Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Художественно-публицистические жанры ПП,ТВ, РВ



Информация — совокупность сведений, которые журналисты передают своей аудитории. Нет принципиальной разницы в жанрах печати, радио и ТВ, так как у них одни и те же источники инфы, методы её сбора и функции. Разница лишь в терминах, технических возможностях, в выразительных средствах и способах кодирования инф-ии. Любое СМИ – единство многообразия (темы, оценки, авторы, жанры). Востребованность СМИ зависит от потребительских качеств инф-ии (оперативность, злободневность, правдивость и т.д.) и от жанровых форм.

Жанр — это форма организации материала в журналистском выступлении, форма организации его мысли. Жанр – категория конкретно-историческая, он не бывает застывшим, меняется в зависимости от того, какие у нас есть возможности познания мира. Жанр – категория типологическая, меняясь во времени, он всегда узнаваем, у него есть закрепленные признаки. Жанр – категория гносеологическая, так как жанровая форма помогает решать задачи познания (глубина и широта исследования). Жанр – категория морфологическая, так как проявляется в особенностях разработки проблемы, в наборе и методике технологий автора, в структуре текста, в роле и месте факта в тексте. Жанр – категория аксеологическая, так как всегда связан с оценкой журналиста. Жанр – категория творчески-созидательная, так как в итоге текст получается как определенная модель мира.

Выбор жанра обусловлен тем, какой материал у журналиста в руках, целевая установка, субъективный фактор — что сам он может сделать. Существуют три группы жанра:

1.Информационные – создают событийную картину мира, уровень фиксации фактов;

2.Аналитические – задача – показать скрытые процессы, которые стоят за событийной картиной мира. Проникновение в суть явлений и раскрытие взаимосвязей между этими фактами и явлениями;

3.Художественно-публицистические – факт – глазами художника; Предмет у них один — отражение социальной действительности. Действительность для журналиста — совокупность информационных поводов. Не смотря на это, у этих групп жанров разные методы и функции.

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем, что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности, моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности, в пафосе и тенденциозности повествования, в допустимости только домысла, но не вымысла. Конкретный, документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план, уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, зарисовка, эссе, политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Публицистика – род произведений, посвященных актуальным проблемам, явлениям текущей жизни общества. Играет важную политическую и идеологическую роль, как средство выражения плюрализма общественного мнения, в том числе формирующихся вокруг острых проблем жизни (энцикл. толк. словарь).

1) Очерк - пограничный жанр между исследованием и рассказом, богат изобразительными средствами и выразительными возможностями. Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр, тогда ка в литературе - самый небольшой. От рассказа отличается тем, что в нем факты, действительно происходившие в жизни. Предмет очерка – почти всегда человек, как субъект действия. Очерки делятся на:

1. Описательные (отличаются в основном одно линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные - постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий):

а) путевые;

б) событийные.

2. Сюжетные:

а) портретные (надо показать уникальность или особые черты, свойственные целой группе)

б) проблемные.

Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может " за кадром", его повествование может быть просто " фоном", на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным " оценщиком".В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения, соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В., Голованова Я.

2) Рецензия – критический отзыв о произведении. Двойная подсудность, 2 аудитории: читатель и автор. Тщательно аргументированный разбор источника, целостное представление о произведении.

3) Зарисовка - небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок: пейзажная, ассоциативная (построенная на ассоциациях), портретная (портрет человека, или местности, явления).

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты " Комсомольская правда".

4) Эссе - жанр, который пишется на одном дыхании, в нем присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике: политические, экономические, литературные, публицистические. и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный " поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

5) Сатирические жанры. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания, адресностью фактов. Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма, басня, карикатура, анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой, сатирой, юмором, использованием таких приемов, как ирония, сарказм, гротеск, гипербола и других.

А) Фельетон - это объемный сатирический жанр, " синтез трех начал: публицистического ( факт не только конкретен, злободневен, актуален, но и оперативен), сатирического (выявляется комическое содержание факта, оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического образа, что и отличает фельетон от сатирической заметки)" Виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, фельетон-очерк, фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба, фельетон - заявление; драматические фельетоны: фельетон-пьеса, фельетон -скетч и т.д.

Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории, в других - возбудить гнев, ненависть, в-третьих - показать ничтожность носителей зла, обреченность и никчемность их методов действий. В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати. Отечественную журналистику прославили такие выдающиеся фельетонисты, как М. Е. Салтыков-Щедрин, В. М. Дорошевич, И. А. Ильф и Е. П. Петров.

Б) Памфлет - произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое - злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели). За " Философские письма Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим… В настоящее время памфлеты почти исчезли со страниц изданий.

В) Пародия - жанр- передразнивание. Цель пародии - гипертрофировать, подчеркнуть особенности критикуемого явления, его содержания, формы. Пародии бывают на литературные произведения, театральные постановки, кинофильмы и даже на песни, музыку, и бытовые ситуации.

Г) Эпиграмма - в переводе с греческого " надпись на камне" - это сатирическая миниатюра, отличающаяся предельной сжатостью характеристики, объема критики, осмеяния. Она метит в определенный объект, в иных случаях бывает нацелена на отрицательное явление. Часто эпиграмма дается как текстовка к карикатуре.

Д) Басня - сатирическое произведение назидательного характера, героями которого являются животные. Басня, как литературное и публицистическое произведение состоит их трех частей, обладающих различным стилем и особенностями языка. Первая часть или зачин имеет средний стиль, вводящий читателя в действие. Вторая часть основная - в ней описываются основные действия героев, в третьей - назидание, написанное высоким стилем.

Е) Карикатура - это гротескное изображение критикуемого явления, события, человека. Карикатуры бывают словесными и изобразительными. В современной казахстанской прессе встречаются и те и другие. Например, на российском телевидении программу " Куклы" можно отнести к карикатуре.

Ж) Анекдот - небольшое сатирическое произведение назидательного характера, содержащее злободневную острую критику. Текст анекдота строится по принципу " перевернутой пирамиды" - назидание в самом конце, на " вершине".

 

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план, уступив место информационным и аналитическим, так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр, как очерк совсем исчез со страниц печати.

Жанры ТВ-публицистики: информационная публицистика (сюжет, отчет), аналитическая публицистика (комментарий, корреспонденция), художественная публицистика (очерк, зарисовка, эссе, док. фильм). Единое основание – степень типизации (обобщения) жизненных явлений: Инф – мин; Аналитич – больше (на основе множество фактов); Худож – огромная (в основе – художественный образ. «Куклы») Жанры, схожие с радиожанрами, но на РВ меньше выразительных средств, чем на ТВ.

Все ТВ и РВ уходит в 3 русла: 1 информация, 2 публицистика, 3 художественная документалистика. В основе – худож образ: это – форма мышления в иск-ве, публицистики. Худож публицистика оперирует образами; иносказательная метафорическая мысль, которая раскрывает одно явление через др.Черты х.о.: самодвижение, саморазвитие; многозанчность, недосказанность; единство единич и общ, индивидуаль и типичн.; единство рационального и эмоционального; ед-вы объективного и субъективного; неповторимость, оригинальность.Специфика х.о. в публицистике: 1) обязательно опирается на факты (документализм – «Куклы»); 2)операптивен; 3)сжатость, лаконизм худ обобщений. Худож-публицистич программы обычно авторские. Нас увлекает взгляд чела, его собств видение мира. Мир видится как бы впервые. Авторские тексты тяготеют к художественности.

1)монологовые – устный рассказ; эссе (фр.-опыт); телемемуаристика; рецензия; сатирич(фельетон). 2) Диалоговые – гостиная; клуб; кафе; творч вечер 3) синтетические – сочетание монологовых, диалоговых, музыкальных, хроники, эконографии: очерк; творческий портрет; телезарисовка; публицистический фильм; обозрение; тележурнал(«Фитиль»); муз канал.

Беседа – специфич ТВ жанр

очерк.Путевой, очень синтетический (монах поехал на камчатку, Игнатий Козаревский)

Физиологический - очерк нравов. Портретный (надо показать уникальность или особые черты, свойственные целой групе) и проблемный, к нему относится судебный, похож на проблемную статью. На ТВ очерк сродни док. фильму. Виды: путевой, познавательный, проблемный, научно-популярный. Основа – жизненный факт. Это эстетическое освоение реальной действит-ти. Значит степень типизации. Гл предмет – чел. Очерк – отражение длит врем процесса. В любом жанре художественной документалистики важнейшие элементы: замысел, съемка, монтаж.

Зарисовка – образность преобл над инф. Не обязат глубина, завершенность. Образный язык. Эссе – художественный взгляд на то, что не поддается регламентированию. Инд позиция автора. Ориент на разговорн речь. Пародокс манера излож. Сравн с коллажем, лоскут одеяло. Свободн форма. Буднично (Кощеев, Вульф, Радзинский).познание мира через самопознание личности. Рецензия – дискуссионный жанр, пошел от Карамзина, ставил цел просвещения публики, 2я цель – рекламная – произведение о произведении. Фельетон. Сатира – задача обличать социальное зло. Юмор – беззлобное вышучивание человеческих недостатков. Синтезирует типичные черты для сатирич жанров. Сатирическая типизация, литературный ход, игра, могут быть адресные и безадресные.Приемы образного повествования. Преобладание ассоциативного монтажа, острой эмоциональной хар-ки. Строгая фактольгичность. Конкретность +типизация. («Куклы»). Памфлет – злободневность, Разоблачает систему взглядов.Предмет – политика и социальность. «Обзывалка».Реплика – крохотный жанр. Документальный телефильм – большое авторство, образность.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь