Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ



И СВОБОДЫ

1. Индивид, человек, личность, индивидуальность.

2. Свобода как высшая ценность личности.

1. В первом вопросе, опираясь на учебно-справочную литера­туру, тщательно разберитесь в сути и соотношении данных фило­софских категорий, постарайтесь понять их различие, выделив особо проблему личности и ее социальные качества. Покажите, что понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид – обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность – интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость, оригинальность.

Делая вывод, обратите внимание на то, что в понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации».

2. Во втором вопросе, отталкиваясь от проблемы форми­рования личности (социализации), покажите становление свободы как выс­шей ценности в западной культуре. Западная философия центрирована на идее свободы, при этом свобода по-прежнему остается величайшей проблемой. Объясните, как проблема свободы решалась в России. Обратите внимание на следующие во­просы: а) образ жизни личности: избранное и навязанное; б) сво­бо­да как познанная необходимость и возможность действовать в соот­ветствии с ней; в) свобода как социальное пространство для раз­личных форм деятельности человека; г) права человека и ответственность.

Список литературы

1. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. - М., 1990.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1989. С.14-228.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1989. Ч.2. С.550-594.

4. Краткая философская энциклопедия. - М., 1994.

5. Проблема человека в западной философии. М., 1990.

6. Сахаров А.Д. Размышления о прогрессе, мирном сосущество­вании и интеллектуальной свободе //Вопросы философии. -
1990. - № 2. – С.4-26.

7. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М., 2000.

8. Соловьев Э.Ю. Дефицит правопонимания как примета русской философии //Вопросы философии. - 1988. - № 9. - С.403-427.

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории фило­софии и культуры. - М., 1991. С. 3-90.

10. Философский словарь. - М., 1998.

11. Философия: Учебник для вузов/ Отв. ред. В. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2000.

Тема 32.ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ

1. Понятие и природа ценностей.

Виды ценностей.

1. В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей, - аксиология (от греч. axios - ценный и logos - слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Для раскрытия первого вопроса следует дать определения понятий «ценность», «ценностная ориентация», «оценка», «идеал», «установка», «норма», «смысл жизни». Выявите природу ценностей, их роль в жизни человека и общества. В этом вам поможет рекомендуемая литература. 2. Во втором вопросе следует обратить внимание на то, как классифицируются ценности, назвать типы ценностных ориентаций, осветить вопрос об иерархии ценностей. Важно понять, какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности. Нужно при этом иметь в виду, что к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры. Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла, справедливости, совести и других моральных ценностей. Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел – этика. Большую роль в жизни человека и общества играет религия, в которой приобщение к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Попытайтесь кратко охарактеризовать роль религии, моральных и эстетических ценностей и искусства в жизни людей.

Список литературы

Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология. –М., 1996.

Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей.- М., 1981.

Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

Гусейнов А.А. Этика/А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.- М., 1998.

Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М., 1974.

Каган М.С. Философская теоия ценностей.- СПб, 1997.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для студентов вузов/ В.А. Канке. -- 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.

Кошарный В.П.Этика и эстетика/В.П. Кошарный, Г.Г. Сорокина, И.Н. Столяров.- Пенза, 2004.

Лосский Н.О. Ценность и бытие//Лосский Н.О. Бог и мировое зло.- М., 1994.

Наука и ценности.- Л., 1990.

Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение.- М., 1990.

Риккерт Г. О системе ценностей//Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М., 1998.

Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.- М., 1972.

Человек и его ценности.-М., 1988.

Философия и ценностные формы сознания.- М., 1978.

Ясперс К. Человек и его ценности. Ч.1. М., 1988.

17. Философия: Учебник для студентов вузов/ Лавриненко, Владимир Николаевич.- 2-е издание, исправленное и дополненное. - М, 2002.

Тема 33.

СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

1. Общество как объект философского анализа.

2. Структура общества, объективное и субъективное в истории человечества.

1. Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев об­щественного развития – формационный (К.Маркс) и цивили­зационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

2. Во втором вопросе общество следует рассматривать как сис­тем­ное образование, имеющее свою структуру и функции. В структуре общества выделяют несколько сфер (покажите каких), каждая из которых удовлетворяет определенные потребности человека. Тем не менее, общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой и существуют в единстве. Необ­ходимо обратить внимание на два фундаментальных элемента данной системы – собственность и власть, определяющих форму государственности любого общества (тоталитарное или демокра­тическое). Далее перейдите к изложению вопроса о субъек­тивных и объективных факторах общественной жизни, что, по сути, совпадает с вопросом о роли личности в жизни общества и истории. А закон­чить нужно размышлением о смысле чело­ве­ческой истории и исто­рическом прогрессе. Делая вывод, подчеркните, что наличие закономерностей в историческом процессе предполагает свободное действие человека, а из действий отдельных людей складываются исторические события. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельности отдельных людей, преследующих собственные частные интересы.

Список литературы

1. Введение в философию. Учебник для вузов: В 2 ч./ Под общ ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.2.

2. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

3. Найдыш В.М. Миф и цивилизация // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. 2001. №2. (Сер. Философия).

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

5. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб.пособ. для студ. вузов. – М., 2001. С.89-99, 105-109.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.522-583.

7. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Коха­новский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.287-374.

 

Тема 34.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь