Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 10. Европейский иррационализм.



Глава 1. Понятие рационализма и иррационализма в истории.

 

Вся европейская философия, включая марксизм, носила рационалистический характер. Согласно которому весь мир представлялся разумно устроенным, и люди могли создать лучшие условия своего существования, опираясь на эти рациональные принципы, которые выражались и в сознании человека (свет естественного разума у Декарта), и в общественной жизни и истории (логика движение абсолютного духа у Гегеля). Однако во второй половине XIX века положение изменилось. Благодаря интенсивному развитию промышленной революции процесс разрушения традиционного общества и замены его современным принял чрезвычайно интенсивные формы. В результате процесс автономизации, то есть выделение отбельной личности от традиционных структур, приобрел необратимый характер. Отдельный изолированный индивид уже не мог опираться на опыт традиционных коллективов. Весь массив культуры, оказался противопоставленным человеку и, в результате уплотнения межчеловеческого взаимодействия и динамизации социальных отношений, полностью отчужденным от него.

Как следствие, окружающая человека действительность (мир в целом) утратило рациональный характер. Поэтому, в мышлении теоретиков той эпохи на место разумных принципов мироустройства и рационального мировоззрения пришли иррациональные принципы, мир в целом предстал как воплощение не понятных хаотических закономерностей, как чуждая, противостоящая человеку среда. Эта установка доминировала во Франции вплоть до середины XX века.

 

Глава 2. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).

 

Шопенгауэр современник Гегеля и критик его философии.

Если согласно Гегелю действует в мире абсолютный дух, движение которого строго подчиняется логике развития, то по Шопенгауэру в мире действует «Мировая Воля» - стихийная, слепа и бессмысленная сила, которая придает энергетический импульс всему существующему. Она воплощается в растениях, в инстинктах животных и человеке. Ее цель, прежде всего, расширять свое жизненное пространство и продолжать свой род, так как при этом жизнь человека ничем не отличается от жизни животных, то его существование лишено смысла.

Однако человек необходим «Мировой Воле» для того, чтобы поддержать ее движение, без человека она не способна продолжаться. Поэтому люди в своем повседневном жизненном существовании «ведутся Мировой Волей». Однако эта подчиненность причиняет человеку лишь страдание: люди ставят себе цели, достигают их, пресыщаются, снова испытывают неудовлетворенность и стремятся к новым целям. В результате жизнь человека – это либо погоня за ложными целями, либо страдание. Однако чтобы люди не прозрели, жизненная воля обманывает их, внушая им ложные ценности, в Виде погоней за богатством, славой и любовью.

Итак, вся жизнь людей – сплошной обман, который большинство из них замечает только на кануне смерти, осознавая бессмысленность прожитой жизни. Выйти из этого круга способны не многие, а лишь наиболее мудрые, прежде всего философы, которые должны уединиться, уйти от жизненных забот, отказаться от продолжения рода. Подобно тому, как это сделал сам Шопенгауэр.

В первой половине XIX века такая точка зрения на фоне прогресса науки и техники казалась странной, поэтому философия Шопенгауэра получила признание только к концу его жизни.

 

Глава 3. Сирен Кьеркегор (1813 – 1855).

 

Кьеркегор начинает свою философию с того, что человек с момента своего рождения обречен на одиночество, ему никогда не дано пройти к сердцу другого человека. Но при этом именно внутренний психологический мир человека должен стать точкой отсчета для создания новой философии. Эта новая антропологическая философия полностью противопоставлена философии Гегеля, которая в то время была наиболее популярна.

Если Гегель главными философскими категориями считал «Все общее, человечество, историю, мир в целом», то Кьеркегор в качестве ведущих философских категорий выдвигал: индивид, судьба, отчаяние, страх, решимость и т.д. Вся философия должна разворачиваться вокруг индивидуальной человеческой жизни, которую Кьеркегор именует existentia.

Цель жизни человека обретение смысла, такой смысл достигается в результате жизненного пути через три стадии:

1. эстетическая стадия – это когда человек живет непосредственно, не задумываясь о цели и смысле жизни. На этой стадии люди ценят свое физическое здоровье и красоту внешнего мира. В смысловом плане – это направленность во вне. Однако, «эстетические люди» всегда испытывают состояние или периоды страха, чувство одиночества, или потерянности. Это значит, что судьба указывает им траекторию движения на более высокую стадию.

2. этическая стадия – она начинается, когда человек задумывается о смысле своей жизни. Он начинает понимать, что жил стихийно, бесцельно, и должен воплотить свою главную задачу – реализовать смысл жизни. Здесь человек должен выполнить долг перед собой. Поскольку никто другой не способен прожить его жизнь вместо него. Однако большинство людей даже при личных своих стремлениях, останавливается на этой стадии, так как, не знает путей к высшему этапу.

3. религиозная стадия. Ее достигает тот, кто способен обрести высшие ценности – Бога, создаваемого путем высших душевных усилий. Бог Кьеркегора – это не классический бог Христианства или других религий, это внутренний собеседник, который способен подобно зеркалу отразить человеку ценности его личности и правильность жизненного пути. Только в этом случае, человек имеет шанс обрести смысл жизни, то есть выполнить свою главную задачу. Поскольку достижение этой стадии требует постоянных умственных усилий, ни один человек не может быть уверен до конца, что достиг этой стадии или смог ее удержать. Максимально, что доступно человеку – это состояние «или – или». Состояние между высшим духовным подъемом и падением в пропасть отчаяния.

Кьеркегор в своей реальной жизни пытался пройти все эти три стадии, честно следуя принципам своей философии.

 

Глава 4. Фридрих Ницше (1844 – 1900).

 

Ницше самая яркая фигура европейского иррационализма.

Ницше первым из философов фиксирует кризис европейской культуры, который возник из-за того, что начинается интенсивный процесс распада традиционной культуры, а вместе с тем начало исчерпания потенциала развития всей культуры запада. Ницше отличает, что прежние представления и ценности, прежде всего, связаны с представлениями о человеке, оказываются ограниченными. Для новых результатов развития необходимо новые, более адекватные для современной культуры ценности. Поэтому Ницше в качестве программы своей философии выдвигает «переоценку всех ценностей». Однако он не может указать те предпосылки и те формальные критерии, согласно которым нужно реализовать эту переоценку. Единственное что Ницше может конкретно определить – это идея нового человека, адекватного новой полноте культуры. Однако этой идеи оказывается не достаточно, чтобы воплотить эту социально-культурную программу. Поэтому учение Ницше, прежде всего, идея нового человека оказывается абстрактной, а человек в ней воплощается исключительно как индивидуалист. Поэтому изучения Ницше можно сделать как продуктивные, прогрессивные выводы, так и негативные реакционные. Подобно тому, как это сделали нацисты, превратившие учение Ницше в основание своей идеологии.

Учение Ницше складывается из ряда следующих идей:

1. воля к власти. Учение о мировой воли Шопенгауэра распадается у Ницше на целую совокупность отдельных индивидуальных воль. Эти воли, которые придают движение любым предметам и явлениям, борются между собой, даже ветви одного дерева борются друг с другом за свет. Поэтому беспощадная борьба за существование – это закон жизни. Все проблемы культуры порождаются тем, что люди не разумно стремятся поставить на место этого закона принципы справедливости, равенства и гуманизма. С этими иллюзиями нужно расстаться, открыто сделав подавление сильным слабого, главным социальным принципом.

2. чтобы реализовать идею воли к власти нужно отказаться от всех прежних ценностей соответствующих европейской культуре – «встать по ту сторону добра и зла». Это и значит провести переоценку ценностей, сделав главным принципом человеческих взаимоотношений принцип «падающего подтолкни! ».

3. это значит, что людей больше не должны объединять никакие ценности, в том числе старые ценности религии. Ницше провозглашает концепцию смерти Бога. Утверждал, что в душах людей Бог умер – Бог мертв.

4. место религии в качестве объединяющей идеи Ницше выдвигает миф о сверхчеловеке. Это личность принципиально нового типа не скованное старыми предрассудками, способное абсолютно свободно уничтожать и подавлять других. Ницше говорит: «мы люди будущего, мы имморалисты и антихристиане, первая нация тех, кто станет белокурой бестией».

5. идея вечного возрождения. Поскольку согласно идее Ницше между людьми невозможно никакое сотрудничество, а, следовательно, и развитие культуры, то движение вперед останавливается и превращается в вечное повторение одного и того же – вечное возвращение.

Во второй половине XX века после разгрома нацизма возникло представление, что из идеи Ницше непосредственно вытекает человеконенавистническая политика фашизма. Однако дело сложнее: в учении Ницше, несомненно, есть положительные стороны, прежде всего, указание на необходимость формирование человека нового типа, если такая личность не будет создана, то и европейскую культуру ждет вырождение и гибель. С другой стороны только универсальной личности под силу решать все проблемы, количество которых будет возрастать по мере дальнейшего развития культуры. Такие установки перекликаются с личностной конституцией в марксизме, а идеи Ницше будут плодотворны для культуры XIX и XX веков, в частности для творчества Максима Горько («песня о соколе» и т.д.).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 992; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь