Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Природа как условие существования и развития общества
Взаимодействие общества и природы является одной из актуальных проблем социальной философии. Не так давно человечество лишь " эксплуатировало" природу, беспечно считая ее ресурсы неисчерпаемыми, безграничными и бесконечными. Адекватное понимание значения природы для жизни и развития общества не сформировалось полностью и по сей день. Но сегодня эта проблема из чисто теоретической превратилась в злободневную практическую, решение которой во многом может повлиять на будущее всего человечества. -•' В широком смысле слова природа — это все сущее, весь мир В многообразии его форм и проявлений. В более узком смысле — объект исследования естествознания. В литературе часто 1ютречается толкование понятия " природа" как совокупности естественных условий существования человеческого общества. Данный термин используется и для обозначения созданных человеком материальных средств своей жизни и деятельности — ^Второй природы". Как заметил еще К. Маркс, постоянное осуществление обмена веществ между человеком и природой — закон, регулирующий общественное производство; без такого обмена была бы невозможна сама человеческая жизнь[40]. В отличие от природы общество — это социально организованная материя (живая материя! ). Его также понимают в широким и в узком смысле слова. В первом случае общество, человечество — это " выросшая" (выкристаллизовавшаяся) из природы часть, фрагмент материального мира, исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей. Во втором случае — определенный этап человеческой истории (общественно-экономиче ская формация, межформационная или внутриформационная Ступень, например, раннефеодальное общество, монополистический капитализм, социализм и др.) или отдельное общество (соци.альный организм), например, французское, индийское общество, советское и др. Природа в силу своей значимости для жизни и развития общества всегда была объектом философского осмысления. Так, древнегреческая философия базировалась на превалирующем значении природного начала. Знаменитые философы (Сократ, Платон) воспринимали природу как часть бытия, эстетически прекрасное образование, результат целесообразной деятельности Творца. В их рассуждениях и спорах подчеркивалось превосходство природы над человеком, а ее " творения" считались эталоном совершенства. Идеал человеческой жизни мыслился ими только в гармонии с природой. Средневековая христианская философия утверждала концепцию ущербности природы и неизмеримо высоко ставила над ней Бога. Человек, развиваясь духовно, также стремился возвыситься над природой. В эпоху Возрождения мыслители, возвращаясь к античным идеалам понимания природы, дают им новое объяснение. Они уже не противопоставляют Бога и природу, а наоборот, сближают их, доходя до пантеизма, до отождествления Бога и мира. Бога и природы (Дж. Бруно). Если античные философы часто выступали с позиций гилозоизма, считая космос живым целым, то философы Возрождения выдвинули в качестве чувственно-эстетического идеала философии лозунг " Назад к природе". Позже он использовался в политической философии Ж.-Ж. Руссо (а затем — современными " зелеными", борющимися за сохранение окружающей среды). Но объектом широкого научного исследования природа становится, и не случайно, лишь в Новое время. В этот период природа превращается в сферу активной практической деятельности человека (признается его " мастерской" ), масштабы которой по мере развития капитализма растут. Однако недостаточно высокий уровень развития науки в целом в сочетании с социальными установками капитализма на овладение мощными энергетическими источниками тепловой, механической, а затем и электрической энергии привели к хищническому ограблению природы. Со временем возникла необходимость организовать такое взаимодействие общества и природы, которое было бы адекватным насущным социальным потребностям человечества. Первым шагом в этом направлении стала разработка концепции ноосферы, авторами которой были французские философы П. Тейяр де Шарден и Е. Ле-Руа, а также русский ученый В.И. Вернадский. Человек всегда находился и находится в определенном отношении к природе. Сама жизнь общественного индивида заставляет его проверять природу на " человечность". Для этого он использует все имеющиеся у него средства как интеллектуального, так и предметного содержания. Научно-практическая деятельность человека свидетельствует о том, что он способен не только познавать природные явления, но и регулировать свои отношения с природой. Сегодня взаимодействие человека и природы должно базироваться на следующих основных положениях, разработанных современной наукой и подтвержденных практикой: 1. Природа обладает возможностью порождения человека, что доказано естественнонаучным путем. Известно, что фундаментальные Структуры бытия характеризуются такими величинами, как постоянная Планка (h = 6, 626176 • 10-34 Дж/с), скорость света (300 тыс. км/с), гравитационная постоянная (G = 6, 672 • 10-11 Н-м2кг2), магнитная постоянная (м0 = 4п •10-7гн м-1), электрическая постоянная (Е = 782 • 10-12 Ф-м-1), отношение массы протона к массе электрона (mp/me= 1836, 15152) и др. Если эти характеристики хотя бы в незначительной степени были другими, то устойчивые структуры (типа человеческого тела) не могли бы существовать. Вселенная же такова, что возникновение человеческой жизни оказывается постоянной возможностью. 2. Человек возникает " из природы", на это указывают прежде всего эволюция живой материи, а также процесс деторождения. 3. Только на природной основе человека и возможно появление человеческого, общественного бытия, сознательной деятельности. 4. В социальной субстанции человек реализует социальные качества, превращая природные основания в фундамент общественной жизни, социальной деятельности. Для обеспечения существования и развития люди, общество должны не только знать природу и эволюцию ее составляющих элементов, но и уметь организовать свою жизнь с учетом законов природы и тенденций ее изменения. Природное начало проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Например, в области политики природное как бы 'расщепляется на две части: с одной стороны, оно проявляется непосредственно в самих политико-управленческих структурах деятельности; с другой — характеризуется как определенный объект, цель политики, политических решений. Каждое государство Обязательно определяет общие границы территории, на которую распространяется его власть. Предполагаются и принцип деления территории на отдельные регионы, и структурирование механизма управления ими. В этом отношении природные факторы вплетаются в механизм политико-управленческой сферы и представляют ее определенный аспект. Природное выступает объектом и духовного творчества, духовного " освоения" мира. Природа здесь универсальна и беспредельна: это и аспект философского осмысления бытия человека, и объект научного познания, направленного на изучение окружающей среды и ее законов, и предмет эстетического освоения. Итак. Природное начало проявляется во всех сферах общественной жизни, причем в разных его формах. Человек в процессе своей жизнедеятельности осваивает все многообразие природного не только в его конкретном содержании, но и во всей внутренней противоречивости, во всей гамме превращений материального в идеальное. Элемент природного универсален, он буквально пронизывает общественную жизнь. При этом природное не является инертным качеством, наоборот, оно, подчиняясь естественным законам мира, ни на йоту не отклоняясь от них, живет, пульсирует в обществе, сохраняя активность. Отсюда можно сделать вывод, что общество представляет собой не что иное, как определенное природное образование, как один из высших этапов бесконечной эволюции природного бытия. Таким образом, общество — это фрагмент природного бытия, особая форма природы, это бытие части природы, граненной временем и пространством.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1089; Нарушение авторского права страницы