Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Философия марксизма.



I. Учение о практике и человеке.

 

Основателями марксизма являются Карл Маркс(1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Они строят свое учение, непосредственно развивая его и критически перерабатывая учения Гегеля и Фейербаха.

Однако в их трактовке в человеке мыслит, не абстрактная идея, как у Гегеля, не отдельный, отчужденный человек, как у Фейербаха, но мыслит человек, который в единстве с другими людьми осуществляет преобразование природы и социальных условий своего существования.

Между человеком и природой они помещают новый фактор – практику, то есть орудийно-вооруженный и коллективно-организованный труд. В отличие от животных, которые используют естественные, врожденные орудия труда, люди используют комбинированные предметы природы превращенные тем самым в искусственные орудия труда. Использование этих орудий люди обучаются в процессе общения друг с другом.

В структуре практики выделяются две стороны.

1. распредмечивание,

2. опредмечивание.

1. означает, что, выделяя в природе отдельные вещи, в качестве предмета своего интереса, человек раскрывает закономерности природы.

2. означает, что человек субъективно растет, предметно обогащает свои способности.

Все это имеют люди. Это результат их труда, продукт практики в виде, как орудий, так и результатов практической деятельности. Все это вместе Маркс именует «промышленность». Именно благодаря промышленности совершается развитие человека, как в общественном, так и в индивидуальном смысле: музыкальное ухо, чувствующий красоту глаз, универсальная «ловкая рука», все это способности результативной тренировки человека на предметах промышленности.

Таким образом, согласно марксизму, сущность человека – это не есть некое врожденное, естественное свойство отдельного индивида. Сущность человека это совокупность всех общественных отношений. То есть основатели марксизма в плотную подходят к тому, как описать человека через культуру.

Опираясь на культуру, которая в марксизме сведена к орудиям труда, человек выделяется из мира животных. Он преобразует первую, естественную природу во вторую искусственную природу, в технику превращения «её» в «гармоническое тело человека».

Благодаря искусственной природе человек обретает свою уникальность и специфику. Если животные тоже производят и действуют даже коллективно, подобно пчеле, бобрам, муравьям, но всегда действуют в пределах своего вида, в то время как человек действует в пределах и по меркам всех видов. Животные приспосабливаются к природе человека, человек приспосабливает природу к себе. Животные действуют только под давлением физической необходимости, нужда, когда как человек действует наиболее продуктивно, лишь в том случае, когда свободен от неё, поэтому человек – это существо универсальное.

 

II. Философия истории марксизма.

 

Марксизм – это первая теория, где раскрываются объективные закономерности общественно-исторического развития. Философия истории марксизма распадается на три части:

1. Выявление компонентов и движущих сил исторического процесса или материалистическое написание истории.

2. Определение целей исторического процесса, то есть его задач и тенденций.

3. Материалистическое понимание истории.

Здесь в марксизме выявляется два ведущих компонента:

1. производственные силы;

2. производственные отношения.

Производственные силы – это люди, приводящие в движение технику, то есть орудия труда.

Производственные отношения – те формы взаимодействия, в которые люди вступают в процессе своей производственной деятельности.

Производственные силы и производственные отношения, объединяясь друг с другом, составляют способ производства или материально-технический базис общества; под этим базисом возникает надстройка, то есть формы власти и диалогии специализированного духовного производства. Базис и надстройка в сумме составляют общественно экономическую формацию, специфичную для конкретной исторической эпохи.

Источник развития – это производственные силы, прежде всего орудие труда, производственные силы более подвижны, нежели производственные отношения, которые, напротив, более статичны и от того отстают в ходе исторического развития.

На отдельном этапе производственные силы приходят в конфликт с производственными отношениями, взламывают их в ходе социальной революции, и, тем самым создают предпосылки к новой, общественно-экономической формации. Поэтому революции – это «локомотивы истории».

Таким образом, в общечеловеческой истории сменяется пять общественно-экономических формаций, описывает характер исторической стадиальности, ведущий к цели истории, то есть к коммунизму.

2. Смысл истории.

Это ответ на вопрос конечных целях исторического процесса и характере исторической стадиальности.

Здесь основатели марксизма опираются на положения Гегеля о том, что общечеловеческая история – это постепенного освобождения человека, нарастание степени его свободы. Несмотря на общественные противоречия даже эксплуатируемые классы становятся все более свободными и не зависимыми: рабы, крестьяне, наемные работники.

Данное обстоятельство связывается, прежде всего, с процессом развития техники (средством производства). Согласно этому принципу, опираясь на технические предпосылки, Маркс разделяет всю историю на пять стадий, которые соответствуют пяти экономическим формациям.

 

 

Первобытно- рабовладел. Феодализм капитализм коммунизм

 

общинный строй общество

 
 

 


«Предыстория» «история»

       
   


а) б) в)

       
   

 


Однако, данное деление не способно ответить на вопрос: почему количество стадий именно такое, и почему в теории марксизма коммунизм рассматривается как конечная стадия, после которой не возникает новых формаций.

Отсюда Маркс предлагает новое деления на две стадии: предысторию и собственно историю – это коммунизм, начиная с которого человечество вступает в этап подлинного, истинного развития.

Кроме того, для конкретизации коммунизма Маркс предлагает деление истории также на три стадии – согласно принципу развития человеческой личности:

а) стадия, когда личность не развивается, возникают отношения личностной не свободы, личностной зависимости (человек принадлежит другому человеку): первобытность, рабовладельческий строй, феодализм.

б) отношение личностной свободы человека в условиях материальной несвободы (вещественной зависимости): эпоха капитализма.

в) универсальной развитие личности – эпоха коммунизма, когда человек становится целью производства, и у него полностью развиваются все его способности и задатки.

Человек должен стать критерием развития.

Чтобы достигнуть этой цели, то есть перейти от капитализма к коммунизму, необходимо превратить все средства производства в общественную собственность и создать технологию формирования личности нового типа. Первое условие было достигнуто в России после революции 1917 года, условие второго фактора не ясно до сих пор. Поэтому советский проект потерпел неудачу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь