – как перевоплощение души. Анализируя взгляды Платона на общество и государство, следует отметить его системный подход к изображению идеального государства, в котором осуществляется господство всеобщего над индивидуальным.

2. Аристотель о человеке

Анализируя аристотелевскую трактовку человека, необходимо обратить внимание на то, что Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ознаменовал собой закат классического периода древнегреческой философии. Будучи учеником Платона, он подверг переосмыслению многие его идеи, сконцентрировав свою критику вокруг теории идей. Из критики Аристотеля, которая определялась стремлением осмыслить теорию идей Платона с позиций здравого смысла, можно сделать некоторые выводы, сводимые к следующим: мир один: он духовно-материальный, реально существующий; вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не “запредельный” мир идей; в центре познания должны быть не абстракции и схемы, а сами вещи и процессы.

Следует обратить внимание на основные разделы его философской системы: логика как учение об орудии научного исследования; учение о бытии, изложенное в своде трактатов “Метафизика” (метафизика – наука, исследующая сущность бытия не с помощью опыта, а умозрительно); понятие энтелехии (как акт, посредством которого потенциальность превращается в актуальность); психология как теоретическая дисциплина о человеке. В трактате “О душе” преодолен платоновский дуализм души и тела. Аристотель развил и дополнил учение Платона о душе, указав на трехуровневую ее структуру: вегетативная, чувственная, рациональная.

Следует отметить, что наряду с теоретическими науками о человеке, Аристотелем были разработаны и практические, к которым могут быть отнесены этика и политика. Основные положения этики Аристотеля: рациональная душа, состоящая из двух частей – рассудительность и практическая мудрость, совокупность которых дает возможность распознать добро и зло; дианоэтическая добродетель и “совершенное счастье”, понимаемые как совершенствование рациональной души; понятие меры, связанное с разумом и определяющееся как средний путь между крайностями.

Большое внимание Аристотелем было уделено исследованию другой практической науке о человеке – политике. Он рассматривал природу человека сквозь призму общественных отношений. Сущность человека определяется понятием “политическое животное”, включающее в себя тождество общественных и человеческих качеств.

Темы докладов и рефератов

1. этика в контексте античной культуры.

2. Философия Платона о природе человека.

3. Учение Аристотеля о душе.

4. Общество и человек в философии Аристотеля.

 

Философия эллинизма

План занятия (2 часа).

1. Специфические особенности философии эпохи эллинизма.

2. Эпикур и его идеалы.

3. Стоицизм как философская концепция и образ жизни.

4. Влияние философских систем на медицину

 

Содержание занятия.

1. Специфические особенности философии эпохи эллинизма

Приступая к анализу эллинистического периода древнегреческой философии, прежде всего следует обратить внимание на то, что в это время меняется мировоззренческая ориентация философии. Философия эллинизма сосредотачивает свой интерес на отдельном человеке. Ее специфика заключается в том, что социальная этика, занимавшая главенствующее место в классическом периоде античности, уступает место этике индивидуальной. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то философы эпохи эллинизма считали условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и, прежде всего от социально-политической сферы. Антропологическая проблематика эллинистического периода античности определяется переносом центра тяжести с проблемы человека-гражданина на человека-индивида.

2. Эпикур и его идеалы

Одной из знаменитейших школ эпохи эллинизма была школа Эпикура, которая получила название “Сад”. Философия, считал Эпикур (341-270 гг. до н.э.), имеет цель, которая определяется как счастье человека, понимаемое как удовольствие. Главное удовольствие -жить разумно, нравственно и справедливо, в полном отказе от социального активизма. Цель счастливой жизни, провозглашает Эпикур, – это безмятежность духа и здоровье тела. Главное – избежать страдания. При этом, отмечал философ, нельзя забывать, что чрезмерные телесные удовольствия ведут к болезням и страданиям.

Структура философии Эпикура включает в себя: логику, физику, этику. Логика – это наука о правилах, посредством которых достигается истина. Основы физического учения Эпикура изложены им в атомистической концепции о спонтанном “отклонении” движущихся атомов (“Письмо к Геродоту”). Этическая доктрина Эпикура, отображенная в работе “Письмо к Менекею”, стала главным делом его жизни. Задача этики по Эпикуру – это обучение “принципам правильной жизни”. Чувства человека были определены им как основной критерий морали. Он считал, что самодостаточность внутреннего мира человека определяет неестественность общественной и политической жизни.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Материалистические взгляды Эпикура оказали большое влияние на его отношение к религии и смерти, которые, как он считал, являлись источником страха. Он пытался разрешить проблему “избежания страха”.

3. Стоицизм как философская концепция и образ жизни

Другой выдающейся школой эллинизма является стоицизм, который как определенное философское направление не был однороден: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя (II-I вв. до н.э.), Поздняя Стоя, или римский стоицизм. Основателем стоицизма и его философской концепции был Зенон из Китиона (333-262 гг. до н.э.). он считал, что философия – не просто наука, это прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость.

Ведущая роль в системе философских воззрений стоиков принадлежала этике. В этой связи они считали, что именно философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Стоики были убеждены, что счастье заключается в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося – влечет насильственно.

К особенностям римского стоицизма могут быть отнесены: все более усиливающийся интерес к этической проблематике; заметное снижение интереса к логическим и физическим проблемам, и усиление спиритуалистических тенденций; утрата индивидом связи с государством и обществом и, как следствие, концентрация индивида на своем внутреннем мире; усиление религиозного чувства; усиливающееся влияние взглядов платонизма.

4. Влияние философских систем на медицину

Следует указать на влияние философских систем Платона и Аристотеля, а также стоицизма и эпикурейства на медицину, в частности на творчество Галена (129-199), давшего первое целостное анатомо-физиологическое описание организма. Так, идея Платона о трехчастном строении души оказала большое влияние на теорию Галена, согласно которой в мозге обитает «душевная пневма», в сердце – «жизненная пневма», а в печени – «естественная пневма». Все жизненные процессы Гален объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу», печень дает крови «естественную силу», пульс возникает под действием «пульсирующей силы» и т. п. Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена. Телеологические взгляды Платона и Аристотеля нашли свое отображение воссозданной Галеном теории " естественных способностей". Именно этими чертами учение Галена оказалось удобным для средневековой схоластики, в результате чего Гален оставался главным авторитетом в европейской медицине Средних веков и эпохи Возрождения.

Атомистическое учение, созданное греческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, вошло в философию древних римлян и нашло свое отражение в произведениях виднейшего представителя римского эпикуреизма – философа и поэта Тита Лукреция Кара (ок. 96-55 гг. до н.э.). Его поэма «О природе вещей» в шести книгах явилась энциклопедией того времени и отразила передовые воззрения римлян в области философии, естествознания, медицины, психологии, истории (идея развития, отрицание бессмертия души, загробного воздания и вмешательства богов в жизнь Вселенной). В популярной форме Лукреций говорил о сложном строении живых организмов из мельчайших движущихся частиц – атомов, высказывал мысль о постепенном развитии растительного и животного мира, о различиях организмов и передаче признаков по наследству, о вымирании неприспособленных и выживании приспособленных организмов. Он дает характеристику некоторым заболеваниям и весьма точно описывает отдельные симптомы, пишет о происхождении эпидемий.

Учение Эпикура и взгляды Лукреция оказали большое влияние на Асклепиада из Вифинии (128-56 гг. до н.э.) – видного греческого врача в Риме. Развитие естественнонаучного направления в медицине древнего Рима тесно связано с основанной им методической школой. Асклепиад рассматривал болезнь, во-первых, как результат застоя твердых частиц в порах и каналах тела, а во-вторых – как расстройства движения соков и пневмы. В его учении объединились два представления о причинах болезней: гуморальное («жидкостное») и зарождающееся солидарное («плотностное»).

Темы докладов и рефератов

1. этика Эпикура.

2. Материализм Эпикура.

3. Проблема человека в философии эпикурейцев.

4. Понятие счастья в эллинистической философии.

5. Этические проблемы стоицизма.

6. Влияние теорий Платона и Аристотеля, а также философии эллинизма на развитие медицины.

Литература

1. Антология мировой философии.–Т.1.–М., 1969.

2. Аристотель. Собр. соч. в 4 тт.–М., 1976.

3. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.–М., 1994.

4. Боннар А. Греческая цивилизация.–М., 1992.

5. Введение в философию: Учеб.пос.-М., 1991.

6. Виндельбанд В. Платон. Аристотель.–ЖЗЛ.–М., 1993.

7. Гегель Г. Лекции по истории философии.–СПб., 1993.–С.198–312.

8. Гиппократ. Избранные книги.–М., 1994.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.– М., 1986.

10.Драч Г.В. проблема человека в раннегреческой философии.–Ростов, 1987.

11.Западная философия от истоков до наших дней.–СПб., 1994.

12.Кессиди Ф.Х. Сократ.–М., 1988.

13.Ксенофонт Воспоминания о Сократе.–М., 1993.

14.Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.–М., 1991.

15.Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина.–Т.1.–М., 1960.

16.Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии.М.1999

17.Мень А. История религии в поисках пути, истины и жизни.–М., 1992.

18.Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.–М., 1991.

19.Мудрагей Н.С. Платон о человеке //специфика философского знания и проблема человека в истории философии.–М., 1988.

20.Основы философии в вопросах и ответах.-М., 1997.

21.Письма и фрагменты Эпикура //Материалисты древней Греции.-М., 1995.

22.Платон. Собр. соч. в 4 тт.–М., 1994.

23.Рассел Б. История западной философии.–Т.1.–М., 1993.

24.Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий.-М., 1995.

25. Философия медицины /Ред. Шевченко Ю.Л.-М., 2004.

26.Хрестоматия по истории философии.-Т.1.-М., 1997.

27.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии.-М., 1991.

28.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.–М., 1991.

29.Чикин С.Я. Врачи–философы.–М., 1990.–С.5–36.

30.Этика стоицизма: традиции и современность.-М., 1991.

 

Тема 4. философия СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

План занятия(4 часа):

1. Специфические черты средневековой западной философии.

2. Важнейшие религиозно-философские идеи христианства.

3. Периодизация и характеристика этапов средневековой западной философии.

4. Философия западноевропейского средневековья и медицина.

5. Основные направления и проблемы средневековой мусульманской философии.

6. Средневековая мусульманская философия и медицина.

Содержание занятия:

1. Специфические черты средневековой философии.

Хронологические рамки.Начало средневековой философии было ознаменовано союзом философии и христианской теологии во II в., а ее завершение – распадом этого союза в XIV в. Специфика средневекового типа философствования может быть определена в следующих положениях:

1. Философия играла служебную роль по отношению к религии.

2. Философия была теоцентричной, что соответствовало общему характеру средневекового мировоззрения. В эту эпоху самые фундаментальные, смыслоопределяющие жизнь человека размышления были устремлены к Богу, как к центру мироздания.

3. Библия являлась отправной точкой рассуждений и критерием истинности всех философских теорий.

4. Поскольку Библия понималась как полный свод законов бытия, особое значение приобретала экзегетика – искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания.

5. Философии средневековья была присуща тенденция к назидательности, учительству.

2. Важнейшие религиозно-философские идеи христианства.

1. Монотеизм – вера в единого Бога.

2. Креационизм – доктрина, согласно которой Бог является творцом мира.

3. Идея откровения.Все, что люди знают о мире, о себе и о Боге – все это является результатом божественного откровения. Прежде всего, Бог открывает себя людям через Священное Писание, оно является главным источником и критерием подлинного знания.

4. Идея грехопадения и спасения. Греховность первых людей была распространена на все их потомство.Спасение стало возможным лишь благодаря смерти и воскресению Богочеловека – Христа, который одержал победу над смертью, искупив грехи человечества.

5. Провиденциализм – представления о том, что всеми мировыми событиями – от мировой истории в целом до волевых актов отдельных людей – управляетбожественное провидение.

6. Эсхатологизм представления о неизбежности конца существующего мира и о конечных судьбах мира и человека.

7. Учение о воскрешении.Воскрешение мыслилось как соединение бессмертных душ с восстановленными телами

8. Учение о богочеловеческой природе Христа.В личности Иисуса божественное и человеческое соединяются «не в ущерб» друг другу – божественное не растворяется в человеческом, человеческое не умаляет божественного

9. Учение о троичности Бога.Христианские мыслители отстаивали мысль о том, что Бог един в трех лицах: Отец, Сын и Св. Дух.

10. Антропоцентризм.Теоцентризм общей христианской картины мира дополняется антропоцентризмом сотворенного мира, главной фигурой которого является человек, венец творения, ради которого «запущен ход» времени и истории.

11. Этическое учение.Главными в христианской шкале моральных ценностей становятся любовь к ближнему, сострадание, милосердие, смирение, терпимость.

3. Периодизация и характеристика этапов средневековой философии.

В развитии средневековой философии можно выделить несколько этапов:

Патристика (II-VI вв.)

Латинское слово «патрес» означает «отцы Церкви». Соответственно патристика – это учение отцов Церкви, заложивших основы Священного Предания. В рамках патристики можно выделить следующие этапы:

а) апостольский период (первая половина II в.)

б)эпоха апологетов(середина II – начало IV в.)

в)зрелая патристика (IV-VI в.)

а) апостольский период. Апостольские отцы – это авторы первой половины II в.: Варнава, Климент Римский, Игнатий Антиохийский, Поликарп Смирнский, Герма, которых считали либо прямыми учениками апостолов, либо учениками их учеников. Обращаясь с посланиями к разным христианским общинам, апостольские отцы начали процесс осмысления Библии.

б) эпоха апологетов. С середины II в. христианские авторы начинают обращаться к языческой аудитории, в основном к влиятельным лицам Римской империи с апологиями – защитительными речами, письмами. В них апологеты стремятся защитить зарождающееся христианство перед лицом враждебного римского государства и языческой философии. Апологетыначали разрабатывать доктринальные основы христианства: доктрину Творения, учение о двух природах Христа, Троице, воскресении и др. К наиболее видным христианским апологетам относятся Ириней, Киприан, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген.

в) зрелая патристика. На протяжении первых веков положение христиан в Римской империи было тяжелым. Ситуация изменилась лишь в IV в. В 313 г. император Константин Великий издал указ (Миланский эдикт), по которому христиане получали право свободного вероисповедания. В 380 г. император Феодосий I принял закон (Фессалоникийский эдикт), согласно которому христианство провозглашалось официальной религией Римской империи. Начиная с этого времени основной целью христианских мыслителей становится не апология, а создание единого стройного христианского вероучения. Следует отметить, что разделение империи при Константине Великом (в 330г.) на Восточную (Византийскую) и Западную Римскую, привело к постепенному культурному обособлению двух частей, формированию специфических особенностей западного и восточного христианства и в дальнейшем к расколу единой церкви на католическую и православную (в 1054 г.). В связи с этим различают западную и восточную патристику. Наиболее известными представителями зрелой западной патристики (латинской) были Иероним, Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин; восточной (греческой) – Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Максим Исповедник.

Этот этап характеризуется глубоким синтезом христианской теологии и античной философской мысли. Достижения греческой философии теперь не отвергаются, а активно используются и перерабатываются в русле христианской теологии. Период зрелой патристики связан с разработкой систематической христианской догматики.

Выдающимся представителем христианской патристики является Августин Аврелий. Опираясь на неоплатонизм, он создал влиятельное религиозно-философское учение, которое стало фундаментом христианской мысли вплоть до 13 века. Основные темы его философии – это учение о Боге-бытии (Бог как высшая сущность, предмет и причина познания); антропологическая конценция (попытка истолкования 4-х основных христианских догматов: творения, грехопадения, искупления, воскрешения); учение о душе человека, воле, вере, любви. Необходимо отметить вклад Августина в развитие психологии. Его по праву называют " виртуозом наблюдения и самоанализа". В работе " Исповедь" Августином были разработаны психологические методики, ставшие основой его религиозных теорий.

Схоластика (VII-XIV вв.)

Слово «схоласт» означает «школьный учитель». Соответственно «схоластика» – «школьная философия». В это время открываются школы при церквях и монастырях – философия, которая в них преподается, называется «схоластика». Самыми выдающимися представителями схоластики были: Ансельм Кентерберийский (XI в.), Пьер Абеляр (XII в.), Фома Аквинский (XIIIв.), Иоанн Дунс Скотт(XIIIв.), Уильям Оккам (XIV в.). В рамках средневековой философии схоластика выделяется прежде всего особым методом и стилем обсуждения и решения теологических проблем.

Характерные черты схоластики:

1. Применение метода, который можно назвать логико-лингвистическим. Первостепенное значение в схоластике имело изучение текста. Главной процедурой схоластического мышления была диалектика, как совокупность приемов, в которых сначала определяется объект познания, а затем раскрываются и анализируются аргументы за и против тех или иных точек зрения, выстраивается логика защиты собственной точки зрения. Схоластическое мышление отличала особая тщательность в рассмотрении всех деталей, нюансов мысли, особая скрупулезность и педантичность.

2. Стремление к созданию законченной всеохватывающей философской системы, включающей в себя знания о Боге, мире и человеке. Важнейшей формой книжной учености того времени были знаменитые схоластические «суммы».

Одним из выдающихся представителей схоластического периода средневековой философии является Фома Аквинский (1225-1274). Его философско-теологические взгляды сложились в результате теологической интерпретации учения Аристотеля, которое он приспособил к христианскому вероучению. Основой метафизики Аквината является принцип креационизма (согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли, благодаря своему всемогуществу). Учение Фомы – это учение о гармонии разума и веры. Он считал, что разум способен доказать бытие Бога и выдвинул 5 доказательств Бога («Сумма теологии»).

Антропология Фомы Аквинского – это проблема души и тела, которая была им представлена как два принципа бытия в одной полной субстанции Обоснование бессмертия души. Приоритет разума над волей.

Особого внимания заслуживает этико-социальная доктрина Фомы Аквинского, в которой изложена проблема соотношения свободной воли, разума и божественной благодати («О правлении владык»).

4. Философия западноевропейского Средневековья и медицина.

В период Средневековья считалось, что знание имеет два уровня: сверхъестественное знание, содержащееся в текстах Библии, и естественное знание, получаемое человеком посредством изучения ок­ружающего мира и представленное в текстах философов Платона, Ари­стотеля и других выдающихся античных мыслителей, признанных и практически канонизированных христианством.

В области медицины главными авторитетами были Гален, Гиппократ и Ибн Сина. Их сочинения, отобранные и отрецензированные церковными писателями, заучивались наизусть. Средневековые схоласты исключили из учения Галена его выдающиеся экспериментальные достижения в области строения и функций живого организма, в то время как некоторые его теоретические представления (о целенаправленности всех жизненных процессов в организме человека, о пневме и сверхъестественных силах) были возведены в религиозную догму и стали знаменем схоластической медицины средневековья. Таким образом возник галенизм – искаженное, одностороннее толкование учения Галена. Опровержение галенизма, восстановление истинного содержания учения Галена, а также анализ и исправление его ошибок потребовали колоссального труда и титанических усилий многих медиков эпохи Возрождения и последующего периода. Попытки заново осмыслить или переработать освященные церковью догматы жестоко преследовались. Запрещались медицинские, в частности, анатомические исследования.

Медицинское образование в Западной Европе также носило схоластический характер. Господствовали культ цитат, пренебрежение к практическому опыту. Основными формами преподавания были лекции и диспуты, практических занятий, как правило, не было. Наиболее передовой медицинской школой в Европе в этот период была Салернская медицинская школа, основание которой относят к IX в. (в 1213 г. была преобразована в университет). Несколько слабее были позиции схоластики также на медицинских факультетах университетов Монпелье и позднее Падуи. Большое влияние на медицину оказывало развитие алхимии, включавшее поиск новых лекарственных средств.

Развитие медицины, особенно больничной помощи, было тесно связано с распространением христианской благотворительности. Христос был почитаем и как хранитель души, и как целитель тела. Христианская догма в медицине стала всеохватывающей. Святых молили, в том числе и о предотвращении или излечении болезней. Так, Св. Себастьян защищал от чумы, а Св. Иов – от проказы, Св. Антоний предохранял от всех болезней, начиная от внутренних расстройств и кончая переломами. Христианские священнослужители давали советы по лечению и тела, и души, а священники-ученые увековечили для потомков описания чудесных исцелений. Церкви стали пристанищем для убогих, а поскольку число больных, приходящих в монастыри, росло, рядом стали создаваться госпитали (скорее для призрения, чем для лечения). Многие монашеские ордена (Св. Иоанна, Св. Лазаря и др.) одной из своих главных целей имели оказание медицинской помощи страждущим. Многие врачи относились к духовному сословию, врачи обязаны были соблюдать все обряды католической церкви, вплоть до обязательного целибата, участвовали в работе судов инквизиции.

5. Основные направления и проблемы средневековой мусульманской философии.

Мусульманская средневековая философская традиция включает в себя школы как вольнодумного направления, так и ставившие целью защиту ислама и его догматов. Предыстория возникновения философской мысли на мусульманском Востоке относится к VIII в. и связана с деятельностью мутазилитов. Мутазилиты утверждали, что в противоположность Аллаху, который может действовать так, как он действует, человек волен совершать любые поступки и единственным мерилом добра и зла для него служит его собственный разум..В годы правления халифа аль-Мамуна (813-833) мутазилизм был объявлен официальной доктриной государства Аббасидов.

Именно в эту эпоху наряду с расцветом мутазилизма приобретает размах так называемое переводческое движение – процесс ознакомления арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. Знакомство мусульман с трудами древнегреческих авторов осуществлялось через сирийских христиан. В центре внимания просвещенных кругов оказалась философия Аристотеля, а также перипатетиков и неоплатоников, таких как Александр Афродизийский, Фемистий, Порфирий и др. Их философские взгляды легли в основу учений, разрабатывавшихся перипатетиками мусульманского Востока. Родоначальником последних считается аль-Кинди (800-870) – мыслитель и врач, который первым среди арабов ввел в обиход основные концепции аристотелевской философии. Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именами Фараби (870-950) и Ибн Сины (980-1037).

По мере того как научные и философские идеи овладевали умами интеллигенции и даже проникали во дворцы мусульманских правителей, теологи уже не могли отвечать на вопросы, касавшиеся догматов ислама. Для поддержания правоверия они вынуждены были принять вызов философии и попытаться отстаивать свои доктрины логическими средствами. Апологетикой ислама занялись ашариты – последователи аль-Ашари (873-935).Он порвал с мутазилизмом во имя защиты ортодоксии. Крупнейшим представителем мусульманской теологии был Абу-Халид Газали (1059-1111), с деятельностью которого связывают начало упадка философского свободомыслия на Ближнем и Среднем Востоке.

6. Средневековая мусульманская философия и медицина.

В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» (традиционные, в основе своей связанные с исламом) и «иноземные» (древние, общие всем народам и всем религиям). Среди «иноземных» наук видное место занимала медицина, которая со временем стала определяться как профессия, достойная похвалы и благословенная Аллахом: Аллах не допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения; задача врача – найти это средство.

В области теории болезни мусульманские авторы придерживались античных гуморальных представлений. Сочетания 4 жидкостей и 4 качеств (тепло – холод и влажность – сухость) определяют темперамент («мизадж») каждого человека, а также каждого лекарства, пищевого продукта и т.д. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным» (различных степеней сложности). Когда равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние. Мизадж может изменяться с возрастом и под влиянием окружающей среды.

Крупнейшими учеными-энциклопедистами, врачами и философами мусульманского средневековья были Абу Бакр Ар-Рази (850-923), Абу Али Ибн Сина (980-1037), Абу-ль-Валид Ибн Рушд (1126-1198), Моше бен Маймон (1135-1204) и др.

В основе философской концепции Ар-Рази, близкой некоторым разновидностям гностицизма, лежит учение о пяти вечных началах: «творце», «душе», «материи», «времени», «пространстве»; посланный «творцом» «разум» внушает «душе», пленённой «материей», стремление к освобождению; путь к этому – изучение философии. Атомизм Ар-Рази близок атомизму Демокрита; Ар-Рази верил в абсолютное пространство, абсолютное время и признавал множественность миров. Все вещи, по его мнению, состоят из неделимых элементов (атомов) и пустого пространства между ними. Эти элементы вечны, неизменны и обладают определенными размерами. Свойства веществ, состоящих из четырех начал Аристотеля, определяются размерами составляющих их атомов и пустот между ними. Величина пустого пространства между атомами самих четырех начал определяет их естественное движение. Так, вода и земля движутся вниз, в то время как огонь и воздух – вверх.

Главные философские труды Ибн Сины – «Книга исцеления», «Книга знаний». Его философия – продолжение традиций арабского перипатетизма с примесью онтологических концепций неоплатонизма. Он считал, что мир возник путем эманации божества, но не по его воле, а в силу необходимости. И Бог, и материальный мир вечны. Природа развивается по своим законам, в которые Бог не вмешивается. В процессе изучения истины для Ибн Сины был характерен ра­ционализм с материалистическими и религиозными тенденциями, ко­торые вытекают из вечно живой материи и существовании бога как формы всех форм с вечным творческим условием.

Последователем Аристотеля Ибн Рушдом создано особое философское направление – аверроизм, получившее немалое распространение в Европе. Он также признавал совечное существование Бога и первоматерии, вечность движения, невмешательство Бога в дела мира, отрицал бессмертие человеческой души и загробную жизнь. Считал, что религия и философия должны придти к одной и той же истине (учение о «двойственной истине»).

 

Темы докладов и рефератов

1. Арабская средневековая философия и медицина.

2. Ибн-Сина: философ и врач.

3. Тема античности в философском мышлении Средневековья.

4. Томизм как учение о гармонии веры и разума.

5. Августин Аврелий как предтеча психоанализа.

6. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

7. Изменение представлений о месте и назначении человека в мире от античности к средневековью.

8. Основные религиозно-философские идеи христианства.

9. Основные положения христианской этики

10.Спор о природе универсалий в схоластической философии.

11.Метод и форма схоластического философствования.

12.Аврелий Августин о Боге и человеке.

13.Основные проблемы греческой патристики.

14.Пять доказательств бытия Бога в философии Фомы Аквинского.

15.Антропология Фомы Аквинского.

16.Проблема соотношения свободы воли и божественного предопределения в философской мысли средневековья.

17.Христианское понимание истории у Св. Августина.

18.Влияние философии западноевропейского Средневековья на развитие медицины.

19.Средневековая алхимия и медицина.

Литература

1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

2. Абеляр П. Теологические трактаты. М., 1995.

3. Августин Аврелий. Исповедь. М.1991

4. Августин Аврелий. О граде Божием. М., 1994.

5. Августин Аврелий. О троице. Краснодар, 2004.

6. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.1995.

7. Антология мировой философии.–Т.1.–М., 1969.

8. Антология средневековой мысли.Т.1, 2. Спб., 2001.

9. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб., 1995

10.Бонавентура. Путеводитель души к Богу. М., 1993.

11.Жильсон Э. Разум и Откровение в Средние века.// Богословие в культуре средневековья. Киев, 1992.

12. Жильсон Э. Философия в Средние века (от истоков патристики до конца XIV в.).М., 2004.

13.Иоанн Дунс Скотт. Оксфордское сочинение. // Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. Т.1.М., 2001

14.Иустин I-я апология //Святой Иустин – философ и мученик: творения. М., 1999.

15.Карсавин Л.П. Культура Средних веков. Киев, 1995.

16.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви.М., 1994

17.Колпстон Ф. История философии. Средние века. М., 2003.

18.Куприй В.Т. Философия и медицина.-Чч.1-2.-СПб., 2003.

19.Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века. СПб., 2003.

20.Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.

21.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.–М., 1979.

22.Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.-М., 1979.

23.Раннехристианские церковные писатели. Антология. М., 1990

24.Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

25.Суини М. Лекции по средневековой философии. Вып.1.Средневековая христианская философия Запада.М., 2001.

26.Фома Аквинский. Доказательства бытия Бога в «Сумме против язычников» и в «Сумме теологии». М., 2000.- 135с.

27.Фома Аквинский. О сущем и сущности //Фома Аквинский. Сочинения М., 2004

28.Фома Аквинский. Сумма Теологии. Ч. 1. Вопросы 1-43. Киев, 2002; Ч.1. Вопросы 44-47, Киев, 2003; Ч.1. Вопросы 75-119, Киев, 2005.

29.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

30.Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988

31.Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура: учебное пособие. М., 2003.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.123 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь