Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Теоретические модели общества и их философские основания (натурализм, идеализм, фатализм, субъективизм, волюнтаризм)
Человеческое общество можно анализировать с различных позиций. Так, русский философ А. Богданов, например, подходил к изучению общества со стороны организации и управления. Он считал, что всякая человеческая деятельность объективно является организацией или дезорганизацией, а значит, ее можно рассматривать как некоторый материал организационного опыта и изучать именно с этой точки зрения. Хорошо известны попытки описать общество как живую популяцию без выявления специфики социального. В основе отдельного течения в социальной философии могут лежать и другие подходы, но тогда возникают иные концептуальные модели общества. Рассмотрим некоторые из них. В XVII—XVIII вв. широкое распространение получила натуралистическая концепция толкования общественной жизни. Натуралистический философский принцип требует объяснения социальных явлений исключительно действием природной закономерности: физической, географической, биологической и др. Высшие формы бытия натурализм сводит к низшим. Человека он низводит до уровня сугубо природного существа. Подобный подход характерен для всех форм метафизического материализма. Его основной недостаток заключается в принижении человеческой активности и отрицании свободы. Концепция социальных событий неизбежно принимает фаталистическую окраску. Еще одним недостатком натуралистического подхода к обществу является то, что человек уподобляется социальному атому, а общество — механическому агрегату индивидов — атомов, замкнутых только на своих собственных интересах. Органически вытекающий из натурализма механицизм и становится теоретическим обоснованием индивидуализма, анархизма и эгоизма. Если натурализм чрезмерно принижает человека, растворяет в природе, то идеализм, наоборот, чересчур одухотворяет его, отрывает от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в самостоятельную субстанцию. Разумеется, идеализм в принципе не отрицает роль объективного фактора в истории. Но если с точки зрения натурализма развитие общества полностью определяется действием законов природы, то в идеализме эту функцию творящего начала, социального перводвигателя выполняет некий мировой разум (объективный идеализм) или недетерминированная ничем человеческая духовно-волевая активность (субъективный идеализм). В некоторых идеалистических системах (в кантианстве и русской религиозно-нравственной философии) содержалось положительное начало в подходе к человеку и истории. Оно заключалось в обосновании свободы субъекта, его творческой активности. Как бы ни понималась духовность, никто не мыслит ее без нравственности. Последняя же предполагает наличие свободы. Духовно нравственным может быть только свободный человек. Поэтому нужно преодолеть узкие рамки натурализма, экономического детерминизма и технократизма и повернуться Яйцом к гуманистическим ценностям, что предполагает усвоение всего богатства духовных традиций. а: Так, И. Кант в отличие от просветителей принципиально по-новому подошел к объяснению социального бытия человека. Наивному оптимизму натуралистической этики с ее центральным принципом (разумного эгоизма) он противопоставил концепцию самоценности личности, а из постулатов практического разума на первое место вывел свободу. У Канта человек как моральное существо не нуждается ни в каких приманках или принуждении, так как подлинно нравственный мотив, по его мнению, порождается свободным волеизъявлением личности. Этот мотив заключается в том, чтобы человек выполнил свой моральный Долг, не ожидая компенсации ни в этом, ни в ином мире (категориальный императив Канта). Необходимо отметить и отрицательные последствия идеалистического понимания общества. Главные из них: отрыв слова от дела, теории от практики, идеала от интереса, формирование отчужденных, фетишистских форм сознания, которые начинают господствовать над людьми. Иначе говоря, идеалистическое понимание человека и общества опасно тем, что порождает социальную мифологию и обрекает социальных объектов, оказавшихся во власти мифов, на погоню за миражами. Когда символ господствует над бытием, цель непременно подменяется средством, а мудрость — рассудком. Современная наука пошла на сближение с техникой и отделилась от человека. Однако живой культуру делает нравственность, а не культ науки и техники, который опустошающе действует на нее. Что касается социального идеала, оторванного от жизни и даже противостоящего ей, то результаты господства в общественном сознании так их идеалов-миражей давно известны человечеству XX в. — это в концепция создания " общества всеобщего благоденствия" в США, и всевозможные " теории конвергенции двух систем" и т.д. Идея лишь тогда хороша, когда озарена смыслом человеческого " бытия. Вне этой заданности она превращается в интеллектуальное безумие. Таким образом, и натурализм, растворяющий человека в природе, излишне заземляющий его, и идеализм, отрывающий человека от природы и превращающий духовное начало в нем в самодовлеющую сущность, ориентируют на одностороннее понимание общества. Фатализм, исходит в понимании общественной жизни из признания неизбежности хода истории, исключая тем самым Становление новых возможностей развития. Детерминацию социальной действительности фатализм рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестественная и божественная воля (теологический фатализм и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое " естественное устройство мира с безраздельным господством природной необходимости" и т.д. В жизни общества крайний фатализм отрицает случайность вообще, умеренный фатализм допускает ее как форму опосредования фатума. Классическая форма фатализма в античности — стоицизм, особенно римский. Стоический фатализм следующим образом резюмировал положение индивида перед лицом вседовлеющего могущества социальных сил (империй, войн и т.д.): " Водящего судьба ведет, а неволящего влачит" (Сенека. Письмо к Луцилию). Вместе с тем к фатализму прибегает также и авантюристский субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Субъективизм как мировоззренческая позиция, игнорирующая (полностью или частично) объективный подход к действительности, стремится поставить активность субъекта вне действия какой бы то ни было закономерности. Субъективизм связан с идеализмом и находит в нем свое обоснование. Идеологический механизм субъективизма складывается в результате вынесения социально значимых проблем за пределы объективной критики. Решение их подчиняется готовым, предвзятым предпосылкам, заранее заданным оценкам. В своей последовательной форме концепция субъективизма завершается проповедью " субъективной фанатичной решимости к прямому действию", культом " иррационального" произвола и нигилистическим попранием глубочайших истоков духовного прогресса личности. Субъективизм способен возрождать догму об индивидуальной или групповой монополии на истину " в последней инстанции". Он выдает корыстные интересы группы или касты за интересы класса, народа или всего человечества и готов использовать любые высокие принципы для оправдания произвола. Такой субъективизм есть последнее прибежище и реакционных, и квазиреволюционных сил. Волюнтаризм — течение субъективно-идеалистического толка. Его последователи в понимании общественной жизни возводят в абсолют волю субъекта, его свободу и сводят к нулю роль необходимости, т.е. зависимость деятельности субъекта, ее результатов от объективных законов общественного развития (Ф. Теннис, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, Ф. Ницше). Сторонниками волюнтаризма в осмыслении общественных явлений и событий были народники, эсеры. Сегодня таковыми являются представители различного рода ультралевых, анархистских движений на Западе. Волюнтаризм проявляется и в современной социально-политической практике в виде игнорирования объективных условий и попытки волевого решения назревших проблем. Волюнтаристские взгляды были характерны для исторической науки. Так, во второй половине XIX в. под влиянием позитивизма появился ряд школ, отрицающих наличие объективной закономерности в истории (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, М. Вебер, Э. Майер — в Германии; Б. Рассел, С. Федерн, А. Тойнби, Г. Тревельян — в Англии; Д. Дьюи, Э. Богардус, Беккер-Чейз — в Америке). Подобно Юму Тойнби уже в XX в. не признавал объективную природу причинности. Однако в таком чистом виде отрицание исторических закономерностей встречается все же редко. Сторонники волюнтаристских концепций тоже вынуждены обращаться к прошлому историческому опыту для подтверждения своих взглядов на настоящее и прогнозирования будущего. Отрицая историческую закономерность, они вместе с тем часто признают возможные аналогии в истории.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 2470; Нарушение авторского права страницы