Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные черты этического учения И.Канта.



1. Творчеством гениального немецкого философа Иммануила Канта открывается новый этап в развитии философской мысли – немецкая классическая философия. В рамках этого течения была переосмыслена и заново сформулирована проблема отношения субъекта и объекта познания. Эту проблему вы и должны раскрыть в первом вопросе своей работы. Постарайтесь понять суть кантовского переворота в философии: до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию (вспомните учение Ф. Бэкона об идолах). Достоверность и объективность знания, по Канту, обусловливаются наличием априорных форм чувственности– пространства, времени, а также априорных форм рассудка. Мы можем познать только то, что сами создали, - считает И. Кант. Отсюда можно перейти к таким кантовским понятиям, как «явление» и «вещь в себе». С помощью философского словаря и учебника разберитесь в них.

В заключении первого вопроса обобщите огромный вклад И. Канта в развитие философии.

2. Во втором вопросе постарайтесь раскрыть суть этической теории И. Канта. И. Кант был убежден, что этика может существовать не только как совокупность назиданий, советов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного писания. Именно такой была современная ему христианская этика. По И. Канту, этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры. Это значит, что И. Кант утверждает автономию нравственности от религии. В чем суть кантовского категорического императива. Почему он столь же естествен, как закон природы? Сделайте вывод о том, что категорический императив формулирует принцип безусловного достоинства личности.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973;

2. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

3. Гулыга А. Кант.-М., 1981.

4. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 93 –115.

5. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

6. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч.1. С.395-397.

7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. – М., 1991. С.303-404.

8. Радугин А.А. Фи­лософия; Курс лекций. – М., 1997. С.95 – 100.

9. Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

10. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.167-185.

Тема 15.

ФИЛОСОФИЯ Г.ГЕГЕЛЯ

Абсолютный идеализм» Гегеля.

Философия истории.

1. Гегель создавал свой диалектический метод в рамках системы объективного идеализма. Следует познакомиться с исходным пунктом его философии – идеей тождества бытия и мышления. Мышление, с точки зрения Гегеля, не только субъективная человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность первооснова всего существующего, абсолютная идея. Рассмотрите основные этапы развития абсолютной идеи, которым соответствуют составные части философской системы Гегеля. Это лучше всего сделать, обратившись к произведению «Энциклопедия философских наук». Обратите внимание на принцип триады, который проходит через весь анализ категорий. В заключении раскройте основные категории и законы диалектики.

2. Во втором вопросе сосредоточьте внимание на концепции истории Гегеля. Покажите, что бесспорной заслугой Г.Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Он усмотрел в истории человечества не случайно-хаотический, а закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Постарайтесь раскрыть основные положения истории философии Гегеля.

В заключении сделайте вывод о значении творчества Гегеля для всего последующего историко-философского процесса.

Список литературы

1.Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук: В 3-х т.- М., 1974.

2. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997. С.96-101.

3. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.185-189.

4. Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

5. История философии в кратком изложении: Пер с чеш. И.И. Богута. – М., 1995.

6. Кузнецов В.Н. немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

 

7. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.104-112.

8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1991.

9.Реале Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. Т. 3/ Д. Реале, Д. Антисери.-СПб, 1996.

 

10.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для ву­зов. – М., 1999. С.158-164.

Тема 16.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ФЕЙЕРБАХА

Фейербах – яркий представитель религиозной критики, стремящийся показать, что в религии искаженным образом отражен весь человек. Образ Бога для философа – это отчуждение сущности человека; Бог отчуждается от человека. Чем больше атрибутов приписывается Богу, тем беднее становится человек, ибо это он отнимает у себя. Отчужденная человеческая сущность должна быть совлечена с небес и возвращена самому человеку. Поэтому Фейербах стремится возродить в человеке чувства самоутверждения и достоинства, что можно сделать только на основе атеистического мировоззрения.

Объясните, почему его философия получила название " антропологический материализм" и покажите, что понимает под чувственностью Л. Фейербах. Далее необходимо разобраться в понятии " родовой человек", " родовая сущность" человека.

В заключении работы вы должны словами Л. Фейербаха определить, кто такой человек. Покажите значение антропологического материализма Фейербаха в развитии и становлении марксизма.

Список литературы

1. Антология мировой философии: В 4-х т. –Т.3.- М., 1971.- С.400-490.

2.Фейербах Л. Основные положения философии будущего//Избран.филос. произвед.: В 2-х т.- Т.1.- М., 1965.

3.Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

4..Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.189-192.

5.Гулыга А.Н. Немецкая классическая философия.-2-е изд.-М., 2001.

6. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVII – начала XIX века.- М., 1989.

 

7.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

8.Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. /Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч. 2. С.33-40, 521-528.

9.Философский энциклопедический словарь /Гл. редакция:
Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М., 1983. С.716-720.

10.Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С.84-93.

 

Тема 17.

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ К.МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА (ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСНОВНЫЕ ИДЕИ)

Основные этапы развития философии Маркса и Энгельса.

Основные идеи и принципы философии Маркса и Энгельса.

1. Рассмотрите жизненный путь и сочинения К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Раскройте влияние философии Гегеля, затем – Фейербаха на обоих мыслителей; преодоление этого влияния и выработку самостоятельной философской позиции (" Тезисы о Фейербахе" ). Как решали Маркс и Энгельс проблему человека и его сущности, проблему отчуждения сущности человека.

2. Определите идеологические позиции Маркса и раскройте основные идеи его социальная философия. Особое внимание обратите на " Капитал" и философские аспекты этого произведения, концепцию общественных отношений, формационный подход к философии истории, концепцию труда, производства, собственности К. Маркса и Ф. Энгельса.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994.
С. 162-164.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 227-230; Ч.2. С. 269-285.

3. Горский Д.П. Учение Маркса об обществе: Критический анализ. – М., 1994.

4. Ильенков Э.В. Свобода воли (предисловие к публикации)// Вопросы философии. – 1990. - №2. – С.155-158.

5. Лапин И.И. Молодой Маркс. – М., 1986.

6. Ленин В.И. Крах П Интернационала //Полн. собр. соч. Т. 26. С.209-265.

7. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13. С.5-9.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С. 90-96, 114-117, 120-127.

9. Мещерякова И.А. Проблема свободы и отчуждения в марксизме //Философские науки. - 1989. - № 12. - С. 104-107.

10. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М., 1974.

11. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М., 1997.

12. Философский словарь. - М., 1998.

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М., 1995. С. 151-171.

Тема 18.

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ А.ШОПЕНГАУЭРА И Ф.НИЦШЕ

Мир как воля и представление в философии А. Шопенгауэра.

Философия жизни Ф. Ницше.

1.Немецкий философ Артур Шопенгауэр является одним из первых представителей " философии жизни". Необходимо показать главное в его философской концепции – примат воли над разумом в онтологическом плане (с помощью философского словаря отработайте понятие " онтология" ). Шопенгауэр вместе с Кьеркегором и Ницше отбросил вещную онтологию, истоки которой были заложены еще в античности, и предложил свою, весьма оригинальную и иррациональную. Обратите внимание на толкование философом воли: по его мнению, именно воля составляет сущность личности, которая независима от разума, воля – это слепое хотение, неотделимое от человека и т.д. Постарайтесь раскрыть не только волюнтаризм, но и глубокий пессимизм и скептицизм его учения.

2. Раскрывая данный вопрос, необходимо рассмотреть вопросы аксиологии и этики (с помощью философского словаря разберитесь в названиях философских дисциплин) в учении Ф. Ницше. Следует особо обратить внимание на то, как он трактует многие нормы морали и христи­анские догматы. Согласно Ф. Ницше, в основе «морали господ» должна лежать свобода от всяких моральных норм и обязанностей, а это, в свою очередь, делает их сильными, волевыми. Подумайте над его фразой: " Бог умер! " Кого предлагает философ на место Бога?

Проанализировав критику христианства и его ценностей, перейдите к ницшеанскому учению о человеке. В произведении «Так говорил Заратустра» им изложена проблема жизни и смерти. Человек должен быть независим от любого авторитета и даже умирать, по Ницше, он должен свободной смертью. Однако свободная жизнь и свободная смерть – не для человека обычного, живущего обычной жизнью, а для того, кто смог преодолеть самого себя, то есть для Сверхчеловека. Следует иметь в виду, что термин Ф. Ницше «воля к власти», «воля к мощи» не имел никакого политического смысла, а скорее всего, означал силу инстинкта жизни, волю к самоопределению. Своего Сверхчеловека он наделяет гармонией – в нем сочетаются физическая сила и совершенство, высший интеллект и духовность.

Список литературы

1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. – М., 1997.

2. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С. 282-314.

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997.

4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993.

5. Философский словарь. – М., 1998.

6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

7. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. – Л., 1991.

8. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1994.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 279-294.

10. Ницше Ф. Избранные произведения. – М., 1992.

11. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла //Вопросы философии 1989. – N 5. – С. 15-22.

12. Ницше Ф. Утренняя заря. – Свердловск, 1991. С. 291-304.

13. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 211-214, 327.

14. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С. 235-431.

15. Сумерки богов. – М., 1990.

16. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. – М., 1995. С. 325-335.

Тема 19.

ПРОБЛЕМА СУЩНОСТИ И СУЩЕСТВОВАНИЯ
В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ

 

Данная тема предполагает общую постановку проблемы экзистенциализма: его сущности, истоков, разновидностей, персональных представителей того или иного направления. Логическая связь с предшествующей философией только обогатит содержание вашей работы. Обратите внимание на то, что экзистенциализм во многом «вышел» из «философии жизни», в особенности из учения Ф. Ницше, в работах которого проблема индивидуальности и отчужденности человека в мире лицемерия приобрела необычные формы выражения. Корни экзистенциализма следует искать в философии датского религиозного мыслителя С.Кьеркегора и немецкого философа А. Шопенгауэра.

Выясните, как понимались в экзистенциализме цели и задачи философии? Постарайтесь проанализировать две важнейшие категории экзистенциализма – существование и сущность, показать их соотношение и роль в судьбе человека. Обратите внимание на решение проблемы смысла и подлинности человеческого существования.

Кроме этих основных категорий, экзистенциализм рассматривает «отчуждение», «свободу выбора», «ответственность». Критическому разбору этих философских понятий и посвятите вашу работу. Начните с противопоставления социального и индивидуального бытия, разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Проблема выбора выходит на проблему свободы и ответственности личности. Покажите, как она решается в экзистенциализме, а помогут вам в этом учебники.

Список литературы

1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331.

2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271.

3. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117.

4. Осаченко Ю.С., Дмитриева Л.В. Введение в философию мифа. – М., 1995.

5. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

6. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм //Сумерки богов. – М., 1990.

8. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391.

9. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345.

10. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Тема 20.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь