Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Единство и различие законов природы и общества
Общество и природа — единое целое, но это единство противоречивое. Как заметил В. Гёте, природа не признает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга, она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей. Чтобы существовать и развиваться, общество должно с начала возникнуть, природа же существует вечно. Поэтому перед учеными всегда стояла проблема возникновения именно человеческого общества, а не природы и общества. Эта проблема впервые была поставлена на научную основу во второй половине XIX в. Сначала Ч. Дарвин описал биологическую предысторию человека, создав теорию естественного отбора. Затем Л. Морган (американский этнограф и историк) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как социального существа. И, наконец, Ф. Энгельс обосновал главную причину этого процесса. Он доказал, что труд как целесообразная деятельность сыграл решающую роль в процессе формирования человека. В философской и естественнонаучной литературе того времени можно встретить две крайние точки зрения о соотношении природы и общества: натуралистическую и идеалистическую. Натуралисты преувеличивали роль естественного отбора В процессе происхождения человека и становления общества. Идеалисты же, наоборот, абсолютизировали противоположность природы и общества и не видели их взаимодействия и взаимовлияния. Проблема получила свое научное разрешение только с позиций диалектико-материалистического подхода как к обществу, так и к окружающей его среде. Сторонники и основатели такого подхода исходили из того, что хотя общество и является специфическим материальным образованием, однако представляет часть природы, высший уровень ее развития. История человеческого общества — это продолжение развития природы. Формы и пути прогресса тех или иных стран во многом определялись, а иногда и ограничивались природными условиями, географической и геологической средой. В связи с вышеизложенным можно так определить природу я общество: природа — это материя, не осознающая своего бытия; общество — это материальное образование, развивающееся до осознания своего бытия, своего становления и прогресса. Оно есть обособившаяся от природы часть материального мира, результат взаимодействия людей. • Неразрывная и естественная связь общества и природы Обусловливает единство и различие законов их развития. Единство законов природы и законов общества заключается в следующем: : они действуют объективно и при наличии соответствующих условий проявляются с необходимостью, т.е. и законы природы, и законы общества реализуются независимо от того, знаем мы о них или нет, познаны они или не познаны. Человек не может отменить ни законы развития общества, ни законы природы; изменение материальных условий влияет на проявление и Действие как общественных, так и природных законов. ' Существует и известное различие между законами обществa и законами природы. Так, природа бесконечна в пространстве и во времени. Среди законов природы есть и вечные (например, закон всемирного тяготения), и очень долговременные (законы развития растительного мира). Законы же общества не вечны. Они возникают с образованием общества и прекращают свое действие с уходом с исторической арены конкретного общественного образования, формации. ' Законы природы проявляются в действии стихийных бессознательных сил: природа " не знает", что она творит. Исторические же законы осуществляются через сознательную деятельность масс людей. Они не могут функционировать " сами по себе", без участия человека. Законы развития общества и законы природы различаются и по своей сложности. Это законы разных уровней движения материи. Законы низших форм движения материи хотя и могут оказывать воздействие на законы общественного развития, но не они определяют сущность общественных явлений и процессов. Человек в своем развитии подчиняется и законам механики, и законам физики, и законам химии, и биологии. Но сущность его определяется общественными отношениями и только ими, а не особенностями биологического вида. Изменение его общественной природы может отставать, а может и опережать ход истории в целом. Рассмотренная научная гипотеза соотношения природы и общества, их единства не единственная, она лишь более обоснованная. Есть и другие подходы: космическое расселение разума — существование множества миров, подобных и не похожих на наш; многообразие форм живой материи, каким-то образом " распределившихся" в бесконечном космосе, и т.д. Все это гипотезы и предположения, которые со временем могут стать объектом пристального внимания новых научных направлений, школ, а затем превратиться в доказанные теории, более точно и объемно объясняющие окружающий нас мир и нас самих. Принцип целостности человечества, его возможного постепенного превращения в единый организм с общими целями разделяется сегодня далеко не всеми. Однако без подобного принципа, а также принципа коэволюции (т.е. обоюдной взаимосвязанной эволюции общества и природы) какие-либо рекомендации о сохранении глобальной стабильности лишены всякого смысла. Будучи чрезвычайно сложным и неоднозначным, термин " коэволюция" требует пояснений. Коэволюция предполагает невысокую скорость изменения параметров биосферы под воздействием антропогенных факторов, что делает реальной адаптацию человека к изменяющимся внешним условиям. В свою очередь, изменение внешних условий существования человека вследствие антропогенных воздействий также должно носить адаптационный характер целенаправленного изменения параметров биосферы. Возможности человека по сравнению с мощью биосферы пока еще малы, но он своей деятельностью может нарушить ее квазистатическое равновесие, в результате чего биосфера перейдет в такое состояние, где места человеку уже нет. Биосфера является чрезвычайно сложной нелинейной системой, состояние равновесия которой зависит от многих параметров. И каждый из этих параметров может допускать критические, бифуркационные значения, переход через которые будет означать начало необратимого процесса перестройки биосферы. А это приведет к совершенно новому ее состоянию квазиравновесия, которое сегодня не известно, равно как и возможность существования рода человеческого в условиях, ему соответствующих. Биосфера Земли, вероятно, не раз проходила через подобные критические состояния. Подтверждение тому — катастрофические смены флоры и фауны. И очень важно понять, что катастрофические " перестройки" биосферы могут произойти вследствие не грандиозных явлений космического масштаба, а незначительного изменения того или иного параметра биосферы (температуры на 2-3 °С! ). Все это и породило проблему коэволюции природы и общества. Содержание понятия " коэволюция" связано с теорией ноосферы, изучающей условия, при которых изменение характеристик биосферы происходит в направлении, содействующем упрочению, расширению области гомеостазиса вида homo sapiens. Подобная интерпретация термина " коэволюция" может стать отправной точкой в изучении проблемы целей общественной жизнедеятельности, поскольку она требует прежде всего изучения влияния антропогенных факторов на параметры биосферы. Перечень и характер целей должны основываться на знании критических параметров биосферы, неучет которых может привести к необратимым процессам. Необходимо знать, например, допустимые пределы увеличения углекислого газа в атмосфере. В результате выбросов углекислоты в атмосферу (вследствие прежде всего сжигания углеводородного топлива) увеличивается средняя температура (тепличный эффект), изменяется характер циркуляции атмосферы, и в частности зональный перенос влаги, Начинается таяние ледников и т.д. Связь этих явлений с их первопричиной — добычей и сжиганием углеродистого топлива —.достаточно опосредована. Кроме того, на энергетику биосферы, ее температурные показатели, влагообмен оказывают влияние ^процессы биотической природы, происходящие как на суше, так и в океане. Поэтому оценить допустимые границы развития углеводородной энергетики можно лишь в результате комплексного Системного исследования динамики биосферы. В качестве альтернативы развитию углевородородной энергетики обычно рассматривают ядерную энергетику, с успехами которой связывают определенные надежды. К оценке воздействия ; 'последней на окружающую среду надо также подходить с глобальных позиций, хотя при сегодняшних масштабах развития ядерной энергетики наибольший интерес представляют локальные рассмотрения (например, влияние выбросов теплой воды на Изменение экологических условий прилегающих водоемов). Нельзя также забывать и о том, что ядерная энергетика способна Оказывать непосредственное влияние и на человека. Увеличение • Производства радиоактивного углерода может иметь серьезные генетические последствия. Важно оценить вообще допустимые пределы производства; Человеком энергии, которое не может быть бесконечно большим, ибо вся энергия, согласно второму закону термодинами ки, в конечном счете рассеивается, в частности, идет на нагревание атмосферы. Сегодня производство энергии относительно невелико — оно составляет лишь десятые доли процента той солнечной энергии, которая поступает на Землю. Однако же количество искусственно производимой энергии удваивается каждые 15—20 лет. Если удастся использовать (а это удастся! ) энергию термоядерного синтеза, то этот процесс пойдет значительно быстрее. Через несколько десятков лет он может привести к тому, что объем антропогенной энергии достигнет процента (или нескольких процентов) энергии солнечной радиации. А это будет означать повышение средней температуры атмосферы (к середине следующего столетия на 2°—2, 5° С), что может стать началом глубочайшей перестройки всей гидродинамики атмосферы, причем в направлении, которое пока трудно себе представить. Могут быть и другие сценарии развития человечества, которые не ориентируются на безудержный рост потребительства и растранжирование того скромного потенциала, которым обладает Земля. Человек еще долго будет расходовать земные ресурсы и перестраивать биосферу. Но вся эта деятельность не должна нарушать условий коэволюции, не должна выводить биосферу на тот режим необратимой эволюции, который может грозить человеку исчезновением его как вида. Думается, современное общество способно воспринять идеи сосуществования человека и биосферы и, как необходимое условие, — мирное сосуществование людей. Современный период истории человечества и планеты в целом — это переход к тому новому состоянию биосферы, который В. И. Вернадский назвал ноосферой. Для него характерно резкое ускорение всех эволюционных процессов. Возникновение тех-носферы как неотъемлемой части ноосферы и рост антропоген-ных нагрузок не меняют методологических принципов, которые лежат в основе любой эволюционной теории. Поэтому по-прежнему должны вырабатываться определенные принципы отбора, с помощью которых можно будет оценить вероятность тех или иных тенденций. Но теперь речь идет об отборе вариантов развития человечества, которые определяются действиями людей. Все рассмотренные вопросы требуют объединения усилий специалистов различного профиля, глубокого научного синтеза естественных, технических и общественных наук. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2865; Нарушение авторского права страницы