Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
УЧЕНИЕ З.ФРЕЙДА О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ
Чтобы раскрыть эту тему, необходимо обратиться к творческой деятельности австрийского врача-психиатра Зигмунда Фрейда, в частности к его книгам: Психология бессознательного. – М., 1990; Введение в психоанализ. – М., 1989. На основе изученной литературы вы должны изложить суть концепции бессознательного психического. Рассмотрите схему Фрейда: сознание – предсознательное – бессознательное, " Оно" – " Я" – " сверх-Я" как стороны новой структурной модели психики, разъясните термины «либидо», «сублимация», «Эдипов комплекс», «эго», воспроизвести структуру психики человека. Это и составит содержание первой части темы. Далее следует показать механизмы психического взаимодействия индивида и коллектива, индивида и общественных институтов. Обратите внимание на то, что, согласно Фрейду, всякая культура есть насилие, принуждение, подавление естественных влечений, вызывающие неврозы у людей. С этих позиций он рассматривает роль религии и культуры в обществе. Спасителем человека у З.Фрейда выступает разум, причем разум индивидуальный, а не коллективный, ибо массовое сознание всегда иррационально, бессознательно. Главная задача контрольной работы – выяснить философское содержание учения о бессознательном. Список литературы 1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2 ч./Под общ. ред. И.Т.Фролова – М., 1989. Ч.1. С.303-306. 2. Идеалистическая диалектика в ХХ столетии (Критика мировоззренческих основ немарксистской диалектики) /Под ред. А.С. Богомолова, П.П. Гайденко, Ю.И. Давыдова. – М., 1987. С. 272-327. 3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.171-173. 4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. 5. Современный философский словарь /Под общ. ред. В.Е. Кемерова. – М., 1996. 6. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989. 7. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1990. Тема21. ТРАНСФОРМАЦИЯ ИДЕЙ З.ФРЕЙДА В ТВОРЧЕСТВЕ К.ЮНГА И Э.ФРОММА 1. Проблема души современного человека в понимании К.Юнга. 2. Неофрейдизм Э. Фромма. 1. В первом вопросе необходимо проанализировать влияние З.Фрейда на психологию и философию ХХ века, назвать основных его последователей, охарактеризовать их учения. Затем более подробно остановитесь на самом известном из них – Карле Юнге. Изучив предложенную литературу, постарайтесь понять различие их концепций. Если З. Фрейд (см. тему 18) занимался анализом бессознательного на индивидуальном уровне, то его ученику принадлежит заслуга в изучении «коллективного бессознательного». С помощью словаря отработайте понятия «бессознательное», «архетип» и сделайте выводы по всему творчеству К. Юнга. 2. Второй вопрос своей работы посвятите ведущему представителю неофрейдизма современности Э. Фромму. Обратите внимание на существенное различие в толковании психики человека у З.Фрейда и Э. Фромма. В центре внимания Фромма – противоречивость человеческого существования, взятая им не на индивидуально-личностном уровне, а на социальном. В его взглядах сочетаются идеи экзистенциализма, марксизма, психоанализа, но, в отличие от марксистов, Фромм выводит тип личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования (дихотомия). Эта двойственность (экзистенциальная и историческая сущности человека одновременно) и составляет противоречивость его жизни, судьбы, существования. Лучше разобраться в этом помогут книги Э. Фромма «Иметь или быть? » Блинникова Л.В. «Великие философы: Словарь-справочник».С.370. Список литературы 1. Психология: Словарь. – М, 1990. 2. Проблема человека в западной философии. – М, 1988. 3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. 4. Современная западная философия: Словарь. – М., 1991. С. 360-361. 5. Философский словарь. – М., 1998. 6. Фромм Э. Иметь или быть? – М., 1986. 7. Фромм Э. Душа человека. – М., 1994. 8. Фромм Э. Человеческая ситуация. – М., 1995. 9. Фромм Э. Человек для себя. – Минск, 1992. 10. Юнг К. Психологические типы. – М., 1992. 11. Юнг К. Проблема души современного человека //Философские науки. – 1989. - № 8. – С. 114-126. 12. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Тема 22. ПОЗИТИВИЗМ И НЕОПОЗИТИВИЗМ 1. Становление философии позитивизма. 2. Неопозитивизм и постпозитивизм. 1. Основоположником позитивизма – философского направления сложившегося в 40-е годы XIX века – является Огюст Конт. В первом вопросе раскройте сущность позитивизма. Покажите, что классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. Позитивная философия должна была по мнению О.Конта стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. С точки зрения позитивистов философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин – совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Покажите роль и значение позитивизма в историко-философском процессе, а также его роль в становлении социологии – новой науки об обществе. 2. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма ХХ века, продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. Суть этих концепций вам предстоит раскрыть во втором вопросе этой темы. Неопозитивизм сложился в 20-е годы ХХ века. Покажите, как неопозитивисты понимали задачи философии. Какова роль Б. Рассела и Л. Витгенштейна в становлении неопозитивизма? Раскройте основное содержание деятельности участников «Венского кружка». Обратите особое внимание на принцип верификации и трудности, которые возникли в связи с его использованием. Покажите, что в логическом позитивизме философия превращается в деятельность по анализу языка науки, «очищаясь» от любых мировоззренческих проблем. Слабость и противоречивость исходных установок неопозитивизма стремились преодолеть различные постпозитивистские концепции. Список литературы 1. Введение в философию: Учебник для вузов: В 2ч. /Под общ. ред. И.Т. Фролова. – М., 1989. Ч.1. С.317-331. 2. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века: Учебное пособие: В 2 т. – М., 1994. Т. 1. С. 266-271. 3. История философии: Запад – Россия – Восток / Под ред. Н.В. Мотрошиловой, А.М. Руткевича. Кн.4. – М., 1999. 4. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М., 1997. С.115-117. 5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С.224-229. 6. Рассел Б. История западной философии. – Т.2. – М., 2001. 7. Современная западная философия: Словарь. –М., 1991.С. 338-391. 8. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. – М., 1991. С.286-345. Тема 23. ФИЛОСОФИЯ П.Я. ЧААДАЕВА Рассмотрение этой темы начните с личности самого П.Я. Чаадаева – этого неординарного мыслителя. Обладающий обширными сведениями, следивший за нравственным и политическим развитием Европы и России в продолжении четверти столетия, Чаадаев был знаком с идеями и людьми. Проанализируйте его взгляды на Россию в первом «Философическом письме», в чем суть его обличений России? Характеризуя в своих «Письмах» безрадостное положение русского народа, Чаадаев пытался ответить на вопрос о судьбах России и найти корни современной жизни в прошедшей истории. Попытайтесь ответить на вопрос: почему выводы мыслителя столь глубоко пессимистичны? Раскройте суть философской системы П.Я. Чаадаева, которая являлась религиозно-идеалистической. В своей философии конечной силой исторического развития он представлял божественное предвидение. Физическая история человечества начинается с сотворения человека. Но сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. По мнению Чаадаева, божественная идея, которая лежит в основе человеческого мира, наиболее полно выражается в христианской религии. Из различия православия и католичества выводится неодинаковость западноевропейской и русской цивилизаций. Делая вывод, покажите, что философия Чаадаева дала толчок к возникновению двух противоположных направлений – славянофильства и западничества. Между ними возник острый спор об исторической судьбе России, ее прошлом, настоящем и будущем, о ее призвании в мире. Суть полемик и состояла в том, должна ли Россия идти вслед за Западом по пути прогресса и усваивать достижения мировой цивилизации или у нее должен быть самобытный путь развития. Список литературы 1. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 1-2, М., 1991. 2.Блинников Л.В. Краткий словарь философов. – М., 1994. С.221-230. 3.Введение в историю русской философии. – М., 1994. 4.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – М., 1995. 6.Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991. 7.История русской философии: Учеб. Для вузов/Редкол.: М.А. Маслин и др.-М., 2001. 8.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1997. С. 124-132. 9.Русская философия: Малый энциклопедический словарь. – М., 1995. 10.Русская философия: Словарь/Под ред. М.А. Маслина.-М., 1999.-С.603-604. 11.Сербиненко В.В. В. Соловьев.: Запад, Восток и Россия: Учебное пособие. – М., 1994. Тема 24. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы