Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОСМОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ



ФИЛОСОФИЯ

 

 

методические указания

для студентов факультета заочного обучения

 

Пенза 2005

УДК 1.(075.8)

ББК 87.6.я.73

Ф56

Содержатся темы контрольных работ по дисциплине «Философия», а также требования к их выполнению, список рекомендуемой литературы по каждой теме, контрольные вопросы для самопроверки.

Методические указания подготовлены на кафедре философии и предназначены для студентов факультета заочного обучения всех специальностей.

ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

При изучении курса философии студент-заочник должен написать контрольную работу в соответствии с темой разработанной на кафедре философии ПГУ и представленной в настоящих методических указаниях.

Контрольная работа по философии представляет собой самостоятельно написанную работу на конкретную тему, раскрывающую ту или иную философскую проблему на основе изучения учебно-справочной и научной литературы. Ее объем не должен превышать объема ученической тетради (18 листов), текст пишется рукой автора четким и разборчивым подчерком. Для замечаний рецензента следует оставить поля.

Контрольная работа оформляется по следующей схеме:

1. Название темы.

2. План.

3. Содержание темы.

4. Список использованной литературы.

5. Подпись и число.

Тема 1.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

1. Истоки философии: от мифа – к логосу. Круг философских проблем. Функции философии.

2. Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.

1. При подготовке первого вопроса необходимо привлечь к работе учебники и философский словарь, чтобы разобраться в изучаемой проблеме. Следует обратить внимание на такие философские категории, как «миф», «логос», «религия», «философия», «наука», «мировоззрение». Изучив это, покажите генезис и дальнейшую эволюцию философии. В этом вам поможет рекомендуемая литература. Покажите предфилософское значение мифологии и религии, специфику постановки и разрешения философских проблем, отличие философии от науки и других форм знаний.

2. Рассматривая второй вопрос, с помощью учебника раскройте содержание и структуру мировоззрения, а далее разберитесь в его типах – мифологическом, религиозном, философском, научном и др. Завершая рассмотрение данного вопроса, выделите основные функции философии, покажите ее место и роль в жизни отдельного человека и в духовной культуре человечества.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 20 - 73.

2. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1994. С. 40-46.

3. Джеймс У. Рассел Б. Введение в философию. Проблемы философии. – М., 2000.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. М., 1997. С.4-18.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М, 1999.

7. Философский энциклопедический словарь. – М., 2003.

8. Философский словарь. – М., 1998.

Тема 2.

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Философия Древней Индии.

2. Древнекитайская философия.

1. Для раскрытия первого вопроса необходимо обратиться к
Ведам – первому древнеиндийскому письменному памятнику – и показать их роль в развитии духовной культуры и зарождении философии. Особо следует сказать о четвертой части Вед – Упани­шадах, которая полностью посвящена рассуждению над решением философских проблем.

Затем следует уяснить, что со временем идеи брахманизма и философии Веданты трансформировались в индуизм (I тыс. до н.э.), который широко распространен в современной Индии.

Далее перейдите к характеристике основных положений джай­низма – «освобождению» души от оков тела, что достигается путем победы человека над своими страстями и раскрытию основного содержания учения Будды, состоящего из четырех принципов, которые и необходимо изложить в контрольной работе. Особо следует разобраться, почему данное религиозно-философское на­прав­­ление со временем превратилось в мировую религию и широко распространилось по всему земному шару.

2. Покажите особенности и многообразие философских направлений Древнего Китая. Обратите внимание на даосизм, который призывал к органическому слиянию с природой и который оказывает влияние на культуру сегодняшнего Китая. Раскрытие учения Конфуция начните с биографии древнего мудреца. Необходимо обратить внимание на то, что в китайской культуре религия обернулась этикой, а индивид заслонил собой богов. Поэтому конфуцианство – это, прежде всего, социально-этическое учение, основанное на патриархальности и строгой иерархии, на культе Поднебесной (название Китая) и Неба. Изложение темы следует закончить выводами о специфике древнекитайской философской мысли и ее влиянии на современный Китай.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1. С. 74 – 192.

4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.24-65.

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

6. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия: Учебное пособие. – М., 1994.

7. Философский энциклопедический словарь/Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М., 1983. С.63-64, 152, 278.

 

Тема 3.

КОСМОЦЕНТРИЗМ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Первые философские школы в Древней Греции.

2. Атомизм в античной философии.

1. Особенностью древнегреческой философии на начальном этапе ее развития является стремление понять сущность природы, Космоса, Вселенной. В первом вопросе, опираясь на учебную литературу, покажите механизм зарождения философии, т.е. процесс развития человеческой мысли от религиозно-мифологической формы до рационалистической, философской. Найдите основные различия в данных формах мышления и сформулируйте основные предпосылки возникновения философии в античной Греции.

Разберитесь в философских учениях представителей Милетской школы - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена. В VI - V вв. до н.э. жил и творил Гераклит из Эфеса, оказавший огромное влияние на последующие философские течения. Уделите внимание анализу его сочинений. Далее необходимо обратиться к элейской школе и пифагорейцам, выяснить специфику истолкования в их философии проблем бытия и познания.

2. Атомизм в античной философии представлен, главным образом, Демокритом. Раскрытию философских взглядов этого мыслителя поможет учебная литература, в частности, работа Блинникова Л.В. «Краткий словарь философов». В заключении оцените роль атомистической теории в развитии философской мысли и формировании мировоззрения людей на протяжении длительного периода, вплоть до конца XIX в.

Через несколько десятилетий идеи Демокрита были подхвачены и развиты другим древнегреческим философом Эпикуром. Покажите, что физика Эпикура тесно переплетается с этическими взглядами, которые толкуются им весьма утилитарно. Отсюда вытекает и его теория свободы человека. Обратите внимание и на принцип удовольствия (гедонизм) в этике Эпикура, под которым он понимает отсутствие страданий.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия.-М., 1975.

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1.

– М., 1987.

4. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

7. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.19-26, 179-188. 8. 8.Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М., 1981.

Тема 4.

ФИЛОСОФИЯ СОКРАТА

1. Жизнь и творчество Сократа.

2. Основные принципы философии Сократа.

1. Личность Сократа трагична и загадочна в истории философской мысли, поэтому раскрытие данной темы начните именно с биографии мыслителя.

2. Рассматривая основные принципы философии Сократа важно показать суть сократовского поворота от натурфилософии к человеку и проблемам его поведения. Подумайте над следующими философскими понятиями: «антропология», «этика», «истина», «нравственность», «добродетель». В итоге вы должны изложить основные принципы этики Сократа и суть его метода.

В заключении работы необходимо оценить роль личности и творчества Сократа и показать то новое, что внес он в развитие античной философии. Подумайте над следующим вопросом: что хотел сказать великий философ, произнося слова «Я знаю, что я ничего не знаю»?

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

2. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 122-134.

3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

4. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.

5. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996. С. 108-119, 152-159.

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979. С. 109-118.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.178-186.

8. Платон. Апология Сократа. Критон. Линон //Собр. Соч.: В 4т. – М., 1968. Т.1.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 1999.С.66-78.

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.179-207.

Тема 5.

Список литературы

1. Платон. Государство//Соч. В 3-х т.-М., 1971.- Т.3.-Ч.1.

2. Асмус В.Ф. Античная философия.- М., 1975

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

4. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

 

5. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

6. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

7. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

8. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.

9. Философский словарь. – М., 1998.

10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии.-М., 1981.

Тема 6.

Список литературы

1. Аристотель. Метафизика. О душе / Собр. Соч.: В 4 т. - М., 1975.- т. 1.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь справочник. – М., 1997.

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985. С 196-212.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т. Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1.с. 115-123.

7. Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Под ред. А.Ф. Лосева. – М., 1979.

8. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997 С.41-48.

9. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Античность). – М., 1994. С.135-146.

10. Философский словарь. – М., 1998.

11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

 

Тема 7.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Список литературы

1. Августин. О граде Божьем //Философия истории: Антология. - М., 1994. С.20-24.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. – М., 1991.

3. Библейская энциклопедия. – М,, 1990.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

6. История философии: Запад – Россия – Восток. М., 1995. Кн.1. с.246-280.

7. Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. М., 1996.

8. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

11. Современный философский словарь./ Под общ. Ред. В.Е. Кемерова. М., 1996.

12. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 1981.

13. Хейзинга И. Осень Средневековья. - М., 1991.

14. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

15. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

Тема 8.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

1. Идейное содержание и мироощущение эпохи Возрождения. Гуманизм.

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.

1. Эпоха Возрождения (Ренессанса) открывает новый этап в осмыслении культуры и философии, что и следует отразить в работе. Покажите знание таких понятий, как «гуманизм», «возрождение», «антропоцентризм». Выделите отличительные черты Возрождения, такие как индивидуализм, культ светской (т.е. не церковной) жизни, особое внимание к античной греко-римской культуре и т.д. В эпоху Ренессанса формируется совершенно новое самосознание человека, идея культуры приобретает человеческое, гуманистическое измерение. Культура – это не только преобразованная человеком природа, но и преобразование самого человека.

Открытие древнего мира было произведено деятелями Возрождения таким путем, что стало одновременно открытием человеческой индивидуальности. Как это стало возможным? Чтобы ответить на этот вопрос еще раз обратите внимание на значение термина «гуманизм». Покажите, что гуманизм открыл перспективу безграничных возможностей человеческого индивида.

Обратите внимание на философское понимание человека и природы, причем сделать это надо через сравнение с предыдущей – средневековой – эпохой. Если в Средневековье массы, завороженные идеей Бога, чувствовали и думали одинаково, то в эпоху Возрождения ситуация меняется. Индивид становится самостоятельным, вырастает его новое самосознание и самоутверждение. В противоположность средневековому человеку, который всецело считал себя обязанным Богу, индивид Ренессанса склонен приписывать свои заслуги самому себе. Раскрытие философского смысла понятий «антропоцентризм» и «пантеизм» поможет вам понять проблему человека и природы в данную эпоху.

2. Натурфилософия и диалектика в эпоху Возрождения представлена трудами многих мыслителей. Однако особая заслуга в их развитии принадлежит Н. Кузанскому (1401-1464). И Джордано Бруно (1548-1600). Для характеристики философии Возрождения целесообразно обратиться именно к их творчеству. Обратите внимание на особенности пантеизма Н.Кузанского и Д. Бруно, учение Н. Кузанского о совпадении противоположностей в едином предмете. Раскройте положение Д.Бруно о бесконечном Космосе, бесчисленности миров и творческой активности природы. Покажите значение идей натурфилософов эпохи Возрождения для развития философии и науки Нового времени.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. – М., 1984. С. 45-82.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

3. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

4. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.251-302.

5. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

6. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней (Средневековье) – М., 1994.

7. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.54-126.

8. Философский словарь. – М., 1998.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 1991. С 348 – 509.

Тема 9.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 146-151.

2. Краткий очерк по истории философии / Под общ. Ред. М.Т. Иовчука. – М., 1981. С.188-195.

3. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997. С 80 - 89

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.146-166.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 10.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997.

2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М., 1972. – Т.2.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158.

4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950.

5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420.

6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975.

7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч.1. С.493-498.

8. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

ТЕМА 11.

Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств?

Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма?

Список литературы

Тема 12.

Бенедикт Спиноза.

Готфрид Вильгельм Лейбниц.

1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма.

2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма.

Список литературы

1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989.

3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973.

4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972.

5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994.

6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977.

7. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

Тема 13.

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.

2. Механистический материализм и сенсуализм.

1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым.

Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др.

2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы.

Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы.

Список литературы

1. Антология мировой философии. В 4 т.- Т. 2.-М., 1970.- С.536-693.

2. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988;

3. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961;

4. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974; 5. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – М., 1983.

6.Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1.

7.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995.

8.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994.

9.Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996. С.317-347.

10.Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997.

11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.

12. Французское Просвещение и революция. М., 1989.

 

 

Тема 14.

ФИЛОСОФИЯ КАНТА

Система философии И. Канта.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

2. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

3. Гулыга А. Кант.-М., 1981.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч.1. С.395-397.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.303-404.

8. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997. С.95 – 100.

9. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.167-185.

Тема 15.

ФИЛОСОФИЯ Г.ГЕГЕЛЯ

Философия истории.

1. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля. Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики.

2. Во втором вопросе сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля.

В заключении сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

Список литературы

1.Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук: В 3-х т.- М., 1974.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997. С.96-101.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.185-189.

4. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

5. История философии в кратком изложении: Пер с чеш. И.И. Богута. – М., 1995.

6. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

 

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.104-112.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1991.

9.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

 

10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для ву­зов. – М., 1999. С.158-164.

Тема 16.

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4-х т. –Т.3.- М., 1971.- С.400-490.

2.Фейербах Л. Основные положения философии будущего//Избран.филос. произвед.: В 2-х т.- Т.1.- М., 1965.

3.Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

4..Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.189-192.

5.Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

 

7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

8.Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528.

9.Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция:
Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. С.716-720.

10.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С.84-93.

 

Тема 17.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.
С. 162-164.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 227-230; Ч.2. С. 269-285.

3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М., 1994.

4. Ильенков Э.В. Свобода воли (предисловие к публикации)// Вопросы философии. – 1990. - №2. – С.155-158.

5. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

6. Ленин В.И. Крах П Интернационала //Полн. собр. соч. Т. 26. С.209-265.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.5-9.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96, 114-117, 120-127.

9. Мещерякова И.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. - 1989. - № 12. - С. 104-107.

10. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М., 1974.

11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

12. Философский словарь. - М., 1998.

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 151-171.

Тема 18.

Философия жизни Ф. Ницше.

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей " философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие " онтология" ). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи­анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: " Бог умер! " Кого предлагает философ на место Бога?

Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Философский словарь. – М., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

15. Сумерки богов. – М., 1990.

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

Тема 19.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

 

Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 20.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова – М., 1989. Ч.1. С.303-306.

2. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) /Под ред. А.С. Богомолова, П.П. Гайденко, Ю.И. Давыдова. – М., 1987. С. 272-327.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.171-173.

4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991.

5. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 1996.

6. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989.

7. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990.

Тема21.

Список литературы

1. Психология: Словарь. – М, 1990.

2. Проблема человека в западной философии. – М, 1988.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 360-361.

5. Философский словарь. – М., 1998.

6. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986.

7. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994.

8. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995.

9. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992.

10. Юнг К. Психологические типы. – М., 1992.

11. Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. – 1989. - № 8. – С. 114-126.

12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Тема 22.

ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ

1. Становление философии позитивизма.

2. Неопозитивизм и постпозитивизм.

1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе.

2. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы.

Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием.

Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

3. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. Кн.4. – М., 1999.

4. Канке В.А. Философия. Исторический и си


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.188 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь