Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Познавательные действия, формы их организации и рефлексивного осмысления
В самом общем смысле познавательное действие - это проявление творческой активности человека, направленной на воспроизведение объектов реальности в форме знаний. Познавательные действия человека включены в конкретные виды его деятельности (как предметно-практической, так и духовной), число которых постоянно растет. Однако растущее многообразие не блокирует поисков тех фундаментальных процессов, из которых состоит любой конкретный вид деятельности. В настоящее время в этом качестве выделены четыре основных типа человеческой деятельности: предметно-практическая, познание, общение (коммуникация) и ценностно-ориентационная. Соответственно формы организации познавательных действий в каждом конкретном виде человеческой деятельности определяются соотношением их предметно-практических, познавательных, коммуникативных и ценностно-ориентационных составляющих. Оно подчинено прежде всего непосредственным целям конкретной деятельности -научной, учебной, хозяйственной, экологической, политической, военной, культурной и др. — и составляет центральный аспект в исследовании проблем оптимизации деятельности. Совокупность познавательных действий дихотомически делят (надвое без остатка) на научные и вненаучные. Вненаучные - это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. В этом качестве они обеспечивают вненаучное познание реальности. Генетически исходной формой вненаучного познания является обыденное познание — форма познавательного освоения реальности, осуществляемого в рамках повседневных неспециализированных или, как правило, не отличающихся высокой степенью специализации конкретных видов человеческой деятельности (поддержание необходимого санитарно-гигиенического и эстетического качества жилья, приготовление пищи, уход за больными в нетяжелой форме и др.). Иные формы вненаучного познания представляют собой познавательное освоение реальности, осуществляемое в рамках отчетливо специализированных видов человеческой деятельности (в предметно-практической - на основе традиционных технологий, в искусстве, религии, нравственно-этической сфере и др.). Набор характеристик форм вненаучного познания достаточно широкий: нечеткая выделенность предмета и средств исследования, ситуативность, невысокая степень общности и прогностичности результата и др. Однако не каждая из них приложима к любой из форм вненаучных познавательных действий. Например, в искусстве, и особенно в религии, мировоззренческие представления чаще всего носят глобальный или космический характер. Нередко они сопряжены с детальной рефлексией над процессом их выработки, правда, не всегда строго выдержанной в понятийно-терминологическом отношении. Устойчивые параметры вненаучных познавательных действий связаны с их инфраструктурными характеристиками. Эти действия не имеют самодовлеющего значения и полностью подчинены целям и задачам тех конкретных видов человеческой деятельности, в которые они включены в качестве необходимых составляющих. Целевая подчиненность вненаучных познавательных действий, производный характер и " сервисное" функционирование — таковы их стабильные инфраструктурные свойства. Наиболее значимое из них — целевая подчиненность. Вненаучные познавательные действия настолько " присутствуют" в конкретных видах человеческой деятельности, насколько, во-первых, развиты эти виды; во-вторых, насколько тесным и устойчивым оказывается их взаимодействие со сферой науки. Уникальное явление в этом плане — предметно-практическая производственная деятельность, почти все современные технологии которой созданы на основе науки. Наименее отчетливо такое взаимодействие выражено в искусстве. В некоторых его жанрах и течениях периодически наблюдаются как полная несовместимость, так и идейное тождество научных и эстетических принципов. Что касается религии, то она во все эпохи проявляла внимание к науке, что было обусловлено в определенной мере и ее внутренними потребностями. Эволюция отношения — от оппозиции и апологетики прямолинейной подчиненности науки религии до обоснования охранительских функций религии по отношению к науке. Познавательные действия, обеспечивающие научное познание реальности, тоже подвержены субординации, однако иного рода. Здесь имеет место качественное совпадение конечных целей науки как одного из конкретных видов человеческой деятельности и конечных (а во многом и непосредственных) целей образующих ее познавательных действий. Поэтому научные познавательные действия можно определить как действия, направленные на производство и теоретическую систематизацию знаний о природной, социальной и духовной реальности. Они систематизируются в рамках научного познания как одного из конкретных видов человеческой деятельности, где выделяют четыре основных вида познавательных действий: эмпирические - действия, с необходимостью включающие в свой состав манипуляции с исследуемым объектом при помощи материальных средств и органов чувств человека; теоретические — манипуляции с идеальными моделями (абстрактными конструктами), репрезентирующими исследуемый объект, а также ряд операций, предваряющих и дополняющих эти действия; методологические — умственные действия, направленные на осмысление предпосылок, содержания и последовательности эмпирических и теоретических познавательных действий, а также форм фиксации их результата; репродуктивные — действия, направленные на профессиональную подготовку исследователей. Для того чтобы направить познавательные действия в надлежащее русло, сориентировать их на достижение намеченной цели (решение определенной проблемы, уточнение условий осуществления какой-либо практической задачи и др.), выработана совокупность средств их регуляции и рефлексивного осмысления. Средства регуляции познавательных действий (способы, методы, приемы, алгоритмы, принципы и др.) определяют их содержание и последовательность. Создание (разработка) такого рода средств, их применение и совершенствование составляют содержание процессов регуляции познавательных действий человека. Процессы рефлексии качественно отличаются от процессов, выполняющих сугубо регулятивные функции, хотя в определенной мере их содержание совпадает. Рефлексия — это обращение познания на осмысление собственных форм и предпосылок, рассмотрение структуры знания, критический анализ его содержания и методов исследования. В обоих случаях осмысливается необходимость осуществления определенной совокупности действий для получения конкретного результата, осознается содержание и последовательность этих действий. Качественное отличие процессов рефлексии состоит в том, что в них (помимо упомянутого) осмысливаются также предпосылки совершаемых действий, отыскиваются онтологические, когнитивные, социокультурные, нравственно-этические и иные основания, обусловливающие осуществление деятельности именно в данном варианте. Наиболее типичным современным примером процесса, преследующего сугубо регулятивные функции, является выполнение нормативных требований технологий " ноу-хау" (" знаю как" ). Работая по ним, производитель (субъект деятельности) не имеет полного представления о законах химических, механических, электромагнитных и иных явлений, на которых базируются данные технологии. Однако он четко представляет себе (на основе описания " ноу-хау" ) содержание и последовательность выполняемых действий и ожидаемый результат. Этот результат, конечно, может рассматриваться как обоснование приемлемости (эффективности, предпочтительности, оптимальности) данной технологии. Но, во-первых, обоснование выступает как post faktum по отношению к совершаемым практическим действиям. Во-вторых, по своему характеру оно сугубо утилитарное. Процессы же рефлексии не сводятся всецело к осмыслению деятельности сквозь призму ее результата. Наоборот, здесь в центре внимания находятся, скорее, предпосылки процесса. Наиболее простой из типов рефлексии в рамках вненаучного познания связывает познавательные действия с эталоном - здравым смыслом, традицией, различными таблицами и наглядными схемами. Особый тип рефлексии соотносит осуществляемые познавательные процессы с действующими в данной среде запретами (табу) на тот или иной вариант их осмысления. При всем количественном многообразии и некоторой экзотичности форм рефлексии, осуществляемой над познавательными действиями в рамках их вненаучной организации, она не отличалась гносеологической глубиной и системностью. Решающим событием, определившим развитие рефлексии в этом направлении, было возникновение в русле философии " учений о познании" — наиболее общих представлений о познавательной деятельности, впоследствии систематизированных в одном из ее разделов — теории познания (гносеологии}. Гносеология изначально не была системой представлений, ориентированных исключительно на воспроизведение особенностей познавательных действий, организованных в форме науки, тем более, что в то время (в эпоху античности) наука только зарождалась. Однако весь ход событий в этой области философского знания свидетельствует о том, что интенсивнее всего в гносеологии осмысливались именно требования, наиболее близкие к принципам научного мышления, а характеристики познавательных действий, включенных в обыденный опыт и другие виды специализированных конкретных видов деятельности, ставились им в оппозицию. Так были выделены оппозиции " мнение—знание", " вера — знание", " польза — знание". В контексте их анализа формировался и совершенствовался аппарат фило-софско-гносеологической рефлексии над познавательными действиями, организованными в различной форме. В рамках этой широкой, предельно общей формы рефлексии над познавательными процессами были выработаны фундаментальные представления о структуре познавательной деятельности и основных принципах ее рефлексивного осмысления. Познавательные процессы мыслились как взаимодействие человека и объекта познания, специфика которого (взаимодействия) обусловлена прежде всего особенностями познаваемого объекта и в определенной мере используемого при этом инструментария (" органона" ). Считалось, что возможности последнего позволяют более или менее четко выделить объект и предмет познания, проконтролировать ход познавательного процесса (опыта или рассуждения) и определенным образом обосновать и оформить полученный результат. Наиболее полно такого рода представления были изложены Аристотелем в его " Органоне" и Ф. Бэконом в " Новом органоне". Следует отметить, что развитие теории познания стимулировалось не только практической необходимостью, требовавшей высокой достоверности и точности научных знаний, но и внутрифилософскими факторами, в частности, аргументами тех философов, которых относят к представителям агностицизма. Очень немногие из них прямолинейно утверждали, что мир непознаваем. Как правило, они указывали лишь на реальные трудности на пути адекватного познания. Ими были остро поставлены вопросы об общезначимости знаний (Протагор), ограниченности монокаузальности (Д. Юм), доминирующей роли творческой активности субъекта в познавательном процессе (И. Кант), значении конвенций (соглашений) в содержании научных понятий и теорий (А. Пуанкаре) и др. Таким образом постепенно вырабатывалось общее представление о познаваемости мира. На " периферию" философских дискуссий были вытеснены тезисы как о невозможности адекватного познания мира, так и о том, что оно дает нам верное знание в той мере, в какой это знание подтверждено практикой. Главными становятся вопросы о наличии сущности познаваемых вещей (явлений, процессов), и если она есть, то имеет ли к ней отношение мир явлений, который всегда доступен познанию, и можно ли на основе знаний о явлениях познать сущность вещей? В русле гносеологии как предельно широкой форме рефлексии над познавательными процессами зародились представления, имеющие более узкую направленность и сферу применения, а именно, формы рефлексии над научным познанием. Первым, наиболее ранним стимулом для развития рефлексии над познавательными действиями, организованными в форме науки, были импонирующие философам строгость, системность и последовательность мышления представителей зарождающейся науки по сравнению с моралистами, мудрецами и учителями мудрости. Второй, более поздний стимул — становление экспериментально-математического естествознания, т.е. развитие самой науки. Опытная наука, которой не знали античность и средневековье, потребовала более полных и четких представлений об исследовательской деятельности. Этим объясняется выход на первое место в гносеологии проблемы метода, вокруг которой концентрировались также и онтологические вопросы. Классические философские и научные работы данного периода (XVI—XVII вв.) — " Рассуждение о методе" Р. Декарта, " Новый органон" Ф. Бэкона, " Математические начала натуральной философии" И. Ньютона и другие — представляют собой сочетание конкретно-научных методологических решений, философско-гносеологических и онтологических концепций. Наряду с такого рода интегративностью новых форм рефлексии над познавательными действиями в науке (в контексте философских проблем ее называют эпистемологическим поворотом) в новое время берет начало еще один процесс, оказавший значительное воздействие на последующее развитие форм рефлексивного осмысления познавательных действий, а именно, становление внутринаучных форм рефлексии. Внутринаучная рефлексия — это осмысление предпосылок и форм научного знания на основе тех методов, приемов, способов, которые регулируют осуществляемые в науке познавательные действия. Здесь не всегда гносеологические проблемы в явном виде связываются с широким набором онтологических проблем. Более того, сами гносеологические проблемы и. вопросы (о возможности существования достоверных источников и путях достижения истинного знания, его основных формах, границах познания, критериях истинности знаний и др.) трансформируются в методологические , содержание которых структурируется на основе установки на поиск оптимального, рационально обоснованного варианта организации познавательных действий. Она дополняет исходную гносеологическую установку на продуцирование (достижение) истинного знания и вместе с тем является качественно новой. В итоге формируется общенаучная методология, являющаяся второй по степени общности (после гносеологии) формой рефлексии над познавательными действиями в сфере науки. Общенаучная методология включает представления об общенаучных методах (подходах) и формах знания, а также о формах предпосылочного знания и особенностях стиля научного мышления. Эти представления более определенно (по сравнению с тем, что выработано в рамках философской теории познания) отражают особенности познавательных действий исследователя. Наряду с общенаучной существует конкретно-научная методология как форма внутринаучной рефлексии, исследующая оптимальные (рациональные) варианты организации познавательных действий в той или иной конкретной научной дисциплине или области исследований. Известно, что эти варианты заметно различаются даже в одной группе научных дисциплин. Например, в естествознании наблюдаются существенные различия между методологическими принципами биологического, химического и физического исследования, несмотря на определенные успехи в редукции первых к принципам физического исследования. Еще более ощутимы различия методологической парадигмы естественных и гуманитарных наук. В современной науке усложняется также методологическое взаимодействие между содержанием выделенных общих форм рефлексии: философско-гносеологической рефлексией (теорией познания), общенаучной и конкретной методологиями. Известно, что философско-гносеологические представления наряду с мировоззренческой и собственно гносеологической функцией выполняют и методологическую функцию, что фиксируется в понятии " философская методология". Философская методология (в зависимости от характера предлагаемых в соответствующей ей философской системе ответов на вопросы о сущности, путях, возможностях и всеобщих предпосылках познания) содержит регулятивы, определенным образом ориентирующие познающего субъекта. Это могут быть ориентации на выявление сущности исследуемого объекта или на описание феноменов (объявляя сущность фикцией), на конкретный способ понимания соотношения континуального и дискретного в исследуемом объекте и соответствующий способ фрагментации исследуемой реальности, на определенное понимание соотношения чувственного и рационального в познании и др. К числу философских дисциплин, изучающих познавательные процессы, организованные в форме науки, относится логика научного познания, которую также следует считать одной из форм рефлексии над познавательными действиями, несмотря на трудности в определении ее предмета и соотношения с теорией познания и методологией. В настоящее время никто уже не придерживается той точки зрения, что предмет логики научного познания составляет исключительно структура знания, т.е. анализ формальной структуры определений (дефиниций), понятий, вопросов, проблем, гипотез, законов, теорий и других форм знания. Наряду с этим предмет логики научного познания представлен рядом так или иначе связанных с ним направлений: 1) исследование специфики различных логических выводов (индукции, дедукции, умозаключений по аналогии); 2) выявление закономерностей конструирования искусственных (формальных) языков науки; 3) определение смыслов эмпирических и теоретических терминов; 4) анализ перевода языка теорий на язык наблюдений; 5) разработка критериев истинности научного знания (трактовка принципов непротиворечивости, полноты, процедуры доказательства и др.). Соотношение предметов логики научного познания, теории познания и методологии может быть достаточно четко определено, если руководствоваться самыми общими представлениями о компонентном составе познавательной деятельности и связях этих компонентов в рамках научной познавательной деятельности. Первое представление включает системы объектов, системы познавательных действий и системы знаний; второе — типы рефлексивного отношения субъекта деятельности к компонентам: 1) к системам объектов — онтологическое; 2) к системам познавательных действий — праксиологическое; 3) к системам знаний — логическое. Выделяют также два типа рефлексивного отношения к связям между компонентами: гносеологическая рефлексия направлена на анализ связей систем знаний и систем объектов; методологическая — на анализ связей систем знаний и систем познавательных действий. Третья пара связей (системы объектов — системы познавательных действий) непосредственно не фиксируется рефлексивно, поскольку научное познание как совокупность специфических процессов невозможно без знания (не бывает научного познания беспроблемного и беспредпо-сылочного, изначально не оперирующего определенной совокупностью представлений о познанном и непознанном и их связи, т.е. без того, что охватывается гносеологической и методологической рефлексией). С учетом вышеизложенного предмет теории познания может быть соотнесен прежде всего с исследованием сущности, всеобщих предпосылок и возможностей познания в духовном постижении реальности; предмет методологии науки — с исследованием рационально обоснованных механизмов приращения знания; предмет логики научного познания — с осмыслением системы знания как результата научного познания.
1.2. Предмет и основные понятия теории познания Поскольку теория познания является областью философского знания, ей, как и философии в целом, присуща ориентация на осмысление предельно общих характеристик познавательных действий человека. Эта ориентация достаточно отчетливо проявляется при соотнесении предмета теории познания с предметами конкретных наук, изучающих познавательные процессы: нейрофизиологией, нейропсихологией, общей психологией, нейро-лингвистикой, антропологией, логикой, теорией принятия решений, историей культуры, историей науки, социологией и др. Каждая из них выделяет в качестве предмета некоторые конкретные явления, характеризующие познавательные процессы: их субстратную (нейрофизиологическую) основу, связь с другими психическими процессами отдельного человека, обусловленность содержания познавательных действий общим уровнем развития человека и человеческого сообщества, уровнем развития культуры и науки и т.д. Предмет теории познания составляют всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отношение знаний к реальности и условия их истинности. Конкретизируется он в основных понятиях теории познания и содержании исследуемых ею проблем. Основные понятия теории познания позволяют системно осмыслить характеристики познавательных действий человека (их мотивацию, направленность, главные механизмы реализации, качество ожидаемого результата), а также совокупность проблем, исследование которых дает возможность постоянно уточнять и дополнять общее представление о познавательном процессе. Исходное понятие гносеологии — " субъект познания". Субъект познания - это носитель человеческой творческой активности, направленной на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Адекватное воспроизведение познаваемой действительности — верное, правильное, в идеале воспроизведение действительности " в ее собственных характеристиках", без деформаций, привносимых несовершенством человеческих познавательных способностей, данных ему природой, и недостаточностью созданных человеком средств познания. В роли субъекта познания выступают индивид (отдельный человек), социальная группа (коллектив лаборатории, научно-исследовательского института, академии наук и др., научное сообщество в целом), человеческое общество (совокупность ныне живущих людей, необходимым условием жизнедеятельности которых являются познавательные процессы), а также человечество (совокупность ныне живущих и живших ранее поколений людей, чьи знания используются в настоящее время). Характер направленности творческой активности субъекта познания конкретизируется в понятии " познавательное отношение". Познавательное отношение — это отношение между субъектом познания и реальностью, ориентирующее активность субъекта на ее адекватное воспроизведение в форме знаний. Оно качественно отличается от практического отношения человека к реальности, ориентированного на ее преобразование, а также от ценностного (аксиологического) отношения, ориентированного на установление значимости для человека того или иного явления природной, социальной или духовной реальности (его полезности или вредности, приемлемости или неприемлемости, справедливости или несправедливости и т.д.). Заданная познавательным отношением ориентация реализуется (воплощается в реальных познавательных процессах) в познавательной деятельности как одном из видов человеческой деятельности. В соответствии со сказанным о субъекте познания и характере познавательного отношения познавательная деятельность - это творческая активность человека, направленная на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний. Отмеченные ранее разнородные ориентации в определенной мере сближает понятие объекта познания. Объект познания — это то в сфере природной, социальной и духовной реальности, на что направлена познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непознанное и непонятное. Один и тот же объект природной, социальной или духовной реальности может быть связан с человеком различными типами отношений (практическим, познавательным, аксиологическим), задающими различные ориентации для проявления его творческой активности. В сфере познавательной деятельности активность человека направлена на выявление происхождения, строения и свойств объекта, состояний в настоящем и будущем, установление характера его отношений с другими объектами, составляющими среду его существования. При этом человек в определенной мере отвлекается от вопросов, связанных с практической полезностью данного объекта и его эстетической ценностью как способностью удовлетворять потребность в прекрасном. В группу основных понятий теории познания входят понятия " отражение" и " информация", воспроизводящие главные механизмы познавательных процессов. Отражение — это всеобщее свойство объектов реальности, состоящее в их способности воспроизводить признаки, свойства и отношения взаимодействующих с ними объектов. Отражение определяют также как взаимодействие, в результате которого через изменение свойств и состояний одного из взаимодействующих объектов воспроизводятся особенности другого. Термин " отражение" употребляют и для характеристики результата взаимодействия объектов, т.е. тех следов, отпечатков на одном из объектов, которые воспроизводят некоторые особенности другого объекта. Превалирующее значение имеет первый смысл, где акцентируется статус отражения как свойства (атрибута) всех материальных образований, лежащего в основе механизма познавательных процессов. Информация - это отражение разнообразия в объектах и процессах живой и неживой природы (системах управления), которое может передаваться через поток сигналов, накапливаться, преобразовываться и храниться. Данное определение не претендует на универсальность. Оно ориентировано прежде всего на развитие представлений о главных механизмах познавательных процессов, заложенных в понятии " отражение", и акцентирует значение сигналов как материальных носителей сведений об отражаемом объекте, которые не связаны с ним законами вещественных и энергетических взаимодействий, в то время как многие виды отражения (прежде всего механическое) таким законам подчиняются всецело. К основным понятиям теории познания относится также понятие " знание". Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познавательной деятельности, выражающий в знаковой форме объективные свойства и связи объектов природной, социальной и духовной реальности. В данном определении подчеркивается статус знаний как самостоятельного духовного образования, что отличает его от эмоциональных оценок предметов и явлений, которые основаны преимущественно на субъективных ориентациях и предпочтениях. Знание отличается также и от информации, хотя в широком смысле слова последняя понимается как совокупность некоторых сведений, т.е. знаний. Однако более точное представление об информации, связывающее ее природу со способом ее существования (посредством системы сигналов), предполагает их различение. Информация в виде потока сигналов может циркулировать по своим каналам в системах управления, будучи не расшифрованной человеком. Прежде всего это характерно для информационных процессов в живых системах, механизмы и содержание которых пока что представлены в виде знания крайне ограниченно. Человеком не расшифрованы " языки" работы собственного мозга, основанной на информационных процессах. Знание же как феномен (явление) познавательной деятельности всегда сопряжено с человеческим осмыслением его содержания, способа существования и механизмов трансляции. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 976; Нарушение авторского права страницы