Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Формы познавательной деятельности
Содержание главных понятий теории познания дает самое общее представление о структуре познавательной деятельности. Более детальное представление о ней включает описание основных форм познания, выделяемых с учетом характера используемых познавательных средств, общей направленности и результата познания. Выделяют формы чувственного и рационального познания. Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Часто в философской литературе чувственное познание называют " живым созерцанием". В обычном понимании " живое созерцание" - это зрительное восприятие вещей и явлений. В философском осмыслении, т.е. в теории познания, оно является синонимом чувственного познания и включает в себя четыре формы — ощущение, восприятие, представление и воображение. Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Это элементарный, далее неразложимый психический познавательный процесс. Ощущением называют также результат данного процесса -воспроизведение человеком конфигурации, взаимного расположения предметов, их окраски, степени шероховатости поверхности, издаваемых ими звуков, запахов и т.д. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возникает только при непосредственном контакте с ним человека. Восприятие — это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из •Главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другую — отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. В восприятии ведущую роль играют те компоненты, которые обеспечивают постоянство (константность) образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия. В большинстве познавательных ситуаций, складывающихся в обыденной жизни, а также в контексте специализированных видов деятельности различные ощущения возникают одновременно и создают целостное восприятие предметов, хотя доля каждого из ощущений в общем объеме информации о предметах внешней реальности неодинакова (зрительные ощущения составляют свыше 80%, 7—8% — слуховые, остальное приходится на долю осязания, обоняния и вкуса). Психические механизмы формирования восприятии обеспечивают взаимодействие в рамках этого процесса, с одной стороны, оперативной информации, поступающей от органов чувств, с другой стороны — информации, воспроизводящей опыт прежних актов восприятия и их интеллектуальной обработки. Поэтому восприятие называют " мыслящим живым созерцанием". Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а " по памяти". Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую ступень, освобождая его от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами. Каждый нормальный человек способен представить себе (воспроизвести в представлении) минувшие события, запомнившиеся предметы, контактировавших с ним людей и т.д. Однако на этом пути неизбежны и существенные информационные потери, обусловленные спецификой процессов запоминания и забывания, значительными различиями в объеме оперативной и долгосрочной памяти у отдельных людей. Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, " опережающим отражением" человека. Однако предметом воображения могут быть и реальные вещи, процессы, явления, отдельные параметры которых можно в познавательных целях представить в таком виде, в каком в действительности они никогда не существовали и не могут существовать. Например, вполне оправданно и естественно представлять детали создаваемых механических устройств в виде идеальных геометрических фигур, хотя в действительности здесь полное совпадение невозможно. Воображение строит такие важные в научном познании представления, как идеальный газ, идеальная паровая машина и другие; в техническом творчестве — представление о дороге, возникающей там, где ее касаются колеса автомобиля; в экономической науке - представления об обмене товаров строго по их стоимости и т.д. Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция). Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания не ограничивается отмеченной выше опосредующей функцией первых по отношению к воспринимаемым объектам и к формам рационального познания. Эта взаимосвязь имеет более сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются " обработке" мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция. Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т.д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т.е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме. Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя " включить" или " выключить" сознательным волевым усилием. Это неожиданное " озарение" (" инсайт" - внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую 4зорму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного " озарения" сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное " озарение" (инсайт), т.е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания. К основным механизмам интуиции относятся: во-первых, наличие двух видов анализа проблемы (сознательного и подсознательного); во-вторых, неполнота сознательного анализа (если бы он охватил все содержание проблемы и возможные пути ее решения, то проблема была бы решена логическими средствами); в-третьих, параллельное прохождение сознательного и подсознательного анализа, их взаимное стимулирование друг друга (если придерживаться принципа психофизического параллелизма, то можно утверждать, что подсознательный анализ начинается одновременно с сознательным); в-четвертых, стимулирующее воздействие эмоциональной сферы человека, его сознания и самосознания на процесс перехода результатов подсознательного анализа в сферу сознания, позволяющее быстрее преодолеть на этом пути " три порога" (эмоциональный порог, порог сознания и порог самосознания). Таким образом, интуиция — это сложноструктурированный процесс, включающий как рациональные, так и чувственные элементы, что послужило основанием для отнесения ее к особой форме познания. Продуктивная функция интуиции подтверждается большим количеством фактов из истории научного, технического и художественного творчества, зачастую экзотичных и даже забавных. Вместе с тем необходимо отметить, что интуитивно полученные решения далеко не всегда включаются в существующую систему знаний. Во-первых, из-за отсутствия доказательности и подчиненности консервативному здравому смыслу; во-вторых, в силу первого обстоятельства интуиция сама по себе без дополнительных эмпирических и теоретических аргументов недостаточна для построения и оценки научных теорий. Поэтому в целом развитие познания (особенно научного) идет по пути освобождения от интуитивно принимаемых решений, приведения их к логически выводимым утверждениям, уточнения и подтверждения на основе данных опыта и накопленного теоретического знания. Проблема истины Общая ориентация познавательной деятельности человека на адекватное воспроизведение природной, социальной и духовной реальности в форме знаний неизбежно приводит к вопросу: как определить степень этой адекватности, степень соответствия знаний человека тому, что познается? Постановка такого вопроса стимулируется не только философским интересом. В адекватном воспроизведении реальности человек заинтересован практически. Это надежная основа высокоэффективных технологий, принципов оптимальной общественной организации, Духовной целостности социальных групп и человеческого сообщества, продуктивности творческих процессов в науке и других сферах. Еще философами древности было установлено, что содержание человеческих знаний определяется не только характером объекта познания, но и особенностями познающего субъекта (уровнем его культурного и интеллектуального развития, компетентностью в конкретных вопросах, психическим состоянием и др.). Наиболее простой прием, с помощью которого сепарировалось содержание знаний, свободное от субъективных наслоений и искажений, было предложенное философами Древней Греции разделение " мнения" и " знания". Но поскольку подобные явления вскоре обнаружились и в самом знании, то встал новый вопрос: можно ли выделить в наших знаниях содержание, не зависящее от человека и вообще от людей (от человечества), т.е. знание, воспроизводящее познаваемые объекты без ограничений и искажений, причиной которых являются, во-первых, недостаточность природных познавательных способностей человека (конечные объем его памяти и скорость психических процессов, отсутствие естественных механизмов восприятия многих природных явлений и процессов и др.), во-вторых, несовершенство его познавательных средств и методов (средств наблюдения, экспериментирования, обработки данных и т.д.). Поиск ответов на эти вопросы был связан с разработкой понятия истины, ее критериев и видов. Истина — это содержание знаний человека, представляющее собой адекватное воспроизведение реальности, т.е. такой, какой она существует сама по себе, независимо от человека и его сознания. В соответствии с основными формами, в которых осуществляется человеческое познание, были выделены чувственный и логический критерии истинности знаний. Чувственный критерий предполагает наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения должно быть подтверждено само существование изучаемого объекта (процесса, явления), его свойства, характер отношений с другими объектами, тенденции развития. Логический критерий связан прежде всего с требованием непротиворечивости. В строгом понимании непротиворечивость — это свойство предложений какой-либо теории, в соответствии с которым из них нельзя с помощью логических средств данной теории вывести два предложения, одно из которых является отрицанием другого. В более широком смысле слова требование непротиворечивости означает недопущение прямо противоположных утверждений об одном и том же предмете в одном и том же отношении и в одно и то же время. Критерием истинности человеческих знаний является также практика, которая не может их подтвердить или опровергнуть полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах которого степень истинности знаний проявляется достаточно определенно. Так, если бы не были истинными представления физики об электромагнитных явлениях, процессах теплообмена, превращении одних видов энергии в другие, доминирующей части современной техносферы просто не существовало бы. Примерами относительности практики как критерия истинности знаний и даже ее явной несостоятельности являются допускаемые грубые ошибки в области медицины, гигиены, воспитания. Известно также, что навигационные средства, основанные на представлении о вращении Солнца вокруг Земли, успешно выполняли свои практические функции и просуществовали еще довольно долго после открытия Коперника — Галилея. Данный пример свидетельствует о том, что в человеческих знаниях может заключаться содержание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Такое содержание знаний называют заблуждением. Не следует его путать с ложью как содержанием знания, несоответствие которого реальности доказано. В содержании знания, соответствующего познаваемой реальности, выделяют три вида истины: объективную — не зависит ни от человека, ни от человечества; относительную - характеризуется определенной степенью точности и полноты, достигнутой на данном этапе познания (это наиболее значительный массив циркулирующего в человеческом сообществе знания); абсолютную - не опровергается последующим развитием познания (это утверждения общего характера типа " мир существует", " мир существует в пространстве и времени", " движение есть способ существования реальности" и другие, а также достоверно установленные факты различных событий — рождения, смерти, катастроф и т.д.). Понятия истины, объективной и абсолютной истины имеют достаточно определенный регулятивный смысл, т.е. выражают прежде всего то, на что должно быть ориентировано человеческое познание, а не качество реально достигнутых результатов. Они указывают на то, что познание должно быть ориентировано на достижение результата, отражающего реальность в ее собственных характеристиках как существующую независимо от человека и человечества, что такое содержание должно быть в человеческом знании, но не доказывают, что оно необходимо присутствует в каждой системе знания. Ответ на вопрос, существует ли такое содержание, дают критерии истинности знания, а общий механизм его приращения отражается в представлении о диалектике абсолютной и относительной истины. Понятие " абсолютная истина" — это не только содержание знания, которое не опровергается последующим развитием познания (основное его значение), но и полное, точное, исчерпывающее знание о познаваемом объекте. В реальной познавательной деятельности такое знание недостижимо, поскольку познаваемый объект, даже не меняя своей сущности, включается в новые связи с другими объектами реальности, охватить и проследить которые человек с его ограниченными познавательными способностями и средствами познания не может. Однако как регулятивная идея, выражающая характер результата познавательной деятельности, к которому должно стремиться человеческое познание (хотя он и недостижим), понятие абсолютной истины имеет позитивный гносеологический смысл. Такое ее понимание позволяет представить познавательный процесс в целом как накопление относительных истин, представляющих собой отдельные стороны, частицы, составляющие абсолютные истины, т.е. правильно определить его ведущую тенденцию и дать объяснение неправомерности попыток выдать относительные истины познания за окончательные решения. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 3121; Нарушение авторского права страницы