Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблематика христианской философии. Августин.



Средневековье — длительный период в истории Европы от распада Римской империи до эпохи Возрождения, т. е. с V в. до XIV в. Это был тысячелетний период, когда в духовной жизни общества доминирующее положение зани­мала религиозная идеология, в Европе — христианская.

В IV в. сформировалась христианская догматика, т. е. пе­речень основных положений вероучения (догматов), призна­вать которые обязывался каждый сторонник христианства. Прежде всего, это так называемый «символ веры», состав­ленный «отцами» христианской церкви (богословами) и утвержденный на Никейском общецерковном (вселенском) соборе в 325 г. и дополненный на Константинопольском со­боре в 381 г.

В условиях раннего средневековья продолжает обога­щаться возникшая в II—III вв. патристика (от лат. отцы) — совокупность произведений раннехристианских бо­гословов, «отцов» церкви, осуществивших первоначальную разработку и обоснование догматики и философии христи­анства. Одним из наиболее авторитетных теологов, «отцов» церкви того времени, был Аврелий Августин (354—430).

Обосновывая христианскую догматику, Августин особое внимание уделял таким положениям вероучения, как сущест­вование триединого бога, сотворение им по своей воле при­роды и человека, бессмертие души и загробное «воздаяние». При этом он выдвигает идею предопределения людей к тому или иному варианту «воздаяния» после смерти. Это значит, что богом, якобы, заранее избраны те праведники, которые спасутся для «царствия небесного», а все «грешники» так же заранее обречены на погибель и адские муки.

Следует отметить, что теологические взгляды А. Авгу­стина примыкали к иррационалистическому направлению в христианском богословии, для которого было характерно требование «слепой», нерассуждающей веры в библейские повествования и в утвержденные церковью догматы веры.

Договорная теория (теория договорного происхождения государства) объясняет происхождение государства общественным договором - результатом разумной воли народа, на основе которого произошло добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов. Отдельные положения этой теории развивались в V - IV веках до н.э. Софистами в Древней Греции. «Люди, собравшиеся здесь! - обращался к своим собеседникам один из них (Гиппий 460 - 400 гг. до н.э.) - Я считаю, что вы все тут родственники, свойственники и сограждане по природе, а не по закону: ведь подобное родственно подобному по природе. Закон же, властвуя над людьми, принуждает ко многому, что противно природе».

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись не однозначным образом. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех»; Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Естественное право (ЕП) представляет собой первую в истории философии модель возникновения общества и принципов общественного устройства. ЕП исходит из того, что существует система норм взаимоотношений между людьми, которая отличается от системы норм установленных гос-вом. Нормы установленные гос-вом получили название позитивного права. ЕП в соответствии с этой теорией значимо само по себе. Оно предшествует позитивному праву и в случае расхождения с последним, имеет безусловное превосходство. В истории философии были три различные концепции источников естественного права: 1я - возводит естественное право к божественному промыслу, как своему источнику. 2я - рассматривает естественные законы как привычки или даже инстинкты всех одушевленных существ. 3я источником ЕП считает разум человека, перенося, таким образом, источник в человека.

Теоретиками естественного права в 17-ом в. выступают Гоббс и Локк. Они определили основные категории естественного права " естественное состояние", " естественный закон", понятие " природы человека", " разума" и " общественного договора". Под природой человека понимается совокупность влечений человека вложенной в его сердца природой, это напр., стремление к спокойному доброжелательному общению с себе подобными, справедливость. Разум как естественная способность человека. Природа человека является надисторической, вневременной, абсолютной и потому, конечно же, абстрактной. Однако представление о всеобщей природе человека приводило к универсализму в понимании общественного устройства. Обратимся к Гоббсу как теоретику естественного права. В трактате " О гражданине" он называет естественным состоянием, состояние людей вне гражданского общества. Гражданское общество для Гоббса еще неотличимо от государства, различие между политическим и гражданским обществом проведет Гегель в 19 в. Принципом естественного состояния Гоббс считает " войну всех против всех", т.к. людям свойственно от природы взаимная склонность вредить друг другу. Кроме того, в естественном состоянии существует естественное равенство, и каждый имеет право на все вещи. Собственно естественным законами Гоббс называет веления правого разума. Под правым разумом он понимает акт рассуждения, т.е. собственного правильного суждения каждого отдельного человека о совершаемых им действиях. Правый разум дан нам природой, это естественная способность, поскольку согласно логике правильное суждение вытекает из истинных и правильно подобранных посылок, то всякое нарушение естественных законов состоит в ложном рассуждении или в глупости людей, которые не видят своих обязанностей по отношению к другим людям. Но эти обязанности необходимы ради самосохранения. Правом Гоббс называет свободу каждого располагать своими естественными способностями в соответствии с требованиями правого разума. Значит, основание естественного права состоит в том, чтобы каждый защищал свою жизнь и оберегал свое тело, как только он может. При этом он имеет право выбирать какие угодно средства и в определении этих средств является сам себе судьей. Гоббс говорит, что долго находиться в естественном состоянии невозможно, т.к. оно ведет к взаимному истреблению людей. Вследствие взаимного опасения люди решают выйти из такого состояния и ищут себе для этого союзников. Первый основной естественный закон по Гоббсу - нужно искать мира по всюду, где его можно достичь, там где мира достичь невозможно нужно искать помощи для ведения войны. Из этого основного закона Гоббс выводит 20 производных законов: Договор, ненарушение права, предупредительность, " дарование мира", благо в будущем, " Никто не должен показывать другому, что он его ненавидит или презирает", скромность, справедливость, равенство, жребий, неприкосновенность, решение третьего, справедливость арбитра, показания свидетеля.

Гоббс говорит, что естественные законы должны быть известны всем. Людям мешают узнать эти законы - страсти (надежда, страх, гнев, честолюбие, скупость, тщеславие), однако нет такого человека, который хоть раз находился бы в спокойном состоянии. В случае сомнения, что ваши действия расходятся с естественным правом, необходимо себя поставить на место того человека, на которого направлены свои воздействия. Естественный закон всегда и везде обязывает человека по своей совести, но не всегда перед судом внешним. Это моральные законы, составляющие существо моральной философии. Они неизменны и вечны, соблюдать их легко, нужно только иметь к ним стремление. Такие люди называются справедливыми. Именно такие люди назывались просвещенными, т.е. которые познали естественные законы и которые могли устроить общество на основе этих естественных законов.

Естественно правовая теория Локка в некоторых существенных моментах отличается от теории Гоббса. Естественное состояние Локк определяется также как и Гоббс, т.е. как состояние полной свободы в отношении действий распоряжения своим имуществом и личностью, в соответствии с тем, что он считает для себя подходящим, но в границах закона природы. Естественное состояние это состояние природы, но не своеволия. Это состояние равенства, вся власть является взаимной и никто не имеет больше другого. Для Локка равенство людей самоочевидно и неоспоримо. Он говорит: " Мы не может представить, что между нами может быть такое подчинение, которое дает нам право уничтожать друг друга. Самосохранение это также главный естественный закон для Локка. “Естественное право” (ЕП) получило свое развитие в трудах Гоббса, Локка, Руссо. ЕП – состояние людей до образования гос-ва (гражданское общ-во), характеризуется: 1) равными правами всех на все; 2) свободой каждого (это две хар-ки состояния по Гоббсу).

Стремление человека реализовать свое право наталкивается на стремление других людей, в следствии этого – война, которая не может закончится чьей-либо победой. “Война всех против всех”.

Поиск союзников – первое следствие естественного закона (ЕЗ). Заключение договора – добровольное перенесение своих прав на третье лицо. Люди отказываются от естественного состояния на основе разума – собственного правильного рассуждения человека о совершаемых им действиях. Этой способностью обладает каждый, поэтому каждый человек способен действовать в своих интересах. М/б три ситуации при заключении договора: 1) обе стороны выполняют договор; 2) первая сразу, вторая с отсрочкой (соглашение); 3) никто. У Гоббса в естественном состоянии нет оснований чтобы первым выполнять договор. В гос-ве или гражданском общ-ве к выполнению договора принуждают силой.

2-е следствие: не из основного закона: нужно придерживаться соглашений чтобы не ухудшить положение выполнившего договор первым.

3-е следствие: при распределении прав каждому равное право.

4-е следствие: Скромность – претендуя на какое-либо право должен признавать право других людей.

5-е следствие: нельзя оскорблять другого человека словом, делом – в следствии война.

6-е следствие: наказывая нужно думать о благе в будущем, а не о совершенном деянии в прошлом. Нарушение закона – жестокость.

7-е следствие: дарование мира – прощение провинившихся при принятии необходимых мер безопасности.

8-е следствие: все люди д/б предупредительными друг к другу.

Гоббс говорил о необходимости судей, арбитров (беспристрастных, независимых), о справедливом распределении – все вещи надо разделить поровну или пользоваться по очереди, установленной 1) по жребию – искусственно; 2) естественно – от отца к сыну.

Т.о. ЕЗ-ны – моральные з-ны, которые трудно познать (мешают страсти). Познать ЕЗ – поставить себя на место другого человека (не делать другому человеку того, чего не хочешь для себя).

Гоббс сторонник абсолютной монархии.

Локк – суверен (собрание лиц), сторонник ограниченной монархии. По Локку естественное состояние – состояние естественного равенства и полной свободы, но не своеволия. Предел свободы – такая же свобода другого человека. По Локку естественное состояние было состоянием счастья, процветания, мир.

По Гоббсу люди выходят из естественного состояния, заключая общ-нный договор в силу взаимных опасений, а у Локка общ-нный договор заключается на основании долга взаимной любви. Основной закон у обоих – закон самосохранения. Никто не имеет покинуть свой пост и не имеет право лишить человека свободы (распоряжение по своему усмотрению своими естественными способностями). Гоббс утверждал: каждый имеет право жизнь и тело всеми доступными ему средствами и в выборе их никто не является для человека судьей.

Просвещение – признание значимости законов естественных, каждый по своему характеру – моральные законы обязывают людей всегда и везде перед лицом собственности.

Руссо (республиканец) говорил, что человек по природе доброе и хорошее существо и что единственно его собственные учреждения делают его злым и дурным. Равенство естественное состояние человеческого общ-ва, главная причина неравенства – возникновение частной собственности. Равенство предполагает строгую умеренность во всем, устранение всяких излишеств, отсутствие злоупотреблений, ограничение размеров имущества знатных и богатых.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь