Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в. И ФИЛОСОФИЯ
1.Идейные и социально-исторические предпосылки научной революции XVII в. 2.Содержание и философское значение научной революции. Работая над этой темой, необходимо учитывать, что философия XVII в. опиралась все более на авторитет науки, который существенно отличался от авторитета церкви. На стороне науки был исключительно человеческий разум и ничто более. Научная революция утверждала принципиально новое мировоззрение со всеми преимуществами и недостатками, суть которых вам и необходимо раскрыть. Обратите внимание на то, что в связи с тем, что философия XVII в. опиралась на науку, то на первый план выходили вопросы гносеологии (теории познания). В ней же в новой форме был продолжен спор (начавшийся в средневековой философии) между двумя направлениями – номинализмом (опирающимся на чувственный опыт) и рационализмом (опирающимся на разум). В философии Нового времени они предстали как эмпиризм и рационализм. С помощью учебников и философского словаря поработайте над этими понятиями, уясните их смысл и назовите родоначальников этих важных философских направлений. Выясните, в чем состояло основное содержание научной революции. Покажите, что научная революция XVII в. привела к созданию новой картины мира. Раскройте ее основные компоненты. В заключении работы необходимо сделать вывод об особенностях философской мысли данной эпохи. Список литературы 1. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 146-151. 2. Краткий очерк по истории философии / Под общ. Ред. М.Т. Иовчука. – М., 1981. С.188-195. 3. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. С 80 - 89 4. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 5. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. – М., 1991. С.146-166. 6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. Тема 10. ПРОБЛЕМА МЕТОДА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ XVII В. Р.ДЕКАРТ И Ф. БЭКОН 1. Рационалистическая философия Рене Декарта. 2. Эмпиризм Френсиса Бэкона, проблема научного метода. 1. Данная тема является логическим продолжением предыдущей. Р. Декарта обычно считают основателем современной философии. Его роль можно сравнить с ролью Аристотеля для античной философии, который пытался заново построить философскую систему. Р. Декарт работал над проблемой методологии научного исследования. Он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания. Используя метод сравнительного анализа, покажите отличие декартовской рационалистической методологии от бэконовской. Особо обратите внимание на интеллектуальную интуицию, дедукцию и учение о врожденных идеях. Назовите правила метода, сформулированные Р.Декартом. В заключении дайте свое описание слов Р. Декарта: «Мыслю, следовательно существую» («Cogito ergo sum»). 2. Ф. Бэкон – родоначальник нового подхода к науке, давший философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки. Бэконовский афоризм «Знание – сила» в течение трех веков является символом науки. Данный вопрос тесно связан с предыдущим, поэтому постарайтесь построить свою работу о творчестве Ф. Бэкона на основе сравнения с творчеством Р. Декарта. С помощью учебника «Введение в философию» (М., 1989) и философского словаря отработайте такие понятия, как «эмпиризм» и «рационализм», ибо Бэкон был основателем английского эмпиризма и признавал ведущую роль в познании опыта, эксперимента. Далее изложите учение об «идолах» (всего их 4). Главным препятствием на пути познания природы Ф. Бэкон считал засоренность сознания людей так называемыми «идолами» - искаженными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. В чем суть индуктивного метода? Попытайтесь разобраться в содержании работы Ф.Бэкона по усовершенствованию индуктивного метода. Список литературы 1. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь – справочник. – М., 1997. 2. Бэкон Ф. Новый Органон//Соч.: В 2-х т.-М., 1972. – Т.2. 3. Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1., с 153 –158. 4. Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1950. 5. История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. С.345 – 420. 6. Ляткер Я.А. Декарт. – М., 1975. 7. Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч./Сост. П.С. Гуревич и В.И. Столяров. – М., 1991. Ч.1. С.493-498. 8. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. 9. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. ТЕМА 11. РАЗВИТИЕ СЕНСУАЛИСТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Сенсуализм и эмпиризм Джона Локка. Философия Джорджа Беркли Дэвида Юма. Рассматривая первый вопрос, необходимо, прежде всего, разобраться в сути критики Д.Локком (1632-1704) учения о врожденных идеях Р. Декарта. В центре внимания при изучении данного вопроса должно быть учение английского мыслителя об опыте как единственном источнике знания. Обратите внимание на убежденность Локка в существовании внешней причины опыта. Выделите деление Локком простых чувственных идей на идеи первичных и вторичных качеств. Как Локк решал проблему объективности вторичных качеств? Рассмотрите учение Д.Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. В чем смыл тезиса Беркли: «Существовать, значит быть воспринимаемым»? Раскройте учение философа о материи и духовной субстанции. Изучая философию Дэвида Юма (1711-1776) обратите внимание на его учение о центральном положении науки о человеке в системе человеческого знания. Раскройте критику понятия причинности у Юма. Какую роль в теории познания Юма отводилось вере и привычке. В чем состоял агностицизм Юма? Список литературы Беркли Дж. Три разговора между Гиласом и Филонусом// Соч.-М., 1978. 2. Локк Дж. Соч.: В 3 т. – М., 1988.-Т.3. 3. Юм Д. Трактат о человеческой природе//Соч.: В 2 т.-М., 1966.-Т.1. 4. Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988; 5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994. 6. Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973. 7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. 8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001.
Тема 12. РАЗВИТИЕ РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ Бенедикт Спиноза. Готфрид Вильгельм Лейбниц. 1. Первый вопрос предполагает рассмотрение учения Спинозы (1632-1677) о природе и субстанции. В центре внимания должно быть учение голландского мыслителя о познании и методе. Обратите внимание на сформулированный Спинозой основной принцип рационализма. 2. Раскройте основные принципы физики, метафизики, гносеологии Лейбница. Рассмотрите его учение о субстанция как монада. Проанализируйте взгляды Лейбница на познание и знание. В чем состояла суть критики Лейбницем эмпиризма Локка и нового обоснования рационализма. Список литературы 1. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957. 2. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х тт. М., 1983-1989. 3. Майоров Г.Г. Теоретическая философия Г. Лейбница. М., 1973. 4. Нарский И.С. Лейбниц. М., 1972. 5. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв.-М., 1994. 6. Соколов В.В. Спиноза. М., 1977. 7. Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. 8. Рассел Б. История западной философии. – М., 1993. 9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. Тема 13. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения. 2. Механистический материализм и сенсуализм. 1. Рассмотрение первого вопроса необходимо начать с характеристики Просвещения – течения духовно-культурной жизни Европы XVI – XVIII вв. Идеологи Просвещения (Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др.) исходили из принципа, что «человек разумен» (Homo sapiens), и в своих рассуждениях они шли не от разума к природе, а от природы к разуму, который получен человеком от природы и должен быть приспособлен к ней. Человек должен и может следовать природе, ибо, следуя законам природы, он может и должен стать счастливым. Таким образом, здесь мы опять сталкиваемся с рационализмом, но толковать его надо с самых широких позиций: возвеличивание человеческого индивида, как активного и свободного субъекта; социальный оптимизм и вера в безграничные возможности человеческого разума и др. 2. Однако общая позиция представителей различных философских школ эпохи Просвещения не исключала и различного решения ими мировоззренческих проблем. Возникают школы идеалистического рационализма и рационалистического материализма. Наибольшее распространение в это время получил рационалистический материализм, принявший форму механицизма. На примере двух ярких представителей этого течения – Ламетри и Гольбаха – охарактеризуйте механицизм и основные его принципы. Одновременно с механицизмом развивалось и другое течение – сенсуализм, проявления которого вам и предстоит изложить в заключении работы. Список литературы 1. Антология мировой философии. В 4 т.- Т. 2.-М., 1970.- С.536-693. 2. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986-1988; 3. Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в 3-х томах. М., 1961; 4. Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. М., 1973-1974; 5. Гольбах П. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. – М., 1983. 6.Введение в философию: Учебник для вузов: В: 2 ч. / Под ред. И. Т.Фролова – М., 1989. Ч.1. 7.История философии в кратком изложении: Пер. с чеш. И.И. Богута. - М., 1995. 8.Краткая философская энциклопедия. – М., 1994. 9.Краткая история философии / Под общ. Ред. В.Г. Голобокова. – М., 1996. С.317-347. 10.Радугин А.А. Философия; Курс лекций. – М., 1997. 11.Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М., 2001. 12. Французское Просвещение и революция. М., 1989.
Тема 14. ФИЛОСОФИЯ КАНТА Система философии И. Канта. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы