Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ж-ка как вид массово-инф. деятельности.



Ж-ка как вид массово-инф. деятельности.

Массово-информационная деятельность подразумевает инф деятельность в рамках массовой коммуникации. Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации. (Корконосенко С.Г.)

Информация – базисное понятие в теории жур-ки. Информация — это отражение материи, зафиксированное психикой. Это сведения, знания, передаваемые, хранимые или получаемые системой, например человеком; то, что некто сообщает или рассказывает; сообщения, новости. Сегодня — век информационный. В связи с этим, компьютер стал новым способом хранения и передачи информации. Есть массовая и качественная информация (примеры).

Информировать — передавать какой-то смысл. Именно через эту характеристику деятельности жур-ки по сбору, обработке, компановке, распространению массовой инф-ии проявляется сущность жур-ки как особой социальной деятельности. Инф-ия – посредник между жур-кой и аудиторией, инструмент, с помощью кот. решаются задачи общества. Общество – совокупность социумов (постоянные и закрытые группы)

Коммуникавистика — отрасль обществоведения, которая обозначает становление информации, которая изучает: что же связывало людей на определенных этапах развития.

Этапы развития коммуникации связаны с техническим развитием. Коммуникацию делят на два вида: межличностная (предмет изучения социальной психологии) и массовая (стала возможной с появлением технических средств).

Очевидно, что под коммуникацией следует понимать «процесс передачи информации», «обмен чем-либо», «движение». Мы ведем речь о социальной коммуникации – об осуществлении обмена, передачи информации в человеческом обществе, в процессе социальной деятельности человека. Данная сфера – область осмысления социальных наук.

Основные виды массовой коммуникации: публицистика (обращение к публике, есть различные возможности активизировать аудиторию с помощью технологий, формирование и развитие общественного мнения); пропаганда (распространение знаний и сведений, монопропаганда не допустима в жур-ке); PR; лоббистская деятельность (поддержание или неподдержание какой-либо точки зрения); реклама (политическая, социальная, коммерческая, способствует тому, чтобы жур-ка была представлена в обществе).

Специфика массово-информационной деятельности определяется: во-первых – исходя из свойств передаваемой информации, во-вторых – исходя из целей информационной деятельности. Этот тезис очевиден, если иметь представление о структуре массовой коммуникации.

Массовая коммуникация в обязательном порядке включает в себя ряд элементов, без которых невозможен обмен данными. К таким элементам относятся: 1.участники (субъекты), между которыми осуществляется обмен информацией; 2.каналы (средства) передачи информации; 3.среда, где происходит обмен информацией; 4.информация (!!! – ключевой элемент, характеристики которого отличаются в журналистике, PR и рекламе).

Массовая. коммун-ция. – процесс распостр. социальной. инф. с пом-ю технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.

Социальная инф.- возникает в процессе освоения мира людьми. С.И. производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с (.) зрения их общественной значимости и служит для общения меж. людьм и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.

Функции ж. 1. Наблюдение за миром (сбор и распр. инфы); 2. Редактирование (отбор и комментирование инфы); 3. Форм-е обществ мнения; 4. Распр. Культуры (образование); 5. Политизация общ-ва и политическое просвещение.

Коммуникация (общение, росс. общение, англ. communication) - это предопределенный ситуацией и социально психологическими особенностями коммуникаторов процесс установления и поддержания контактов между членами определенной социальной группы или общества в целом на основе духовного, профессионального или другого единения участников коммуникации какой происходит в виде взаимоувязанных интеллектуально-мыслительных и эмоционально волевых актов, опосредствованных языком и дискретных во времени и пространстве, - то есть в виде актов вещание, актам паралингвистичного характера и психофизиологического влияния, актов восприятия и понимания и т.п. что связанные с процессами сбора фактов, их хранения, анализа, переработки, оформления, высказывания и при потребности распространения, восприятия и понимания происходят с использованием или без него разных знаковых систем, изображений, звуков (письмо, жесты, мимика но др.), средств коммуникации (газеты, журналы, аудиовизуальные программы и т.п.), средств связи (телефон, телеграф, транспорт и тому подобное) и результатом которых является конкретная интеллектуально-мыслительное и эмоционально-волевое поведение собеседника, конкретные результаты его деятельности, принятые им решения, которые удовлетворяют членов определенной социальной группы или общества в целом.

Под массовой коммуникацией (массовым общением, mass communication) мы понимаем организованное общение что является видом общественно культурной деятельности какая происходит в виде взаимоувязанных интеллектуально-мыслительных и эмоционально волевых действий направленных на духовное, профессиональное или другое единение массы людей (масс).

Становление массовой коммуникации как сферы профессионально организованной общественно культурной деятельности так или иначе связаны с возникновением профессии коммуникатора, которая в обществе официально еще не является признанной, и развитием производственной сферы для обеспечения массовой коммуникации.

С развитием технологий в структуру массовой коммуникации, особенно профессиональной, были включены производственные процессы, которые легли в основу возникновения информационной индустрии. Попытка поставить массовую коммуникацию на рельсы производства дала толчок развитию массовоинформационной деятельности как производственной и становлению отраслей информационного производства, таких как пресса, телевидение, радиовещание, книгоиздание и тому подобное.

Особенного развития массо-воинформационная деятельность набрала в ХХ веке, обозначенном глобальными экономическими и социальными трансформациями. В то же время мировая информационная индустрия, которая сформировалась на основе развитой масовоинформационной деятельности, становится причиной глобальных трансформаций в мире.

Качественное, высокотехнологичное изготовление носителей информации предопределено общественной необходимостью производить совершенные, эстетично оформленные носители информации, нужные для развития человека и общества в целом, сохранение и передачи информации из поколения в поколение, формирование информационной системы общества, развития науки, техники, культуры и тому подобное. Любой текст, от нескольких напечатанных строк к многотомному изданию, является неоценимым источником информации, вместилищем духа народного, информационным каналом между прошлым и грядущей. Каждый текст является проявлением общенародной информационной системы, в которой живое дано поколение. В осмыслении этой значимости текста важнее и весомой кажется работа машинистки, сборщика, корректора, которые своим трудом создают действительно графические шедевры национальной культуры. Отрасли информационного производства: пресса, аудиовизуальная отрасль (телевидение, радиовещание), книгоиздание, электронная отрасль, отрасль информационного обеспечения.

Функции ж-ки в обществе.

«Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.)».

Существует много представлений о том, чем должна заниматься журналистика. В мировой и российской истории до сих пор есть много концепций о роли и функциях журналистики.Это до сих пор дискуссионный вопрос, так как жур-ка и СМИ меняются в связи с новыми потребностями общества и развитие технологий. В последнее время в лит-ре существует тождество между жур-кой и СМИ, но у СМИ больше видов деятельности (реклама, пиар). Существуют различные точки зрения на данный вопрос.

По Марксу, наряду с 2 классами в обществе (правители и управляемые) должен существовать 3 элемент — свободная пресса, которая должна являться своеобразной трибуной. Эта концепция в свое время очень долго жила в России. Но до 1985 года необходимости такого отношения к прессе не было. Сегодня только в экономически развитых странах работает эта теория. По Ленину. 1901 год, статья «С чего начать». В ней он описывает свою концепцию, которая сводится к следующему: «Газета — не только коллективный пропагандист, агитатор, но и коллективный организатор». Эта концепция действовала в СССР 70 лет. Она жива в стране и сегодня. Принимается во внимание органами власти и олигархическими структурами. Подход этот носит орудийный и инструментальный характер (т. е. Пресса и СМИ вообще как орудие для достижения своих целей). По Сталину, пресса — это приводной ремень партии. Еще одна концепция, которая жива сегодня. Прохоров. Синонимизация ж-ки и СМИ. 1) Социальные. 2) Ценностоно-ориентационные (СМИ формируют мировоззрение, миросозерцание, убеждения, взгляды людей). 3) Культурно-рекреативные (удовлетворение культурных потребностей людей). 4) Организаторские. Корконосенко. Вводит в оборот понятие субъектного подхода. 1) Государство – пропаганда, агатация, организация. 2) Общество – самоорганизация, коммуникация. Выражение общественного мнения. 3) Аудитория – утилитарная, информационная, рекреативная. 4) Журналистская корпорация – в ней циркулируют опред нормы, принимаемые большинством сотрудников СМИ: производственно-экономические, творческие (самовыражение). Третьяков. 1) передача инфы. 2) объединение общества – коммуникационно-интеграционная. 3) Провозглашение интересов общ-ва перед теми, кто этим общ-вом управляет. 4) управление поведением общ-ва, вплоть до манипуляции 5) Социализация людей. Дэвид Рендел в книге «Универсальный журналист», где говорилось, что нет журналистики американской или китайской, советской и английской и пр. Есть плохая и хорошая. Среди задач он формулирует следующие: 1.Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и домыслов; 2.Сопротивляться действиям правительства, направленным на удушения свободы слова; 3.Информировать избирателей о тех, кого они выбирают; 4.Заниматься расследованием действий и бездействия властей; 5.Исследовать мир бизнеса, обращения с покупателями, качество продукции; 6.Держать зеркало у лица общества, показывая его пороки и преимущества; 7.Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы, и расследуя его поражения; 8. Содействовать свободному обмену идеями;

Функции ж. 1. Наблюдение за миром (сбор и распр. инфы); 2. Редактирование (отбор и комментирование инфы); 3. Форм-е обществ мнения; 4. Распр. Культуры (образование); 5. Политизация общ-ва и политическое просвещение.

 

Правовое регулирование СМИ.

Основной правовой регулятор деятельности СМИ – это государство, оно является одним из трех субъектов, контролирующих СМИ (Государство, общество, журналистское сообщество). Функция государства — регулирование деятельности СМИ, посредством принятия различных законов и законодательных актов. Однако помимо государства существуют ещё мировые стандарты регулирования СМИ и свободы массовой информации – это различные декларации и конвенции, если страна, в данном случае – Россия, их ратифицировала, значит международные правовые нормы стоят выше выше национального законодательства. Вот документы, регулирующие свободу информации, а также некоторые аспекты её ограничения в России и в мире: - 1. Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948). Приоритет международных норм над национальным законодательством. Статья 19: Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ. 2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (4.11.1950). Статья 10. Свобода выражения мнения. 1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. 3.Международный пакт о гражданских и политических правах (19.12.1966).

Конституция РФ (ст. 15, 29).

Статья 29

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

5. Гражданский и уголовный кодексы. Моральный вред, личные неимущественные отношения, авторские права, честь и достоинство. УК: клевета и оскорбление, оскорбление представителя власти или суда, ложный донос и т.д.

Закон о СМИ (27.12.1991)

Ж-ка как феномен культуры

«Журналистика – общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.)» К-ра – (Даль) –обработка и уход; возделование; возделка; образование – умственное и нравственное. К-ра – общественное явление. Культура – ценностно-деятельностный подход: 1) способ сохранения ценностей (материальных, духовных, историч и пр) общ-ва, которому она принадлежит. 2) соответствующий этим ценностям способ деятельности (материальной, умственной…).1) богословско-монотеистическое – все мироздание –это творение Бога. Все совершенно, гармонично, красота – все это к-ра. 2) Политеическое – множественный Бог. Идея – единого творца нет. К-ра творится. Она неедина.3) Антропоцентрическая – в эпоху рационализма. В центре -чел. Источник развития – рациональная деятельность.

ФЕНОМЕН: Ж-ка – субъект к-ры, передатчик к-ры (транслятор), объект к-ры.

ТВ само по себе культуру не производит, только транслирует. Из обзорки: ТВ связно не с массовой, а с повседневной культурой.

Плюсы: ТВ может транслировать высшие культурные достижения в массы: канал «Культура», который показывает лучшие спектакли, фильмы, которые недоступны массовой аудитории.Минусы: ТВ транслирует и массовую культуру – концерты. Массовая культура - опосредованная, популярная, бытовая, адаптированная. Традиционные подходы к массовой культуре:

1. Это испорченная, опошленная культура. У Чехова: пошлый - скучный. Аксенов: нельзя путать искусство с массовой культурой. Это все равно что сравнивать любовь и проституцию. 2. Массовая культура - популярные жанры – мелодрама, мыльная опера. 3. Обращается к сознанию простого человека – это культ для масс

4. Связана с коммерцией. То, что хорошо продается и идет на ТВ – шоу-бизнес.

5. Китчевое искусство. Массовая культура связана с массовыми тиражами.

Что происходит при взаимодействии массовой культуры с массовыми коммуникациями: 1. Любые художественные факты теряют свое природное бытие, наделяются форматом поп-культуры 2. Эстетика, поэтика клипа в наше время растет

Понятие массовой культуры появилось с конце 19-начале 20 века. К конце 60-х с особой остротой воспринималось т.н. миграция – переезд из деревень в города. ТВ вошло в досуг. Произошло усреднение художественных стандартов, вкусов. Массовая культура оттесняет элитарную в начале 90-х. Массовая культура заполняет пограничные области элитарного искусства: 1. исчезают границы между элитарным и массовым 2. ослабляется культура в целом. 3. общество начинает с неприязнью относится к «чернухе», которая превратилась в развлечение. Позитивные моменты массовой культуры: потребность в ней всегда существовала из-за фольклорной основы – смех, жалость, ужас – лежат в основе любого человеческого воображения. Массовая культура всегда питала элитарную. ТВ – продукт массовой культуры.

Сказать о том, что сейчас мало культурных программ.

Конец ХХв – медиакультура – особый тип к-ры информационного общ-ва и новый тип коммуникаций. Как особый тип к-ры – ее связь с социальными мифами. Как новый тип коммуникаций – реализует к-ры как ср-во общения.

К-ра, как феномен чел деят-ти.11 пунктов (Марина Алекс. Мясникава):

1. Будущее ТВ связано с к-рой; 2. С начала ХХ в. сущ-ет новый тип к-ры – массовая; 3. Ж-ка – составная часть к-ры. Ж-ка создает, транслирует и распр-ет духовные ценности; 4. Значение ж-ки в к-ре будущего: -ж-ка объединяет человечество(идея глобализации, всеединство человеч-ва); - сегодня происходит форм-е нового типа цивилизации – информационной; - к-ра-самосознание личности, ж-ка- гуманизация человеч рода; 5. Развитие единой мировой к-ры – ж-ка играет важн.роль; 6. нельзя невилировать нац. к-ры, надо их развивать; 7. Приоритет общечеловеч ценностей над классовыми. Общечел ценность (ЮНЕСКО) – священный дар жизни. Надо его защищать; 8. Стандартизация дух жизни (ж-ка этому способствует, но надо с этим бороться); 9. Развитие народной к-ры (надо способствовать): - игровая праздничная дея-ть; -народное творч-во; -к-ра потребления.; 10. Культурно-худож роль СМИ возрастает. (порассуждать – кто определяет: народ или СМИ. Ответить – ТВ влияет на народ! ); 11. Необходимо заниматься изучением культурыры и СМИ.

По прогнозу на ближайшие 3 года самые популярные: кино, журналы, ТВ, видеоигры.

В то же время мы творим, переделываем культуру. Но журналистика и сама объект культуры. Журналистика – культура информационного общества (+графика, верстка)

Массовое, значит всегда мифологизированное.

Массовая культура создает лишь то, что потребно сиюминутно.

Журналистика – это культура по определению.

Медиакультура – особый тип культуры информационного общества и новый тип коммуникаций. Как особый тип – ее связь с социальными мифами. Немаловажны и средства общения.


Рекламная политика редакции

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламная политика – комплекс мероприятий, направленных на получение максимального дохода от СМИ и повышения его конкурентоспособности.

Рекламная политика редакции включает определение цены рекламы в издании, системы ее публикации, разработку организационных мер обеспечения редакции рекламой, в частности – планирование прибыли от ее публикации.

Любое СМИ с помощью рекламной политики решает 2 ряда задач: привлечение рекламодателей (скидки, семинары, образование) и продвижение самого СМИ (фестивали прессы, благотворительные акции, сувениры, информационная поддержка).

Документы: прайс-лист с линейкой продуктов и цен (модульная, рубричная реклама) + коммерческие предложения клиентам

Цена рекламы – фактор, от которого зависит величина доходов и прибыли издания. Чем больше его тираж, чем выше его популярность и авторитет, тем сильнее оно привлекает рекламодателей. Но чем больше тираж издания, тем сильнее оно нуждается в рекламе, чтобы за счет получаемой от ее публикации прибыли покрывать свои расходы и убытки.

Определив цену рекламы в издании, разрабатывают систему ее публикации. Тем самым определяют, какую рекламу и как в нем публиковать, какие источники ее поступления в редакцию использовать. Характер рекламы зависит от специализации издания. - универсальная публикация - печатают все, что предлагают (характерна для массового издания) – специализированная публикация - отдают предпочтение определенной группе товаров и услуг (зависит от характера издания)

Рекламой издания обычно обеспечивают рекламные агенты. Работа рекламных агентов. У каждого рекламодателя свои цели. Чтобы помочь в осуществлении этих целей, рекламный агент должен показать, как его СМИ поможет рекламодателю. Для этого агент должен: - знать концепцию своего СМИ и его рынок (тираж, охват, аудиторию, рекламодателей); - знать, кто может стать рекламодателем данного СМИ; - изучить конкурентов своего СМИ; У агента должен быть готов ответ на любой вопрос рекламодателя: формат издания, количество цветов, дни выхода, сроки подготовки рекламного объявления и верстки, стоимость рекламного модуля, условия договора. Для того, чтобы убедить рекламодателя, необходимо иметь с собой несколько экземпляров газет или журналов. Также рекламный агент должен рассказать рекламодателю об отдаче от рекламы в данном издании (т.е. рассказать о сумме, затраченной на один экземпляр).

Субъекты рекламного рынка:

1). Рекламодатель

2). Рекламные агентства (разрабатывают идею и воплощают ее)

3). Средства распространения (СМИ)

4). Потребители

У классической прессы цель – информировать и формировать общественное мнение, а реклама – лишь побочный, второстепенный продукт. Но нельзя забывать и о чисто-рекламной прессе.

Инструменты рекламной политики редакции:

1). Товар (что продаем аудитории? – говорим об этом рекламодателю, типа: а вот у нас есть на полосе то-то и то-то, как раз для вашей рекламы место). На ТВ мы можем рекламировать новый сезон – анонсы, а рекламодателю говорим: вот где можно на нашем канале разместить рекламу.

Журналы можем рекламировать по ТВ, например «Итоги» и «Русский News Week» - рекламируются по НТВ, сразу после новостей.

2). Цена

3). Средства распространения (успешнее всего на Первом канале – у 99% он принимает) + когда издание расширяется географически (+подписка, розница)

4). Продвижение себя (самореклама – путем разных акций).

Отдавая должное роли рекламы как важнейшего источника доходов редакции, руководители общественно-политической газеты должны, однако, понимать, что злоупотребление публикацией рекламы, ставка только на нее с целью укрепления финансовой базы издания могут привести к нежелательному эффекту. А именно – к постепенному превращению общественно-политической газеты в рекламное издание со всеми связанными с этим последствиями: искажением его имиджа, потерей значительной части читательской аудитории и т.д. Чтобы избежать этого, полезно установить предел публикации рекламы и не переходить его. В кризис рекламный рынок страдает, падают расценки на рекламу.

 

PR: понятие и функции

PR – управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных отношений между организацией и общественностью.

PR - это продолжительные, планируемые усилия, которые направлены на создание и поддержку взаимопонимания и доброжелательных отношений между организацией и ее общественностью.

PR – одно из направлений массово-коммуникационной деятельности; сфера социальной и профессиональной деятельности, нацеленной на формирование у аудитории позитивного восприятия субъекта с учетом взаимоотношения между ними.

Социальная деятельность – потому что формирование позитивной репутации – область этики, основана на интересах аудитории. Профессиональная деятельность – на этот результат работают разные специалисты от маркетологов до дизайнеров.

Субъект выстраивает свой положительный образ, значит, он как минимум не должен говорить глупости.

Три кита (возможных принципа) современного пиара: Согласование интересов. Паритетное управление. Солидарное разрешение конфликтов.

Связи с общественностью двунаправлены:

1) внешняя аудитория

2) внутренняя аудитория.

Функции пиара:

- информационная;

- просветительская

-культурологическая (должны быть учтены особенности развития конкретного общества)

- развлекательная (проведение массовых мероприятий)

Задачи пиара:

• Определение миссий фирмы,

• выработка имиджей,

• подготовка выступлений руководителей,

• контакты с властями,

• организация ярмарок, выставок, пресс-конференций,

• прогнозирование кризисов и антикризисный менеджмент,

• планирование бюджета на нужды пиара,

• подбор кадров для пиар-отдела.

• Тренинги для работников фирмы по эффективным коммуникациям.

• Разработка фундаментальных стандартов. Все сотрудники организации ответственны за имидж фирмы.

• Привлечение новых клиентов и работа с партнерами и прессой.

Правило RACE R – исследования (тексты) A – действие (акции) C – сообщения (коммуникуции) E – подведение итогов

40% пиар-услуг в России – это медиа-рилейшнз. Но специалисты пиар пишут не для читателей, а для журналистов.

3 основания пиара:

1. Знания (совокупность профессиональных видов деятельности в области социологии, маркетинга, массовых коммуникаций, психологии).

2. Творческая сфера деятельности (практическое применение знаний).

3. Здравый смысл (расчет перспектив).

Параметры:

- наличие конкурентной среды;

- наличие равных условий доступа к инф-ии;

- наличие профессиональных специалистов;

- наличие необходимых финансов, так как пиар – затратная сфера деятельности.

Технологии:

Печатные: афиша, листовка, буклет, пресс-релиз, анкета, бюллетень и т.д.

Визуальные технологии: схемы, таблицы, планы, кино, видео. Надо максимально использовать технологические средства представления информации.

Аудиоприемы: выступления, спичи, дискуссии, круглые столы, переговоры, дебаты, совещания и т.д. в том числе слухи и контрслухи.

По типу организации группового поведения: официальное деловое общение, брифинги, пресс-конференции, совещания, банкет, бал, встреча, дегустация, конкурсы, турниры, лотереи, пикники, творческие вечера.

Специально организованное мероприятие. Псевдособытия. Действие не заложено в существующих технологических приемах, а создается специально, эпатирует. Событийная конструкция, которая имеет характер непохожести, провокационности.


№24. Основные этапы развития отечественной журналистики в 18-19вв.

Развитие журналистики зависело от политических и социально-экономических процессов в стране. 3 основных фактора, влияющих на её развитие:

- политика Правительства в области печати

- запросы аудитории

- внутренняя эволюция жур-ки, так как она тоже социальное явление.

Характерные этапы развития жур-ки в данный период:

1. 1702 (выход 1-го номера «Ведомостей») – 1759 (появление первого частного журнала в России «Трудолюбивая пчела Сумарокова) – период полной монополии правительства на печатное слово. Жур-ка является каналом пропаганды власти на общество, пиарит власть, повышает имидж государя, просвещает. На данном этапе происходит становление и формирование жанров, первые публицисты учились говорить с аудиторией языком информации.

2. С 1759 года – период частной издательской практики. Жур-ка стала ареной двустороннего общения, общество начинает делегировать свои интересы власти. Складываются основные черты жур-ки: публицистичность, критика, просвещение ( Радищев, Фонвизин, Новиков, Сумароков), основы гражданской жур-ки (критика власти и хар-ра правления).

3. Первая четверть 19 века. С приходом к власти Александра I – либерализация. Устав 1804г – снимаются ограничения с жур-ки, новый виток гласности. Возникают издания министерств и ведомств – отчет перед обществом. Меняется сам тип журнала, он становится общественно-политическим (Николай Михайлович Карамзин «Вестник Европы» вводит раздел «Политика»). Информация становится более оперативной, возникают разделы литературно-художественной критики на русскую и зарубежную литературу («Московский журнал»).

4. 1820 – 1840-е гг. Происходит профессионализация жур-ки, она коммерсиализируется, вводится такса на все виды литературного труда. Забота о расширении аудитории различными методами, следовательно появляется массовая жур-ка с ярким и доступным языком. Жур-ка осознается как особый вид деятельности. 1825г – появился термин «журналистика», до этого этот вид деятельности был «частью русской словесности». Формирование теории журналистики (Полевой, Белинский, Пушкин). Жур-ка стала средством общественного служения.

5. 1850 – 1860-е гг. На данном этапе происходит 2 основных момента. Во-первых, формирование методологии критики как средства общения с аудиторией. Эзоповым языком выражается взгляд журналиста на общественную жизнь. Появляется три вида критики: 1. Реальная критика (Добролюбов, Чернышевский): диктат общественных начал в искусстве и жур-ке, требование четкой общественной позиции от художника. 2. Эстетическая критика (Боткин, Анненков, Дружинин): внимание к художественности, эстетическому началу. 3. Органическая критика (Аполлон Григорьев): соединение ярких достоинств двух других критик. Во-вторых, в это время формируются три ведущие направления в печати: консервативное, либеральное (Катков «Русский вестник»), демократическое («Современник» Некрасова, «Русское слово» Благосветова и вся сатирическая жур-ка). В 1860-е годы возникают информагентства, следовательно инф-ия становится оперативной, возникают «вечорки». Возрождается сатирическая пресса, как средство общественного служения, становится политической + карикатуры («Искра», «Гудок», «Будильник»). 1862г – снимаются ограничения с печати рекламы в частных СМИ, до этого реклама могла публиковаться только в правительственных СМИ. Развитие рекламы.

Конец 19 века – новая фаза развития жур-ки, формирование партийной жур-ки.

 


№ 25. Типологическая хар-ка российской жур-ки в конце 19 – начале 20 вв.

В это время существенно меняются типологические хар-ки российских СМИ: обострение политической ситуации в стране, возникновение многопартийности, войны, революции, время духовного ренессанса, новые философские идеи, эстетические концепции, изменения в экономике, издательской деятельности (смена оборудования в типографиях с парового на электрическое – ускорение печати), высокая конкуренция.

Главные типоформирующие признаки:

- изменившийся характер учредителя

- смена запросов аудитории

1. Издателями теперь чаще всего становились не «одиночки», а паевые товарищества, куда входили предприниматели и даже журналисты, либо промышленные сообщества (отраслевая и корпоративная печать), либо партийные организации (партийные СМИ).

Корпоративные и отраслевые СМИ: ангажированный х-р прессы, система отраслевых СМИ на деньги крупных корпораций. Для промышленников СМИ нужны были в качестве воздействия на правительсвто для получения льгот и снижения различных видов налогов, для продвижения в обществе своей продукции. Для данного вида прессы характерен специфический отбор инф-ии, не было культурной и социальной инфы, она предназначалась чаще всего для интересов узкой аудитории (сами промышленники, их клиенты, чиновники). Обилие рекламных материалов.

Партийные: работали на тактические цели конкретной партии, ориентация на свою социальную аудиторию, пропагандистский и агитационный х-р информации, директивность (освещение деятельности съездов), полемика с оппонентами, публикация положительных откликов своей аудитории.

2. С 1908 года выходят газеты-«копейки», массовые газеты (200-300 тысяч подписчиков), прообразы городских газет, но это была бульварная пресса.

Тенденции: массолизация жур-ки («Русское слово» - до 1 млн. экземпляров).Трансформация журнальной формы – окончательная победа тонкого еженедельника над толстым ежемесячником (более оперативная инфа). Наличие огромного количества бесплатных приложений (бесплатные полные собрания сочинений различных авторов, выкройки, альбомы для рукоделия, календари, наборы гравюр, бесплатные журналы, как приложения к газетам) – журнал «Нива».

Изменившиеся типологические черты прессы определили особенность функционирования СМИ:

- идеологическое воздействие на аудиторию, как следствие – формирование гражданской позиции каждого.

- отражение интересов различных социальных групп.

- качественная жур-ка продолжала свою просветительскую функцию.

- многофункциональность и разнообразие.


Профессиональные аспекты:

1. Организационно-массовая работа (привлечение рабселькоров, публикация писем и откликов, в 1960-е: организация круглых столов, рейдов, всесоюзных перекличек)

2. Сегодня СМИ утрачивают это, утрата доверия со стороны аудитории, меньше работы с аудиторией, с их письмами.

Эффективность СМИ

- социально ориентированное содержание (то. Что волнует аудиторию), соответствие социальным ожиданиям.

- дизайн газеты (материалы должны быть читабельными)

- работа с аудиторией

Работа с аудиторией за пределами медиапространства (акции, конкурсы).

СМИ тогда могут считаться демократическими институтами, когда мы поймем определение демократии – «власть народа», следовательно сегодня нет демократии в СМИ, отстраненность от интересов массовой аудитории. Жанровое разнообразие в газетное время.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь