Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ



План занятия (2 часа).

1. Основные черты культуры Ренессанса.

2. Антропологические идеи Николая Кузанского.

3. Человек в системе общественных отношений в учении Н.Макиавелли.

4. Эразм Роттердамский и Т.Мор как представители Северного Возрождения.

5. Влияние философии Возрождения на развитие медицинских знаний.

Содержание занятия.

1. Основные черты культуры Ренессанса.

Приступая к изучению философии эпохи Возрождения, следует рассмотреть основные черты периода исторического и культурного развития, известного как Возрождение, или Ренессанс, начавшегося в Италии уже в XIV в. и в XVI в. ставшего общеевропейским явлением, прежде всего западноевропейским. К этим чертам могут быть отнесены:

· интенсификация городской жизни и рождение более динамичного мира, в котором реалии настоящего выступали на первый план;

· повышение фактора времени в жизни горожан как социально-психологический показатель новой эпохи, свидетельствующий о возрастании личного начала;

· рост числа лиц свободных профессий как показатель возросших запросов на умственный труд;

· светскость как одна из определяющих черт новой культуры;

· возникновение кружков гуманистов, особенностью которых было оппозиционное отношение как к церкви, так и к университетам, бывшими центрами средневековой учености;

· возрождение идеалов античности, а также переосмысление христианских традиций.

В философии эпохи Возрождения возникает новая система ценностей, которая на первое место ставит человека и природу, а затем религию. В центре внимания оказывается человек, многогранность его человеческой природы. Человеческое бытие становится главным предметом философского исследования, что позволяет характеризовать философское мышление этого периода как антропоцентрическое. Одной из ведущих особенностей философии эпохи Возрождения является гуманистический антропоцентризм, философский смысл которого заключается в формировании идеала человека. Этот идеал включает в себя: самостоятельность человека, всестороннюю образованность, целеустремленность, чувство гордости, и сознание собственной силы, самосознание, способствующее становлению новой общественной позиции.

2. Антропологические идеи Николая Кузанского

Творчество Николая Кузанского (1401-1464) является органическим соединением культуры средневековья и культуры гуманизма. Сам Н. Кузанский рассматривал свою философскую и научную деятельность как побочное занятие «для облегчения души от тяжких забот». Его главный труд «Об ученом незнании» посвящен проблеме отношения Бога и мира.

Для Н.Кузанского Бог – это «развернутый мир». Познание Бога есть дело разума, а не веры, которая постигает Бога лишь в его «свернутой» форме. В основе познания, считал Н.Кузанский, лежит противоположность конечного знания и знания абсолютного, безусловного, т.е. «незнание» об этом безусловном (божественном). Он отмечал, что безусловное знание человек может постичь только символически, в т.ч. через математические символы. У Н. Кузанского Бог есть тот максимум бесконечности, в котором сливаются все противоположности, и который недоступен для рационального человеческого познания. Бесконечность Бога «разворачивается» как во Вселенной, так и в индивидуальном человеческом существовании.

Антропологические идеи Н.Кузанского определяются тем обстоятельством, что человек в своей «завершенности» наполнен божественностью, хотя она у него и ограничена. Абсолютное слияние божественного и человеческого, отмечал Н.Кузанский, состоялось лишь во Христе. Человек – не часть целого, а новое целое, индивидуальность. Человек – тоже «Бог», но не в абсолютном смысле, он есть как бы ограничение божественного принципа, как космос есть ограниченный максимум.

3. Человек в системе общественных отношений в учении Н.Макиавелли

Никколо Макиавелли (1469-1527) является одним из выдающихся представителей итальянского Возрождения, который попытался рассмотреть природу человеческой сущности сквозь призму системы общественных отношений. В своей работе «Государь» он выдвинул идею о том, что сам человек является творцом самого себя. Сила воли, мужество и настойчивость являются основополагающими качествами человека, считает Макиавелли, так как они дают возможность человеку воздействовать на свою судьбу.

Согласно социально-политической доктрине Н.Макиавелли, общество развивается не по воле Бога, а в силу естественных причин. Он считал, что в основе развития истории лежат «материальный интерес» и сила. Макиавелли был убежден в том, что политическая жизнь и решения в политике должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов, поэтому пренебрежение законами морали в политической борьбе вполне допустимо. Несмотря на довольно противоречивое учение о государстве, историческая заслуга Маки­авелли состоит в том, что он один из первых стал рассматривать государство " че­ловеческими глазами", выводить его законы из разума и опыта, а не из теологии.

4. Эразм Роттердамский и Т.Мор как представители Северного Возрождения

В ходе анализа эпохи Возрождения необходимо особо указать на вклад в развитие европейской культуры не только Южного, но и Северного Возрождения, специфика которого заключалась в благочестии и применении принципов научного исследования к Библии. Типичными представителями Северного Возрождения являются Эразм Роттердамский (1466-1536) и Томас Мор (1478-1535).

Эразма Роттердамского (псевдоним Герхарда Герхардса) называют «христианским гуманистом», потому что он пытался свести в единое целое культурные традиции древности и идеалы раннего христианства. Он призывал к такому образу духовной жизни человека, в котором сочетались бы свобода и ясность, миролюбие, умение не впадать в крайности, образованность и простота. В своем мировоззрении Э.Роттердамский опирался на идею о том, что для всех явлений общественной жизни, всех вещей характерна двойственность, проявление в них противоположных свойств, поэтому пагубна любая односторонность, а еще более ослепляющая страстность, туманящая разум.

Огромный вклад в развитие западноевропейской культуры внес гуманист-рационалист эпохи Возрождения Томас Мор, который отстаивал идею единства христианского мира. Его социально-политические взгляды были изложены им в книге «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Т.Мор впервые дал развернутую критику существующего строя и предложил идеальный вариант нового государства, которое может принести обществу равенство, счастье и свободу. Следует обратить внимание на антропологическую направленность его труда, которая заключалась в том, что развитию гармоничной личности в идеальном государстве уделялось много времени и стараний.

5. Влияние философии Возрождения на развитие медицинских знаний

В эту эпоху культура и наука постепенно приобретают светский характер. Рассматривая взаимосвязь философии Возрождения с медицинскими знаниями, целесообразно обратиться к характеристике основных направлений научной мысли данного периода; борьбе со схоластикой; утверждению опытного метода в науке. Идейным содержанием культуры Возрождения стал гуманизм (от лат. humanus — человеческий). В центре мировоззрения гуманистов был человек.

Внимание к человеку, превращение его в основной объект научного интереса породило живой интерес к строению человеческого тела. Следует отметить, что бурное развитие анатомии и физиологии в XVI-XVII вв. (А.Везалий, У.Гарвей и др.) происходило именно как следствие возросшего интереса к человеку (а не из потребностей медицинской практики). Недаром столь серьезно занимались анатомическими исследованиями крупнейшие представители изобразительного искусства: Л. да Винчи (1452-1519), М.Буо­нарроти (1475-1564), Р.Санти (1483-1520) и др. Развитие анатомо-физиоло­гических знаний происходило в противостоянии с галенизмом, ставшим важнейшим компонентом схоластики в медицине. Так, А.Везалий (1514-1564) вскрыл более 200 ошибок в галеновской анатомии, М.Сервет (1509-1553) и У.Гарвей (1578-1657) правильно описали кровообращение. Их открытия подверглись жесткой критике со стороны консервативной университетской профессуры, прежде всего медицинского факультета Парижского университета.

Огромную роль в познании человеческого тела и окружающего мира сыграл микроскоп, изобретенный в 1595 г. З.Янсеном, благодаря которому появилась новая ученая специальность – «микроскопист». Микроскопистами XVII в. были сделаны многие фундаментальные открытия в биологии и медицине: клетка (Р.Гук, 1635-1703), простейшие, бактерии, сперматозоиды, эритроциты (А. ван Левенгук, 1632-1723), микроскопическое строение кожи и внутренних органов человека, а также животных и растений (М.Мальпиги, 1628-1694).

Развитие теоретической медицины было в этот период тесно связано с идеологической борьбой. Так, в 1553 г. испанский философ-богослов и врач М.Сервет впервые в Европе описал малый круг кровообращения именно в своей богословской книге «Восстановление христианства», многие положения которой входили в противоречие с догматами церкви. При этом для подтверждения своих философских воззрений Cepвет использовал современные ему достижения естествознания. Книга была объявлена еретической, а ее автор был отправлен Ж.Кальвином на костер вместе со своей книгой. А.Везалий был обвинен в ереси (так как утверждал, что у мужчин и женщин одинаковое число ребер). Позднее он за свои исследования был по инициативе католической церкви осужден на смерть; впоследствии этот приговор был заменен паломничеством в Иерусалим, ко гробу Господню. На обратном пути в результате кораблекрушения Везалий погиб.

Так как гуморальная теория Гиппократа перестала удовлетворять врачей, появились попытки объяснить работу живого организма с позиций физики (механики) и химии (алхимии) – ятрофизика (ятромеханика) и ятрохимия. С позиций ятромеханики, организм подобен машине (сердце – насос, конечности – рычаги, теплота – за счет трения и т.п.), а все жизненные процессы можно объяснить лишь при помощи механики и математики. Основные положения этого учения четко изложены в сочинениях итальянских физиологов Дж.А.Борелли (1608-1679) «О движении животных» и С.Санторио (1561-1636) «О статической медицине».

Большое влияние на развитие естествознания (и физиологии в частности) оказала деятельность выдающегося английского философа Ф.Бэкона (1561-1626), который во многом определил пути дальнейшего развития медицины. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три основные задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая – в излечении болезней, третья – в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной несколько конкретных вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении болезней природных факторов и развитии бальнеологии.

Современник Бэкона, французский ученый Р.Декарт (1596-1650) был не только выдающимся философом и математиком, но также выполнил ряд физиологических исследований. Так, он в простейшем виде разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт изучал также физиологическую оптику.

Ятрохимики, в свою очередь, считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Наиболее выдающийся ятрохимик Т. фон Гогенгейм, более известный как Парацельс (1493-1541) считал весь мир химической лабораторией, управляемой Великим алхимиком, т.е. Богом. Организм – микрокосм – устроен так же, все жизненные процессы носят химический характер, а управляет ими архей (душа) с подчиненными ему силами (энсами). Основа здоровья – правильное соотношение в организме трех начал: серы, соли и ртути. Большое значение имела борьба Парацельса за освобождение медицины от галенизма, схоластики, за утверждение опытного метода в познании и медицинском образовании.

Важным событием в медицинской науке стала первая научно обоснованная концепция распространения заразных болезней была выдвинута Дж. Фракасторо (1478-1553) – итальянским врачом, физиком, астрономом и поэтом. Он сформулировал учение о «контагии» – живом размножающемся специфичном заразном начале, передающимся от больного организма к здоровому; по Фракасторо, существуют три способа передачи инфекционного начала: при непосредственном соприкосновении с больным человеком, через зараженные предметы и по воздуху на расстоянии. Он также впервые выделил в особую группу заразные болезни.

Противоречивый характер носили взгляды врача, изобретателя и философа Дж. Кардано (1501-1576), находившегося под влиянием Эмпедокла с его учением о любви и вражде и Николая Кузанского: он признавал существование вечной одушевленной первоматерии, сочетал идею развития сложных организмов из простых с принципом креационизма, возможность сливаться с Богом в состоянии экстаза – с понятием о математике как единственном пути достижения истины.

Темы докладов и рефератов.

1. Возрождение как синтез античности и средневековья.

2. Гуманисты о человеке, его достоинствах, природе и назначении.

3. Специфика медицинского знания в эпоху Возрождения.

4. Борьба со схоластическим подходом в медицине Возрождения.

5. Развитие представлений о строении и функциях организма человека и их связь с религиозно-философскими проблемами XV-XVII вв.

6. Соотношение политики и морали в философии Н.Макиавелли.

7. Особенности мировоззрения Леонардо да Винчи.

Литература

1. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности.–М., 1989.

2. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.–М., 1994.

3. Брагина Л. М., История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. Учеб. для студентов вузов, обучающихся по гуманитар. спец. –М.2001

3. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения.–М., 1986.

4. Габинский Г.А. Божественное откровение и человеческое познание.–М., 1989.

5. Гарвей У. Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных.–Л., 1948.

6. Гончаров Н.И. Зримые фрагменты истории.–Волгоград, 1988.

7.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. Учеб. пособие. М.2009.

7. Кузанский Н. Соч. в двух томах.–М., 1979–1980.

8. Куприй В.Т. Философия и медицина.-Чч.1-2.-СПб., 2003.

9. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения.–М., 1978.

10.Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина.–Т.1.–М., 1960.

11.Макиавелли Н. Избран.соч.–М., 1982.

12.Монтень М. Опыты.–М., 1979.

13.Перевезенцев С. В., Антология философии средних веков и эпохи Возрождения. М. 2001

13.Рассел Б. История западной философии.–М., 1993.

14.Ревякина Н. В., Человек в гуманизме итальянского Возрождения. Иваново. 2000

14.Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры.–М., 1986.

15.Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (15 в.).–М., 1985.

16.Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии.–М., 1991.

17.Фуко М. Рождение клиники. М., 1998.

18.Хрестоматия по истории философии.–М., 1997.

19.Эразм Роттердамский. Философские произведения.–М., 1986.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь