Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Представители английского эмпиризма.



Ф.Бэкон: В истории философии и науки Бэкон выступил как провозвестник опытного естествознания и научного метода. Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых «идолов». Он выделяет 4 их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра (типичные источники человеческих заблуждений). Разум должен быть совершенно освобожден от них. Борьба с авторитарным мышлением – одна из основных забот Бэкона. Следует признать лишь один авторитет, авторитет Священного писания в делах веры, но в познании Природы ум должен опираться только на опыт, в котором ему открывается Природа. Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый Природе и внимающий опыту – исходное положение бэконовской философии. Основав свою философию на понятии опыт, истолковав чувственность как единственный источник всех наших знаний, Бэкон тем самым заложил основы эмпиризма. Родоначальник эмпиризма вместе с тем ни в коей мере не был склонен недооценивать значение разума. Необходим союз опыта и рассудка. Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум можно определить через опыт, но опыт в указании на разум не нуждается, а поэтому может рассматриваться как инстанция самостоятельная и от разума независимая.

Т. Гоббс: Гоббс – классический представитель номинализма. Согласно его учению, реально существуют только единичные вещи, а общие понятия суть лишь имена вещей. Всякое знание, поэтому, имеет своим источником опыт. Только один род опыта есть восприятие (первичное знание), а другой – знание об именах вещей. Источник второго опыта – ум, который сводится к способности именования вещей и связывания имен, то есть правильного употребления слов. Предмет философии – тело, возникновение которого мы можем постичь с помощью научных понятий. Существование духовных субстанций Гоббс отрицает, поскольку не признает бестелесных духов. Он не принимал понятия не только духовной субстанции, но и материальной.

Рационализм Р.Декарта: Способ познавательного движения должен быть достаточно гибким для того, чтобы оставить поле для инициативы, чтобы ученый сам определил конкретные приемы конкретных исследований. Правило метода Декарта: 1. Никогда не принимать за истинное ничего, что я бы не познал с очевидностью; 2. Делить каждый предмет на столько частей, на сколько можно и нужно (анализ – самое эффективное правило); 3. Придерживаться определенного порядка в познании, начинать с наиболее простого и идти к наиболее сложному; 4. Должна быть уверенность в отсутствии упущения. Продуманный метод следовало применить теперь к собственно философскому познанию. Первая проблема состояла в том, чтобы обнаружить очевидные истины, лежащие в основе всего нашего знания. Декарт разрешает эту проблему следующим образом. Среди идей нашего мышления находится идея Бога, как Совершенного существа. Эта идея вложена в нас извне, а ее Творец и есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие о себе как о Совершеннейшем Существе. Из этого утверждения вытекает необходимость существования внешнего мира как предмета нашего познания. Бог становится у Декарта гарантом постижимости мира и объективности человеческого познания.

Сенсуализм Дж.Локка: Локк определяет опыт как основу всякого знания. Локк различает два вида опыта: опыт внутренний (познание внутреннего мира самого ч-ка) и внешний (состоит из ощущений). Он выделяет рефлексию, как особый мир внутреннего опыта. Рефлексия вторична, возникает на основе чувственного опыта. Каждый имеет внутри себя рефлексию, но проявляется она в позднем возрасте и не у всех. На определенном этапе она дает достоверное знание, но приоритет за чувственным знанием. Опыт – источник идей. Идеи есть все то, что является объектом познания ч-ка, то с чем связано сознание ч-ка на протяжении жизни. Идеи есть простые и сложные. Простые идеи – самые ясные идеи, их нельзя разложить. Они делятся на идеи рефлексии и идеи ощущения. Простая идея рефлексии – мышление, ее модусы – воспоминание, познание, вера. Идея ощущения – движение, ее модусы – ходьба, скольжение. Посредством идеии ощущения мы воспроизводим качество вещей. Он выделяет два вида качеств: первичные (они существуют реально в телах, воспроизводятся совокупностью органов чувств – фигуры, величины, положения, движения); вторичные – цвет, вкус, звук, боль, тепло). Вторичными качествами он называет способности вещей вызывать в нас ощущения этих качеств. Вторичные качества не отражают свойств вещей, они существуют только во взаимоотношении. Сложные идеи: совокупность простых идей образует границы нашего мышления. Разум, получив простые идеи начинает активно действовать. Выделяется 3 действия ума: 1. Суммирование простых идей в сложную; 2. Сравнение двух идей, благодаря чему получаются идеи отношений; 3. Обобщение через предшествующую абстракцию. Говоря о создании сложных идей, он подчеркивает активность ума. Ум способен лишь к комбинированию идей, но неспособен ни уничтожить, ни изобрести новые («простые») идеи (опыт как источник идей). Осознание Локком недостаточности эмпиризма для обоснования существования вполне определенной по своему характеру внеопытной реальности побудило его, во-первых, держаться границ опыта, во-вторых, при определении условий истинности наших представлений говорить о согласии их не с вещами, а друг с другом.

Гоббс: В новое время теории естественного права и общественного договора освобождаются от своего предшествующего теологического обоснования. Они становятся основой рационального понимания общества и государства. Гоббс стоял во главе той школы естественного права, которая в соответствии с общими тенденциями эпохи стремилась сконструировать целостное здание права путем рациональной дедукции от фиктивного – естественного состояния – за которым следовало заключение общественного договора. Гоббс выводил гос-во из идеи естественного состояния людей. Естественное состояние – это война всех против всех, которая ведет ко взаимному уничтожению. Выходом из этой ситуации является общественный договор, предусматривающий ограничение прав и свобод индивидов в пользу гос-ва. Государственная власть предстает в данной концепции как выражение общего блага и имеет абсолютистский характер. В труде «Левиафан» (1651г) была дана философская теория, являющаяся в значительной степени результатом анализа событий Английской революции и диктатуры Кромвеля. Главная проблема, которую стремился решить Гоббс, – возникновение и природа гражданской смуты, пути ее преодоления, причины появления из ее недр авторитарного режима. Отправной точкой размышлений служит природа индивида как первичного элемента общежития. Ч-к является существом с двойственной природой: с одной стороны, он является физическим телом, с другой стороны – составляет часть гос-ва, политического тела, в котором выступает в качестве гражданина.

Локк: Локк дал целостную и систематическую концепцию общественного договора, понятого как переходная стадия от естественного состояния к гражданскому обществу; обосновал тезис о согласии как главном условии такого договора; указал на отношения собственности, политическую свободу и права ч-ка как фундаментальные принципы гражданского общества. Его концепция явилась теоретической основой борьбы парламента против абсолютной власти монарха. В своем учении о формах правления Локк выделяет несколько основных типов в соответствии с тем, в чьих руках находится верховная или законодательная власть. Это совершенная демократия, олигархия, монархия (которая разделяется на наследственную и выборную) и смешанная форма правления, которой Локк отдает предпочтение. Сам он склоняется к той форме правления, которая традиционно существовала в Англии: король, палата лордов и палата общин.

Д. Юм: Он утверждает, что мы не можем доказать существование внешнего мира, как источника существования наших ощущений. В процессе познания мы имеем дело лишь с содержанием наших ощущений, а не с их источником. Следовательно, мы не можем доказать ни то, что мир существует объективно, ни то, что он не существует. Все восприятия он делит на два вида: впечатления и идеи. Впечатления бывают первичные (внешний опыт) и вторичные (внутренний опыт). К первым он относит ощущения, ко вторым – желания и страсти. Впечатления внешнего и внутреннего опыта порождают простые идеи. К ним относят память и воображение. Идеи могут соединяться между собой, следовательно, они находятся в определенных отношениях. Он выделяет 3 типа отношений: 1. ассоциации по сходству (они часто приводят к ошибкам); 2. По смежности в пространстве и времени; 3. Ассоциации причинности (чаще всего встречаются в жизни). Учение причинности – центр его гносеологии. Нельзя доказать наличие в мире причинных связей, так как следствие не похоже на то, что называется причиной. Мы не способны доказать, существует ли материальный мир, как внешний источник ощущений. Природа держит на почтительном расстоянии от своих тайн, она предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 676; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь