Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 8. Немецкая классическая философия.



 

Великая французская революция, которая практически воплотила идеи просветителей, продемонстрировала наличие в мире новой реальности – общества, то есть социума. Задачу познания этих закономерностей и способов понимания человека в составе социальной реальности решали представители немецкой классической философии. Если французы разрешали общественные проблемы практически, то немцы осмысливали и моделировали эти проблемы. В результате чего, немецкую классическую философию иногда называют «немецкой версией французской революции». Осмысливая новую социальную реальность, немецкие теоретики вплотную подходят к осмыслению реальности еще более высокого порядка – культуры.

1. Философия Эммануила Канта. (1724 – 1800)

Главный тезис его философии гласит: «Две вещи наполняют мою душу трепетом – звездное небо надо мной, и нравственный закон во мне». Тем самым, Кант утверждает, что мышление человека, его душа, столь же неисчерпаемы как и Вселенная.

Философия Канта строится на следующих предпосылках:

а) Весь мир рассматривается с точки зрения человеческого мышления.

б) Это мышление носит не общественный, а индивидуальный характер.

в) Человек рассматривается как мышление и только как мышление.

Отсюда вытекают главные структурные компоненты учения Э.Канта:

 

 

S
Мир

 

             
 
 
   
O
 
   
 
   

 

 


 

 

       
   

 

 


 

 
 
«Явления»

 


Поскольку человек существует только в мире других людей, то его индивидуальное мышление подразделяется на две части: обращенную к самому себе и к другим людям, и обращенную во внешний мир – природу.

1. первая часть мышления именуется практический разум, отвечающий за общение, за взаимодействие с другими людьми, за нравственность. Эта часть мышления изучается в том разделе философии Канта, которая носит название этика, то есть теория нравственности.

2. та часть мышления, которая обращена к природе и отвечает за аналитическую исследовательскую деятельность, создавая науку и теорию в целом, носит название теоретический разум. Эта часть учения канта называется теория познания.

Этика Канта – теория нравственности. Кант относится к числу философов эпохи просвещения. Как и другие просветители он рассуждает о свободе человека. Однако не соглашается с французами в том, что свобода человека заключается в беспрепятственном развертывании естественных способностей. Если бы это было так, то, во-первых, люди ни чем не отличались бы от животных, а, во-вторых, стали бы рабами тех властителей и церковников, которые бы дергали за ниточки этих потребностей.

Люди радикально отличаются от животных не тем, что они могут заботиться о ближних, (животные тоже заботятся о своих детенышах, собратьях), но тем, что могут проявлять заботу о дальних. Например, в виде гуманизма и сострадания.

Таким образом, человек становится человеком разумным не тогда, когда он беспрепятственно проявляет свои склонности, а тогда, когда он согласует свое поведение с интересами других людей, то есть делает общечеловеческие интересы регуляторами своего поведения. Тот принцип, согласно которому выстраивается такое поведение, Кант называет категорический императив: «Поступай всегда так, чтоб твое поведение стало правилом для всех других людей, то есть общечеловеческим законом».

Согласно этому императиву все люди равны, ибо подчиняются одному и тому же общечеловеческому правилу. Другой человек такой же как и ты, а так как каждый человек является целью самого себя, то и другой никогда не может быть средством общения, а только целью. Человек – цель, а не средство.

Когда люди узнают о категорическом императиве, то в мире восторжествует общественный идеал (всеобщее равенство), без войн и революций, а только по средствам просвещения.

Однако в своей этике Кант впадает в противоречие, поскольку он еще не знает понятия культура, то выводит категорический императив из не проясненного начала, что является ступенькой к религии. Кроме того, по Канту выходит, что человек в большей степени становится человеком, когда принуждает себя к принуждению человеческого императива. Кант требует, чтоб человек всегда вел себя согласно высшим правилам, не взирая на условия.

2. теория познания Канта.

Здесь Кант исследует, каким образом и при помощи каких мыслительных средств человек познает природу. При этом он выводит процесс познания из индивидуального мышления, то есть мышление отдельного изолированного индивида.

Согласно Канту в мире не существует никаких определенных закономерностей, в природе нет ни причин, ни следствий, и только человеческое мышление упорядочивает этот хаос. Все многообразие внешних впечатлений, то есть совокупность явлений природы попадает под обработку категорий рассудка.

Категории рассудка – это врожденные, доопытные или априорные способности человеческого мышления, в которые люди вписывают наблюдаемые и исследуемые факты, доводя их до образов конкретных предметов. То есть рассудок формирует в человеческом мышлении образы.

Однако Кант сталкивается с тем парадоксом, что люди способны делать суждение не только на основании индивидуального опыта, но и каким-то иным образом. Например: когда англичане в Австралии увидели черных лебедей, то сразу же сделали вывод – это птицы данного вида. Следовательно, в человеческом мышлении есть другая, более высокая инстанция. Поскольку Кант рассуждает индивидуалистично, то он ведет эту инстанцию на границу практического и теоретического разума.

Это разум или мышление – высшая синтетическая способность синтетического ума. В практической сфере разум проявляет себя в виде категорического императива, в теоретической – в виде рассудка.

Итак, согласно Канту, человеческое мышление как бы набрасывает систему координат на внешнюю природу. Человеческое мышление в этом смысле обладает активностью. Однако, объект (природа) в своих глубинных закономерностях скрыт от человека, он остается «вещью в себе».

 

2. Георг Вильгельм-Фридрих Гегель. (1770-1831).

 

1) Философская система Гегеля.

Как и Кант Гегель решает проблему человеческого мышления, но он рассматривает ее с другой точки зрения. Дело в том, что в Эпоху Гегеля максимально изменялись исторические условия. Кант, который всю жизнь прожил в своем родном городе Кенигсберге, никуда не выезжая, жил и творил в относительно стабильных исторических условиях – в условиях «старого порядка» то есть феодального абсолютизма, надстроенного над традиционным обществом. Гегель – современник великой французской революции, наполеоновских воин и начала промышленных революции, в эпоху которой стала радикально разрушаться традиционная культура. Поэтому он, в принципе, не может выводить разумность человека из такого внутреннего, сугубо индивидуального начала как категорический императив. Гегель ищет более основательное.

Обобщая опыт общечеловеческой культуры, Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление выражается не только в теории, но и в практических результатах: в зданиях, скульптурах, картинах, исторических деяниях и так далее.

Мышление и практические дела людей – это явление одного порядка. Фактически Гегель вплотную приближался к выводу, что мышление и его практический результат – это продукт культуры. Эти результаты возникают в историческом процессе, то есть Гегель связывает мышление с историей. История сугубо практична и развивается сама по себе, поскольку в бога Гегель, увы, не верит (а культуры он еще не знает).

Исследуя историю, Гегель заключает, что все события в ней совершаются не случайно, а подчинены определенным закономерностям. Источником этих закономерностей не могут быть люди, поскольку у людей всегда получается не то, что они задумали, а «нечто иное» (Э. Андерес – немец.) (Колумб плыл в Индию, но открыл Америку, французские революционеры стремились к общественному идеалу, но на практике лишь расчистили дорогу лишь капитализму). Поэтому Гегель выводит исторический процесс из некого исторического начала из Абсолютного Духа.

Абсолютный Дух согласно Гегелю – это некий всеобщий принцип развития, принуждающий бытие, мир в целом с непрерывным эволюционным изменением. Фактически Абсолютный Дух – это общечеловеческая культура, отдельная от людей и противопоставленная им в качестве внешнего начала.

В отличие от Бога Абсолютная идея не способна проявить себя без участия людей. Сначала идея существует в концентрируемом, в свернутом виде, и только затем постепенно воплощается во внешние предметы, самореализуется, выражается в сменяемых друг друга образах культуры, в конце концов, познает себя в мышлении наиболее выдающихся философов.

Это эволюционное развитие осуществляется в последовательности трех основных этапов: которые описываются у Гегеля в разных разделах его философского мышления.

 
 

 

 


1. Существование Духа как субъекта в стихии чистого мышления. Это «Философия духа».

2. Развитие Духа в первую форму своего инобытия или реального воплощения – в объект в природу. Это «Философия природы».

3. Развитие духа во вторую форму инобытия – в историю в практические дела людей, прежде всего великих личностей, которые придают движение историческому процессу. Гегель даже утверждал, что однажды наблюдал Абсолютный Дух, который проехал мимо него на лошади. Это был Наполеон в образе совокупного субъекта, то есть в обществе.

Абсолютный Дух завершает свое развитие, становясь наблюдателем результатов своей деятельности.

Тем самым Гегель в своей философской системе останавливает развитие, то есть приходит в противоречие с тем принципом, который провозгласил в начале. Причина в том, что Гегель еще не способен связать развитие с культурой, вследствие чего его философия становится ретроспектильной (то есть лишь подводит итог, источники которого не ясны). Это противоречие между диалектикой и системой Гегеля.

Из этого противоречия можно было сделать и были сделаны реакционные политические выводы: философия Гегеля стала официальной философией европейских монархий, а сам Гегель был назначен ректором крупного в Европе Берлинского университета. Однако установка на развитие была воплощена в новой образовательной программе, которую разработал Гегель. Согласно этой программе, обучение должно нацеливаться не на знания конечных результатов, а на исторический процесс вызревания и получения этих знаний. Знание – как развитие – этот принцип был заложен в программу Берлинского университета, и стал основой создания всех его факультетов и для современного классического университета.

2) Диалектика Гегеля.

Диалектика – учение о развитии в наиболее общем виде. Впервые развитие как свойство бытия исследовали греки в ранний период греческой философии. Однако их достижения становились достаточно скудными, ограничиваясь положениями Гераклита «все течет», этого хватило на 2, 5 тысячи лет развития. Однако к началу промышленной революции связанной с бурным развитием науки и техники, потребовалось более конкретное понимание развития. Эту конкретизацию осуществлял Гегель. Его учение о развитии складывается из следующих принципов:

1. развитие осуществляется по спирали. Если в древних культурах траектория развития выражалась в виде круга, в эпоху христианства в виде прямой, то Гегель, обобщая опыт культуры, приходит к выводу, что все явления в процессе своего развития повторяются, воспроизводятся на более высоком уровне. Круговое и прямолинейное развитие, сочетаясь, друг с другом порождает траекторию спирали, расширяющиеся круги которой уходят в бесконечность.

2. развитие осуществляется от абстрактного к конкретному. Это значит, что все явления и предметы возникают сначала в контексте целого или общих чертах, и только потом, постепенно конкретизируясь, обретают свое истинное выражение, свою сущность. Например, человек при своем рождении обладает только датой и местом своего проявления на свет, имеет родителей и получает имя и только в процессе своей жизни обретает свои конкретные личностные черты, свою историю. «Под любой гробовой плитой находится целая вселенная».

3. всякое развитие подчиняется трем законам диалектики:

а) закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности, противоречия составляют источник любого развития, например: правое и левое, знание и незнание и так далее, включая любые источники диалектики.

б) законы отрицания оприцания: это значит, что в процессе развития прежнее состояние предмета или явления не отбрасывается целиком, но включается в измененном, преобразованном виде в новое состояние этого предмета. В результате прежнее состояние становится отрицаемым, а новое - отрицающим. Затем это новое в свою очередь отрицается еще более новым, то есть отрицаемое преобразуется в отрицаемые отрицания.

Например, процесс прорастания зерна: стебель, прорастающий из зерна, отрицает это зерно, новое зерно, которое появляется на стебле, отрицает этот стебель – «овес растет по Гегелю».

в) закон перехода количественных изменений в качественные. Это значит, что любому качественному состоянию вещества соответствует своя количественная мера (например: жидкое состояние воды в интервале от 0 до 100 градусов). Развитие происходит через постепенное нарастание количественных изменений в пределах старого качества до тех пор, пока не происходит «перерыв мира» и не возникает новое качество (нагреваясь до 100 градусов, вода закипает).

Таким образом, Гегель открывает в развитии новые законы, что позволяет более конкретно рассуждать о развитии предметов и явлений по сравнению с Гераклитом, который утверждал, только что «все течет».

Однако диалектика Гегеля все-таки остается не достаточно конкретной, так как под эти три принципа можно подвести все явления, не определяя их специфики. Например: кипение воды и вызревание социальной революции. Это значит, что диалектика Гегеля не достаточно конкретна для того, чтобы развитию наук: она ретроспективна, то есть ученый делает открытие, опираясь на законы своей науки, и только в последствии видит, что эти законы подчиняются законам диалектики.

Таким образом, диалектика требует дальнейшей конкретизации с точки зрения культуры и науки уже XXI века.

 

III. Людвиг Фейербах (1804 – 1872).

 

Гегель впервые выражает культуру как предпосылку человеческих способностей, и, прежде всего, мышление. Однако эта культура выражается у Гегеля искаженно, - как внешняя противоположная людям сила. Поэтому возникла необходимость объединить человека и культуру, выявить непосредственность и взаимодействие. Эту задачу решает Фейербах в своем главном труде «Сущность христианства».

Согласно Фейербах главное свойство человека – мышление, а в мышлении главное свойство – воображение, то есть способность создавать то, чего еще нет в реальности. Благодаря этому свойству человек обладает способностью как продуктивно творить, так и создавать иллюзии, то есть искажения сознания и реальности. Одной из таких иллюзий является религия, в частности христианство. В религии человек приписывает результаты своей деятельности внешней, отчужденной силе. Например, богам, Христу приписывает абсолютные идеи, а затем начинает поклоняться этим продуктам своего воображения. Поэтому религия – это результат человеческой деятельности, которая непрерывна, искаженно отображается в его мышлении – «неосмысленное самосознание». В религии человек не понимает, что на самом деле поклоняется самому себе. Этот процесс отрыва человека от культуры Фейербах называет «отчуждением».

Причина отчуждения заключается в бессилии человека по отношению к природе и к силам общества. Однако Фейербах практикует отчуждение чисто теоретически, как процесс, который совершается только в мышлении и не выявляет практических истоков отчуждения. Фейербах полагает, что достаточно объяснить людям факт этого искажения, чтобы ликвидировать отчуждение, то есть он рассуждает чисто просветительски.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь