Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет, основные задачи и ведущие направления в развитии социальной философии. Природа социальности и объясняющие ее подходы.



Предмет социальной фил-фии - общ-во как целостность и его синтетическое представление на трех уровнях: всеобщем, типологическом, индивидуальном. Одной из важнейших задач, разрешаемых социальной фил-фией, является определение назначения человека и общества друг для друга. 1)человек автономен, а социальность вторична. 2)противоположная позиция: человек возможен только внутри социума. 3)социум- органическое целое более высокого уровня чем человек, куда человек встроен. К предмету философии можно выделить 3 подхода: 1)субстанциональный (Момджян): предмет фил-фии выделяет инварианты бытия, взятые в атрибутивном аспекте своего существования. Соц-я фил-фия вместе с фил-ей природы и фил-ей сознания образуют особый раздел специальной фил-ии. Задачей фил-ии является хар-ка общ-ва как части мироздания. Выделяют 3 позиции по отношению к обществу: 1- субъектная – общество представляется как различные коллективы людей. 2- деятельностный аспект – здесь изучают то, что необходимо для совместного существования. 3- организационная позиция – зжесь мы обращаемся к обществу через социальные институты.

2)антропологический подход (Кемеров) – в этом подходе мы отталкиваемся от человека, социальное проявление которого воспроизводят определенные схемы. Эти схемы могут быть выделены и описаны. Важное место в этом подходе занимают социальные формы. Они представляют собой родовые конструкции способов общежития людей.

3)сферный подход (Барулин) – основывается на выделении сфер общественной жизни: материальной, теоретической, ценностной, политической, социальной.

Исторические формы социальной теории (Ю.М. Резник): ее отношение к социальной философии и социально-гуманитарным дисциплинам.

Современные разработки в области социальной теории преследуют цель построить

теоретическую систему, обеспечив связь и перенос знаний между философией (социальной философией) и социально-гуманитарными дисциплинами. В этом аспекте социальная теория устраняет своеобразный разрыв между абстрактной философией и узкоконкретными представлениями об обществе. (Основа лекций -- Социальная теория Ю. М. Резника) Хотя социальная теория формируется последние десятилетия, можно говорить об ее исторических формах и предпосылках:

1) Социальная мифология (миф -- подготовка социальной теории) -- это форма участия

людей в Божьем Промысле социального мира

2) Социальная этика -- учение об общественных добродетелях и нравственности (< < золотое правило> > нравственности -- делай другому то, что ты хотел бы чтобы он делал тебе). Вопросы естественного права проработаны в < < Домострое> >. Социальная этика в сравнении с социальной мифологией имеет выраженный светский характер; социальная этика не использует научный аппарат.

3) Социальная наука (вторая половина XIX в.; О. Конт, К. Маркс). По О. Конту

социальная наука отличается от социальной мифологии и этики по следующим признакам:

3.1) Она базируется на историческом подходе в сравнении с широко распространенными в социальной этике, но слабо проработанными представлениями об естественном праве.

3.2) Социальная наука стремится представить общество как единое целое, автономный объект подчиняющийся научным законам.

3.3) Социальная наука основывается на сборе и изучении фактов с использованием научных методов (естествознание): индуктивная логика (Конт, Дюрхгейм), развитие

материалистического подхода к истории (К. Маркс), Спенсер вводит применительно к обществу понятия < < эволюционизм> > и < < организм> >.

Социальная теория занимает место между социальной философией и социальными научными уровнями познания бытия, общества и человека:

- мега -- социальные философские представления

- макро -- социальные дисциплины

- микро -- социальная теория

- мезо -- социальная теория

Объект социальной теории -- это социум в аспекте связи его отдельных подсистем.

Содержание социальной теории можно выразить в:

1) установлении существования связей, ведущих компонентов социума;

2) выявлении процессов социальной институционализации и самих социальных институтов (социальная институализация -- предание социальной деятельности социально значимого статуса, например. образование)

Социальная теория может быть представлена через задание ее семиотического пространства (семиотика -- наука о знаках и знаковых системах, две ее ветви -- логика, математика (аналитическая философия); культурологическая (Тарту, Лотман)). Используя идеи философии коммуникативного действия (дискурса, разума) Ю. Хабермас:

 

Механизмы объединения людей в общество и выявляющие их концепции: утопическая – Платон, Аристотель; христианско-эсхатологическая – А. Августин; общественного договора – Т. Гоббс, Дж. Локк; марксистская; феноменологическая – Э. Гуссерль; герменевтическая – Г.-Г. Гадамер; философия коммуникативного дискурса – Ю. Хабермас и др.

Можно следующим образом систематизировать соц-философские мировоззрения.

У Платона и Аристотеля совместное сущ-е отличает человека от животного, и оно выгодно.

Аврелий Августин- в христианской традиции людей объединяет провиденциальная энергия бога, проявляется в истории.

В новое время – основой социальности выступает общественный договор. Это Гоббс и Локк. Эти идеи усиливаются в эпоху просвещения.

20-й век: Гуссерль и феноменологическая традиция предполагает, что людей объединяет схожесть их психической жизни. Герменевтика (Гадамер) – людей объединяет открытость навстречу другому, умение сказать и услышать. Общество- совместное бытие людей, способных понимать друг друга, а следовательно осуществлять совместную деятельность. Философия коммуникативного дискурса (Хабермас). Общ-во – инфокоммуникативная система, огромное внимание уделяется языку. Общество – коммуникативное дискурсивное целое, отличающееся критериями открытости, демократичности, критичности и стремлением к консенсусу. Постмодерн – в основе – борьба языковых игр. Общество- не строгая иерархия, а ризомоподобное образование (ветвистая структура). Рассматривается конфликт между реальным и воображаемым.

Свои взгляды на проис­хождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный Человек не способен удовлетворить все свои потребнос­ти в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы об­щества и государства он опирался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земле­дельцев, ремесленников, производящих все необходимое для под­держания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справед­ливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному уп­равлению. Согласно Платону, государством призваны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники, по мысли Платона, должны добро­совестно выполнять свою работу, и им не место в органах государ­ственного управления. Охранять государство должны стражи по­рядка, образующие силовую структуру, причем стражи не должны иметь личной собственности, обязаны жить изолированно от дру­гих граждан, питаться за общим столом. «Идеальное государст­во», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования. Не вдаваясь в подробности, следует сказать, что учение Плато­на о государстве — это утопия. Представим лишь классификацию форм государственного устройства, предложенную Платоном: она высвечивает суть социально-философских взглядов гениального мыслителя.

Платон выделял:

а) «идеальное государство» (или приближающееся к идеалу) — аристократия, в том числе аристократическая республика и арис­тократическая монархия;

б) нисходящую иерархию государственных форм, к которым причислял тимократию, олигархию, демократию, тиранию.

Согласно Платону, тирания — наихудшая форма государствен­ного устройства, а демократия была для него объектом острой критики. Худшие формы государства — результат «порчи» идеально­го государства. Тимократия (тоже худшее) — это государство чести и ценза: оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристокра­тической монархии.

Государство, по Аристотелю, является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения. Оно охватывает собой все другие формы общения (семью, селения). В нем последние достигают своей конечной цели - «благое жизни» - и завершение. В нем же находит свое завершение и политическая природа человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь