Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема № 7. «Философия французского Просвещения».



I. Идеи, идеалы эпохи Просвещения.

 

Социальный порядок, который сложился в Европе после эпохи Возрождения носит название «старый режим». Это абсолютистская форма правления, которая была надстроена над традиционным обществом, которое сохранялось в неизменности вплоть до Великой французской Революции. В то же время в условиях абсолютизма вызревали предпосылки буржуазных отношений, которые постепенно приводили к сдвигам в резных областях культуры: в экономике, идеологии, социальной сфере. Потребности развития капиталистического способа производства стимулировали развитие науки и техники, но, прежде всего, создавали предпосылки полной автономизации личности, то есть освобождение человека от сковывавших его феодальных рамок. Тем самым, философия Просвещения создавала идейные предпосылки буржуазной революции.

В центре философии Просвещения встала концепция «естественного человека». Согласно этой концепции, человек – это существо, наделенное мышлением от природы. Мышление – главное свойство человека, которое является естественным.

Поскольку мышление присуще всем людям от рождения, причем в равной степени, это свойство обосновывает их право на социальное равенство и свободу. Согласно просветителям, опираясь на «естественный свет разума», люди способны создать справедливое социальное устройство, открыв дорогу в лучшее будущее.

Поскольку человек – это природное существо, то все проявление его натуры являются естественным, а следовательно положительными. Все негативные стороны в личности человека происходят исключительно от внешних причин. Прежде всего, от феодальной власти и церкви. Отсюда, согласно просветителям, достаточно уничтожить аристократию и прогнать священников, чтоб освободить человека.

Опираясь на эти идеи, французские просветители формировали лозунги Великой французской Революции: «свобода, равенство, братство».

Однако в действительности при реализации этих принципов выяснилось, что строение человеческой личности и решение политических задач – дело более сложное, чем представлялось просветителям. В результате французской революции, лозунг свободы привел не к освобождению человека вообще, но только к более свободному развитию рыночных отношений. Равенство свелось к юридическому равенству продавцов и покупателей рабочей силы, то есть к фактическому неравенству, поэтому братство оказалось фикцией.

 

II. Вальтер (1694 – 1778).

 

Философия Вальтера складывается из двух основных частей:

1. критика религии.

2. философия истории.

Вальтер одновременно критикует и феодализм, и церковь, как его идеологический институт. Вальтер утверждает, что религия – это результат обмана со стороны правящих верхов и тупости и невежества со стороны социальных низов: «Религия возникает там, где встречаются мошенник и дурак». Но при этом, Вальтер призывает не к ликвидации религии вообще, но к уничтожению только католической церкви, призывая «Раздавите гадину! ». То есть, Вальтер требует религиозной веротерпимости для того, чтобы сохранить религию для простых людей. В последствии во время французской революции этот проект был полностью реализован: наиболее радикальные французские революционеры Якобинцы вместо католической религии создали культ Верховного Существа и казнили атеистов.

В области философии и истории Вальтер впервые создает естественное объяснение исторического процесса. До этого историю объясняли сверхъестественными причинами, божественной волей. В то же время, уровень развития культуры не позволял глубоко проникнуть в закономерности социальных процессов. Поэтому Вальтер объяснял историю воздействием великих личностей: Христос, Магомет, Петр I. Идеальным общественным устройством Вальтер считал просвещенную монархию, а идеальным правителем – такого деятеля, который либо является философом, либо привлекает философов в качестве государственных экспертов. Реализуя эту идею, Вальтер поступал на службу к разным европейским монархам и вел переписку с Екатериной II.

Однако Вальтер в целом весьма пессимистично рассматривал результаты исторического процесса, утверждая, что количество зла в мире и в жизни людей остается неизменным или сокращается очень медленно. Добро человек может создавать только в ограниченном пространстве, прежде всего в своей частной жизни. «Будем же возделывать наш сад» - таков конечный вывод философии Вальтера.

 

III. Жан Жак Руссо, (1712 – 1778).

 

В своей философии он выступает более радикально, чем Вальтер, критикуя не только феодальное государство или церковь, но социальное неравенство вообще. Он утверждает, что такое неравенство складывается в результате распада и гибели общества, которое Руссо называет естественным состоянием человека.

Этот распад и складывание социального неравенства совершаются в три стадии:

1. Разделение людей на бедных и богатых, которое возникает в результате того, что некоторые наиболее «активные» люди захватывают в частную собственность участки земли и становятся их владельцами. Это гибель естественного состояния.

2. Превращение деления людей на бедных и богатых, в деление их по принципу: подданные – властелин.

3. Трансформация этого разделения в деспотию, когда несправедливые, но все-таки действующие законы превращаются в личный произвол властелина и его подданных. Деспотия – это непосредственный канун социальной революции.

Таким образом, Руссо впервые открывает, что социальный прогресс, общекультурное развитие человечества связано с нарастанием социального неравенства и, прежде всего, с разделением людей по имущественному признаку. Прогресс может сопровождаться нравственной деградацией и духовным упадком.

В своем главном социальном труде: «Об общественном договоре», Руссо создает проект нового, более справедливого социального устройства, где главным правителем является народ, единый в своей политической воле, и каждый индивид становится частицей цельного политического организма.

На пути к этому общественному идеалу, согласно Руссо, можно применять любые политические средства вплоть до уничтожения тиранов и их сторонников. Эта установка была установлена в ходе Великой французской Революции в деятельности ее наиболее радикальных представителей и их лидера – Робеспьера.

Главным способом воплощения общественного идеала в жизнь, по Руссо, должно стать воспитание человека, прежде всего, в детском возрасте. Такое воспитание должно не закрепощать ребенка внешними правилами, но способствовать развитию его внутренних «естественных» задатков.

Возвращение всех людей в природу невозможно, но возможно воспроизвести естественность в периоде раннего развития каждого индивида.

С этой идеей был не согласен Вальтер, который критиковал Руссо, заявляя: «Когда я читаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес».

 

IV. Материализм французских просветителей.

 

Учение просветителей имело значение не только для общественной мысли, но и для науки, которая исследовала природу. Оба эти направления тесно переплетались, что наиболее наглядно выразилось в создании «Энциклопедичного многотомного словаря», который содержал сведения из всех областей научного знания. Причем впервые в качестве источника этих знаний стала рассматриваться не теория, но практическая деятельность в виде ремесел и промышленного производства.

Издание «Энциклопедии» связано с верой просветителей в человеческий разум, который способен познать законы природы и общества и выстроить жизнь людей согласно идеалу. Для этого и нужно «просветить» человеческий разум. «Энциклопедия» - главное орудие Просвещения.

В создании «Энциклопедии», восемьдесят томов которой выходили на протяжении более двадцати пяти лет, участвовали почти сто просветителей. Следует выделить следующих:

1. Дени Дидро. (1713 – 1784). Дидро впервые утверждает, что мир в целом сугубо материален, то есть состоит только из материи или вещества. Все духовные проявления сугубо вторичны, как например, человеческое мышление, которое функционирует на основе материального субстрата. Поэтому, главной категорией в учении Дидро становится материя. Все проявления в природе и общественной жизни людей есть результат качественного сочетания и усложнения структурных компонентов материи. Тем самым, любое божественное вмешательство отрицается, как и существование бога в целом. Материя состоит из неделимых частиц вещества, которые обладают способностью к самодвижению. В процессе движения эти частицы создают многообразие предметов природы. Здесь Дидро воспроизводит учение Демокрита, однако вносит в его материализм новые оттенки, пытаясь открыть тенденции развития материи.

Согласно Дидро, в мире нет случайностей, а есть только необходимость, обусловленная сочетанием простейших компонентов материи. То, что мы называем случайностью – просто неизвестная нам, то есть не познанная необходимость. Случайность – это иллюзия человеческого сознания. Далее Дидро делает вывод, что поскольку количество материй ограничено, то, следовательно, ограниченно и количество сочетаний ее простых компонентов. Это значит, что все в мире рано или поздно должно повториться, то есть ограниченный, отрицающий случайность, материализм Дидро ведет к фатализму и вере в судьбу (Принцип Ламеннэ).

2. Такая ограниченно-материалистическая установка соответствовала уровню тогдашней науки, где единственной развитой дисциплиной была физика в форме механики, которая исследовала вещественное взаимодействие тел. Химия и биология тогда находились в зачаточном состоянии. Поэтому жизнедеятельность всех живых организмов и общественная жизнь истолковывались по модели физики, точнее механики. В результате материализм французских просветителей получил название механистического, а исследовательская установка этого материализма стала называться редукционизм (редукция - сведение более высоких уровней организации к более низким, простейшим).

Наиболее наглядно редукционизм в его приложении к человеку проявляется в творчестве французского врача и философа Жульена Ламетри. (1709 – 1751). Главный труд – «Человек – машина».

Ламетри утверждает, что человек, его мышление сводятся к функционированию человеческого организма. Организм построен по принципу автомата, то есть сложно организованного заводного механизма. Завод, то есть, жизненные силы человек получает от природы при рождении. Мышление – просто усложненный результат деятельности физиологических органов, который включается при воздействии на человека со стороны внешней природы. Согласно этому же принципу устроены растения и животные. Отличие человека от животного заключается только в сложности устройства человеческого мозга.

Фактически Лометри формирует исследовательскую программу применительно к человеку: изучать человека значит распространять на него методы естествознания.

Для сегодняшней точки зрения такая установка является ограниченной. Поскольку человек – культура – он не сводится к природе. Однако в то время, эта программа была наиболее прогрессивной и единственно возможной для преодоления религии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь